Постановление б/н Производство по делу об административном правонарушении, пре... от 7 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 043/04/7.29-139/2023

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении

 

07 апреля 2023 г.                                                                                                 г. Киров

 

Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области  , рассмотрев материалы прокуратуры Верхнекамского района Кировской области по делу об административном правонарушении, возбужденному по ч. 1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении должностного лица -,

при участии посредством ВКС, которой разъяснены права предусмотренные ст. 25.1 КоАП, представителя по доверенности от 04.04.2023 г.,

в отсутствие представителя прокуратуры Верхнекамского района Кировской области, извещенной о дате и времени рассмотрения административного дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Прокуратурой Верхнекамского района Кировской области проведена проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в деятельности МКОУ СОШ п. Светлополянск, по результатам которой выявлено нарушение Федерального закона от 05.04.2013г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

13.02.2023 г. прокуратурой Верхнекамского района Кировской области в отношении должностного лица Заказчика – директора МКОУ СОШ п. Светлополянск вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, которое направлено для рассмотрения в Кировское УФАС России.

Определением от 20.02.2023 г. рассмотрение данных материалов назначено на 15.03.2023 года, откладывалось на 04.04.2023 года и на 07.04.2023 г.

Согласно материалам прокуратуры, нарушение выразилось в следующем.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно п. 13 ст. 22 Закона о контрактной системе, п.п. 3.5.1. п. 3.5. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитывается характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

В соответствии с ч. 4 ст. 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19. 22, 23, 30 - 35, 37 - 41, 46 и 49 части 1 настоящей статьи, заказчик обосновывает такую цену в соответствии с настоящим Федеральным законом и включает в контракт обоснование цены Контракта.

Согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя кроме прочего приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта: взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

13.04.2022 между МКОУ СОШ п. Светлополянск и ИП заключен муниципальный контракт № 2022.451014 на поставку спортивного инвентаря и оборудования, туристического снаряжения на сумму 504 060 руб. со сроком исполнения до 15.06.2022. 01.06.2022 контракт расторгнут на сумму 40 500 руб.

13.04.2022 между МКОУ СОШ п. Светлополянск и ИП заключен муниципальный контракт № 2022.451975 на поставку спортивного инвентаря и оборудования на сумму 576 220 руб. со сроком исполнения до 15.06.2022, 06.06.2022 контракт расторгнут на сумму 23 200 руб.

Указанные контракты заключены на поставку спортивного инвентаря и оборудования, т.е. товаров одного назначения, с одним поставщиком, в одну и ту же дату, с одинаковым сроком исполнения. Общая стоимость заключенных контрактов составила 1080 280,0 руб. (с учетом расторжения – 1016 580 руб.).

Таким образом, по мнению прокуратуры Заказчиком заключена единая сделка по поставке товаров, искусственно раздробленная и оформленная двумя самостоятельными контрактами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе, в целях осуществления закупки с единственным поставщиком, что в отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, возможности реализовать свое право на заключение контракта.

В соответствии с приказом управления образования администрации Верхнекамского района от 16.09.2013 № 211 -л/с назначена директором МКОУ СОШ п. Светлополянск.

В соответствии с п. 3.3.5 Устава МКОУ СОШ п. Светлополянск директор школы действует без доверенности от имени школы, представляет ее интересы во всех отечественных и зарубежных организациях, государственных и муниципальных органах, в том числе правоохранительных органах, судах всех инстанций; заключает договоры; несет ответственность за руководство в том числе организационно-хозяйственной деятельностью школы, иные действия в соответствии с действующим законодательством, правовыми актами органов местного самоуправления, настоящим Уставом, трудовым договором.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ - за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

Таким образом, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ. 

Место совершения административного правонарушения – место нахождения Заказчика - Кировская обл., Верхнекамский район, п. Светлополянск, ул. Новая, д. 2.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности - 1 год со дня совершения административного правонарушения.

Время совершения административного правонарушения – 13.04.2022 г. – определено днем заключения контрактов с ИП

На рассмотрении дела представители Заказчика пояснили, что в 2022 году Законом Кировской области от 21.12.2021 № 25-ЗО «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» муниципальному округу предоставлены субсидии на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы «Развитие образования», в марте с министерством образования Кировской области заключено соглашения на капитальный ремонт и оснащение МКОУ СОШ п.Светлополянск по соглашениям выделено 78 487 300 рублей: на капитальный ремонт здания с учетом разработанной проектно-сметной документации и положительного заключения госэкспертизы – 67 757 800 рублей, на поставку оборудования для осуществления образовательной деятельности (оснащение) 10 729 500 рублей. Согласно п. 4.3.8 Соглашения № 33507000-1-2022-012 от 23.03.2022 заключение муниципальных контрактов необходимо обеспечить до 01.04.2022 г., в целях реализации соглашения в части оснащения МКОУ СОШ п. Светлополянск были доведены лимиты бюджетных обязательств на осуществление закупок 27.01.2022 (уведомление об изменении лимитов бюджетных обязательств от 27.01.2022 № 20, изменения в бюджетную смету от 27.01.2022 № 77). Совокупный годовой объем закупок по школе в 2022 году составил 98 713 355,51 руб., объем закупок по п. 4 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе – 5 513 087,12 руб., что не превышает 10% ограничение совокупного годового объема закупок. Закупки формировались исходя из целевого назначения и функционала оборудования. Оснащение общеобразовательной организации проходило на основании перечня средств обучения и воспитания, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 23.08.2021 N 590 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом г пункта 5 приложения N 3 к государственной программе Российской Федерации Развитие образования и подпунктом б пункта 8 приложения N 27 к государственной программе Российской Федерации Развитие образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2021 N 65586), действующего на момент заключения контрактов. Цены фиксировались поставщиками на 5 дней. Поставщики соглашались работать только по 100% авансированию (Profi.Fit). В связи с ростом цен на сырье и материалы, при участии в тендере, Поставщики рекомендовали закладывать в конечную стоимость товара до 30% наценки (ООО СП "ОЛСИСПОРТ"). Некоторые Поставщики отказывались предоставлять коммерческие предложения (Компания ПАРТНЕР). Переговоры по возможности осуществления закупок, в том числе малого объема, велись в ежедневном режиме со всеми возможными поставщиками, в том числе, по телефону, путем обмена сообщениями в электронной почте. На поставку спортивного оборудования и туристического снаряжения в условиях отсутствия предоплаты, фиксации цены на тот момент согласился только ИП. На момент заключения контрактов с. совокупный годовой объем закупок составлял 87 334 573,60 рублей, 10 % от совокупного годового объема - 5 335 967,88 руб. Ограничение по не превышению 10% совокупного годового объема закупок при осуществлении данных закупок Заказчиком соблюдено. Закон о контрактной системе не устанавливает обязанность Заказчика принять решение о способе осуществления закупки указанных товаров исключительно путем проведения электронного аукциона. Письмом от 08.06.2022 № 24-01-07/54275 Министерство финансов РФ сделало вывод о том, что Законом о контрактной системе ограничений и запретов на закупку одноименных товаров не установлено. Отмечает, что товары, закупленные по спорным контрактам, отличаются по функционалу. Так, в контракте от 13.04.2022 № 2022.451014, предметом закупки является спортивное оборудование и туристическое снаряжение, в контракте от 13.04.2022 № 2022.450975, исключительно спортивное оборудование. Позиции по товарам в обоих контрактах не совпадают. Считает, что товары, закупленные путем заключения спорных контрактов, не являются одноименными. Намерения раздробить закупку в целях обхода правил по обеспечению конкуренции не было. Считает, заключение контрактов по п. 4 части 1 ст. 93 Закона о контрактной системе способом закупки, обоснованным такими объективными обстоятельствами, как ограниченность во времени, дестабилизация рынка, доведение Заказчиком информации о планируемой закупке и ее условиях до всех возможных участников рынка и отказ поставщиков от работы по фиксированным ценам в отсутствие предоплаты. Товары были поставлены в сроки, установленные контрактами, недостатков по качеству и количеству не установлено. Цель осуществления закупки, установленная в государственной программе «Развитие образование», достигнута. Ущерб муниципальному образованию, а также вред интересам общества и государства не причинен. Считает, факт административного правонарушения отсутствует.

При рассмотрении административного дела установлено следующее.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

В соответствии со ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Положениями Закона о контрактной системе ограничения и запреты на осуществление заказчиками закупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе не установлены.

  В свою очередь Закон о контрактной системе в отношении случаев закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренных п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе и содержащих максимальный размер цены заключаемого контракта, установлены определенные ограничения. Помимо максимальной цены контракта (600 тыс. рублей) по общему правилу также определены максимальная стоимостная доля таких закупок от совокупного годового объема закупок заказчика, их максимальный стоимостной объем в абсолютном выражении.

В этой связи Заказчик вправе осуществлять закупки, в том числе одноименных товаров, работ, услуг, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе по общему правилу в пределах установленных Законом о контрактной системе максимальной цены контракта, максимальной стоимостной доли таких закупок от совокупного годового объема закупок заказчика, максимального стоимостного объема в абсолютном выражении.

В рассматриваемом случае, совокупный годовой объем закупок МКОУ СОШ п. Светлополянск на 2022 года составил 98 713 355,51 руб., то есть на момент заключения рассматриваемых контрактов общая сумма заключенных контрактов на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе не превысила 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не составляет более чем пятьдесят миллионов рублей, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, не является нарушением требований Закона о контрактной системе.

Данная позиция согласуется с позицией, изложенной в письмах Федеральной антимонопольной службы от 14 ноября 2019 г. N ИА/1000041/19 "О порядке применения п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, Министерства финансов Российской Федерации от 08 июня 2022 г. N 24-01-07/54275 "О направлении информации по вопросу заключения нескольких контрактов, предусматривающих закупку одноименных товаров, работ, услуг, цена каждого из которых не превышает максимальный размер цены контракта, предусмотренный п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения., должностным лицом Кировского УФАС России установлено, что действия должностного лица соответствуют Закону о контрактной системе, что свидетельствует об отсутствии вины Заказчика в заключении контрактов от 13.04.2022 г. № 2022.451014, № 2022.451975, а следовательно, отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 24.5, 7.29, 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, возбужденному в отношении должностного лица, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП постановление по   делу   об   административном   правонарушении  может  быть  обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно   части   1   статьи   31.1  КоАП  постановление  по  делу  об административном  правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока,   установленного   для   обжалования   постановления   по   делу  об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление  не  было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны