Решение б/н РЕШЕНИЕ от 1 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 96/04-15р 

 

                                                                                                                        

Резолютивная часть решения оглашена 18 апреля 2016 года

В полном объеме решение изготовлено 04 мая 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя комиссии:

<…> – руководителя Кировского УФАС России;

Членов комиссии:

<…>.- главного специалиста-эксперта отдела ФРиР Кировского УФАС России;

<…> – специалиста 1 разряда отдела ФРиР Кировского УФАС России;

Секретарь – <…>– специалист 1 разряда отдела ФРиР Кировского УФАС России;

в  отсутствие:

заявителя: Отделения по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации;

лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ООО «Народная касса»;

- ИП <…>;

рассмотрев дело № 96/04-15р, возбужденное по  заявлению Отделения по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (610000, Киров, ул. Спасская, д. 27) по признакам нарушения ООО «Народная касса» (юридический адрес: <…>), ИП  <…> (ИНН <…>; ОГРНИП <…>, Республика Коми, г. <…>)  п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе») в отношении рекламы, размещенной в газете «PRO ГОРОД» от 09.10.2015 № 41 (110) на 16 странице следующего содержания: «Народная касса» Акция «6х6»! вклад на 6 месяцев под 6% в месяц. г. Киров, ул. Маклина, 57, телефон 8 (8332) <…>. Общество с Ограниченной Ответственностью «Народная касса». Сбережения принимаются по договору займа. ИНН <…>ОГРН <…>»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление Отделения по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации о нарушении рекламного законодательства при размещении рекламы ООО «Народная касса», которая является недостоверной, умалчивает об иных условиях оказания финансовых услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, т.к. в рекламе сообщается одно из таких условий и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

В ходе рассмотрения заявления антимонопольным органом было установлено, что в газете «PRO ГОРОД» от 09.10.2015 № 41 (110) на 16 странице размещена информация следующего содержания: «Народная касса» Акция «6х6»! вклад на 6 месяцев под 6% в месяц. г. Киров, ул. <...>, телефон 8 (8332) <…>. Общество с Ограниченной Ответственностью «Народная касса». Сбережения принимаются по договору займа. ИНН <…>».

Определением от 10.11.2015г.  возбуждено дело № 96/04-15р  в отношении  ООО «Народная касса» по признакам нарушения п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».  Рассмотрение дела № 96/04-15р  назначено  на 02.12.2015 г.

Заявитель, Отделение по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 96/04-15р, направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя.

ООО «Народная касса» явку представителя на заседание Комиссии не обеспечило. В материалах дела отсутствует почтовое уведомление, подтверждающее надлежащее извещение ООО «Народная касса» о дате, времени и месте рассмотрения дела. Согласно информации с сайта http://www.russianpost.ru/Tracking20/ письмо прибыло в место вручения, однако вручено не было.

Комиссия, ознакомившись с представленными документами, решила рассмотрение дела отложить в связи с необходимостью предоставления ООО «Народная касса» запрошенных документов для всестороннего и полного рассмотрения дела.

Рассмотрение дела № 96/04-15р определением от 02.12.2015 г. назначено на 28.12.2015 г.

Заявитель, Отделение по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 96/04-15р, направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя.

ООО «Народная касса», извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 96/04-15р, явку представителя на заседание Комиссии не обеспечило, ходатайств не заявляло. Документы, запрашиваемые определениями от 10.11.2015 г. и  02.12.2015 г. ООО «Народная касса» не представило. Комиссия Кировского УФАС России имеет основания полагать, что фактически деятельность по заключению договоров займа с физическими лицами осуществляет другой хозяйствующий субъект.

Определением от 28.12.2015 г. производство по делу было приостановлено в связи с необходимостью установления местонахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Кировским УФАС России был направлен запрос информации ООО «Про Город Вятка» и ИП <…>. с целью установления местонахождения рекламодателя спорной рекламы.

ИП <…>. была представлена информация, согласно которой лицом, заказавшим размещение спорной рекламы, является ИП <…>.

Поскольку установлено местонахождение лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, то есть устранены обстоятельства, вызвавшие приостановление производства по делу, Комиссия решила возобновить производство по делу № 96/04-15р.

Определением от 24.03.2016 г. производство по делу № 96/04-15р было возобновлено и назначено на 18.04.2016 г.

Заявитель, Отделение по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 96/04-15р, направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя.

ООО «Народная касса», извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 96/04-15р, явку представителя на заседание Комиссии не обеспечило, ходатайств не заявляло. От ООО «Народная касса» в материалы дела поступили письменные пояснения (вх.№ 2312 от 15.04.2016 г.), согласно которым ООО «Народная касса» не заказывало спорную рекламу, информацию для данной рекламы не предоставляло. ООО «Народная касса» договоры займа (вклада, сбережения) не заключает,  акцию «6х6» не проводило.

ИП <…>. явку представителя на заседание Комиссии не обеспечила, ходатайств не заявляла. От ИП <…>в материалы дела поступили письменные пояснения (вх.№ 2311 от 15.04.2016 г.), согласно которым ИП <…>. изготовила макет спорной рекламы и предоставила для размещения в газету «Про Город» по собственной инициативе. Информацию для рекламного макета ИП <…>. взяла из сети «Интернет», копиями договора займа, приказом о проведении акции не располагает.

Изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная в газете «PRO ГОРОД» от 09.10.2015 № 41 (110) на 16 странице следующего содержания: «Народная касса» Акция «6х6»! вклад на 6 месяцев под 6% в месяц. г. Киров, ул. <...>, телефон 8 (8332) 44-5<...>. Общество с Ограниченной Ответственностью «Народная касса». Сбережения принимаются по договору займа. ИНН <…>», адресована неопределенному кругу лиц (читателям газеты), поскольку распространяется в СМИ, направлена на привлечение внимания потребителей к объекту рекламирования – финансовым услугам, предоставляемым ООО «Народная касса» - займ, вклады, способствует формированию интереса к рекламируемым товарам и их продвижению на рынке, и по своему содержанию является рекламой.

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Исходя из анализа положений Федерального закона «О рекламе», целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге). Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.

Поскольку распространенная реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие наименования лица, предоставляющего финансовую услугу, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рассматриваемом случае из содержания рекламной информации следует, что ООО «Народная касса» принимает вклады на 6 месяцев под 6 % в месяц, принимает сбережения по договору займа.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» реклама должна отвечать критериям достоверности, которые имеют объективное подтверждение в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Таким образом, в рекламе: «Народная касса» Акция «6х6»! вклад на 6 месяцев под 6% в месяц. г. Киров, ул. <...>, телефон 8 (8332) 44-5<...>. Общество с Ограниченной Ответственностью «Народная касса». Сбережения принимаются по договору займа. ИНН <…>» указаны срок привлечения денежных средств (6 месяцев)  и процентная ставка (6% в месяц), в отсутствие иных существенных условий привлечения вкладов, таких как сумма вклада, срок действия договора, валюта, в которой осуществляется вклад, что является нарушением п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», к банковским операциям относится привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).

Таким образом, реклама, размещенная в газете «PRO ГОРОД» от 09.10.2015 № 41 (110) на 16 странице следующего содержания: «Народная касса» Акция «6х6»! вклад на 6 месяцев под 6% в месяц. г. Киров, ул. <...>, телефон 8 (8332) 44-5<...>. Общество с Ограниченной Ответственностью «Народная касса». Сбережения принимаются по договору займа. ИНН <…>», является недостоверной и не соответствует требованиям п. 20. ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку  содержит не соответствующие действительности сведения об ООО «Народная касса» как организации, имеющей право привлекать денежные средства во вклады, поскольку Общество не является банком и не имеет право осуществлять данный вид деятельности (привлечение денежных средств во вклады).

Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Указывая в рекламе о возможности привлечения денежных средств физических и юридических лиц во вклады, рекламодатель привлекает внимание к оказываемой финансовой услуге (вклад). При этом ООО «Народная касса» не является банковской организацией, данная информация является существенной, и ее отсутствие вводит потребителей в заблуждение относительно оказываемой Обществом финансовой услуги - вклад. Таким образом, вышеуказанная информация размещена с нарушением требований ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

С учетом названных обстоятельств и положений п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 28  Федерального закона «О рекламе» следует признать, что рассматриваемая реклама не отвечает требованиям данного закона.                                     

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно договору № 383 от 05.10.2015 г. рекламодателем спорной рекламной информации является ИП <…>.

Комиссия Кировского УФАС России считает, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине ИП <…>.

В отношении ООО «Народная касса» Комиссия решила производство по делу прекратить в связи с неподтверждением в его действиях факта нарушения рекламного законодательства.

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения Комиссия Кировского УФАС России не располагает сведениями о прекращении размещения рекламной информации, Комиссия решила выдать ИП <…>предписание об устранении выявленного нарушения.

На основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Руководствуясь ст. 3, п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,  Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать  информацию, размещенную  в газете «PRO ГОРОД» от 09.10.2015 № 41 (110) на 16 странице следующего содержания: «Народная касса» Акция «6х6»! вклад на 6 месяцев под 6% в месяц. г. Киров, ул. Маклина, 57, телефон 8 (8332) 44-59-95. Общество с Ограниченной Ответственностью «Народная касса». Сбережения принимаются по договору займа. ИНН <…>», ненадлежащей, так как она противоречит п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Признать в действиях Индивидуального предпринимателя <…> (ИНН <…>), выразившихся в определении содержания объекта рекламы, указанной в абзаце 1 части 1 настоящего решения, в которой отсутствуют существенные условия оказания рекламируемой финансовой услуги (сумма, срок, валюта), а также содержатся не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара - ООО «Народная касса» имеющем право на привлечение денежных средств во вклады, что является существенной информацией и может ввести в заблуждение потребителей рекламы, факт нарушения п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28   Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

3. Выдать Индивидуальному предпринимателю <…> (ИНН <…>) предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

4. В отношении ООО «Народная касса» производство по делу прекратить в связи с неподтверждением в его действиях факта нарушения рекламного законодательства.

5. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1  ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны