Решение (комиссия) №043/01/16-346/2023 1. Признать КОГСАУ «Лесоохрана» и ИП <...> нарушившими стать... от 11 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

Управление по Кировской области

610020 г.Киров, ул.К.Либкнехта, 55.

 

№ 043/01/16-346/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения объявлена 05.07.2023 г.

Решение изготовлено в полном объеме 11.07.2023 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

<...> – заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России,

Членов комиссии:

<...> – начальника отдела контроля органов власти Кировского УФАС России,

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Кировского УФАС России,

В отсутствие представителей ответчиков, надлежащим образом уведомленных о дате, месте и времени рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 043/01/16-346/2022 по признакам нарушения КОГСАУ «Лесоохрана», ИП <...> ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении договора купли-продажи лесоматериалов от 02.11.2021 № 3754 между КОГСАУ «Кировская база авиационной и наземной охраны лесов» (далее - КОГСАУ «Лесоохрана», Учреждение) и ИП <...> без проведения конкурентных процедур, что привело к недопущению конкуренции,

У С Т А Н О В И Л А:

14.02.2023 Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой (далее - Прокуратура) в адрес Кировского УФАС России были направлены (вх. № 850 от 17.02.2023) материалы проверки соблюдения требований законодательства КОГСАУ «Лесоохрана» при выполнении государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) областными государственными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 11.09.2015 № 59/564, и в целях исполнения объемов работ в 2021 году по охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренных Лесным планом Кировской области на 2019-2028 годы, утвержденным Указом Губернатора Кировской области от 29.12.2018 № 165.

В ходе проверки поступивших материалов Прокуратуры Кировским УФАС России было установлено следующее.

С целью реализации государственного задания КОГСАУ «Лесоохрана» заключило с ИП <...> контракт на выполнение работ (сплошные санитарные рубки) на территории Заречного сельского лесничества Суводского лесничества от 07.10.2021 № 3690 (далее – Контракт № 3690) на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Общая стоимость работ составляет 54 руб. 78 коп. Контракт исполнен 27.12.2021.

02.11.2021, до сдачи работ по контракту, между КОГСАУ «Лесоохрана» и ИП <...> заключен договор купли-продажи № 3754 (далее – Договор № 3754) древесины объемом 4857 куб.м. Цена договора 3 901 700 руб. Согласно договору, передача товара осуществляется в месте его нахождения: Кировская область, Суводское лесничество, Заречное сельское участковое лесничество, квартал/выдел 69/4, 46, 47, 12/1, 4, 11, 67/18, 19, 26, 27, 32.

Согласно ответу КОГСАУ «Лесоохрана» от 09.03.2023 № 214 торги на право заключения Договора № 3754 не проводились. Продажа лесоматериалов осуществляется на основании п. 2.5.16 Устава Учреждения, в соответствии с которым Учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность (платные услуги), а именно - реализация древесины, пиломатериалов и иных материалов, изготовленных из древесины.

Учитывая тот факт, что в действиях КОГСАУ «Лесоохрана» и ИП <...> содержались признаки нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции, приказом ВРИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 07.04.2023 № 13/23 в отношении указанных лиц было возбуждено производство по делу № 043/01/16-346/2023.

Дело № 043/01/16-346/2023 определением от 11.04.2023 назначено к рассмотрению на 11.05.2023 в 10 час. 00 мин.

К заседанию Комиссии КОГСАУ «Лесоохрана» направила свои письменные пояснения, в которых указывало на правомерность заключения Договора № 3690 в соответствии п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Также, по мнению ответчика, заготовленная древесина в рамках исполнения государственного задания поступает на баланс Учреждения и является его собственностью, которой КОГСАУ «Лесоохрана» вправе распоряжаться по своему усмотрению.

Присутствовавший на заседании Комиссии представитель КОГСАУ «Лесоохрана» поддержал свою позицию, изложенную в письменных пояснениях по делу, а также дополнительно пояснил, что Учреждение самостоятельно определяет закон, по которому оно реализует древесину, заготовленную в рамках исполнения государственного задания.

На заседание 11.05.2023 ИП <...> и Прокуратура надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела № 043/01/16-346/2023, явку представителей не обеспечили.

Определением от 15.05.2023 заседание Комиссии отложено на 14.06.2023 в 10 час. 00 мин.

Присутствовавший на заседании Комиссии представитель КОГСАУ «Лесоохрана» поддержал свою позицию, просил прекратить производство по делу. ИП <...> и Прокуратура, надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела № 043/01/16-346/2023, явку представителей не обеспечили.

Ознакомившись с материалами дела, Комиссия на заседании 14.06.2023 пришла к выводу о достаточности доказательств для вынесения решения по делу 043/01/16-346/2023.

В соответствии с ч. 1 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В целях предоставления возможности лицам, участвующим в деле, представить комиссии пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, рассмотрение дела № 043/01/16-346/2023 отложено на 05.07.2023.

Комиссия приходит к выводу о возможности окончания рассмотрения дела № 043/01/16-346/2023 о нарушении антимонопольного законодательства.

Изучив, материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 19 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров) установлено, что мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Согласно ч. 2 ст. 19 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров) мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе учреждениями, осуществляющими лесную охрану.

В соответствии с ч. 4 ст. 19 ЛК РФ в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.

Согласно ч. 5 ст. 19 ЛК РФ при осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этих целях в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений.

Кроме того, в силу ч. 28 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями ст. 19 ЛК РФ.

Таким образом, условия выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов и купли-продажи лесных насаждений в связи с этими работами определяются единой сделкой.

Анализ представленного Контракта № 3690 позволяет прийти к выводу, что контракт не содержит положений о продаже лесных насаждений для заготовки древесины исполнителю контракта.

Частью 1 статьи 77 ЛК РФ установлено, что за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 ЛК РФ, договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона.

Таким образом, продажа лесных насаждений для заготовки древесины без проведения торгов на право заключения соответствующего договора противоречит существу правового регулирования соответствующих отношений.

В соответствии с п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией следует понимать соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкуренция призвана обеспечивать стабильное развитие экономических отношений в Российской Федерации, высокое качество реализуемых товаров, оказываемых услуг, повышение эффективности деятельности участников товарного рынка.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаком ограничения конкуренции является создание возможности для хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Материалами подтверждается, что Договор № 3754 от 02.11.2021 заключен без проведения аукциона, что свидетельствует о создании преимущественных условий для ИП <...>

Довод КОГСАУ «Лесоохрана» о том, что заготовленная древесина в рамках исполнения государственного задания поступает на баланс Учреждения и является его собственностью, которой ответчик вправе распоряжаться по своему усмотрению является не состоятельным, т.к. в соответствии с ч. 5 ст. 19 ЛК РФ данная древесин может быть реализована либо по итогам проведения аукциона на право заключения договора купли-продажи лесоматериалов, либо продана подрядчику при условии, что возможность отчуждения прямо предусмотрена в контракте на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов.

Исходя из установленных обстоятельств, Комиссия усматривает в действиях КОГСАУ «Лесоохрана» и ИП <...> нарушение ст. 16 Закона о защите конкуренции выразившегося в заключении договора купли-продажи лесоматериалов от 02.11.2021 № 3754 без проведения конкурентных процедур, что привело к недопущению конкуренции.

Учитывая тот факт, что договор купли-продажи лесоматериалов от 02.11.2021 № 3754 признан недействительным по решению Арбитражного суда Кировской области от 28.06.2022 по делу № А28-3864/2022 Комиссия приняла решение предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

Руководствуясь статьей 16, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

Р Е Ш И Л А :

1. Признать КОГСАУ «Лесоохрана» и ИП <...> нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии <...>

<...>

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны