Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 043/01/10-629/2023 о нарушении антимонопол... от 26 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 043/01/10-629/2023

о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 июля 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 08 августа 2023 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела № 043/01/10-629/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

(…) – заместителя руководителя управления - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий;

Членов комиссии:

(…) – ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;

(…) - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;

в присутствии представителя ответчика – (…), действующего на основании доверенности от 22.08.2022 г.

в отсутствие представителей заявителя (заявлено ходатайство от 25.07.2023 г. о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя),

рассмотрев материалы дела № 043/01/10-629/2023 по признакам нарушения ПАО «Т Плюс» (ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350, Россия, Московская область, г.о. Красногорск, тер. Автодорога Балтия, 26-й км, д. 5, стр. 3, офис 506) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Кировское УФАС России на рассмотрение поступило заявление УФПС Кировской области – филиала АО «Почта России» от 17.03.2023 г. № 3.7.11.1-03/Ф43-03/1837 (вх. № 1549 от 20.03.2023 г.), заявление УФПС Кировской области – филиала АО «Почта России» от 17.03.2023 г. № 3.7.11.1-03/Ф43-03/1837, перенаправленное из Прокуратуры Первомайского района г. Кирова письмом от 10.04.2023 г. № 114ж-2022/20330043/Исорг54-23 (вх. № 2137/23 от 12.04.2023 г.), на действия ПАО «Т Плюс» в связи с неверным начислением платы за тепловую энергию и введением ограничения подачи тепловой энергии на объекте по адресу: (…).

Между УФПС Кировской области – филиалом АО «Почта России» (потребитель) и ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» (в настоящее время ПАО «Т Плюс») (теплоснабжающая организация) заключен договор теплоснабжения № 911724 от 29.09.2016 г. (далее – Договор).

Согласно п. 1.1 Договора теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (мощность), а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии.

Согласно п. 2.4.3 Договора теплоснабжающая организация в праве ограничивать (прекращать) подачу тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством РФ.

В соответствии с п. 2.4.3.1 Договора в случае неоплаты потребителем тепловой энергии (мощности) теплоснабжающая организация вправе ограничивать или прекращать подачу тепловой энергии и теплоносителя в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Согласно п. 4.1 Договора потребитель оплачивает теплоснабжающей организации стоимость тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 4.2 Договора расчеты, включая промежуточные и окончательные платежи, производятся потребителем платежными поручениями.

В соответствии с п. 4.4 Договора расчетным периодом по договору является один календарный месяц.

Согласно п. 4.6 Договора основанием для расчетов по договору является акт поданной-принятой тепловой энергии за договорную нагрузку (мощность), фактически принятое количество тепловой энергии и (или) теплоноситель и счет-фактура, которые оформляются теплоснабжающей организацией. Потребитель обязан до 5 числа месяца, следующего за расчетным, получить в теплоснабжающей организации счет-фактуру и акт поданной-принятой тепловой энергии, который ы течение 3 рабочих дней со дня получения необходимо надлежащим образом оформить, подписать уполномоченными лицами и возвратить в теплоснабжающую организацию.

Письмом от 16.02.2023 г. № 91-4/2-69 ПАО «Т Плюс» направило в адрес УФПС Кировской области – филиала АО «Почта России» предупреждение о возможности введения ограничения (приостановления) подачи тепловой энергии и (или) теплоносителя (далее – Предупреждение от 16.02.2023 г.). Указанное предупреждение было направлено в адрес заявителя 17.02.2023 г., что подтверждается представленным в Кировское УФАС России скриншотом отправки по электронной почте.

Предупреждением от 16.02.2023 г. теплоснабжающая организация предупредила УФПС Кировской области – филиал АО «Почта России» о возможности введения ограничения подачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по договору теплоснабжения в связи с образованием задолженности в размере 614554, 72 руб. (по состоянию на 16.02.2023 г. за более чем один период платежа, согласованный в договоре) в отношении объектов по адресам: (…). Дата введения ограничения – 22.02.2023 г.

Письмом от 17.02.2023 г. № 91-4/3-7-69 ПАО «Т Плюс» направило в адрес УФПС Кировской области – филиала АО «Почта России» уведомление о введении ограничения подачи тепловой энергии в связи с неисполнением требования (Предупреждение от 16.02.2023 г.) о погашении задолженности в размере 614554, 72 руб. в отношении объектов по адресам: (…).

Согласно акту № 2023-КФ/отп-327 от 22.02.2023 г. на объекте УФПС Кировской области – филиала АО «Почта России» по адресу: (…) введено частичное ограничение подачи тепловой энергии (снижение объема теплоносителя на 50 %). Указанный акт подписан представителями ПАО «Т Плюс», УФПС Кировской области – филиала АО «Почта России», АО «ЭнергосбыТ Плюс».

В связи с непогашением заявителем задолженности письмом от 02.03.2023 г. № 91-4/2-40 ПАО «Т Плюс» направило в адрес УФПС Кировской области – филиала АО «Почта России» предупреждение о возможности приостановления подачи тепловой энергии по договору теплоснабжения в связи с образованием задолженности в размере 289638,58 руб. (по состоянию на 02.03.2023 г. за более чем один период платежа, согласованный в договоре) в отношении объектов по адресам: (…). Указанное предупреждение было направлено в адрес заявителя 06.03.2023 г., что подтверждается представленным в Кировское УФАС России скриншотом отправки по электронной почте. Дата прекращения подачи тепловой энергии – 09.03.2023 г.

Письмом от 02.03.2023 г. № 91-4/3-11-40 ПАО «Т Плюс» направило в адрес УФПС Кировской области – филиала АО «Почта России» уведомление о прекращении подачи тепловой энергии в связи с непогашением задолженности в размере 289638,58 руб. в отношении объектов по адресам: (…). Дата прекращения подачи тепловой энергии – 09.03.2023 г.

ПАО «Т Плюс» в письме от 19.04.2023 г. № 503061-07-00846, направленном в Кировское УФАС России сообщило, что в связи с проведением переговоров с заявителем о возможности погашения задолженности, процедура прекращения подачи тепловой энергии была перенесена на 14.03.2023 г., в связи с чем, в адрес УФПС Кировской области – филиала АО «Почта России» были направлены следующие документы:

•          предупреждение от 09.03.2023 г. № 91-4/2-17 о возможности приостановления подачи тепловой энергии (задолженность в размере 252164,11 руб. по состоянию на 09.03.2023 г.). Дата прекращения подачи тепловой энергии – 14.03.2023 г.

•          уведомление о прекращении подачи тепловой энергии в связи с непогашением задолженности в размере 252164,11 руб. Дата прекращения подачи тепловой энергии – 14.03.2023 г.

Согласно акту № 2023-КФ/отп-464 от 14.03.2023 г. на объекте УФПС Кировской области – филиала АО «Почта России» по адресу: (…) введено полное ограничение подачи тепловой энергии. Указанный акт подписан представителями ПАО «Т Плюс», АО «ЭнергосбыТ Плюс». Подпись представителя УФПС Кировской области – филиала АО «Почта России» на акте отсутствует. Вместе с тем, на акте имеется отметка о получении указанного акта представителем заявителя.

ПАО «Т Плюс» письмом от 19.04.2023 г. № 503061-07-00846 представило в адрес Кировского УФАС России письменные пояснения, в которых указало, что у УФПС Кировской области – филиала АО «Почта России» по состоянию на 09.03.2023 г. имелась задолженность за потребленную тепловую энергию в размере 252164,11 руб.

ПАО «Т Плюс» указывает, что оплата вышеуказанной задолженности не была произведена заявителем, в связи с чем на объекте заявителя была введена процедура прекращения подачи тепловой энергии.

В Кировское УФАС России со стороны УФПС Кировской области – филиала АО «Почта России» в рамках рассмотрения заявления были представлены отчетные документы за ноябрь 2022 г., выставленные ПАО «Т Плюс», исходя из которых за ноябрь 2022 г. заявителю был предъявлен к оплате объем тепловой энергии на сумму 327751,97 руб.

Вместе с тем, согласно акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2023 г. (за период с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г.), представленному ПАО «Т Плюс», за ноябрь 2022 г. заявителю был предъявлен к оплате объем тепловой энергии на сумму 708385,94 руб.

При этом, документов, свидетельствующих о том, что в адрес УФПС Кировской области – филиала АО «Почта России» выставлялись корректировочные документы за ноябрь 2022 г. в Кировское УФАС России не представлено.

Руководствуясь первичными документами за ноябрь 2022 г. на сумму 327751,97 руб., которая в полном объеме была оплачена УФПС Кировской области – филиалом АО «Почта России», Кировское УФАС России в рамках рассмотрения заявления пришло к выводу о том, что задолженность за более чем один период платежа, установленный договором теплоснабжения, на момент введения полного ограничения подачи тепловой энергии на объекте заявителя отсутствовала.

Таким образом, в ходе рассмотрения заявлений УФПС Кировской области – филиала АО «Почта России» в действиях ПАО «Т Плюс» были выявлены признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Кировским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по теплоснабжению конечного потребителя за 2022 г. на территории МО «Город Киров». По результатам анализа установлено, что ответчик занимает доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению в границах МО «Город Киров».

Приказом от 19.06.2023 г. № 48/23 в отношении ПАО «Т Плюс» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 043/01/10-629/2023 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 28.06.2023 г. (исх. № АР/2666/23 от 28.06.2023 г.) у сторон были запрошены документы и информация, необходимые для полного и всестороннего рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, указанным определением рассмотрение дела № 043/01/10-629/2023 назначено к рассмотрению на 26 июля 2023 г. в 14 час. 30 мин.

Все документы и информация, полученные антимонопольным органом, были приобщены к материалам дела № 043/01/10-629/2023.

Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о теплоснабжении, в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

До введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа. При задержке платежей сверх установленного предупреждением срока теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры (часть 2 статьи 22 Закона о теплоснабжении).

Порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям урегулирован Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила № 808).

Согласно пункту 76 Правил № 808 ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

В случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем 1 период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя (пункт 92 Правил № 808).

В соответствии с пунктом 93 Правил № 808 до введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения 2-го периода платежа. При задержке платежей или неустранении нарушений в установленный срок теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя не менее чем за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры.

Если по истечении 5 дней со дня введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность или не устранены нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок, теплоснабжающая организация прекращает подачу тепловой энергии и теплоносителя, письменно уведомив потребителя не менее чем за 1 сутки о дате и времени полного прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя (пункт 94 Правил № 808).

В Кировское УФАС России со стороны УФПС Кировской области – филиала АО «Почта России» представлены отчетные документы за ноябрь 2022 г., выставленные ПАО «Т Плюс», исходя из которых за ноябрь 2022 г. заявителю был предъявлен к оплате объем тепловой энергии на сумму 327751,97 руб., а именно следующие документы:

  • акт поданной – принятой тепловой энергии от 30.11.2022 г. № 75910065951/7J00 на сумму 327751,97 руб., подписанный представителем ПАО «Т Плюс» и представителем УФПС Кировской области – филиала АО «Почта России»;
  • счет-фактура от 30.11.2022 г. № 75910065951/7J00 на сумму 327751,97 руб., подписанная представителем ПАО «Т Плюс»;
  • расчетная ведомость от 30.11.2022 г. на сумму 327751,97 руб.

Вместе с тем, ПАО «Т Плюс» в письменных пояснениях указывает, что за ноябрь 2022 г. заявителю был предъявлен к оплате объем тепловой энергии на сумму 708385,94 руб. (представлен акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2023 г. (за период с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г.).

ПАО «Т Плюс» в письменных пояснениях указало, что общая плата за потребленную тепловую энергию всех объектов заявителя за ноябрь 2022 г. составляет 708385,94 руб. Данная сумма образована стоимостью потребленной тепловой энергии в отношении объекта, расположенного по адресу: (…) и объекта, расположенного по адресу: (…), а также остальных объектов, указанных в договоре. В связи со сбоем программного комплекса за ноябрь 2022 г. ПАО «Т Плюс» не были произведены начисления по двум объектам теплоснабжения на общую сумму 380633,96 руб. Неточность, допущенная при направлении заявителю счетов на оплату отпущенной тепловой энергии в последующем была установлена и исправлена, но уже после отправки отчетных документов за ноябрь 2022 г.

Комиссией Кировского УФАС России установлено, что в первоначальную расчетную ведомость от 30.11.2022 г. на сумму 327751,97 руб. не было включено потребление тепловой энергии по объектам, расположенным по адресам: (…) на общую сумму 380633,96 руб.

При этом, документов, свидетельствующих о том, что в отношении вышеуказанных объектов потребление тепловой энергии в ноябре 2022 г. фактически не осуществлялось в антимонопольный орган не представлено.

Следовательно, стоимость потребленной тепловой энергии за ноябрь 2022 г. по всем объектам теплопотребления должна составлять 708385,94 руб. (327751,97 руб.+380633,96 руб.).

Таким образом, ПАО «Т Плюс» обоснованно предъявило УФПС Кировской области – филиалу АО «Почта России» к оплате сумму за потребленную тепловую энергию в размере 708385,94 руб.

  В соответствии с п. 4 ч. 1. ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно Разъяснению Президиума ФАС России № 8 от 07.06.2017 злоупотребление доминирующим положением характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Определением о назначении дела к рассмотрению от 28.06.2023 г. № АР/2666/23 у УФПС Кировской области – филиала АО «Почта России» были запрошены копии документов, подтверждающих, что действиями ПАО «Т Плюс» были ущемлены права заявителя в сфере предпринимательской деятельности либо копии документов, подтверждающих, что действиями ПАО «Т Плюс» были ущемлены права неопределенного круга потребителей.

В письме от 07.07.2023 г. № 3.7.11.1-03/Ф43-03/4587 УФПС Кировской области – филиал АО «Почта России» сообщило, что документального подтверждения нанесения ущерба АО «Почта России» нет.

Таким образом, наступление негативных последствий для заявителя в результате действий ПАО «Т Плюс» не установлено.

Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее - Пленум ВС РФ от 04.03.2021 № 2) нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Из системного толкования ст. 10 Закона о защите конкуренции и п. 12 Пленума ВС РФ от 04.03.2021 г. № 2 следует, что нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам, при этом совершение данных действий возможно исключительно в связи с наличием доминирующего положения.

Учитывая факт того, что ПАО «Т Плюс» обоснованно предъявило УФПС Кировской области – филиалу АО «Почта России» к оплате сумму за потребленную тепловую энергию в размере 708385,94 руб., принимая во внимание отсутствие документального подтверждения ущемления интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Комиссия Кировского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае в действиях ПАО «Т Плюс» не может быть признан факт нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, Комиссией установлено, что в настоящее время разногласия по стоимости тепловой энергии между сторонами урегулированы, что подтверждается письмом УФПС Кировской области – филиала АО «Почта России» от 29.06.2023 г. № 3.7.11.1-03/Ф43-03/4396.

 В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о необходимости прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ПАО «Т Плюс».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 043/01/10-629/2023 прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях ПАО «Т Плюс» нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение одного месяца со дня его принятия.

Датой принятия Решения является дата его изготовления в полном объёме.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны