Решение б/н 1. Признать ненадлежащей рекламную информацию: «КРЕДИТ. Быст... от 25 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е:

по делу 043/05/28-942/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 11 января 2023 года                                 

В полном объеме решение изготовлено 25 января 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:            

<…> – заместителя руководителя Управления – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Кировского УФАС России,

Членов Комиссии:

<…> – начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области,

<…> – специалиста 1 разряда отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области,

рассмотрев материалы дела 043/05/28-942/2022, возбужденного в отношении:

- <…> (610017, Кировская область, г. Киров, пер. <…>, д. <…>, кв. <…>);

в присутствии:

- заявителя – Волго-Вятского главного управления Банка России (ОГРН: 1037700013020; ИНН: 7702235133) (далее – Банк России) в лице представителя по доверенности № 43АА1544027 от 12.07.2021 – <…>;

в отсутствие:       

- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства РФ -  <…> (далее – <…>),

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее – Кировское УФАС России) поступило заявление, направленное Волго-Вятским ГУ Банка России письмом от 09.09.2022 исх. № Т433-08-2-17/5011 (вх. № 5419 от 09.09.2022), по вопросу нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе путем распространения рекламной листовки с информацией следующего содержания: «КРЕДИТ. Быстро и надежно поможем получить 8922<…> 8 (8332) <…>Банк может Вам отказать по разным причинам: *нет работы или низких доход *без высшего образования *уже есть кредит или займ *есть родственники с плохой репутацией. И еще о сотне причин, которых Вам никто кроме нас не расскажет! Звоните прямо сейчас: 8922<…> 8(8332) <…> *консультационные услуги *не является финансовой услугой.  Мы поможем найти решение каждому! Без страховок. В день обращения. Можно без официального трудоустройства. Примерный расчет: 50 000 р. – от 1 112 р.; 100 000 р. – от 2 224 р.; 300 000 р. – от 6 672 р. консультация бесплатно! КРЕДИТ 8922<…> 8 (8332) <…> ПОМОЖЕМ ВСЕМ!», распространенная по адресу: Кировская область, г. Киров, на остановке общественного транспорта «Ветеринарная станция» на ул. <…>.

Из информации, представленной ПАО «Мегафон», следует, что абонентские номера 8922<…> (основной номер), 8(8332) <…> (дополнительный номер), указанные в рекламной информации, принадлежат <…>. В связи с чем, в отношении данного лица было возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 1, 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (определение о возбуждении дела № 043/05/28-942/2022 от 03.11.2022).

Рассмотрение дела первоначально было назначено на 30.11.2022. <…> на заседание Комиссии не явилась, письмом от 21.11.2022 (вх. № 7005 от 24.11.2022) направила письменные пояснения по делу № 043/05/28-942/2022.

В целях необходимости получения ранее запрошенных документов и сведений рассмотрение дела откладывалось определением от 30.11.2022. Рассмотрение дела было назначено на 11.01.2023.

На заседании Комиссии 11.01.2023 представитель Банка России <…> поддержала доводы, изложенные в заявлении от 09.09.2022 исх. № Т433-08-2-17/5011 (вх. № 5419 от 09.09.2022).

<…> на заседание Комиссии не явилась, ходатайств не заявляла, запрошенные определением от 30.11.2022 документы и сведения не представила. О дате, месте и времени рассмотрения дела <…> извещена надлежащим образом (определение от 30.11.2022 получено <…> по адресу регистрации, что подтверждается уведомлением о вручении от 16.12.2022).

Заслушав пояснения заявителя и исследовав имеющиеся в материалах дела документы и сведения, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Под рекламодателем в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Под рекламораспространителем в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из представленных Банком России документов и сведений следует, что по адресу: Кировская область, г. Киров, на остановке общественного транспорта «Ветеринарная станция» на ул. <…> 19.08.2022 в 11:36 распространялась реклама финансовой услуги путем размещения листовки с информацией следующего содержания: «КРЕДИТ. Быстро и надежно поможем получить 8922<…> 8 (8332) <…> Банк может Вам отказать по разным причинам: *нет работы или низких доход *без высшего образования *уже есть кредит или займ *есть родственники с плохой репутацией. И еще о сотне причин, которых Вам никто кроме нас не расскажет! Звоните прямо сейчас: 8922<…> 8(8332) <…> *консультационные услуги *не является финансовой услугой.  Мы поможем найти решение каждому! Без страховок. В день обращения. Можно без официального трудоустройства. Примерный расчет: 50 000 р. – от 1 112 р.; 100 000 р. – от 2 224 р.; 300 000 р. – от 6 672 р. консультация бесплатно!». Отрывные листочки содержат информацию: «КРЕДИТ 8922<…> 8 (8332) <…> ПОМОЖЕМ ВСЕМ!».

Вышеуказанная информация обладает всеми юридически значимыми признаками рекламы, а именно:

-   распространена с использованием рекламных листовок;

- адресована неопределенному кругу лиц – всем лицам, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования (неперсонифицированный характер), поскольку распространяется в непосредственной близости от пешеходной и проезжей частей дороги;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (финансовой услуге по предоставлению кредита), формированию или поддержанию интереса к объекту рекламирования и его продвижению на рынке.

Таким образом, вышеуказанная информация содержит все признаки рекламы, перечисленные в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», является рекламой и на такую информацию, а также на порядок ее размещения распространяются положения Федерального закона «О рекламе».

Из информации, представленной ПАО «Мегафон», следует, что абонентские номера 8922<…> (основной номер), 8(8332) <…> (дополнительный номер), указанные в рекламной информации, зарегистрированы на <…>, в подтверждение чему представлен договор об оказании услуг связи № GF0160397314 от 21.10.2020, заключенный между ПАО «Мегафон» и <…>.

Письмами от 02.11.2022 б/н (вх. № 6572 от 03.11.2022), от 21.11.2022 (вх. № 7005 от 24.11.2022) <…> сообщила, что с ноября 2021 года абонентский номер 8922<…> находится в фактическом пользовании <…>; со 02.11.2022 указанный абонентский номер переоформлен на <…>.

ПАО «Мегафон» письмом от 06.12.2022 исх. № 5/0-11-LASB-Исх-00231/22 представлен договор на оказание услуг связи № GF0248741881 от 02.11.2022, заключенный с <…>.  

Определением от 30.11.2022 у <…> запрашивалось подтверждение фактического использования <…> абонентского номера 8922<…> с ноября 2021. Вместе с тем, документального подтверждения указанного обстоятельства в Кировское УФАС России не представлено.

Таким образом, из имеющихся в деле документов и сведений следует, что на момент фиксации спорной рекламной информации (19.08.2022) абонентские номера, указанные в тексте рекламной информации, принадлежали <…>.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

Таким образом, услуги, связанные с предоставлением кредита, являются видом финансовых услуг.

Рассматриваемая реклама содержит указание на оказание консультационных услуг, при этом данная информация размещена на листовке внизу рекламной информации более мелким шрифтом, в отличии от информации «КРЕДИТ» (выполнена крупным шрифтом, желтыми буквами на синем фоне) и части привлекательных условий его получения («Без страховок», «В день обращения», «Можно без официального трудоустройства»), то есть размещена способом, при котором внимание потребителей привлекает именно информация о предоставлении кредита.

 Спорная реклама направлена на привлечение внимания именно к финансовой услуге – предоставлению кредита. Рассматриваемая рекламная информация сформирована таким образом, что у потребителя, ознакомившегося с данной рекламой, создается впечатление о том, что объектом рекламирования является именно услуга по предоставлению денежных средств (кредита) и возможность их получения у рекламодателя (а никак не оказание консультационных услуг лицом, не являющимся кредитной организацией). Выбранный рекламодателем способ доведения информации не заостряет никакого внимания потребителей на том, что предоставляются консультационные услуги. Кроме того, отрывные листочки содержат слово «КРЕДИТ», а также номера телефонов и фразу «ПОМОЖЕМ ВСЕМ!», что также свидетельствует о привлечении внимания потребителя именно к финансовой услуге, связанной с предоставлением кредита. У потребителей создается (может создаваться) впечатление, что консультационные услуги предоставляются как дополнительные услуги (то есть предварительная консультация перед получением кредита).

Вышеуказанная позиция соотносится с имеющейся судебной практикой (например, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2016 по делу N А65-13389/2016).

Подтверждением факта того, что потребителями рассматриваемая реклама воспринимается как реклама финансовых услуг по предоставлению кредита является позиция Экспертного совета по применению законодательства РФ о рекламе.

Согласно единогласному мнению членов Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Кировском УФАС России, высказанному на заседании 22.12.2022, указанная информация является рекламой финансовой услуги – кредита. Члены Экспертного совета высказали мнение о том, что часть текста об оказании консультационных услуг выполнена мелким шрифтом. В первую очередь внимание потребителя привлекает слово «Кредит» и часть его условий, так как эти словосочетания изображены крупным шрифтом. Некоторые члены Экспертного совета также отметили, что если мелкий текст с информацией об оказании консультационных услуг и будет прочитан, у потребителя может сложиться впечатление, что объектом рекламирования является кредит, а консультационные услуги – это дополнительная услуга, предоставляемая при получении кредита. Помимо этого, на отрывных талончиках также указано слово «Кредит». Члены Экспертного совета также отметили, что такой слоган как «Быстро и надежно поможем получить» создает впечатление об услугах по предоставлению именно кредита, а не об оказании консультационных услуг (протокол заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Кировском УФАС России от 22.12.2022 г.).   

В состав Экспертного Совета при Кировском УФАС России входят представители органов местного самоуправления, общественных организаций, высших учебных заведений, экспертов и специалистов в области лингвистики, психологии, журналистики, соответственно, в рассматриваемом случае их мнение принимается комиссией в качестве надлежащего доказательства квалификации информации в качестве рекламы финансовой услуги.

На основании ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о рекламируемом и предлагаемом товаре.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Вся необходимая информация должна доводиться до потребителя непосредственно в рекламе для того, чтобы обеспечить возможность с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор.

Согласно п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В рассматриваемой рекламе содержатся, в том числе, сведения: «примерный расчет: 50 000 р. – от 1 112 р.; 100 000 р. – от 2 224 р.; 300 000 р. – от 6 672 р.», при этом в спорной рекламной информации отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, а именно о сроке предоставления кредита на данные суммы с указанным ежемесячным платежом, что искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Указанный вывод подтверждается мнением членов Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Кировском УФАС России, высказанном на заседании 22.12.2022. Члены Экспертного совета единогласно пришли к выводу, что информация на рекламной листовке с указанием суммы и размера платежа вводит потребителя в заблуждения, так как возникают вопросы по поводу срока расчета (протокол заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Кировском УФАС России от 22.12.2022 г.).

Таким образом, рассматриваемая рекламная информация содержит нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о лице, оказывающем финансовые услуги, что является нарушением части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

На основании ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

<…> не является кредитной организацией, не включена в перечень кредитных организаций, размещенный на сайте Банка России.

Таким образом, рассматриваемая рекламная информации нарушает требования пункта 7 статьи 7 и части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 7 статьи 7 и частью 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 7 статьи 7, частью 1 статьи 28, несет рекламораспространитель.

В рассматриваемой рекламной информации указаны контактные телефоны, выделенные <…>  (8922<…>, 8(8332) <…>). Учитывая, что иных контактных данных в вышеназванной рекламе не указано, следует, что спорная рекламная информация размещается в интересах <…>. 

Таким образом, из установленных обстоятельств и представленных в материалы дела документов, следует вывод, что рекламодателем и рекламораспространителем спорной рекламной информации является <…>.

Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922 (далее – Правила).

Согласно пункту 44 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Поскольку на момент вынесения решения доказательств устранения нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 1, 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» <…>. представлено не было, Комиссия считает необходимым выдать <…> предписание о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <…> (610017, Кировская область, г. Киров, пер. <…>, д. <…>, кв. <…>).

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п. 42 – 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922, Комиссия Кировского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламную информацию: «КРЕДИТ. Быстро и надежно поможем получить 8922<…> 8 (8332) <…>Банк может Вам отказать по разным причинам: *нет работы или низких доход *без высшего образования *уже есть кредит или займ *есть родственники с плохой репутацией. И еще о сотне причин, которых Вам никто кроме нас не расскажет! Звоните прямо сейчас: 8922<…> 8(8332) <…> *консультационные услуги *не является финансовой услугой.  Мы поможем найти решение каждому! Без страховок. В день обращения. Можно без официального трудоустройства. Примерный расчет: 50 000 р. – от 1 112 р.; 100 000 р. – от 2 224 р.; 300 000 р. – от 6 672 р. консультация бесплатно! КРЕДИТ 8922<…> 8 (8332) <…> ПОМОЖЕМ ВСЕМ!», распространенную 19.08.2022 в 11:36 посредством рекламной листовки, размещенной по адресу: Кировская область, г. Киров, на остановке общественного транспорта «Ветеринарная станция» на ул. <…>, так как она нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 1, 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать <…> (610017, Кировская область, г. Киров, пер. <…>, д. <…>, кв. <…>) предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <…> (610017, Кировская область, г. Киров, пер. <…>, д. <…>, кв. <…>).

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны