Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 043/01/10-844/2023 о нарушении антимонопол... от 31 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 18 января 2024 года.

В полном объеме решение изготовлено 31 января 2024 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела № 043/01/10-844/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

(...) – заместителя руководителя управления - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий;

Членов комиссии:

(...) – главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;

(...) - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;

в отсутствие лиц, участвующих в деле

рассмотрев материалы дела № 043/01/10-844/2023 по признакам нарушения АО «Ново-Вятка» (ИНН: 4345029946, ОГРН: 1034316578680; 610008, Кировская область, г. Киров, Нововятский район, ул. Советская, д. 51/2) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Кировское УФАС России на рассмотрение поступили обращения (...) на действия АО «Ново-Вятка» в связи с прекращением подачи холодной воды на котельную ООО «Техно сити», что повлекло за собой нарушение прав жителей многоквартирных домов на получение коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

ООО «Техно Сити» на праве аренды принадлежит газовая блочная котельная по адресу: (...) (договор аренды движимого имущества от 10.01.2022 г.).

Посредством вышеуказанной котельной ООО «Техно Сити» оказывает коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах по следующим адресам:

- (...)

- (...)

- (...)

- (...)

- (...)

Для оказания коммунальных услуг ООО «Техно Сити» использует холодную воду, поставщиком которой является АО «Ново-Вятка» на основании договора холодного водоснабжения № 752-62 от 10.01.2022 г. (далее – Договор водоснабжения).

Согласно п. 1.1 Договора водоснабжения организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованным систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, абонент обязуется оплачивать принятую холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном договором и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Датой начала подачи (потребления) холодной воды является 01 января 2022 года (п. 2.1 Договора водоснабжения).

В силу п. 3.2 Договора водоснабжения расчетный период, установленный договором, равен одному календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду в объеме потребленной холодной воды до 10 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным.

В соответствии с пп. «ж» п. 4.3 Договора водоснабжения абонент обязан производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и в сроки, которые определены договором.

Пунктом 8.1 Договора водоснабжения установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе осуществить временное прекращение или ограничение холодного водоснабжения только в случаях, установленных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», и при условии соблюдения порядка временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения, установленного Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Письмом от 26.04.2023 г. № НВ83-02032 АО «Ново-Вятка» сообщило ООО «Техно-Сити» о наличии у него задолженности по Договору водоснабжения в размере 250992 руб. 38 коп. (более двух расчетных периодов), предложило до 31.05.2023 г. оплатить сумму задолженности в полном объеме и уведомило о полном прекращении отпуска холодной (питьевой) воды с 01.06.2023 г. с 10 час. 00 мин. в случае непогашения задолженности.

В связи с непогашением ООО «Техно Сити» вышеуказанной задолженности 01 июня 2023 года АО «Ново-Вятка» осуществлено прекращение подачи холодной (питьевой) воды в отношении здания газовой блочной котельной ООО «Техно Сити» путем опломбирования запорной арматуры колодца В-2, о чем составлен акт от 01.06.2023 г. об отключении абонента от подачи холодной (питьевой) воды.

Возобновление поставки холодной (питьевой) воды на газовую блочную котельную было осуществлено 20.06.2023 г. после погашения ООО «Техно Сити» задолженности по Договору водоснабжения, что подтверждается актом о подключении абонента ООО «Техно Сити» к холодной (питьевой) воде от 20.06.2023 г.

Прекращение АО «Ново-Вятка» в период с 01.06.2023 г. по 20.06.2023 г. холодного водоснабжения в отношении газовой блочной котельной повлекло за собой нарушение прав абонентов ООО «Техно Сити» на получение коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В соответствии с п. 4 ч. 1. ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Учитывая изложенное, в действиях АО «Ново-Вятка» были выявлены признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Кировским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по холодному водоснабжению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры за 2022 г. и первое полугодие 2023 г., по результатам которого установлено наличие доминирующего положения АО «Ново-Вятка» на рынке услуг по холодному водоснабжению в границах присоединенных сетей АО «Ново-Вятка» с долей 100 % (выводы отражены в аналитическом отчете).

Приказом от 08.08.2023 г. № 65/23 в отношении АО «Ново-Вятка» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 043/01/10-844/2023 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 08.08.2023 г. (исх. № АР/3629/23 от 08.08.2023 г.) о дело назначено к рассмотрению на 07.09.2023 г. в 14 час. 00 мин.

В целях необходимости получения дополнительных документов рассмотрение дела 4 раза откладывалось (определения об отложении рассмотрения дела № 043/01/10-844/2023 от 07.09.2023 г., от 24.10.2023 г., от 20.11.2023 г., от 18.12.2023 г.).

Все документы и информация, полученные антимонопольным органом, были приобщены к материалам дела № 043/01/10-844/2023.

Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644 (далее – Правила № 644).

Согласно п. 60 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку холодной воды и (или) сточных вод в случаях, указанных в статье 21 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – «Закон о водоснабжении и водоотведении»).

В соответствии с п. 8 ч. 3 ст. 21 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.

В силу ч. 4 ст. 21 Закона о водоснабжении и водоотведении в случаях, указанных в частях 1 и 3 данной статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения, а также транспортировки воды и (или) сточных вод осуществляется до устранения обстоятельств, явившихся причиной такого прекращения или ограничения.

Согласно п. 61 Правил № 644 перечень лиц, подлежащих уведомлению о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) транспортировки сточных вод, сроки уведомления о временном прекращении или ограничении, сроки снятия такого прекращения или ограничения определяются в соответствии с положениями Закона о водоснабжении и водоотведении. Уведомление указанных лиц осуществляется в письменном виде любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации.

Таким образом, при наступлении указанных в п. 8 ч. 3 ст. 21 Закона о водоснабжении обстоятельств и с соблюдением установленного Законом о водоснабжении порядка организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право прекратить или ограничить поставку холодной воды на объект абонента.

Письмом от 29.06.2023 г. № НВ38-03134 АО «Ново-Вятка» представило в материалы дела акт № 723 от 01.06.2023 г. сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2023 г. по 01.06.2023 г., составленный между АО «Ново-Вятка» и ООО «Техно Сити» (подписан обеими сторонами).

Проанализировав вышеуказанный акт Комиссия Кировского УФАС России установила следующее.

По состоянию на 01.01.2023 г. у ООО «Техно Сити» имелась задолженность перед АО «Ново-Вятка» по Договору водоснабжения в размере 292655 руб. 30 коп.

За период с 01.01.2023 г. по 01.06.2023 г. (дата отключения холодного водоснабжения) АО «Ново-Вятка» выставило ООО «Техно Сити» плату за потребленную в указанный период холодную воду в размере 347859 руб. 96 коп.

Следовательно, за период с 01.01.2023 г. по 01.06.2023 г. ООО «Техно Сити» должно было оплатить услуги по холодному водоснабжению в общем размере 640515 руб. 26 коп. (с учетом задолженности по состоянию на 01.01.2023 г.).

Вместе с тем, в адрес АО «Ново-Вятка» за период с 01.01.2023 г. по 01.06.2023 г. поступили денежные средства в размере 346447 руб. 88 коп.

Таким образом, актом сверки № 723 от 01.06.2023 г. подтверждается наличие у ООО «Техно Сити» задолженности перед АО «Ново-Вятка» по Договору водоснабжения по состоянию на 01.06.2023 г. (дата прекращения холодного водоснабжения).

Наличие задолженности перед АО «Ново-Вятка» по Договору водоснабжения не оспаривается и самим ООО «Техно Сити».

Письмом от 12.01.2024 г. № НВ38 АО «Ново-Вятка» в материалы дела представлены копии платежных поручений за период с января по июнь 2023 г. на общую сумму 346447 руб. 88 коп.

Из платежных поручений следует, что 88447 руб. 88 коп. взыскано с ООО «Техно Сити» в пользу АО «Ново-Вятка» ОСП по Нововятскому району г. Кирова ГУФССП России по Кировской области (исполнительный лист № (...) ). Данные денежные средства взысканы с ООО «Техно Сити» в счет задолженности по Договору водоснабжения за период с 01.04.2022 г. по 31.05.2022 г., что подтверждается представленной в материалы дела копией исполнительного листа № (...)

Остальные денежные средства в размере 258000 руб. 00 коп. оплачены ООО «Техно Сити» в счет погашения задолженности перед АО «Ново-Вятка» за предыдущие периоды (назначение платежа в платежных поручениях – «Оплата задолженности за питьевое водоснабжение»).

Таким образом, все денежные средства, оплаченные ООО «Техно Сити» в период с 01.01.2023 г. по 01.06.2023 г. по Договору водоснабжения, были направлены на погашение задолженности, образовавшейся в 2022 году.

За услуги холодного водоснабжения, оказанные в 2023 году, ООО «Техно Сити» в период с января по июнь 2023 года оплату не производило. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Следовательно, как по состоянию на дату направления уведомления об ограничения холодного водоснабжения (26.04.2023 г.), так и на дату фактического ограничения холодного водоснабжения (01.06.2023 г.) у ООО «Техно Сити» перед АО «Ново-Вятка» имелась задолженность по Договору водоснабжения более, чем за два расчетных периода.

Уведомление № НВ83-02032 от 26.04.2023 г. направлено АО «Ново-Вятка» в адрес ООО «Техно Сити» 29 апреля 2023 г. (более чем за месяц до даты фактического ограничения водоснабжения) посредством почты России заказным письмом. Факт направления данного уведомления подтверждается представленным в материалы дела списком внутренних почтовых отправлений от 29.04.2023 г.

Также письмом от 26.04.2023 г. № НВ83-02033 АО «Ново-Вятка» уведомило Администрацию города Кирова, Управление Роспотребнадзора по Кировской области и ГУ МЧС России по Кировской области об ограничении холодного водоснабжения абоненту ООО «Техно Сити» с 01.06.2023 г. с 10 час. 00 мин. в случае непогашения им задолженности до 31.05.2023 г. (факт получения данными лицами уведомления подтверждается представленными в материалы дела уведомлениями о вручении почтовых отправлений).

Таким образом, введение ограничения холодного водоснабжения на объект ООО «Техно Сити» осуществлено АО «Ново-Вятка» при наличии указанных в п. 8 ч. 3 ст. 21 Закона о водоснабжении обстоятельств и с соблюдением установленного порядка уведомления об ограничении водоснабжения.

Также необходимо учитывать следующее.

Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила № 354) исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах по адресам: (...) является ООО «Техно Сити».

Именно ООО «Техно Сити» обязано соблюдать Правила № 354 и предпринимать меры для недопущения нарушения прав своих абонентов на получение коммунальных услуг.

Из представленных в материалы дела пояснений и документов следует, что письмами от 15.06.2022 г. № НМ362-00354, от 15.12.2022 г. № НВ83-06350, от 20.01.2023 г. № НВ83-00292 АО «Ново-Вятка» направляла в адрес ООО «Техно Сити» претензии с требованием оплатить образовавшуюся за 2022 год задолженность по Договору водоснабжения.

02.09.2022 г. ООО «Техно Сити» направило в адрес АО «Ново-Вятка» гарантийное письмо в котором обязалось погасить образовавшуюся до 01.09.2022 г. задолженность до конца 2022 года и своевременно вносить текущие платежи в течении отопительного сезона 2022-2023 годов.

Однако обязательства, изложенные в гарантийном письме, ООО «Техно Сити» в полном объеме не исполнило, в связи с чем письмами от 22.02.2023 г. № НВ83-00893, от 30.03.2023 г. № НВ83-01524 АО «Ново-Вятка» вновь просило ООО «Техно Сити» погасить образовавшуюся задолженность и уведомляло о возможном ограничении холодного водоснабжения в случае неоплаты.

При этом, ограничение холодного водоснабжения на газовую блочную котельную АО «Ново-Вятка» не вводилось, несмотря на то, что задолженность по Договору водоснабжения после получения вышеуказанных писем ООО «Техно Сити» погашена не была.

В письменных пояснениях от 14.11.2023 г. № НВ38-05893 АО «Ново-Вятка» указало, что действовало с особой осмотрительностью и осторожностью, предоставляя ООО «Техно Сити» возможность предпринять действия по оплате задолженности либо направлению гарантийных писем, писем о предоставлении отсрочки либо рассрочки оплаты задолженности по Договору водоснабжения.

Вместе с тем, до 01.06.2023 г. (дата ограничения холодного водоснабжения) ООО «Техно Сити» не направлялись в адрес АО «Ново-Вятка» ни гарантийные письма, ни письма о предоставлении отсрочки либо рассрочки оплаты задолженности по Договору водоснабжения. Документов, подтверждающих обратное, в Кировское УФАС России не представлено.

Кроме того, письмом от 13.11.2023 г. ООО «Техно Сити» представило в материалы дела реестр поступления денежных средств от потребителей коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению за период с 01.01.2023 г. по 31.05.2023 г.

Из вышеуказанного реестра следует, что за период с 01.01.2023 г. по 31.05.2023 г. ООО «Техно Сити» получило от собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах по адресам: (...) плату за потребленные коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в общем размере 3378453 руб. 21 коп.

Учитывая изложенное, ООО «Техно Сити» имело возможность погасить перед АО «Ново-Вятка» образовавшуюся задолженность по Договору водоснабжения до осуществления организацией водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий по ограничению водоснабжения газовой блочной котельной, что обеспечило бы гарантированную поставку добросовестным абонентам ООО «Техно Сити» коммунального ресурса – горячей воды. Вместе с тем, таких действий ООО «Техно Сити» предпринято не было.

Как разъяснено в пункте 11 Пленума Верховного Суда Российской Федерации постановления от 04.03.2021 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с п. 3, 4 ст. 1 и абз. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка. При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

В частности, при оценке наличия злоупотребления в поведении доминирующего на рынке субъекта суд принимает во внимание законные интересы этого субъекта, которые вправе преследовать любой участник рынка вне зависимости от его положения на рынке

Учитывая установленные обстоятельства, Комиссия Кировского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае действия АО «Ново-Вятка» имеют разумное оправдание.

Таким образом, в действиях АО «Ново-Вятка» в связи с прекращением подачи холодной воды на котельную ООО «Техно сити» не может быть признан факт нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о необходимости прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях АО «Ново-Вятка».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела № 043/01/10-844/2023 прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях АО «Ново-Вятка» нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение одного месяца со дня его принятия.

Датой принятия Решения является дата его изготовления в полном объёме.

Связанные организации

Связанные организации не указаны