Решение (комиссия) №043/01/16-346/2023 1. Признать КОГСАУ «Лесоохрана» и ИП <...> нарушившими стать... от 11 июля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Управление по Кировской области
610020 г.Киров, ул.К.Либкнехта, 55.
№ 043/01/16-346/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть решения объявлена 05.07.2023 г.
Решение изготовлено в полном объеме 11.07.2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии:
<...> – заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России,
Членов комиссии:
<...> – начальника отдела контроля органов власти Кировского УФАС России,
<...> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Кировского УФАС России,
В отсутствие представителей ответчиков, надлежащим образом уведомленных о дате, месте и времени рассмотрения дела,
рассмотрев дело № 043/01/16-346/2022 по признакам нарушения КОГСАУ «Лесоохрана», ИП <...> ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении договора купли-продажи лесоматериалов от 02.11.2021 № 3754 между КОГСАУ «Кировская база авиационной и наземной охраны лесов» (далее - КОГСАУ «Лесоохрана», Учреждение) и ИП <...> без проведения конкурентных процедур, что привело к недопущению конкуренции,
У С Т А Н О В И Л А:
14.02.2023 Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой (далее - Прокуратура) в адрес Кировского УФАС России были направлены (вх. № 850 от 17.02.2023) материалы проверки соблюдения требований законодательства КОГСАУ «Лесоохрана» при выполнении государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) областными государственными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 11.09.2015 № 59/564, и в целях исполнения объемов работ в 2021 году по охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренных Лесным планом Кировской области на 2019-2028 годы, утвержденным Указом Губернатора Кировской области от 29.12.2018 № 165.
В ходе проверки поступивших материалов Прокуратуры Кировским УФАС России было установлено следующее.
С целью реализации государственного задания КОГСАУ «Лесоохрана» заключило с ИП <...> контракт на выполнение работ (сплошные санитарные рубки) на территории Заречного сельского лесничества Суводского лесничества от 07.10.2021 № 3690 (далее – Контракт № 3690) на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Общая стоимость работ составляет 54 руб. 78 коп. Контракт исполнен 27.12.2021.
02.11.2021, до сдачи работ по контракту, между КОГСАУ «Лесоохрана» и ИП <...> заключен договор купли-продажи № 3754 (далее – Договор № 3754) древесины объемом 4857 куб.м. Цена договора 3 901 700 руб. Согласно договору, передача товара осуществляется в месте его нахождения: Кировская область, Суводское лесничество, Заречное сельское участковое лесничество, квартал/выдел 69/4, 46, 47, 12/1, 4, 11, 67/18, 19, 26, 27, 32.
Согласно ответу КОГСАУ «Лесоохрана» от 09.03.2023 № 214 торги на право заключения Договора № 3754 не проводились. Продажа лесоматериалов осуществляется на основании п. 2.5.16 Устава Учреждения, в соответствии с которым Учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность (платные услуги), а именно - реализация древесины, пиломатериалов и иных материалов, изготовленных из древесины.
Учитывая тот факт, что в действиях КОГСАУ «Лесоохрана» и ИП <...> содержались признаки нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции, приказом ВРИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 07.04.2023 № 13/23 в отношении указанных лиц было возбуждено производство по делу № 043/01/16-346/2023.
Дело № 043/01/16-346/2023 определением от 11.04.2023 назначено к рассмотрению на 11.05.2023 в 10 час. 00 мин.
К заседанию Комиссии КОГСАУ «Лесоохрана» направила свои письменные пояснения, в которых указывало на правомерность заключения Договора № 3690 в соответствии п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Также, по мнению ответчика, заготовленная древесина в рамках исполнения государственного задания поступает на баланс Учреждения и является его собственностью, которой КОГСАУ «Лесоохрана» вправе распоряжаться по своему усмотрению.
Присутствовавший на заседании Комиссии представитель КОГСАУ «Лесоохрана» поддержал свою позицию, изложенную в письменных пояснениях по делу, а также дополнительно пояснил, что Учреждение самостоятельно определяет закон, по которому оно реализует древесину, заготовленную в рамках исполнения государственного задания.
На заседание 11.05.2023 ИП <...> и Прокуратура надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела № 043/01/16-346/2023, явку представителей не обеспечили.
Определением от 15.05.2023 заседание Комиссии отложено на 14.06.2023 в 10 час. 00 мин.
Присутствовавший на заседании Комиссии представитель КОГСАУ «Лесоохрана» поддержал свою позицию, просил прекратить производство по делу. ИП <...> и Прокуратура, надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела № 043/01/16-346/2023, явку представителей не обеспечили.
Ознакомившись с материалами дела, Комиссия на заседании 14.06.2023 пришла к выводу о достаточности доказательств для вынесения решения по делу 043/01/16-346/2023.
В соответствии с ч. 1 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.
В целях предоставления возможности лицам, участвующим в деле, представить комиссии пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, рассмотрение дела № 043/01/16-346/2023 отложено на 05.07.2023.
Комиссия приходит к выводу о возможности окончания рассмотрения дела № 043/01/16-346/2023 о нарушении антимонопольного законодательства.
Изучив, материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров) установлено, что мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Согласно ч. 2 ст. 19 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров) мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе учреждениями, осуществляющими лесную охрану.
В соответствии с ч. 4 ст. 19 ЛК РФ в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.
Согласно ч. 5 ст. 19 ЛК РФ при осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этих целях в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений.
Кроме того, в силу ч. 28 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями ст. 19 ЛК РФ.
Таким образом, условия выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов и купли-продажи лесных насаждений в связи с этими работами определяются единой сделкой.
Анализ представленного Контракта № 3690 позволяет прийти к выводу, что контракт не содержит положений о продаже лесных насаждений для заготовки древесины исполнителю контракта.
Частью 1 статьи 77 ЛК РФ установлено, что за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 ЛК РФ, договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона.
Таким образом, продажа лесных насаждений для заготовки древесины без проведения торгов на право заключения соответствующего договора противоречит существу правового регулирования соответствующих отношений.
В соответствии с п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией следует понимать соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Конкуренция призвана обеспечивать стабильное развитие экономических отношений в Российской Федерации, высокое качество реализуемых товаров, оказываемых услуг, повышение эффективности деятельности участников товарного рынка.
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаком ограничения конкуренции является создание возможности для хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.
Материалами подтверждается, что Договор № 3754 от 02.11.2021 заключен без проведения аукциона, что свидетельствует о создании преимущественных условий для ИП <...>
Довод КОГСАУ «Лесоохрана» о том, что заготовленная древесина в рамках исполнения государственного задания поступает на баланс Учреждения и является его собственностью, которой ответчик вправе распоряжаться по своему усмотрению является не состоятельным, т.к. в соответствии с ч. 5 ст. 19 ЛК РФ данная древесин может быть реализована либо по итогам проведения аукциона на право заключения договора купли-продажи лесоматериалов, либо продана подрядчику при условии, что возможность отчуждения прямо предусмотрена в контракте на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов.
Исходя из установленных обстоятельств, Комиссия усматривает в действиях КОГСАУ «Лесоохрана» и ИП <...> нарушение ст. 16 Закона о защите конкуренции выразившегося в заключении договора купли-продажи лесоматериалов от 02.11.2021 № 3754 без проведения конкурентных процедур, что привело к недопущению конкуренции.
Учитывая тот факт, что договор купли-продажи лесоматериалов от 02.11.2021 № 3754 признан недействительным по решению Арбитражного суда Кировской области от 28.06.2022 по делу № А28-3864/2022 Комиссия приняла решение предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
Руководствуясь статьей 16, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,
Р Е Ш И Л А :
1. Признать КОГСАУ «Лесоохрана» и ИП <...> нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
Председатель комиссии <...>
Члены комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.