Решение №5446/04 1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «-Ал... от 24 октября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

по Кировской области

Юридический адрес:

610020 г.Киров, ул.К.Либкнехта, 55

тел. (8332) 64-73-31, факс (8332) 64-96-26

e-mail: to43@fas.gov.ru

 

                                     №            /04

 На №                          от              

 

 

Физическое лицо

 

ООО «Манки»

<…>

 

ООО «Гранель Риэлти»

<…>

 

ООО «Таргет Стрим»
<…>

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ
по делу № 043/05/18-376/2019

                                                                                                                                            г. Киров

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 октября 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 24 октября 2019 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе: <…>

в отсутствие заявителя – физического лица;

в отсутствие лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Манки», ООО «Гранель Риэлти», ООО «Таргет Стрим»;

рассмотрев дело № 043/05/18-376/2019, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе») по факту распространения с абонентского номера <…> на номер <…> рекламной информации о приобретении недвижимости, в отсутствие согласия абонента на её получение,

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Кировское УФАС России поступило обращение физического лица от 20.06.2019 № б/н (вх. № 4012 от 20.06.2019) по вопросу поступления 20.06.2019 в 14:28 на номер мобильного телефона <…> звонка с абонентского номера <…> в отсутствие согласия на его получение, содержащего следующую информацию: «-Алло. -Еще раз добрый день. Группа компаний «Гранель». Сейчас Вам говорить удобно? - Да, говорите. А «Гранель», что за компания говорите? – Застройщиков. – Застройщики, так. Что вы хотите? - Вы покупку квартиры рассматриваете в ближайшие полгода? - Не совсем понимаю вопрос, у вас какое-то предложение коммерческое? -Ну да, коммерческое. По поводу покупки квартиры в ближайшие полгода есть варианты, если конечно вас заинтересует, пообщаться с менеджером. И далее если будет интересно приехать в офис и посмотреть какие есть объекты. <…>».

Определением от 08.08.2019 было возбуждено дело № 043/05/18-376/2019 в отношении ООО «Манки», ООО «Гранель Риэлти», ООО «Таргет Стрим» по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 03.09.2019.

Определением от 03.09.2019 года срок рассмотрения дела продлен до 08.11.2019, рассмотрение дела отложено на 16.10.2019 в связи с необходимостью получения дополнительных документов и сведений для рассмотрения дела по существу.

На заседание комиссии, состоявшееся 16.10.2019 года, ответчик – ООО «Манки», представителя не направил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, запрошенные документы предоставил в полном объеме.

Как следует из письменных пояснений ООО «Манки», распространение рекламной информации осуществляется на основании договора №К070219-1 от 07.02.2019, заключенного с ООО «Гранель Риэлти». ООО «Манки» самостоятельно совершает звонки потенциальным клиентам и изготавливает скрипт звонка. Базу абонентов, заинтересованных в покупке недвижимости и предоставивших согласие на получение рекламной информации, ООО «Манки» приобрело у ИП <…> по договору №ДИЗ-53 от 01.04.2019.

Ответчик – ООО «Гранель Риэлти», представителя не направил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, запрошенные документы предоставил в полном объеме.

В письменных пояснениях ООО «Гранель Риэлти» нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» не признает. Сообщает, что баз данных, содержащих сведения о физических лицах и иные персональные данные, в адрес ООО «Манки» не направлялось. Ссылается на то, что ООО «Манки» приобрело базу данных о лицах, заинтересованных в приобретении недвижимости, и согласия данных лиц на получение рекламы, у ИП <…> по договору №ДИЗ-53.

Ответчик – ООО «Таргет Стрим», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, представителя не направил, ходатайств не заявлял.

В пояснениях, представленных ООО «Таргет Стрим», сообщается, что распространение рекламной информации осуществляется без участия ООО «Таргет Стрим», договорные отношения с контрагентами не предусматривают распространение рекламной информации.

Заявитель – физическое лицо, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела не явился, представителя не направил, ходатайств не заявлял.

Комиссия Кировского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

При рассмотрении дела установлено, что 20.06.2019 в 14:28 на абонентский номер заявителя <…> поступил звонок с абонентского номера <…>. Из аудиозаписи телефонного соединения, представленного заявителем, определено содержание состоявшегося разговора: «-Алло. -Еще раз добрый день. Группа компаний «Гранель». Сейчас Вам говорить удобно? - Да, говорите. А «Гранель», что за компания говорите? – Застройщиков. – Застройщики, так. Что вы хотите? - Вы покупку квартиры рассматриваете в ближайшие полгода? - Не совсем понимаю вопрос, у вас какое-то предложение коммерческое? -Ну да, коммерческое. По поводу покупки квартиры в ближайшие полгода есть варианты, если конечно вас заинтересует, пообщаться с менеджером. И далее если Вам будет интересно приехать в офис и посмотреть какие есть объекты. – Так, а вы сейчас кому звоните? Мы с вами общались ранее? – Я вам звоню. Мы с вами ранее не общались. Вы находитесь в базе, которую предоставил маркетинговый отдел. То есть ничего больше кроме вашего номера <…>».

Из информации, содержащейся в аудиозаписи телефонного соединения, можно определить объект рекламирования – это недвижимость (квартиры).

Информация: «<…> У вас какое-то предложение коммерческое? -Ну да, коммерческое» указывает на желание продавца реализовать товар (недвижимость). Информация, содержащаяся в аудиозаписи: «-По поводу покупки квартиры в ближайшие полгода есть варианты», «Если Вам будет интересно приехать в офис и посмотреть какие есть объекты», привлекает внимание к разнообразию реализуемой ООО «Гранель Риэлти» недвижимости, а также к самой компании (- Еще раз добрый день. Группа компаний «Гранель» <…> - А «Гранель», что за компания говорите? – Застройщиков <…>). Таким образом информация, содержащаяся в разговоре, подпадает под понятие рекламы, закрепленное в статье 3 Федерального закона «О рекламе», так как привлекает внимание к компании «Гранель Риэлти» и к реализуемому товару (недвижимости), его разнообразию, направлена на продвижение товара (недвижимости) на рынке и, соответственно, является рекламой.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе») распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Как следует из выписки детализации оказанных услуг связи, 20.06.2019 в 14:23 и 14:26 между абонентскими номерами <…> и <…> произошло соединение.

Установлено, что абонентский номер <…>, с которого поступил звонок, содержащий рекламную информацию о недвижимости, выделен ООО «Манки». Абонентский номер <…> выделен заявителю, что установлено из информационной карты пользователя услуг, представленной оператором мобильной связи.

ООО «Манки» представило договор №К070219-1 от 07.02.2019, заключенный между ООО «Манки» и ООО «Гранель Риэлти», на основании которого распространялась рекламная информация, и акт №253 от 30.06.2019 об оплате оказанных услуг.

ООО «Манки» и ИП <…> представили договор № ДИЗ-53 от 01.04.2019 и анкету потенциального клиента, содержащую согласие на получение рекламы.

Согласно пункту 1.1 договора № ДИЗ-53 от 01.04.2019 «Исполнитель» (ИП <…>) передает базу данных потенциальных клиентов «Заказчику» (ООО «Манки»). Пунктом 1.2 установлен объем оказываемых услуг: двести заполненных анкет потенциальных клиентов Заказчика.

Как следует из представленной анкеты потенциальных клиентов, ИП <…> получил данные гражданина <…>, указавшего в анкете телефонный номер <…>. В анкете имеется отметка о согласии на получение рекламной информации <…> на абонентский номер <…>.

Вместе с тем, <…> не является владельцем абонентского номера <…>и заявителем по делу № 043/05/18-376/2019. Таким образом, согласие абонента (заявителя), на распространение рекламной информации о недвижимости на абонентский номер <…> ООО «Манки» получено не было, следовательно, рассматриваемая спорная реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента на ее получение.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Правоотношения по распространению рекламной информации оформлены договором №К070219-1 от 07.02.2019, заключённым между ООО «Манки» и ООО «Гранель Риэлти». Распространение рекламной информации происходило посредством электросвязи с абонентского номера <…>, принадлежащего ООО «Манки», что подтверждается договором на оказание услуг связи №100233353 от 18.03.2019. Оплата по договору №К070219-1 представлена в акте об оказании услуг №253 от 30.06.2019. В материалах дела имеется скрипт звонка, изготовленный ООО «Манки» и используемый при распространении рекламной информации.

Учитывая изложенное, комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рекламораспространителем спорной рекламы, исходя из понятия, установленного статьей 3 Федерального закона «О рекламе», является ООО «Манки», которое несет ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

В материалах дела не имеется документов, подтверждающих, что рекламные сведения распространялись ООО «Гранель Риэлти» и ООО «Таргет Стрим», в связи с чем ООО «Гранель Риэлти» и ООО «Таргет Стрим» не являются рекламораспространителями, соответственно в их действиях нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» не усматривается.

Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее – Правила).

Согласно пункту 44 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения в материалах дела не содержится документальное подтверждение устранения нарушения Федерального закона «О рекламе», комиссия решила выдать ООО «Манки» предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Манки», а также в отношении должностного лица ООО «Манки».

Руководствуясь статьями 1, 3, 21 и 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кировского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «-Алло. -Еще раз добрый день. Группа компаний «Гранель». Сейчас Вам говорить удобно? - Да, говорите. А «Гранель», что за компания говорите? – Застройщиков. – Застройщики, так. Что вы хотите?  - Вы покупку квартиры рассматриваете в ближайшие полгода? - Не совсем понимаю вопрос, у вас какое-то предложение коммерческое? -Ну да, коммерческое. По поводу покупки квартиры в ближайшие полгода есть варианты, если конечно вас заинтересует, пообщаться с менеджером. И далее если будет интересно приехать в офис и посмотреть какие есть объекты. <…>», распространенную посредством электросвязи с абонентского номера <…> на номер <…>, в отсутствие согласия заявителя на его получение, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Манки» (<…>) предписание об устранении нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Манки» (<…>) и его должностного лица.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                               <…>

 

       <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны