Решение №87/05-15 РЕШЕНИЕпо делу № 87/05-15 от 1 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 87/05-15

  г. Киров

Резолютивная часть решения оглашена 10 августа 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 18 августа 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – <...> – заместителя руководителя управления, Членов Комиссии – <...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, <...> – специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти,

в отсутствие представителей ответчика – Думы Мурыгинского городского поселения Юрьянского района Кировской области, надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела № 87/05-15,

рассмотрев дело № 87/05-15 по признакам нарушения Думой Мурыгинского городского поселения Юрьянского района Кировской области (613641, Кировская область, Юрьянский район, пгт. Мурыгино, ул. Красных курсантов, д. 5) п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 6 ст. 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Думой Мурыгинского городского поселения Юрьянского района Кировской области принято решение от 17.01.2008 № 2/4 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования «Мурыгинское городское поселение» Юрьянского района Кировской области». Решениями от 14.10.2008 № 14/3, от 19.05.2011 № 49/3, от 19.07.2012 № 66/7, от 13.02.2013 № 7/9 внесены изменения.

Как было установлено, «Положение «О порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования «Мурыгинское городское поселение» Юрьянского района Кировской области», утв. Решением Думой Мурыгинского городского поселения Юрьянского района Кировской области принято решение от 17.01.2008 № 2/4 (в ред. решений от 14.10.2008 № 14/3, от 19.05.2011 № 49/3, от 19.07.2012 № 66/7, от 13.02.2013 № 7/9) содержит ряд норм, противоречащих действующему антимонопольному законодательству.

Учитывая тот факт, что в бездействии Думы Мурыгинского городского поселения, связанном с неприведением в соответствие с действующим антимонопольным законодательством Положения «О порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования «Мурыгинское городское поселение» Юрьянского района Кировской области», утв. Решением Думы Мурыгинского городского поселения Юрьянского района Кировской области от 17.01.2008 № 2/4, содержались признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 6 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в отношении данного муниципального органа было возбуждено производство по делу.

На заседание Комиссии Дума Мурыгинского городского поселения Юрьянского района Кировской области своих представителей не направила, письменное ходатайство о рассмотрении дела без ее участия не поступало. Принято решение о рассмотрении дела в отсутствие Думы Мурыгинского городского поселения.

Изучив имеющиеся документы, Комиссия установила, что в бездействии Думы Мурыгинского городского поселения Юрьянского района Кировской области содержится факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 6 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Думой Мурыгинского городского поселения Юрьянского района Кировской области принято решение от 17.01.2008 № 2/4 «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования «Мурыгинское городское поселение» Юрьянского района Кировской области» (далее – Положение). Решениями от 14.10.2008 № 14/3, от 19.05.2011 № 49/3, от 19.07.2012 № 66/7, от 13.02.2013 № 7/9 внесены изменения.

Пункт 6.1 Положения предусматривает, что аукционы и конкурсы на право аренды и других договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования могут быть открытыми и закрытыми.

Абзац 9 пункта 6.2 Положения говорит о том, что администрация утверждает информационное сообщение о торгах и публикует его в газете «Юрьянские вести» или другом официальном печатном издании.

Пункт 5.3 Положения предусматривает, что юридическим лицам независимо от формы собственности и организационно-правовых форм, а также гражданам движимое и недвижимое имущество может быть передано в безвозмездное пользование исключительно на цели связанные с обслуживанием находящихся в муниципальной собственности, в том числе водопроводных и канализационных сетей, насосных станций, тепловых сетей и котельных.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в случаях, установленных в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Во исполнение ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции Приказом ФАС России от 10.02.2010 года № 67 утвержден Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее – Порядок проведения конкурсов или аукционов).

Согласно пункту 2 Порядка установлено, что проводимые конкурсы и аукционы на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества являются открытыми по составу участников.

Таким образом, положения пункта 6.1 не соответствуют пункту 2 Приказа ФАС России от 10.02.2010 года № 67.

Установление возможности проведения закрытого конкурса или аукциона на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении муниципального имущества ограничивает круг потенциальных участников конкурсных процедур, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции с 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее – официальный сайт торгов).

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве официального сайта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении указанного имущества.

Таким образом, неразмещение информации о проводимых торгах на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении указанного имущества на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru ограничивает доступ потенциальных участников к данной публичной процедуре и соответственно может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Положения пункта 5.3 Положения, утв. Решением от 17.01.2008 № 2/4, устанавливающие ограничения для потенциальных участников торгов по признаку гражданства, не соответствуют требованиям антимонопольного законодательства РФ по следующим основаниям.

Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» следует, что органы местного самоуправления не вправе ограничивать доступ лиц к участию в торгах, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к таким лицам.

Главой IV (п. 23) Правил проведения конкурсов или аукционов предусмотрены условия допуска лиц к участию в конкурсе или аукционе, в соответствии с которыми заявителем может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора и подавшее заявку на участие в конкурсе или аукционе. Перечень случаев ограничения участия в конкурсе или аукционе является исчерпывающим, то есть расширительному толкованию не подлежит, и установлен пунктом 24 Правил проведения конкурсов или аукционов. В данный перечень не входит условие ограничения допуска к торгам по гражданству, которое является более узким понятием по отношению к такому понятию, как физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

В соответствии с п. 25 Правил проведения конкурсов или аукционов отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 24 Правил, не допускается.

Устанавливая положениями пункта 5.3 Порядка, утв. Решением от 17.01.2008 № 2/4, такое дополнительное ограничение к потенциальным участникам торгов на право заключения договора безвозмездного пользования объектами муниципальной собственности, как гражданство, Дума Мурыгинского городского поселения создала условия, которые приводят либо могут привести к ограничению участия лиц в торгах, что является необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Согласно пункту 3.1 Порядка проведения конкурсов заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее – объекты теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения), осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Установление возможности передачи водопроводных и канализационных сетей, насосных станций, тепловых сетей и котельных, находящихся в муниципальной собственности в безвозмездное пользование, не соответствует требованиям ч. 1 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ и ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ и ограничивает хозяйственную деятельность потенциальных участников торгов, желающих получить указанное имущество по концессионному соглашению, что в свою очередь создает необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, нормы «Положения «О порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования «Мурыгинское городское поселение» Юрьянского района Кировской области», утв. Решением Думой Мурыгинского городского поселения Юрьянского района Кировской области от 17.01.2008 № 2/4 (в ред. решений от 14.10.2008 № 14/3, от 19.05.2011 № 49/3, от 19.07.2012 № 66/7, от 13.02.2013 № 7/9) в части пункта 5.3, не соответствующего п. 23 Порядка, утвержденного Приказа ФАС России от 10.02.2010 года № 67, а также не соответствующего требованиям ч. 1 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ и ч. 1 ст. 28.1 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ, в части возможности проведения закрытых конкурсов и аукционов (п. 6.1), не соответствующего пункту 2 Приказа ФАС России от 10.02.2010 года № 67, а также в части не размещения информации о проводимых торгах в отношении муниципального имущества на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru (абзац 9 пункта 6.2), содержат признаки нарушения требований п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 6 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Комиссия считает, что нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине Думы Мурыгинского городского поселения Юрьянского района Кировской области.

Так как на момент принятия решения по делу «Положение о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования «Мурыгинское городское поселение» Юрьянского района Кировской области», утв. Решением Думой Мурыгинского городского поселения Юрьянского района Кировской области от 17.01.2008 № 2/4, не приведено в соответствие с действующим антимонопольным законодательством, Комиссия считает необходимым выдать предписание об изменении нормативно-правового акта.

 

Руководствуясь статьей 15, 17.1 статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Кировской области факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 6 ст. 17.1 выразившийся в неприведении в соответствие с действующим антимонопольным законодательством «Положения о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования «Мурыгинское городское поселение» Юрьянского района Кировской области», утв. Решением Думой Мурыгинского городского поселения Юрьянского района Кировской области от 17.01.2008 № 2/4, в части пункта 5.3, не соответствующего пункту 23 Приказа ФАС России от 10.02.2010 г. № 67, а также несоответствующего ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в части пункта 6.1, не соответствующего пункту 2 Приказа ФАС России от 10.02.2010 г. № 67, а также в части абз. 9 п. 6.2, не соответствующего ч. 6 ст. 17.1

2.Думе Мурыгинского городского поселения Юрьянского района Кировской области выдать предписание об изменении нормативно-правового акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

 

Председатель Комиссии                                                                                           <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                      <...>

<...>

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ в трехмесячный срок.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны