Решение №043/07/3-532/2021 1. Признать обоснованной жалобу ООО «Петербург Групп» на дей... от 6 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

«06» июля 2021 г.                                                                        № 043/07/3 – 532/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, запроса котировок на закупку товаров, работ услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в составе:

Зам. председателя комиссии:

Членов комиссии:

в присутствии (ВКС):

рассмотрев жалобу ООО «Петербург Групп»,

У С Т А Н О В И Л А:    

          17.06.2021 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО «Петербург групп» (далее – Заявитель) на действия Организатора торгов (Заказчика) – АО «Газпром газораспределение Киров» (далее – Заказчик) при проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме по отбору поставщика для поставки товаров (номер извещения 32110356232).

Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

          Заявитель обжалует действия Заказчика при формировании документации. Заказчик нарушил принципы проведения закупки, установленные в части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также требования к порядку проведения торгов, указанные в части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.20016 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а также требования Положения о закупках, а именно: неверно выбран способ закупки, что позволяет также Заказчику не соблюдать требования к формированию предмета закупки, установленные в части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, т.е. он может указать в предмете закупки марку, модель, товарный знак производителя или страну происхождения товара. Кроме того, установленные Заказчиком критерии позволяют конкурировать участникам закупки исключительно по ценовому параметру. Параметры «Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации ГАЗСЕРТ или в системе добровольной сертификации ИНТЕРГАЗСЕРТ», «Количество товара, включенного в реестры, установленные п. 2 постановления Правительства от 03.12.2020 № 2013
"О минимальной доле закупок товаров российского происхождения", установленные в документации установлены излишне ввиду поставки товара иностранного производства.

Лицам, участвующим в деле, направлено уведомление о дате рассмотрения жалобы, у Заказчика запрошены необходимые документы по исследуемой закупке, а также письменные пояснения по существу жалобы.

Рассмотрение жалобы назначалось на 28.06.2021, откладывалось на 02.07.2021 года, на 06.07.2021 года. Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом.

Заявитель на заседании комиссии поддержал доводы, указанные в жалобе.

Заказчик направил письменные пояснения, подтвержденные представителями Заказчика на заседании комиссии, согласно которым установлено, что маркетинговые исследования проводятся согласно п. 14.1.1. Положения о закупках, на основании утвержденного плана закупок Компаний Группы Газпром межрегионгаз. В соответствии с п. 5.4. и п. 1.4.1.2. Положения Исполнительным органом (ООО «Газпром межрегионгаз») на этапе формирования плана закупок Компаний Группы Газпром межрегионгаз по предложению Заказчика определен способ закупки (открытые маркетинговые исследования) и его форма (электронная), а также согласно п. 1.4.1.1. утверждена начальная (максимальная) цена.

Таким образом, при планировании и осуществлении рассматриваемой закупки Заказчиком полностью соблюдены требования Положения (п. 1.4.1.1., 1.4.1.2., 5.2., 5.4., 5.8.9., раздел 14), и, соответственно, требования Закона о закупках (ч.1 ст.1, ч.2 ст. 2, части 1, 2, 3.2. ст. 3).

Говорить о неправомерном выборе способа проведения закупки можно только в случае, если рассматриваемая неконкурентная закупка обладает всеми признаками и условиями проведения конкурентной закупки, изложенными в ч. 3 ст. 3 Закона о закупках.

Заказчики вправе самостоятельно выбрать способ проведения закупки, Закон о закупках не устанавливает ограничений на выбор способа закупки. Заказчиком был обоснованно, экономически оправданно, в соответствии с п. 5.8.9. Положения, выбран неконкурентный способ закупки - открытые маркетинговые исследования.

Закупка мини-экскаватора гусеничного HYUNDAI R18-9AK и способ закупки утверждены Инвестиционной программой общества на 2021 год.

Закупочная документация является типовой и содержит такие критерии оценки заявок, как «Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации ГАЗСЕРТ или в системе добровольной сертификации ИНТЕРГАЗСЕРТ» и «Количество товара, включенного в реестры, установленные п. 2 постановления Правительства от 03.12.2020 №2013 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения"». Действительно, в отсутствие сертификации товара и включения его в реестры, установленные п. 2 постановления Правительства от 03.12.2020 №2013, оценка фактически будет производится только по ценовому критерию «Цена закупки». Нарушения Закона о закупках и Положения при этом отсутствуют, т.к. ни Закон, ни Положение не содержат норм, регламентирующих установление критериев оценки в данном случае. Права участников закупки также не нарушаются. В соответствии с п. 1.2.38. Положения Заказчик при проведении данной закупки выбирает наиболее выгодные для себя условия исполнения договора, а именно его цену.

Считают жалобу необоснованной.

Заслушав доводы Заявителя, пояснения Заказчика, исследовав представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п.2 ч.1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом действия (бездействия) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках (или) порядка подготовки и (или) осуществление закупки, содержащегося в подтвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

На основании части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Заказчиком в ЕИС размещено Положение о закупках товаров, работ услуг, утвержденное Решением совета директоров АО «Газпром газораспределение Киров» Протоколом № 20/2019-2020 от 06.04.2020 (далее – Положение о закупках).

04.06.2021 года Заказчиком в единой информационной системе опубликовано извещение № 32110356232 о проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на поставку мини экскаватора гусеничного, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Начальная (максимальная) цена договора 4 151 481,34 руб. со следующими условиями:

Параметр

Значение параметра

Предмет закупки

Поставка мини-экскаватора гусеничного HYUNDAI R18-9AK

Срок поставки

До 20.12.2021 года

Дата начала приема заявок

С момента публикации документации (04.06.2021)

Дата окончания срока подачи заявок

18.06.2021

Дата подведения итогов закупки

21.06.2021

Срок заключения договора

Не ранее чем через 10 дней со дня публикации итогов закупки (пункт 14.11.2 Положения о закупках)

Не позднее 20 календарных дней с даты принятия решения об итогах закупки (Пункт 27 Постановления Правительства РФ № 1352 от 11.12.2014)

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с п. 5.2.2. Положения маркетинговые исследования относятся к неконкурентным способам закупок; п. 14.3.1.11. Положения установлено, что маркетинговые исследования не являются торгами (конкурсом, аукционом, запросом предложений, запросом котировок) или публичным конкурсом в соответствии со статьями 447–449 части первой Гражданского кодекса РФ и статьями 1057–1061 части второй Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с ч. 3.2. ст. 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным ч. 3 настоящей статьи, а именно:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в ЕИС об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены ст.3.5 Закона о закупках, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 настоящей статьи.

Условия осуществления рассматриваемой закупки соответствуют признакам конкурентной закупки только в части п. 1«а» ч. 3 ст. 3 Закона о закупках (04.06.2021г. в ЕИС размещено извещение о проведении маркетинговых исследований № 32110356232) и не в полной мере – в части п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона о закупках (в соответствии с п. 1.2.38. Положения Заказчик при проведении данной закупки выбирает наиболее выгодные для себя условия исполнения договора, а именно – только его цену, на что верно указывает и Заявитель).

Соответственно, рассматриваемая закупка в силу п. 5.2.2. Положения и ч. 3.2. ст. 3 Закона о закупках относится к неконкурентным закупкам.

Для достижения целей, установленных ч. 1 ст. 1 Закона о закупках, и соблюдения принципов, закрепленных в ч.1 ст. 3 Закона о закупках, заказчики вправе самостоятельно выбрать способ проведения закупки и определить требования к закупаемому товару на основании своих потребностей. При этом Закон о закупках не устанавливает ограничений на выбор способа закупки.

Согласно п. 5.2.2.1. Положения о закупках Заказчика, одним из способов неконкурентных закупок, применяемых Заказчиком, являются маркетинговые исследования.

Пунктом 5.8.9. Положения о закупках Заказчика установлено, что маркетинговые исследования могут проводится Заказчиком в случае, если условия закупки исходя из ее специфики (особенностей) не предполагают одновременного соблюдения условий, предусмотренных ст. 3 Закона о закупках и пунктами 1.2.32., 1.2.33. для отнесения закупки к конкурентной, а именно в случаях, если (в том числе) проводится закупка товаров, работ, услуг, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, при которой в силу особенностей предмета закупки (в том числе, описание предмета закупки, порядок формирования лота), необходимых сроков удовлетворения потребностей Заказчика, либо целесообразности определения победителя с учётом опыта, квалификации участников закупки, иных критериев, осуществление конкурентной закупки не будет в полной мере соответствовать принципам закупок, определенным настоящим Положением.

Предметом рассматриваемой закупки является поставка мини-экскаватора гусеничного HYUNDAI R18-9AK. Приобретение данного товара запланировано в Инвестиционной программе Общества на 2021 год, утвержденной Управляющей компанией Заказчика (ООО «Газпром межрегионгаз») с ограниченной суммой лимита на его приобретение. Неукоснительное исполнение Инвестиционной программы (в том числе своевременное приобретение утвержденного оборудования) является одним из приоритетных направлений деятельности Заказчика и одним из ключевых показателей оценки его деятельности.

При формировании Инвестиционной программы Заказчиком была проведена работа по определению и обоснованию потребности Общества в транспортных средствах, по итогам которой именно мини-экскаватор гусеничный HYUNDAI R18-9AK был признан наиболее подходящим для удовлетворения потребностей Общества (исполнение обязательств в рамках Постановления Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации") с оптимальным сочетанием цены, характеристик (в том числе габаритов, диапазона рабочих температур, производительности: глубины копания, длины стрелы), качества и надежности.

Согласно Форме № 18.2. «Обоснование инвестиций по приобретению автотранспорта и оборудования, не требующего монтажа» АО «Газпром газораспределение Киров» к уточненной ИП на 2021 год», работы по прокладке газопроводов по территории земельного участка заявителя (по Постановлению Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314) связаны с выполнением работ в стесненных условиях (производство работ вблизи с постройками, септиками, посадками плодовых деревьев и кустарников), что выполнить на крупногабаритной технике не представляется возможным. Поэтому необходимо приобрести экскаватор с малогабаритными размерами. Данным условиям удовлетворяют технические характеристики гусеничного мини-экскаватора HYUNDAI R 18-9АК.

При этом, с целью соблюдения принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров и сокращения издержек заказчика (ч.1 ст. 3 Закона о закупках) был проведен в том числе анализ условий гарантийного и постгарантийного обслуживания и ремонта техники применительно к Кировской области. Так, было выявлено, что в регионе представлены три официальных дилера, которые имеют сервисные центры: KOMATSU, JCB и HYUNDAI; у KOMATSU и JCB отсутствуют модели мини-экскаваторов с требуемыми характеристиками и заданными ценовыми параметрами. Наличие официального дилера HYUNDAI на территории региона обеспечит не только своевременное, быстрое, но и значительно более дешевое обслуживание и ремонт техники. Сервисный центр располагает не только квалифицированными специалистами, но и собственным складом запчастей на территории области, а также предоставляет сервисное обслуживание на месте эксплуатации техники.

На основании вышеизложенного Заказчиком был обоснованно, экономически оправданно, в соответствии с п. 5.8.9. Положения, выбран неконкурентный способ закупки открытые маркетинговые исследования. Проведение конкурентной закупки (в том числе соблюдение требований к описанию предмета закупки) в данном случае не позволило бы Обществу исполнить Инвестиционную программу; также осуществление конкурентной закупки по вышеназванным причинам в данном случае не будет в полной мере соответствовать принципам закупок, определенным в п. 1.1.3. Положения, а именно следующим:

создание условий для своевременного и полного обеспечения потребностей Общества в товарах, работах, услугах и выявления поставщика (подрядчика, исполнителя), способного своевременно и качественно удовлетворить потребности Заказчика с требуемыми показателями цены, качества и надежности;

обеспечение безопасности функционирования опасных производственных объектов Единой системы газоснабжения (ЕСГ);

целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек Заказчика, минимизации налоговых рисков;

обеспечения баланса издержек на организацию и проведение процедур конкурентных закупок/маркетинговых исследований и ожидаемой экономической выгоды от их результатов.

Маркетинговые исследования проводятся согласно п. 14.1.1. Положения на основании утвержденного плана закупок Компаний Группы Газпром межрегионгаз. В соответствии с п. 5.4. Положения, Исполнительным органом (ООО «Газпром межрегионгаз») на этапе формирования плана закупок Компаний Группы Газпром межрегионгаз по предложению Заказчика определен способ закупки (открытые маркетинговые исследования) и его форма (электронная).

Таким образом, при планировании и осуществлении рассматриваемой закупки Заказчиком полностью соблюдены требования Положения (п. 5.2., 5.4., 5.8.9., раздел 14), и, соответственно, требования Закона о закупках (ч.1 ст.1, ч.2 ст. 2, части 1, 2, 3.2. ст. 3).

Довод Заявителя является необоснованным.

         Относительно довода Заявителя об установлении критериев, которые позволяют конкурировать участникам закупки исключительно по ценовому параметру установлено следующее.

          В соответствии с п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

         Вместе с тем, спорная закупка не является конкурентной, Положение о закупках Заказчика не содержит критерии оценки заявок для неконкурентных закупок, тогда как в разделе 2 Приложения 3 (Методика анализа и оценки заявок) установлен перечень критериев оценки заявок на участие в закупке, а именно:

№ п/п

Наименование критерия

Весомость критерия в %

1

Цена закупки

25 %

2

Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации ГАЗСЕРТ или в системе добровольной сертификации ИНТЕРГАЗСЕРТ

50%

3

Количество товара, включенного в реестры, установленные п. 2 постановления Правительства от 03.12.2020 №2013 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения"

25%

         Таким образом, при проведении неконкуретной закупки - маркетинговых исследований на поставку мини-экскаватора гусеничного HYUNDAI R18-9AK установление Заказчиком вышеуказанных критериев не соответствует требованиям Положения о закупке, нарушает
п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Довод Заявителя обоснован.

           Согласно протоколу подведения итогов от 29.06.2021 года открытые маркетинговые исследования для СМСП признаны не состоявшимися (заявка единственного участника признана несоответствующей требованиям документации).

    Ввиду признания закупки несостоявшейся, а также отсутствия нарушения прав участников закупки, необходимость в выдаче предписания отсутствует.

  На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия,

Р Е Ш И Л А:

 

        1. Признать обоснованной жалобу ООО «Петербург Групп» на действия АО «Газпром газораспределение Киров» при проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме по отбору поставщика для поставки товаров (номер извещения 32110356232) в части неправомерности установления критериев, установленных в разделе 2  Приложения 3 (Методика анализа и оценки заявок) документации о закупке, в связи с нарушением п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

2. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны