Решение №6001/04 1. Признать ненадлежащей рекламу, следующего содержания: «ро... от 13 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии – <...>;

членов комиссии: <...>; <...>;

рассмотрев материалы дела № 043/05/8-769/2020, возбужденного по признакам нарушения  Обществом с ограниченной ответственностью «Фарфор франчайзинг» (далее – ООО «Фарфор франчайзинг», открытым акционерным Обществом «КировПассажирАвтотранс» ( далее – ОАО «КПАТ»), индивидуальным предпринимателем <...>, индивидуальным предпринимателем <...> статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») по факту размещения рекламной информации: «роллы* пицца* wok* FARFOR доставка удовольствий* <...>» на задней и боковой части кузова общественного транспортного средства (автобуса) с государственным регистрационным знаком <...>43, осуществляющем регулярные пассажирские перевозки по маршруту № <...> в г. Кирове <...>,

                                                                              УСТАНОВИЛА:

При осуществлении государственного надзора за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законодательства Российской Федерации о рекламе в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе», сотрудниками Кировского УФАС была зафиксирована информация следующего содержания: «роллы* пицца* wok* FARFOR доставка удовольствий*<…>», размещаемая на общественном транспорте (автобусе), следующем по маршруту № <…> с регистрационным номером <…> в г. Кирове (акт фиксации от 13.07.2020), также в процессе рассмотрения дела была зафиксирована аналогичная по содержанию информация, размещенная на  автобусе с государственным регистрационным знаком <…>, осуществляющем регулярные пассажирские перевозки по маршруту № <…> в г. Кирове (акт фиксации от 12.10.2020).

Определением от 21.08.2020 возбуждено дело № 043/05/8-769/2020 в отношении ООО «Фарфор франчайзинг» и ИП<…>. по факту размещения информации рекламного характера, в которой содержатся признаки нарушения статьи 8 Федерального закона «О рекламе» на общественном транспорте (автобусе). Рассмотрение дела назначено на 14.09.2020.

Определением от 14.09.2020 срок рассмотрения дела № 043/05/8-769/2020 продлен до 20.11.2020. Рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью привлечения ОАО «КПАТ» к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения статьи 8 Федерального закона «О рекламе», а также в связи с необходимостью получения от лиц, участвующих в деле дополнительных документов и сведений. Рассмотрение дела назначено на 06.10.2020.

Определением от 06.10.2020 рассмотрение дела № 043/05/8-769/2020 отложено в связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела ИП<…>. в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения статьи 8 Федерального закона «О рекламе», а также в связи с необходимостью получения от лиц, участвующих в деле дополнительных документов и сведений. Рассмотрение дела назначено на 27.10.2020.

Определением от 27.10.2020 объявлен перерыв в рассмотрении дела № 043/05/8-769/2020 в связи с необходимостью получения от ИП<…>. дополнительных документов и сведений. Рассмотрение дела назначено на 03.11.2020.

Ответчик ООО «Фарфор франчайзинг» уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 043/05/8-769/2020 на заседание комиссии по рассмотрению дела, состоявшееся 03.11.2020 в 10 часов 00 минут не явился, представителя не направил, ходатайств не заявлял. Представил письменную позицию (вх. № <…> от <…>), заключающуюся в том, что между ООО «Фарфор франчайзинг», являющимся Правообладателем и ИП <…>., являющимся Пользователем заключен Договор коммерческой концессии № <…> от <…> (вх. № <…> от <…>). Согласно разделу <…> вышеуказанного договора Пользователь имеет право самостоятельно разрабатывать и размещать рекламные материалы с обязательным согласованием с Правообладателем. Исходя из пояснений ООО «Фарфор франчайзинг», размещение рекламы: «роллы* пицца* wok* FARFOR доставка удовольствий* <…>» на кузове общественного транспортного средства (автобуса) процедуру согласования с Правообладателем не проходило, заявок на разработку макетов и иных рекламных материалов Правообладателю не поступало, соответственно ООО «Фарфор франчайзинг» информацией по факту распространения рекламы: «роллы* пицца* wok* FARFOR доставка удовольствий* <…>» не обладает.

Ответчик ОАО «КПАТ» уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 043/05/8-769/2020 на заседание комиссии по рассмотрению дела не явился, представителя не направил, ходатайств не заявлял, представил письменную позицию (вх. № <…> от <…>), согласно которой автобуса с государственным регистрационным знаком <…> на праве собственности и на ином вещном праве  ОАО «КПАТ» не имеет.

Ответчик ИП <…> уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 043/05/8-769/2020 на заседание комиссии по рассмотрению дела не явился, представителя не направил, ходатайств не заявлял, представил письменную позицию (вх. № <…> от <…>), согласно которой 22.11.2019 между ИП <…> и ИП <…> заключен Договор оказания рекламных услуг № <…>. Приложением № <…> к вышеуказанному договору был согласован рекламный макет, содержащий информацию: «роллы* пицца* wok* FARFOR доставка удовольствий* <…>». Исходя из пояснений ИП <…>. макет, содержащий вышеуказанную рекламную информацию, был предоставлен ИП <…>, ИП <…> не осуществлял его разработку. Также, по мнению<…>., утвержденный оригинал-макет, содержащий рассматриваемую рекламу, содержит сведения о контактном номере телефона компании и адрес официального (фирменного) сайта в сети «Интернет», следовательно, реклама: «роллы* пицца* wok* FARFOR доставка удовольствий* <…>», размещаемая на общественном транспорте не содержит нарушений рекламного законодательства Российской Федерации.

Ответчик <…>. на заседание комиссии по рассмотрению дела явился, пояснил свою позицию, согласно которой между ИП <…> и ИП <…> заключен Договор оказания рекламных услуг № <…>. ИП <…>. и ИП <…> согласовали рекламный макет, который в дальнейшем был размещен на кузове общественного транспортного средства (автобуса). Факт размещения и оплаты рассматриваемой рекламы подтвердил в письменных пояснениях (вх. № <…> от <…>). Факт нарушения требований, установленных статьей 8 Федерального закона «О рекламе» признал.

Комиссия Кировского УФАС России, рассмотрев материалы дела, выслушав позицию Ответчика пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

На основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объектом рекламирования могут являться  товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

Информация: «роллы* пицца* wok* FARFOR доставка удовольствий* <…>» содержит все юридически значимые признаки рекламы, а именно: размещена на задней и боковой части кузова общественного транспортного средства (автобуса) с государственным регистрационным знаком <…> (акт фиксации от 13.07.2020; акт фиксации от 02.10.2020), автобуса с государственным регистрационным знаком <…> (акт фиксации от 12.10.2020), адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: роллам, пицце, wok, предлагаемым к продаже посредством заказа по телефону и на сайте.

В силу пункта 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Согласно пункту 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612, продажа товаров дистанционным способом является продажей товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Аналогичное определение продажи товаров дистанционным способом установлено статьей 26.1 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Момент заключения договора розничной купли-продажи определен в статье 493 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

На основании информации, размещенной на сайте <…> (акт фиксации от 20.07.2020) Комиссией Кировского УФАС России установлено, что реализация рекламируемого товара осуществляется в отсутствие непосредственного контакта потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора купли-продажи. Ознакомление с товаром происходит посредством изучения информации на сайте, следовательно, объектом рекламирования является товар при дистанционном способе продажи.

Вывод Комиссии подтверждается актом фиксации от 21.08.2020 и приложенным к акту чеком, выданным потребителю в результате приобретения рекламируемых товаров. Товар был приобретен в результате размещения заказа на сайте с последующей оплатой и доставкой по месту назначения, то есть дистанционным способом.

 На основании статьи 8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В рассматриваемой рекламе указаны номер телефона и сайт (акт фиксации сайта от 20.07.2020), по которым можно произвести заказ  роллов, пиццы, wok "FARFOR", то есть продажа продукции осуществляется дистанционным способом (акт фиксации от 21.08.2020), соответственно, информация:  «роллы*пицца*wok*FARFOR доставка удовольствий*<…>» является рекламой товаров при дистанционном способе продажи, при этом из имеющихся в деле данных, подтвержденных актами фиксации от 13.07.2020; от 02.10.2020, в содержании данной рекламы не указаны сведения о продавце роллов, пиццы, wok, реализуемых дистанционным способом, а именно: фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя,  следовательно, вышеуказанная реклама распространяется с нарушением статьи 8 Федерального закона «О рекламе».

На основании вышеизложенного Комиссией установлено, что довод ИП <…> об отсутствии в рассматриваемой рекламе нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе является необоснованным.

Проанализировав представленные документы и сведения, Комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу, что ввиду отсутствия в рассматриваемой рекламе товаров, реализуемых дистанционным способом необходимых сведений о продавце этих товаров реклама распространялась на общественном транспорте в г. Кирове с нарушением статьи 8 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение статьи 8 Федерального закона «О рекламе» несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Исходя из пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

На основании имеющейся в материалах дела копии договора № <…> субподряда об осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории муниципального образования «Город Киров» (далее – Договор № <…>), заключенного между ОАО «КПАТ» и ООО «КаМел-Авто» Комиссией установлено, что ОАО «КПАТ», являясь Генподрядчиком поручает, а Субподрядчик ООО «КаМел-Авто» принимает на себя обязательства по осуществлению перевозки пассажиров транспортом общего пользования в г. Кирове. Приложением № <…> к Договору № <…> определен перечень транспортных средств, используемых субподрядчиком для осуществления перевозки пассажиров по городским маршрутам № <…>, <…>, <…>. В данный перечень включены транспортные средства, на которых зафиксирован факт размещения рекламы: «роллы*пицца*wok*FARFOR доставка удовольствий*<…>», а именно: автобус с государственным регистрационным знаком <…> (акт фиксации от 13.07.2020; акт фиксации от 02.10.2020), автобус с государственным регистрационным знаком <…> (акт фиксации от 12.10.2020).

В материалы дела представлена служебная записка от ИП <…>. на имя директора ООО «КаМел-Авто» <…> на основании которой ИП <…> был предоставлен доступ на территорию автопарка для монтажа рекламы: «роллы*пицца*wok*FARFOR доставка удовольствий*<…>» на автобусах с государственными регистрационными знаками: <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, которые также внесены в перечень транспортных средств, используемых ООО «КаМел-Авто» для осуществления перевозки пассажиров по городским маршрутам № <…>, <…>, <…> (Приложение № <…> к Договору № <…>).

В материалах дела имеется копия договора коммерческой концессии № <…> от <…>, представленная ООО «Фарфор франчайзинг» (далее – Договор № <…>). Согласно пункту <…> Договора № <…> Пользователь (ИП <…>) имеет право самостоятельно разрабатывать маркетинговую активность для размещения на местных средствах распространения с обязательным согласованием с Правообладателем (ООО «Фарфор франчайзинг») концепции рекламной акции, макетов и рекламных материалов.

Согласно договору оказания рекламных услуг № <…> от <…> (далее – Договор № <…>), заключенному между ИП <…> (далее –Заказчик) и ИП <…> (далее – Исполнитель) Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги, указанные в Дополнительных соглашениях к Договору <…>, а Заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги (пункт <…>). Виды услуг, наименование и их количество определяются Дополнительными соглашениями, подписанными сторонами и являются неотъемлемой частью Договора № <…> в течение всего срока его действия. Услуги оказываются только при наличии согласованного и подписанного сторонами Дополнительного соглашения (пункт <…>). Ежемесячно, в течение срока действия договора, стороны подписывают Акт выполненных работ либо услуг (пункт <…>).

Приложением № <…> к Договору № <…> сторонами согласован оригинал-макет, рассматриваемой рекламы.

 В период с 01.07.2020 по 31.10.2020 Исполнителем (ИП <…> оказаны услуги Заказчику (ИП <…> по размещению рекламы: «роллы*пицца*wok*FARFOR доставка удовольствий*<…>» на транспортных средствах (автобусах), осуществляющих регулярные пассажирские перевозки в г. Кирове, в том числе на автобусах с государственными регистрационными знаками: <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, что подтверждается Дополнительными соглашениями № <…>, № <…> к Договору № <…>.

Факт оплаты Заказчиком (ИП <…>)  оказанных Исполнителем (ИП <…>) услуг по размещению рекламы: «роллы*пицца*wok*FARFOR доставка удовольствий*<…>» на транспортных средствах (автобусах), осуществляющих регулярные пассажирские перевозки в г. Кирове, в том числе на автобусах с государственными регистрационными знаками: <…>, <…>, <…>, <…>, <…> в период с 01.07.2020 по 31.10.2020 подтверждается счетом на оплату № <…> от <…>, счетом на оплату № <…> от <…>, счетом на оплату № <…> от <…>, счетом на оплату № <…> от <…>, актом № <…> от <…>, актом № <…> от <…>, актом № <…> от <…>, актом № <…> от <…>, платежным поручением № <…> от <…>, платежным поручением № <…> от <…>, платежным поручением № <…> от <…>, платежным поручением № <…> от <…>, а также письменными пояснениями ИП <…> (вх. № <…> от <…>).

Комиссией Кировского УФАС России установлено, что ИП <…> оказал ИП <…> услуги по размещению рекламы: «роллы*пицца*wok*FARFOR доставка удовольствий*<…>» на автобусах, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки в г. Кирове в соответствии с договором № <…>, следовательно, ИП <…> является рекламораспространителем по смыслу пункта 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» и несет ответственность за нарушение статьи 8 Федерального закона «О рекламе».

ИП <…>, являясь продавцом рекламируемых товаров, определил объект рекламирования и оплатил оказанные ИП <…> услуги по размещению рекламы, следовательно, он является рекламодателем по смыслу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» и несет ответственность за нарушение статьи 8 Федерального закона «О рекламе».

Поскольку в действиях ООО «Фарфор франчайзинг» и ОАО «КПАТ» факт нарушения статьи 8 Федерального закона «О рекламе» не нашел своего подтверждения Комиссией принято решение о прекращении производства по делу № 043/05/8-769/2020 в отношении данных хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее – Правила), антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Учитывая тот факт, что в материалах дела отсутствует документальное подтверждение факта устранения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия Кировского УФАС России, считает необходимым выдать ИП <…> и ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя <…> и <…>.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил, Комиссия Кировского УФАС России,

Связанные организации

Связанные организации не указаны