Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 11 о прекращении действий (бездействия), ко... от 19 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 11

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки

нарушения антимонопольного законодательства

 

 от  «23» апреля 2015 г.                                                                             г. Киров

 

На рассмотрение Кировского УФАС России поступило заявление (вход. регистр. №  1927) ООО «Арс-групп», далее заявитель, на действия ОАО «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2), выразившиеся в навязывании невыгодных для заявителя услуг взвешивания грузов при заключении договора перевозки железнодорожным транспортом лесных грузов. 

Как установлено Кировским УФАС России, ООО «Арс-групп» осуществляет деятельность в сфере заготовки и оптовой реализации древесины.

В целях отгрузки указанных товаров потребителям между ООО «Арс-групп» и ОАО «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД»)  в лице первого заместителя начальника Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Процкого А.В.  20.06.2011 г. заключен договор на подачу и уборку вагонов ООО «Арс-групп» при станции Лунданка Горьковской железной дороги № 3/12 со сроком действия по 19.06.2016 г. По условиям указанного договора ОАО «РЖД» осуществляет подачу, расстановку на места погрузки и уборку вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры, примыкающего стрелочным переводом  № 8 к приемо-отправочному пути № 2 станции Лунданка, локомотивом перевозчика.

ООО «Арс-групп» подал  в ОАО «РЖД» заявку № 0025290869 об отгрузке хвойника пиловочного, погрузка была назначена на 02.03.2015 г. Согласно квитанции о приеме груза на перевозку грузов (кроме наливных) групповой отправкой в прямом сообщении № ЭЫ757111 ОАО «РЖД» приняло от ООО «Арс-групп» к перевозке со ст. Лунданка Горьковской железной дороги до ст. Пестово Октябрьской железной дороги  пиловочник хвойный длиной 6000 мм, высотой погрузки 3000 мм,  в количестве 4 штабелей массой 108000 кг, в двух вагонах № 54494489 20 и № 42020586 20.

Согласно ст. 785 ГК РФ,  по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ч. 1). Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (ч. 2).

   В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.

 При приеме груза для перевозки перевозчик обязан проставить в транспортной железнодорожной накладной календарный штемпель. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости.

С учетом изложенного, между ОАО «РЖД» и ООО «Арс-групп» заключен договор перевозки груза путем оформления железнодорожной накладной на указанную выше отправку. Как  указывает заявитель в обращении, направленном  в антимонопольную службу, погрузка лесоматериалов осуществлялась силами ООО «Арс-групп» на железнодорожном пути необщего пользования. При оформлении транспортных  документов, ООО «Арс-групп» определило массу грузу путем обмера,  с использованием коэффициента от 0,88 до 0,9 т/куб.м. (плотность древесины).

Статьей 26 Устава железнодорожного транспорта РФ установлено, что при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест.

Определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.

Взвешивание грузов, грузобагажа обеспечивается:

перевозчиками при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего пользования;

грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего и необщего пользования и на железнодорожных путях необщего пользования. Осуществляемое перевозчиком взвешивание грузов, грузобагажа оплачивается грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем) в соответствии с договором.

Согласно п. 13 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 28,  при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель указывает в накладной их массу и предельную погрешность ее измерения, а при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест. Значение предельной погрешности указывается в графе "Способ определения массы". Предельная погрешность измерений при определении массы груза посредством обмера, по трафарету и стандарту не указывается.

Не допускается определение массы груза посредством обмера грузов или расчетным путем, если их погрузка до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение допустимой грузоподъемности вагонов и разнице между максимальной массой брутто и массы тары контейнера.

Общая масса груза в вагоне, контейнере, предъявляемого к перевозке по одной накладной, определяется путем взвешивания либо суммирования массы, указанной на каждом грузовом месте согласно трафарету, по стандартной массе, а также расчетным путем и посредством обмера. Суммарная масса груза нетто при способе по "стандарту" определяется путем умножения количества мест на массу брутто одного грузового места.

Определение массы груза согласно трафарету, в соответствии со стандартом, расчетным путем, по обмеру производится грузоотправителем.

В соответствии со статьей 26 Устава определение массы грузов, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.

Взвешивание грузов обеспечивается:

перевозчиками при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего пользования;

грузоотправителями при обеспечении ими погрузки в местах общего и необщего пользования и на железнодорожных путях необщего пользования. Осуществляемое перевозчиком взвешивание грузов оплачивается грузоотправителем в соответствии с договором.

Масса грузов, перевозимых в контейнерах, во всех случаях определяется грузоотправителем.

Пунктом 19 Правил установлено, что способ определения массы груза выбирается перевозчиком или грузоотправителем в зависимости от того, кем из них производится погрузка груза в вагон, контейнер.

          Анализ вышеуказанных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что  масса груза, предъявляемого к перевозке, определяется грузоотправителем, при этом грузоотправитель вправе определить массу груза по трафарету, по стандартной массе, а также расчетным путем и посредством обмера. Взвешивание груза перевозчиком с оплатой данных услуг грузоотправителем предусмотрено нормативными актами в случае, когда погрузка груза до полной вместимости вагона может повлечь за собой превышение допустимой грузоподъемности вагона.   

ООО «Арс-групп» в обращении в антимонопольную службу указывает, что  погрузка в вагон хвойного пиловочника (круглого леса) до полной вместимости вагона не может повлечь  за собой превышение их допустимой грузоподъемности в силу физических характеристик такого груза. Заявитель обосновывает свой довод следующим расчетом:

Погрузочные габариты вагона составляют: длина 12 м., ширина 2,8 м, высота 2,7 м, коэффициент плотности штабеля 0,62. Максимальный объем пиловочника, который может быть погружен в вагон, определяется по формуле: Длина х ширину х высоту х коэффициент плотности, и составляет: 12 м х 2,8 м х 2,7 м х 0,62 = 57,18 куб.м. С учетом рекомендуемого ОАО «РЖД» и используемого коэффициента 0,9 т/куб.м., максимальная масса груза (вес нетто) может составить 57,18 х 0,9 = 51,462 т. Грузоподъемность вагонов, предоставляемых перевозчиком для перевозки вышеуказанных грузов, составляет, согласно паспортным данным, 67 т.

С учетом изложенного, ООО «Арс-групп» имело право самостоятельно выбрать способ определения массы груза, в том числе расчетным способом, и указать данный вес в сопроводительных документах.

При этом согласно ст. 27 УЖТ РФ,  перевозчик вправе проверить достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа). При этом данной нормой не предусмотрено право перевозчика на взимание платы за проверку массы груза (взвешивание) с грузоотправителя.

 

Согласно представленного в материалы дела Акта общей формы № 2/794 от 04.03.2015 г. ОАО «РЖД» на перегоне ст. Луза Горьковской железной дороги произвело взвешивание и проверку веса груза в вагоне № 54494489 по отправке № ЭЫ757111. При взвешивании оказалось: масса брутто 73900 кг, тара с паспорта 25500 кг, масса нетто 48400 кг, без учета значения предельного расхождения в результатах определения массы груза нетто. Таким образом, фактическая масса груза, определенная взвешиванием, оказалась  меньше, чем указано грузоотправителем в транспортной накладной, что свидетельствует об отсутствии основания для взвешивания груза перевозчиком, предусмотренного ст. 26 УЖТ РФ и п. 13 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, а именно: об отсутствии факта превышения допустимой грузоподъемности вагона. Следовательно, с учетом положений ст. 26 УЖТ РФ, не имелось оснований для взвешивания груза перевозчиком с предъявлением платы за услуги по взвешиванию и проверке веса груза в вагоне № 54494489.

Согласно накопительной ведомости № 040302 за период с 04.03.2015 по 04.03.2015 г. со счета ООО «Арс-Групп» Горьковская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» списала в безакцептном порядке сумму 7931,72 руб., в т.ч. НДС 1209,92 руб. на основании акта общей формы ГУ-23 № 2/794, в том числе: за взвешивание груза в соответствии с ТУЖД 2052,02 руб., проверку веса и состояние груза, проведенного работником ОАО РЖД, не предусм.уставом 2053,20 руб., маневровую работу локомотива 3798,42 руб., плату за занятие инфраструктуры подвижным составом, не принадлежащим перевозчику (плату за пользование вагонами  по ТР № 2) 28,08 руб. Между тем, ООО «Арс-групп» не направляло перевозчику заявку на оказание услуг по взвешиванию груза.

Аналогичная плата в сумме 7931,72 руб. списана со счета ООО «Арс-групп» по накопительной ведомости № 050301 за период с 05.03.2015 г. по 05.03.2015 г. на основании акта общей формы  ГУ-23 № 2/795 за взвешивание груза, проверку веса и состояние груза, маневровую работу локомотива и плату за занятие инфраструктуры подвижным составом, не принадлежащим перевозчику.

Взимание с грузоотправителя платы за услуги, не предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта РФ, ущемляет интересы ООО «Арс-групп».

Таким образом,  Горьковская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» навязывает ООО «Арс-групп» не предусмотренное  действующим законодательством и не выгодное для ООО «Арс-групп» условие о взвешивании массы грузов в вагонах при заключении договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, что имеет своим результатом ущемление интересов грузоотправителя и может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке реализации хвойного пиловочника.

 

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

ОАО «Российские железные дороги»  приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 29.12.2004 № 435-т включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок; приказом ФАС России от 14.06.2005 № 121 ОАО «РЖД» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается  положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством (Информационное письмо Президиума ВАС РФ «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства» от 30.03.1998г. № 32).

Таким образом, ОАО «Российские железные дороги» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок.

С учетом изложенного, в действиях Горьковской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» по навязыванию ООО «Арс-групп» невыгодных, не предусмотренных действующим законодательством услуг по взвешиваю массы груза в вагонах при заключении договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, имеются признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», введенной Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ, в случаях выявления в действиях хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, признаков нарушения п. 3 и 5 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.

С учетом изложенного, и на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кировское УФАС России предупреждает ОАО «Российские железные дороги» о необходимости прекращения в десятидневный срок с момента получения настоящего предупреждения нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции»  путем:

  1. прекращения взимания с грузоотправителей платы за взвешивание перевозчиком массы грузов в вагонах при заключении договора перевозки грузов, за исключением случаев, когда определение массы грузов, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности,
  2. направления  в адрес ООО «Арс-групп» (610004, г. Киров, ул. Заводская, д. 47) уведомления о прекращении взимания платы за взвешивание перевозчиком массы грузов в вагонах при заключении договора перевозки, за исключением случаев, когда определение массы грузов, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности.

          

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Руководитель управления                                                         <…>

Исполнитель:

<…>

тел. 35-41-06

Связанные организации

Связанные организации не указаны