Решение №043/10/18.1-1175/2020 Жалоба признана обоснованной. Предписание не выдано от 25 января 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

25.01.2021 г.                                                                                                № 043/10/18.1-1175/2020

Р Е Ш Е Н И Е

                                                

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председателя Комиссии:

<…> – руководителя управления,

членов Комиссии:

<…> – начальника отдела контроля органов власти Кировского УФАС России,

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Кировского УФАС России;

при участии с использованием средств видеоконференц-связи заявителя <…>,

рассмотрев жалобу <…> по признакам нарушения организатором торгов – конкурсным управляющим <…> процедуры проведения торгов,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Кировское УФАС России 29.12.2020 г. (вх. № 9159) поступила жалоба <…> (далее – Заявитель) на действия организатора торгов – конкурсного управляющего <…> при проведении открытых торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника ОАО «Агрогородок «Солнечный»; лот № 3 (сообщение на сайте ЕФРСБ № 5579665 от 08.10.2020 г.).

Заявитель считает необоснованным решение организатора торгов об отказе <…> в допуске к участию в торгах по основанию неподтверждения поступления задатка. Указывает, что поданная ею заявка содержит лучшее предложение цены, задаток был внесен в пределах установленного срока приема заявок. Жалоба <…> содержит доводы об указании конкурсным управляющим недостоверной информации о дате и сроках проведения торгов (итоги проведения торгов были подведены досрочно), реквизитах счета для перечисления задатка. Просит отменить результаты торгов и обязать конкурсного управляющего осуществить пересмотр поступивших заявок, признав победителем <…>.

Рассмотрение антимонопольным органом жалобы на нарушение процедуры торгов осуществляется в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Кировским УФАС России 31.12.2020 г. в адрес заявителя и организатора торгов было направлено уведомление о рассмотрении жалобы исх. № 6760/05 с требованием о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (в том числе в части заключения договора купли-продажи).

Рассмотрение жалобы № 043/10/18.1-1175/2020 назначено на 13.01.2021 г.

Заявитель – <…> на заседании комиссии 13.01.2021 г. поддержала доводы, изложенные в жалобе.

Организатор торгов – конкурсный управляющий <…>, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, явку на заседание комиссии не обеспечил, письменные пояснения и ходатайства в антимонопольный орган не поступали.

На основании ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в целях получения необходимых документов Комиссией Кировского УФАС России принято решение об отложении рассмотрения жалобы на 22 января 2021 года.

Заявитель – <…> на заседании комиссии 22.01.2021 г. поддержала доводы, изложенные в жалобе.

Организатор торгов – конкурсный управляющий <…>, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, явку на заседание комиссии не обеспечил, направил письменные пояснения исх. № 26 от 15.01.2021 г., в которых сообщает, что информация о расчетном счете по внесению задатка содержалась в проекте договора о задатке. Кроме того, по обращению <…> организатором торгов 15.12.2020 г. были сообщены по электронной почте верные реквизиты счета. Однако действия по внесению задатка были осуществлены заявителем 22.12.2020 г. В силу того, что в течение действующего ценового периода (с 19.12.2020 г. 00 ч. 00 мин. по 21.12.2020 г. 23 ч. 59 мин.) поступление задатка от <…> не было подтверждено, было принято решение об отказе указанному лицу в допуске к участию в торгах. Признание заявителя участником торгов привело бы к грубому нарушению требований Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности (банкротстве).

По техническим причинам Комиссией принято решение об объявлении перерыва в рассмотрении жалобы № 043/10/18.1-1175/2020 до 25.01.2021 г. в 15 час. 30 мин.

На заседании комиссии 25.01.2021 г. заявитель – <…> поддержала доводы, изложенные в жалобе.

Организатор торгов – конкурсный управляющий <…>, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, явку на заседание комиссии не обеспечил, дополнительные письменные пояснения и ходатайства в антимонопольный орган не поступали.

 

Изучив имеющиеся в деле материалы, ознакомившись с письменными пояснениями, комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 26.03.2020 г. по делу № А09-8207/2019 ОАО «Агрогородок «Солнечный» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утвержден <…> (612080, Кировская область, Оричевский район, п. Оричи, <…>).

Организатором торгов – конкурсным управляющим <…> 08.10.2020 г. на сайте ЕФРСБ www.bankrot.fedresurs.ru размещено сообщение № 5579665 о проведении открытых торгов по продаже имущества должника ОАО «Агрогородок «Солнечный» посредством публичного предложения.

Дата и время начала приема заявок: 17.10.2020 г. 09 час. 00 мин.

Дата и время окончания приема заявок: 24.12.2020 г. 16 час. 00 мин.

Дата и время подведения результатов торгов: 25.12.2021 г. в 09 час. 00 мин.

Предмет торгов: лот № 3 – трактор Беларус – 82.1.

Начальная цена лота – 415 111,50 руб.

Порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, регламентируются положениями Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности (банкротстве).

В соответствии с абз. 8 п. 10 ст. 110 Закона о несостоятельности (банкротстве) в сообщении о продаже предприятия должны содержаться сведения о размере задатка, сроках и порядке внесения задатка, а также реквизиты счетов, на которые вносится задаток.

Во исполнение указанного требования сообщение о проведении торгов, размещенное на сайте ЕФРСБ № 5579665, содержит информацию о следующих реквизитах счета, на который вносится задаток: «4070281040008029058 в ПАО «Норвик банк», БИК 043304728».

В соответствии с абз. 17 п. 10 ст. 110 Закона о несостоятельности (банкротстве) при подготовке к проведению торгов по продаже предприятия организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене предприятия, а также заключает договоры о задатке.

Проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании (абз. 18 п. 10 ст. 110 Закона о несостоятельности (банкротстве).

Комиссия Кировского УФАС России, ознакомившись с проектом соглашения о задатке, размещенным на официальном сайте ЕФРСБ, установила указание в тексте соглашения (п. 1.2) следующих реквизитов счета для перечисления задатка: «р/с 40702810900080296490 в ПАО «Норвик банк», кор. счёт 30101810300000000728, БИК 043304728, ИНН 4346001485, КПП 434501001, ОГРН 1024300004739».

Материалами дела подтверждается, что 14.12.2020 г. в 15 ч. 13 мин. на электронный адрес организатора торгов, указанный в извещении о проведении торгов, <…> поступило электронное письмо от имени <…> (в тексте имеется подпись) с адреса электронной почты <…> с просьбой предоставить полные реквизиты для перечисления задатка.

В ответ на указанное письмо конкурсным управляющим 15.12.2020 г. в 11 ч. 34 мин. на адрес электронной почты, с которого поступил запрос, направлены сведения о достоверных реквизитах счета, содержащихся в соглашении о задатке: № 40702810900080296490.

Заявитель в своей жалобе (абз. 6 стр. 2) подтверждает факт получения указанных сведений. Задаток был внесен по указанным конкурсным управляющим реквизитам.

Доводы заявителя, озвученные устно на заседании комиссии 25.01.2021 г., о том, что электронный адрес <…>, на который направлена запрашиваемая информация, не принадлежит <…>; приложенный к материалам жалобы скриншот с разъяснением носит информационный характер и не является официальным документом; направленная конкурсным управляющим информация с реквизитами счета была получена заявителем значительно позднее от иного лица, не опровергают факт того, что <…> располагала необходимыми сведениями для внесения задатка.

Установив допущенную со стороны организатора торгов неточность при формировании сообщения о проведении торгов в части реквизитов счета для внесения задатка (выявлено расхождение с информацией, содержащейся в соглашении о задатке), Комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу об отсутствии реального нарушения прав заявителя – <…>, получившей достоверную информацию о реквизитах счета от конкурсного управляющего.

В соответствии с абз. 1 п. 12 ст. 110 Закона о несостоятельности (банкротстве) решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

В соответствии с протоколом приема заявок от 22.12.2020 г. на участие в оспариваемых торгах по лоту № 3 в установленный ценовой период (с 19.12.2020 г. 00 час. 00 мин. по 21.12.2020 г. 23 час. 59 мин.) заявки были поданы следующими лицами:

  1. <…> (ИНН <…>), дата и время подачи (приема) заявки 20.12.2020 г. в 14 час. 40 мин.;
  2. <…> (ИНН <…>), дата и время подачи (приема) заявки 21.12.2020 г. в 11 час. 00 мин.

Вместе с тем, как следует из протокола, задаток от <…> не поступил на расчетный счет должника. Указанный претендент не допущен к участию в торгах.

Как следует из материалов жалобы, операция по перечислению задатка была совершена <…> 22.12.2020 г. в 08 час. 20 мин. за истечением периода действия цены (чек по операции Сбербанк Онлайн от 22.12.2020 г., платежное поручение № 872856 от 22.12.2020 г.).

В соответствии с выпиской по расчетному счету должника 40702810900080296490 задаток от <…> поступил 23.12.2020 г.

Протокол приема заявок составлен организатором торгов по окончании ценового периода 22.12.2020 г. в 08 час. 00 мин.

В качестве самостоятельного основания для отказа в допуске заявителя к участию в торгах абз. 5 п. 12 ст. 110 Закона о несостоятельности (банкротстве) устанавливает неподтверждение поступления задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, на дату составления протокола об определении участников торгов.

Таким образом, правовое значение для допуска претендента к участию в торгах имеет факт поступления задатка на специальный счет должника, указанный в информационном сообщении о проведении торгов.

Согласно имеющимся документам на дату составления протокола приема заявок поступление задатка на расчетный счет должника от <…> не подтверждено.

При указанных обстоятельствах конкурсным управляющим <…> правомерно было принято решение об отказе <…> в допуске к участию в торгах.

При этом довод заявителя о досрочном подведении итогов торгов основан на ошибочном истолкований норм Закона о несостоятельности (банкротстве).

В соответствии с абз. 5 п. 4 ст. 139 Закона о несостоятельности (банкротстве) право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Согласно абз. 6 п. 4 ст. 139 Закона о несостоятельности (банкротстве) в случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

Анализ положений статьи 139 Закона о несостоятельности (банкротстве) позволяет прийти к выводу о том, что заявка на участие в торгах с предложением о цене имущества может быть подана только в пределах определенного периода действия цены.

Таким образом, срок, установленный для подачи заявки, определяется периодом торгов, в течение которого действует установленная организатором торгов цена продажи имущества.

Этот период прерывается в результате определения победителя на стадии снижения цены после окончания ее действия. Победитель торгов определяется по окончании периода, в течение которого действует установленная организатором торгов цена продажи имущества, в который были поданы заявки, допущенные к участию в торгах.

Указанная позиция подтверждается выводами, изложенными в сложившийся судебной практике (см.: постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016 по делу № А12-22688/2012, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.02.2017 по делу № А60-28614/2011).

 

Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящей жалобы в действиях конкурсного управляющего <…> Комиссией Кировского УФАС России выявлено нарушение порядка проведения торгов, которое выразилось в следующем.

В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 139 Закона о несостоятельности (банкротстве) при продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена.

При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения (абз. 4 п. 4 ст. 139 Закона о несостоятельности (банкротстве).

Сообщение о проведении торгов № 5579665 содержит следующую информацию о порядке снижения цены продажи имущества: «Заявки принимаются с 09 час. 00 мин. 17.10.2020 г. по 24.12.2020 г. 16 час. 00 мин. … Срок приёма оферт по цене начального предложения – 25 рабочих дней, величина снижения составляет 5 (пять) % от начальной цены и действует в течение 3 календарных дней».

При подаче заявки на участие в торгах и формировании ценового предложения заинтересованное лицо руководствуется как значением начальной цены продажи имущества, действующим в определенный период торгов, так и продолжительностью указанного ценового периода.

По запросу Кировского УФАС России в материалы дела организатором торгов представлен следующий график снижения цены, в соответствии с которым подводились итоги проведения торгов:

Дата начала

Дата окончания

Цена

1

17.10.2020

24.11.2020

415 111,50 руб.

2

25.11.2020

27.11.2020

394 355,93 руб.

3

28.11.2020

30.11.2020

373 600,35 руб.

4

01.12.2020

03.12.2020

352 844,78 руб.

5

04.12.2020

06.12.2020

332 089,20 руб.

6

07.12.2020

09.12.2020

311 333,63 руб.

7

10.12.2020

12.12.2020

290 578,05 руб.

8

13.12.2020

15.12.2020

269 822,48 руб.

9

16.12.2020

18.12.2020

249 066,90 руб.

10

19.12.2020

21.12.2020

228 311,33 руб.

11

22.12.2020

24.12.2020

207 555,75 руб.

При этом, комиссией Кировского УФАС России установлено, что указанная продолжительность ценовых периодов не соответствует опубликованному порядку проведения торгов.

В частности, фактическая продолжительность первого ценового периода составляет 26 рабочих дней (в соответствии с извещением о проведении торгов – 25 рабочих дней).

Организатор торгов обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них платы, не предусмотренной настоящим Федеральным законом (п. 14 ст. 110 Закона о несостоятельности (банкротстве).

В отсутствие достоверной информации о продолжительности ценовых периодов, в зависимость от которых ставится срок проведения торгов, потенциальные участники, в том числе <…>, были лишены возможности принять необходимые и разумные меры по подаче заявки и своевременному внесению задатка.

Выявленное Комиссией Кировского УФАС России нарушение, допущенное при формировании извещения о проведении торгов, произошло по вине организатора торгов – конкурсного управляющего <…>.

При решении вопроса об устранении нарушения порядка проведения торгов Комиссией установлено, что 20.01.2021 г. по результатам оспариваемых торгов по лоту № 3 заключен договор купли-продажи с <…> (сообщение на сайте ЕФРСБ № 6025912 от 21.01.2021 г.).

Как сообщил организатор торгов в письменных пояснениях от 15.01.2021 г., проект договора купли-продажи для его заключения был направлен победителю торгов 30.12.2020 г. (то есть до даты направления Кировским УФАС России уведомления о рассмотрении жалобы). Данный договор, подписанный <…>, возвращен конкурсному управляющему 20.01.2021 г.

В соответствии с п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Из данной нормы права следует, что полномочия по выдаче предписания об аннулировании заключенных договоров антимонопольному органу не предоставлены, а предписание об аннулировании торгов может быть выдано только до заключения соответствующего договора. Заключенный договор может быть оспорен только в судебном порядке.

Аналогичная позиция изложена в решении Арбитражного суда Кировской области от 22.08.2018 г. по делу № А28-3105/2018.

В силу изложенного правовые основания для выдачи предписания у Кировского УФАС России в рассматриваемом случае отсутствуют.

 

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

Р Е Ш И Л А :

 

  1. Признать жалобу <…> обоснованной в связи с нарушением организатором торгов – конкурсным управляющим <…> порядка проведения открытых торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника ОАО «Агрогородок «Солнечный» (сообщение на сайте ЕФРСБ № 5579665 от 08.10.2020 г.), лот № 3.
  2. Предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов, не выдавать.

 

В соответствии со ст. 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

 

                                          

Председатель комиссии                                                                               <>

 

Члены комиссии                                                                                           <>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны