Определение б/н Определение о назначении дела к рассмотрению от 14 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о назначении дела № 043/01/10-90/2022 о нарушении антимонопольного законодательства

 к рассмотрению

 

от «14» февраля 2022 года                                                                                                      г.  Киров

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев представленные материалы, на основании приказа Кировского УФАС России № 06 от 04.02.2022 г. о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении ООО «Газэнергосеть Киров» (ИНН: 4345462934, ОГРН: 1174350004234, 610035, Кировская область, г. Киров, ул. Техническая, д. 13/1) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Кировское УФАС России на рассмотрение поступили материалы, направленные Прокуратурой Подосиновского района Кировской области, Прокуратурой Лузского Района Кировской области по фактам обращений физических лиц на действия ООО «Газэнергосеть Киров» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части отказа продажи потребителям сжиженного углеводородного газа в баллонах под условием приобретения новых газовых баллонов взамен ранее выданных баллонов с истекшим сроком эксплуатации (вх. № 6998 от 08.11.2021 г.), (вх. № 7318 от 22.11.2021 г.), (вх. № 39 от 11.01.2022 г.).

В Прокуратуру Подосиновского района Кировской области, Прокуратуру Лузского района Кировской области, а также в адрес Уполномоченного по правам человека в Кировской области поступали многочисленные обращения физических лиц по вопросу отказа ООО «Газэнергосеть Киров» в продаже сжиженного углеводородного газа в баллонах по причине истечения сроков эксплуатации баллонов. При этом исходя из обращений физических лиц ранее ими были получены баллоны уже с истекшим сроком эксплуатации.

Распоряжением Правительства Кировской области от 29.12.2017 г. № 112 ООО «Газэнергосеть Киров» назначено уполномоченной региональной газораспределительной организацией по вопросам поставки сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения Кировской области.

Решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области (далее – РСТ Кировской области) от 18.12.2020 г. № 41/40-г-2021 для ООО «Газэнергосеть Киров» установлены розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для заправки автотранспортных средств, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, на период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г.

Решением Правления РСТ Кировской области от 20.12.2021 г. № 45/125-г-2022 для ООО «Газэнергосеть Киров» установлены розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для заправки автотранспортных средств, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, на период с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г.

ООО «Газэнергосеть Киров» осуществляет розничную реализацию сжиженного углеводородного газа в баллонах для бытовых нужд населения по регулируемым ценам.         Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 г. № 536 утверждены Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением (далее – Правила промышленной безопасности).

Согласно п. 548 Правил промышленной безопасности при отсутствии в технической документации сведений о сроке службы баллона, определенном при его проектировании, срок службы следует устанавливать 20 лет.

Экспертизу промышленной безопасности в целях продления срока службы транспортируемых баллонов массового применения вместимостью 100 литров и менее не проводят, их эксплуатация за пределами назначенного срока службы при условии положительных результатов технического освидетельствования и диагностирования может быть допущена лицом, проводившим освидетельствование, не более чем до истечения предельно допустимого периода времени, установленного организацией-изготовителем или разработчиком проекта конструкции конкретного типа баллона и указанного в руководстве (инструкции) по эксплуатации и (или) методике проведения технического освидетельствования (диагностирования).

Продление срока эксплуатации баллонов, фактический срок службы которых превысил 20 лет, установленных в системах специальных объектов мобилизационного назначения и объектов их инфраструктуры, должно осуществляться по методике технического диагностирования баллонов, устанавливаемых в указанных системах, согласованной с Ростехнадзором.

Согласно методики технического освидетельствования стальных сварных баллонов для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа, изготовленных по ГОСТ 15860-84 (МТО 14-3Р-004-2005), разработанной открытым акционерным обществом "Российский научно-исследовательский институт трубной промышленности" (ОАО "РосНИТИ"), распространяющейся на баллоны вместимостью 5, 12, 27 и 50 л на рабочее давление до 1,6 МПа, изготовленные по ГОСТ 15860, согласованной с Ростехнадзором письмом от 10.01.2006 N 09-03/3 и техническим комитетом по стандартизации "Стальные и чугунные трубы и баллоны", установлено, что срок службы баллонов выпущенных до 2014 г. должен быть не более 40 лет, после окончания срока службы баллон должен быть выбракован.

Таким образом, установлены следующие сроки эксплуатации баллонов:

- для сварных стальных баллонов для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа, изготовленных по ТУ 02-235-88 или ТУ-51-02-252-88, а также изготовленных по ГОСТ 15860-84, выпущенных после 01.02.2014 г. срок службы составляет не более 20 лет;

-  для сварных стальных баллонов для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа, изготовленных по ГОСТ 15860-84, выпущенных до 01.02.2014 г. срок службы составляет не более 40 лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

Согласно п. 135 Правил предоставления коммунальных услуг продаже подлежат наполненные сжиженным углеводородным газом баллоны (далее - газовые баллоны), прошедшие предварительное техническое освидетельствование и находящиеся в исправном состоянии, срок службы которых не истек.

Потребитель до момента передачи ему продавцом газовых баллонов (или одновременно с ним) обязан передать на обмен равное количество порожних газовых баллонов, находящихся в исправном состоянии, срок службы которых не истек.

В соответствии с п. 138 Правил предоставления коммунальных услуг информация о газе и газовых баллонах должна содержать сведения о марке газа и его физико-химических показателях, о техническом состоянии газового баллона (номер баллона, масса порожнего баллона, дата его изготовления и дата очередного технического освидетельствования, рабочее и пробное давление, вместимость). Такие сведения указываются на поверхности баллона или на прикрепленной к нему пластине.

Согласно п. 140 Правил предоставления коммунальных услуг вместе с газовым баллоном продавец обязан передать потребителю кассовый и товарный чеки, в которых помимо обязательных сведений указываются номер газового баллона, масса газа в баллоне, цена товара и дата продажи, товарный чек также должен содержать подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу. Одновременно с товаром потребителю передается текст правил по безопасному пользованию газом в быту.

Из материалов проверки, направленных Прокуратурой Подосиновского района Кировской области следует, что (…) в сентябре и декабре 2020 г. в качестве оборотной тары ООО «Газэнергосеть Киров» поставлены газовые баллоны № 195102 (1972 года выпуска) и № 26399 (1979 года выпуска), наполненные сжиженным углеводородным газом, срок службы которых истек на момент предоставления.

В последующем, в июне 2021 г. (…) была оплачена квитанция на поставку сжиженного углеводородного газа в баллоне, однако в замене вышеуказанных баллонов со стороны ООО «Газэнергосеть Киров» было отказано в связи с истечением срока их эксплуатации.

В ходе проверки Прокуратурой Подосиновского района Кировской области установлено, что ООО «Газэнергосеть Киров», осуществляющее продажу бытового газа в баллонах, предоставило в 2020 г. (…) газовые баллоны № 195102 (1972 года выпуска) и № 26399 (1979 года выпуска) уже с истекшим сроком эксплуатации последних.

Из материалов проверки, направленных Прокуратурой Лузского района Кировской области следует, что (…) в марте 2020 г. в качестве оборотной тары ООО «Газэнергосеть Киров» поставлен газовый баллон № 45083 (1975 года выпуска), наполненный сжиженным углеводородным газом, срок службы которых истек на момент предоставления.

В последующем, в августе 2021 г. (…) была оплачена квитанция на поставку сжиженного углеводородного газа в баллоне, однако в замене вышеуказанного баллона со стороны ООО «Газэнергосеть Киров» было отказано в связи с истечением срока его эксплуатации.

Кроме того, согласно путевым листам, представленным в Кировское УФАС России, установлено, что со стороны ООО «Газэнергосеть Киров» в 2021 г. имели место факты выдачи баллонов потребителям с истекшим сроком эксплуатации:

  • 02.03.2021 г. (…) выдан баллон от 01.1979 года выпуска № 7124,
  • 03.03.2021 г. (…) выдан баллон от 10.1979 года выпуска № 65440,
  • 09.03.2021 г. (…) выдан баллон от 12.1974 года выпуска № 2377,
  • 12.03.2021 г. (…) выдан баллон от 12.1978 года выпуска № 18489.

Таким образом, в ходе проверки Прокуратурой Лузского района Кировской области установлено, что ООО «Газэнергосеть Киров», осуществляющее продажу бытового газа в баллонах, предоставляло потребителям газовые баллоны уже с истекшим сроком эксплуатации.

ООО «Газэнергосеть Киров» в письме от 08.12.2021 г. № 5046/02, направленном в адрес Кировского УФАС России, сообщило, что персонифицированный идентификационный учет движения оборотной тары с учетом фиксации номера и даты выпуска переданного и полученного газового баллона потребителям был введен обществом с 01.03.2021 г.

До 01.03.2021 г. персонифицированный идентификационный учет движения оборотной тары обществом не велся, что в свою очередь не исключало выдачи газораспределительной организацией потребителю газового баллона с истекшим сроком эксплуатации.

Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения злоупотребления доминирующим положением на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольными органами мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» следует, что в тех случаях, когда Закон о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Закона), необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект - хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Кировским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке розничной реализации сжиженного углеводородного газа в баллонах за период с 01.01.2019 г. по 30.11.2021 г. В результате установлено, что ООО «Газэнергосеть Киров» занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации сжиженного углеводородного газа в баллонах с долей более 50 %. Товарный рынок розничной реализации сжиженного углеводородного газа в баллонах на территории Кировской области относится к рынку с неразвитой конкуренцией, поскольку характеризуется высоким уровнем концентрации.

 В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается в том числе положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Таким образом, ООО «Газэнергосеть Киров» занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации сжиженного углеводородного газа в баллонах (аналитический отчет имеется в материалах дела).

Действия ООО «Газэнергосеть Киров», выразившиеся в отказе продажи потребителям сжиженного углеводородного газа в баллонах под условием приобретения новых газовых баллонов взамен ранее выданных баллонов с истекшим сроком эксплуатации, содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частями 13-15 статьи 44 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

О П Р Е Д Е Л И Л:

 

1. Назначить дело № 043/01/10-90/2022 к рассмотрению на 15 марта 2022 года в 14 часов  00 мин. по адресу: г. Киров, ул. К.Либкнехта, 55 (вход со двора), каб. 5. 

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 043/01/10-90/2022

в качестве заявителей:

  • Прокуратуру Подосиновского района Кировской области (613930, Кировская область, пгт. Подосиновец, ул. Свободы, 56);
  • Прокуратуру Лузского района Кировской области (613980, Кировская область, г. Луза, пер. 1-й Набережный,23);

в качестве ответчика:

  • ООО «Газэнергосеть Киров» (610035, г. Киров, ул. Техническая, д. 13/1).

3. Прокуратуре Подосиновского района Кировской области в срок до 04.03.2022 г. представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области дополнительные документы и информацию, имеющие значение для рассмотрения антимонопольного дела (при наличии).

4. Прокуратуре Лузского района Кировской области в срок до 04.03.2022 г. представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области дополнительные документы и информацию, имеющие значение для рассмотрения антимонопольного дела (при наличии).

5. ООО «Газэнергосеть Киров» в срок до 04.03.2022 г. представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области следующую информацию и документы:

  • письменную позицию по признакам нарушения антимонопольного законодательства (при ссылке в ответе на документы – представить копии данных документов);
  • информацию об имеющихся подразделениях ООО «Газэнергосеть Киров» в Кировской области (наименования подразделений, адреса подразделений, информацию о руководителях подразделений);
  • информацию о том, к какому подразделению ООО «Газэнергосеть Киров» относится Подосиновский район Кировской области;
  • информацию о том, к какому подразделению ООО «Газэнергосеть Киров» относится Лузский район Кировской области;
  • иные документы и информацию имеющие значение для рассмотрения антимонопольного дела (при наличии).

  В случае отсутствия запрошенных антимонопольным органом документов и информации, указать о причинах невозможности их предоставления

Связанные организации

Связанные организации не указаны