Постановление б/н П О С Т А Н О В И Л: 1. Признать юридическое лицо – СКПК «А... от 13 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 о наложении штрафа по делу № 043/04/14.3-160/2022

об административном правонарушении

 

«13» апреля 2022 г.

г. Киров

                                                                                                    

 

Заместитель руководителя Управления – начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области <…>, рассмотрев протокол № 043/04/14.3-160/2022 от 02.03.2022 г., составленный <…> – ведущим специалистом-экспертом отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в отношении юридического лица – СКПК «Альфа-Ресурс» (далее – Кооператив) (юридический адрес: <…>, г. Слободской, ул. <…>, д. <…>; ИНН: <…>; КПП: <…>; ОГРН: <…> (дата присвоения: <…>), в связи с нарушением п ч. 7 ст. 5, ч. 14 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее  – Федеральный закон «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

 У С Т А Н О В И Л:

 

Решением Комиссии Кировского УФАС России по делу № 043/05/28-840/2021 (резолютивная часть решения оглашена 23 ноября 2021 года; в полном объеме решение изготовлено 06 декабря 2021 года) признана ненадлежащей реклама, распространяющаяся в эфире телеканала СМИ «Телеканал REN-TV» следующего содержания:

- «Успей открыть сбережения под 13,5 % годовых. Альфа-Ресурс, город Слободской, улица <…>, дом <…>, город Киров, улица <…>» (аудиосопровождение), «Сбережения под 13,5 %. Сельскохозяйственный кредитный потребительский  кооператив «Альфа-Ресурс» ОГРН: <…> ИНН/КПП: <…> / <…>. Сбережения принимаются на срок от 1 до 36 месяцев с возможностью пополнять и снимать проценты каждый месяц в соответствии с действующим законодательством. Процентная ставка от 8 до 13,5 процентов годовых. Сбережения принимаются от 5000 до 10000000. Валюта российский рубль. Сбережения принимаются только от членов Кооператива в соответствии с законом № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Возраст пайщика от 18 лет. Пакет документов: паспорт, СНИЛС, ИНН, для пенсионеров: паспорт, СНИЛС, ИНН, пенсионное удостоверение. Предоставляем справку 3-НДФЛ. www.alfa-resurs.com» (видеосопровождение);

а также контекстная реклама, распространяемая в сервисе «Яндекс.Директ», следующего содержания:

- «Займы пенсионерам в Кирове! ⁞ Обращайтесь к нам! Займы от 1000 руб. Рассмотрение 15 минут! Заявка на сайте!»;

- «Займы под материнский капитал!!! ⁞ Обращайтесь к нам! Займы под Материнский капитал. Консультируем!»;

- «Воспользуйтесь мат капиталом. ⁞ Обращайтесь к нам! Используйте маткапитал. Низкий %! Консультируем! Помощь»;

- «Займы в Кирове! ⁞ Обращайтесь к нам! Займы в Кирове! От 1000 руб. Оформи заявку онлайн!»;

- «Материнский капитал Киров! ⁞ Обращайтесь к нам! Используйте маткапитал. Решение за 1 день. Консультируем! Помощь»;

- «Ипотека под материнский капитал! ⁞ Киров! Используйте маткапитал. Решение за 1 день. Консультируем! Помощь»;

- «Материнский капитал в Кирове! ⁞ На покупку жилья! Не ждите 3-летия! Займ под материнский капитал в Кирове. На покупку жилья!»;

- «Займ под залог недвижимости! ⁞ До 10 млн. руб. за 1 день! Займ под залог недвижимости в Кировской обл. До 10 млн. руб. за 1 день! Заходите!»;

- «Жилье на материнский капитал! ⁞ Киров! Материнский капитал! Используйте 616.617 руб. до исполнения 3-х лет ребенку! Заходите!»;

- «Материнский капитал в Кировской обл. ⁞ На покупку жилья! Не ждите 3-летия! Займ под материнский капитал в Кировской обл. На покупку жилья!»;

- «Займ на любые цели в Кирове! ⁞ Просто заполните заявку сейчас. Займ на любые цели в Кирове! Рассмотрение 15 минут. Просто заполни заявку на сайте!»,

поскольку она противоречит требованиям ч. 7 ст. 5, ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Нарушение заключается в следующем.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступили материалы, направленные Волго-Вятским главным управлением Банка России письмом от 23.07.2021 исх. № Т4-30-2-13/17037 (вх. № 4774 от 26.07.2021), по вопросу распространения в эфире телеканала СМИ «Телеканал REN-TV» в период с 11.10.2020 по 31.07.2021 рекламы следующего содержания: «Успей открыть сбережения под 13,5 % годовых. Альфа-Ресурс, город Слободской, улица <…>, дом <…>, город Киров, улица <…>», а также материалы, направленные Слободской межрайонной прокуратурой письмом от 31.08.2021 исх. № 02-06-2021 (вх. № 5653 от 03.09.2021), по вопросу распространения в 2020-2021 годах СКПК «Альфа-Ресурс» рекламы финансовых услуг в сервисе «Яндекс.Директ» и эфире телеканала «Телеканал REN-TV», что нарушает, по мнению заявителей, ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Как указало Управление Роскомнадзора по Кировской области в письме от 01.09.2021 исх. № 7767-05/43 (вх. № 5613 от 01.09.2021) на территории Кировской области ООО «АКЦЕПТ» (Телевизионный канал РЕН ТВ) осуществляет вещание СМИ «Телеканал REN-TV».

Согласно документам и сведениям, представленным ООО «АКЦЕПТ» (Телевизионный канал РЕН ТВ) письмом от 23.08.2021 (вх. № 5418 от 24.08.2021), установлено, что рекламная информация «Успей открыть сбережения под 13,5 % годовых. Альфа-Ресурс, город Слободской, улица <…>, дом <…>, город Киров, улица <…>» распространялась в региональном эфире телеканала «Телеканал REN-TV» в пределах территории г. Кирова на основании договора № ОП-201201-034СПБ от 01.12.2020, заключенного между ООО «Национальный рекламный альянс» (лицом уполномоченным заключать с третьими лицами сделки на оказание услуг по распространению рекламы в эфире телеканала «Телеканал REN-TV») и ООО «Региональная Медиа Группа» (официальный дилер компании в г. Кирове – ООО «Оптима»). 

Исходя из документов и сведений, представленных письмом от 06.09.2021 (вх. № 5856 от 14.09.2021) ООО «Региональная Медиа Группа» и письмом от 06.09.2021 (вх. № 5725 от 07.09.2021) ООО «Оптима», следует, что вышеуказанная реклама распространялась в региональном эфире телеканала «Телеканал REN-TV» в следующие периоды: с 11.10.2020 по 10.11.2020; с 08.05.2021 по 31.05.2021; с 02.06.2021 по 31.07.2021 на основании заключенных между ООО «Оптима» и СКПК «Альфа-Ресурс» (ИНН: <…>, ОГРН: <…>) договора № <…> от 06.05.2020 г. и договора оферты от 01.03.2021 (http://r43.rmg-media.pro/oferta.pdf).

Исполнение данных договоров подтверждается представленными в материалы дела копиями актов, счетов на оплату, писем-согласий, платежных поручений за 2020-2021 гг.

Письмом от 13.10.2021 исх. № 437 (вх. № 6552 от 14.10.2021) СКПК «Альфа-Ресурс» представил копию договора № 22я от 22.11.2018 г. (далее – Договор № 22я), заключенного между Кооперативом (Заказчик) и ИП <…> (Исполнитель).

Из условий указанного договора следует, что указанный индивидуальный предприниматель обязуется оказывать услуги по производству и размещению рекламных и/или информационных материалов в поисковой системе «Яндекс».

Работы и/или услуги по производству и размещению материалов производятся Исполнителем на основании заявки Заказчика, являющейся неотъемлемой частью Договора № 22я и содержащей конкретные указания Заказчика на объем и характер поручаемых работ и/или услуг, а также сроки, периодичность выполнения, способ размещения материалов и иные условия (п. 1.2 Договора № 22я).

Согласно п.1.3 Договора № 22я представителем СКПК «Альфа-Ресурс», правомочным подписывать заявки, утверждать подготовленные Исполнителем материалы, согласовывать условия размещения, является <…>, председатель Кооператива.

Согласно копии медиа-плана заявки № 1 к Договору № 22я СКПК «Альфа-Ресурс» подал заявку на размещение контекстной рекламы в поисковой системе «Яндекс в период с 01.01.2021 по 31.12.2021.

Согласно документам и сведениям, представленным ООО «ЯНДЕКС» письмами от 22.09.2021 исх. № 1733847 (вх. № 6031 от 22.09.2021), от 21.10.2021 исх. № 1781054 (вх. № 6729 от 21.10.2021), установлено, что СКПК «Альфа-Ресурс» (ИНН: <…>, ОГРН: <…>) на основании оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ» за период с 2020 по 2021 гг., размещались рекламные объявления следующего содержания:

- «Займы пенсионерам в Кирове! ⁞ Обращайтесь к нам! Займы от 1000 руб. Рассмотрение 15 минут! Заявка на сайте!»;

- «Займы под материнский капитал!!! ⁞ Обращайтесь к нам! Займы под Материнский капитал. Консультируем!»;

- «Воспользуйтесь мат капиталом. ⁞ Обращайтесь к нам! Используйте маткапитал. Низкий %! Консультируем! Помощь»;

- «Займы в Кирове! ⁞ Обращайтесь к нам! Займы в Кирове! От 1000 руб. Оформи заявку онлайн!»;

- «Материнский капитал Киров! ⁞ Обращайтесь к нам! Используйте маткапитал. Решение за 1 день. Консультируем! Помощь»;

- «Ипотека под материнский капитал! ⁞ Киров! Используйте маткапитал. Решение за 1 день. Консультируем! Помощь»;

- «Материнский капитал в Кирове! ⁞ На покупку жилья! Не ждите 3-летия! Займ под материнский капитал в Кирове. На покупку жилья!»;

- «Займ под залог недвижимости! ⁞ До 10 млн. руб. за 1 день! Займ под залог недвижимости в Кировской обл. До 10 млн. руб. за 1 день! Заходите!»;

- «Жилье на материнский капитал! ⁞ Киров! Материнский капитал! Используйте 616.617 руб. до исполнения 3-х лет ребенку! Заходите!»;

- «Материнский капитал в Кировской обл. ⁞ На покупку жилья! Не ждите 3-летия! Займ под материнский капитал в Кировской обл. На покупку жилья!»;

- «Займ на любые цели в Кирове! ⁞ Просто заполните заявку сейчас. Займ на любые цели в Кирове! Рассмотрение 15 минут. Просто заполни заявку на сайте!».

Дополнительно ООО «ЯНДЕКС» указало, что при создании рекламных объявлений использовался однотипный шаблон, состоящий из постоянной части объявления («Займы в Кирове», «Материнский капитал Киров», «Ипотека под материнский капитал»), а также переменной части (например, «Используйте маткапитал. Решение за 1 день. Консультируем! Помощь»), которая при определенном наборе символов показывает различные ключевые слова/фразы (например, «Материнский капитал под строительство», «Материнский капитал использование» и т.п.).

Исполнение указанной оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ» подтверждается, представленными копиями счетов, актов об оказанных услугах, счетов-фактур, выставленных ООО «ЯНДЕКС» и оплаченных СКПК «Альфа-Ресурс» (последний выставленный ООО «ЯНДЕКС» счет датируется 17.06.2021 г.).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 N 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) покупателю и конечному потребителю.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Информация, следующего содержания:

«Успей открыть сбережения под 13,5 % годовых. Альфа-Ресурс, город Слободской, улица <…>, дом <…>, город Киров, улица <…>» (аудиосопровождение ролика), «Сбережения под 13,5 %. Сельскохозяйственный кредитный потребительский  кооператив «Альфа-Ресурс» ОГРН: <…> ИНН/КПП: <…> / <…>. Сбережения принимаются на срок от 1 до 36 месяцев с возможностью пополнять и снимать проценты каждый месяц в соответствии с действующим законодательством. Процентная ставка от 8 до 13,5 процентов годовых. Сбережения принимаются от 5000 до 10000000. Валюта российский рубль. Сбережения принимаются только от членов Кооператива в соответствии с законом № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Возраст пайщика от 18 лет. Пакет документов: паспорт, СНИЛС, ИНН, для пенсионеров: паспорт, СНИЛС, ИНН, пенсионное удостоверение. Предоставляем справку 3-НДФЛ. www.alfa-resurs.com» (видеосопровождение ролика) содержит все юридически значимые признаки рекламы:

- распространена в эфире телеканала СМИ «Телеканал REN-TV» в период с 11.10.2020 по 10.11.2020; с 08.05.2021 по 31.05.2021; с 02.06.2021 по 31.07.2021;

- адресована неопределенному кругу лиц, т.е. тем лицам (потребителям), которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования (неперсонифицированный характер);

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – финансовой услуге СКПК «Альфа-Ресурс» (привлечению сбережений под 13,5 % годовых).

Информация, следующего содержания:

- «Займы пенсионерам в Кирове! ⁞ Обращайтесь к нам! Займы от 1000 руб. Рассмотрение 15 минут! Заявка на сайте!»;

- «Займы под материнский капитал!!! ⁞ Обращайтесь к нам! Займы под Материнский капитал. Консультируем!»;

- «Воспользуйтесь мат капиталом. ⁞ Обращайтесь к нам! Используйте маткапитал. Низкий %! Консультируем! Помощь»;

- «Займы в Кирове! ⁞ Обращайтесь к нам! Займы в Кирове! От 1000 руб. Оформи заявку онлайн!»;

- «Материнский капитал Киров! ⁞ Обращайтесь к нам! Используйте маткапитал. Решение за 1 день. Консультируем! Помощь»;

- «Ипотека под материнский капитал! ⁞ Киров! Используйте маткапитал. Решение за 1 день. Консультируем! Помощь»;

- «Материнский капитал в Кирове! ⁞ На покупку жилья! Не ждите 3-летия! Займ под материнский капитал в Кирове. На покупку жилья!»;

- «Займ под залог недвижимости! ⁞ До 10 млн. руб. за 1 день! Займ под залог недвижимости в Кировской обл. До 10 млн. руб. за 1 день! Заходите!»;

- «Жилье на материнский капитал! ⁞ Киров! Материнский капитал! Используйте 616.617 руб. до исполнения 3-х лет ребенку! Заходите!»;

- «Материнский капитал в Кировской обл. ⁞ На покупку жилья! Не ждите 3-летия! Займ под материнский капитал в Кировской обл. На покупку жилья!»;

- «Займ на любые цели в Кирове! ⁞ Просто заполните заявку сейчас. Займ на любые цели в Кирове! Рассмотрение 15 минут. Просто заполни заявку на сайте!» содержит все юридически значимые признаки рекламы:

- распространена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в поисковой системе «Яндекс» в сервисе «Яндекс.Директ»;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – финансовым услугам СКПК «Альфа-Ресурс» (предоставлению займа, предоставлению ипотечного кредитования, привлечению денежных средств материнского капитала).

1. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о рекламируемом и предлагаемом товаре.

Вся необходимая информация должна доводиться до потребителя непосредственно в рекламе для того, чтобы обеспечить возможность с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор.

Поскольку реклама должна быть распознаваема как реклама непосредственно в момент ее представления независимо о формы и используемых средств, без специальных знаний и без применения технических средств, реклама должна быть четко, ясно доведена до потребителей и восприниматься им однозначно.

Как следует из материалов, представленных Волго-Вятским главным управлением Банка России письмом от 23.07.2021 исх. № Т4-30-2-13/17037 (вх. № 4774 от 26.07.2021), в отношении СКПК «Альфа-Ресурс» предписанием Банка России от 16.10.2020 № Т4-30-2-1/22738ДСП установлен запрет на осуществление деятельности по привлечению займов от членов Кооператива, ассоциированных членов Кооператива, прием в Кооператив новых членов и выдачу займов. Информация о направлении указанного предписания в адрес СКПК «Альфа-Ресурс» размещена на сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу https://www.cbr.ru/. Указанное предписание получено СКПК «Альфа-Ресурс» 17.10.2020.

Согласно информации, представленной на официальном сайте Банка России, по состоянию на 23.11.2021 указанные ограничения деятельности СКПК «Альфа-Ресурс» не сняты.

Вместе с тем, в распространенной вышеуказанной рекламе финансовых услуг не указано, что фактически с 17.10.2020 СКПК «Альфа-Ресурс» не вправе привлекать денежные средства членов, ассоциированных членов Кооператива, а также принимать новых членов и выдавать займы. Потенциальный потребитель, обратившись за предоставлением СКПК «Альфа-Ресурс» рекламируемым финансовым услугам, не сможет ей воспользоваться в силу установленного Банком России предписания.

При таких обстоятельствах вышеуказанная рекламная информация не содержит части существенной информации, что не способствует правильному восприятию рекламного предложения, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению потребителей в заблуждение относительно возможности оказания рекламируемой финансовой услуги.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

2. В соответствии с главой 3 Федерального закона «О рекламе» к рекламе финансовых услуг применяются положения об особенностях рекламы отдельных видов товаров.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее – Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации») сельскохозяйственный кооператив – организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.

Согласно п. 8 ст. 4  Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы создаются в целях организации финансовой взаимопомощи членов кредитных кооперативов и ассоциированных членов кредитных кооперативов посредством: объединения паевых взносов членов кредитных кооперативов и ассоциированных членов кредитных кооперативов, средств, привлекаемых в кредитные кооперативы в форме займов, полученных от членов кредитных кооперативов и ассоциированных членов кредитных кооперативов, и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и уставами кредитных кооперативов;  размещения указанных в пп. 1 настоящего пункта денежных средств путем предоставления займов членам кредитных кооперативов для удовлетворения их финансовых потребностей. (ч. 8 ст. 4 Закона о сельскохозяйственной кооперации).

В соответствии с п. 15 ст. 40.1 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» кредитный кооператив вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов своим членам в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

По договору передачи личных сбережений физическое лицо, являющееся членом кооператива (пайщиком), передает кооперативу денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности (ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О кредитной кооперации»).

Таким образом, вышеуказанная рассматриваемая реклама является рекламой финансовых услуг, предоставляемых СКПК «Альфа-Ресурс».

Соответственно объектом рекламирования являются следующие финансовые услуги: привлечение Кооперативом сбережений под 13,5 % годовых; предоставление займов; предоставление ипотечного кредитования; привлечение денежных средств материнского капитала.

Согласно ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О кредитной кооперации» Банк России ведет государственный реестр кредитных кооперативов на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, и от саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы, в порядке, установленном Банком России.

Согласно информации, представленной на официальном сайте Банка России, сведения об СКПК «Альфа-Ресурс» (ИНН: <…>, ОГРН: <…>) включены в Государственный реестр сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.

Вместе с тем, согласно п. 7 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О кредитной кооперации» Банк России вправе предписанием ввести ограничения деятельности кредитного кооператива, в том числе ограничить кредитному кооперативу полностью или частично осуществление привлечения денежных средств, прием новых членов, выдачу займов и проведение иных операций, а также требовать замены лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа.

При этом в соответствии с ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона «О кредитной кооперации» установленные в соответствии с п. 7 ч. 3 настоящей статьи ограничения деятельности кредитного кооператива действуют до истечения указанного в предписании о введении соответствующего ограничения срока или до отмены предписания.

Поскольку в отношении СКПК «Альфа-Ресурс» действует запрет Банка России от 16.10.2020 № Т4-30-2-1/22738ДСП рассматриваемая рекламная информация не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, оказывающим финансовые услуги, что содержит нарушение ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Указанный подход относительно наличия нарушения ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы финансовых услуг, оказываемых СКПК «Альфа-Ресурс», соотносится с разъяснениями ФАС России, направленными письмом от 01.11.2021 исх. № КТ/93215/21 (вх. № 7004 от 08.11.2021).

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований законодательства РФ о рекламе по ч. 7 ст. 5, ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Под рекламодателем согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» понимается изготовитель или продавец товара либо иное лицо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из имеющихся в материалах дела документов, рекламодателем рассматриваемой рекламы финансовых услуг является СКПК «Альфа-Ресурс» (ИНН: <…>, ОГРН: <…>), который несет ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 5, ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Указанный факт нарушения законодательства РФ о рекламе в полном объеме подтверждается имеющимися материалами и решением по делу № 043/05/28-840/2021.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Уведомлением о составлении протокола от 22.12.2021 № 5263/04 СКПК «Альфа-Ресурс» уведомлялся о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении по факту совершения действий по определению содержания ненадлежащей рекламы – 28 января 2022 года в 10 часов 00 минут по адресу: г. Киров, ул. <…>, вход со двора, каб. <…>

Письмом от 28.01.2022 исх. № 32 (вх. № 503 от 28.01.2022) СКПК «Альфа-Ресурс» заявил ходатайство о переносе составления протокола на более поздний срок в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).

В связи с вышеизложенным, уведомлением о составлении протокола от 02.02.2022 № 366/04 СКПК «Альфа-Ресурс» уведомлялся о новой дате и времени составления протокола об административном правонарушении – 02 марта 2022 года в 10 часов 00 минут

О дате, времени и месте составления протокола СКПК «Альфа-Ресурс» извещен надлежащим образом (уведомление о вручении получено по юридическому адресу Кооператива 09.02.2022 г.).

На составление протокола законные представители СКПК «Альфа-Ресурс» не явились, <…> (председатель СКПК «Альфа-Ресурс») письмом от 02.03.2022 г. исх. № 79 (вх. № 1198 от 02.03.2022) заявила ходатайство о переносе срока составления протокола об административном правонарушении в связи со вступлением в силу решения Слободского районного суда по делу № 2а-1062/2021 о ликвидации Кооператива и регистрацией документов в налоговом органе.

Определением от 02.03.2022 руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области <…>. отказала в удовлетворении заявленного ходатайства.

Протокол составлен в отсутствие представителя СКПК «Альфа-Ресурс».

Определением от 02.03.2022 (исх. № 864/04 от 05.03.2022) Кооператив уведомлялся о дате, времени и месте рассмотрения протокола – 13 апреля 2022 г. в 10 часов 00 минут.

О дате, месте и времени рассмотрения протокола СКПК «Альфа-Ресурс» извещен надлежащим образом (письмо с определением от 02.03.2022, а также копия протокола от 02.03.2022 № 043/04/14.3-160/2022 получены по юридическому адресу Кооператива 11.03.2022).

На рассмотрение протокола от 02.03.2022 № 043/04/14.3-160/2022 об административном правонарушении явился законный представитель Кооператива <…>, который представил письмом от 11.04.2022 исх. № 162 (вх. № 2299 от 11.04.2022) письменные пояснения. Согласно указанным пояснениям Кооператив просит при избрании меры административной ответственности учитывать положения ст. 2.9 КоАП РФ, а также изменения в КоАП РФ, внесенные Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». На рассмотрении протокола Тимофеев С.В. поддержал представленные пояснения, вину признал.

Заместитель руководителя Управления – начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Кировского УФАС России <…>, изучив материалы административного дела, находит вину СКПК «Альфа-Ресурс» в совершении административного правонарушения установленной и доказанной.

Факт совершения правонарушения СКПК «Альфа-Ресурс» подтверждается:

- решением Комиссии Кировского УФАС России от 06.12.2021 г. по делу № 043/05/28-840/2021;

- материалами административного дела № 043/04/14.3-160/2022;

- протоколом об административном правонарушении № 043/04/14.3-160/2022 от 02.03.2022 г.

Оценивая собранные по делу доказательства, должностное лицо Управления находит, что действия СКПК «Альфа-Ресурс» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания должностное лицо Кировского УФАС России учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Событием является установленный факт нарушения рекламного законодательства, выразившийся в определении содержания рекламы финансовых услуг Кооператива в отсутствие части существенной информации о рекламируемых финансовых услугах и условиях их приобретения или использования, а также при наличии действующего в отношении СКПК «Альфа-Ресурс» предписания Банка России, устанавливающего ограничения деятельности кредитного кооператива, в том числе ограничения на осуществление деятельности по привлечению займов от членов кооператива, ассоциированных членов кооператива, прием в кооператив новых членов и по выдаче займов, в нарушение требований ч. 7 ст. 5, ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности исчисляется с 31.07.2021 года (последняя зафиксированная дата распространения ненадлежащей рекламы).

Место совершения административного правонарушения: территория распространения ненадлежащей рекламы финансовых услуг в эфире телеканала СМИ «Телеканал REN-TV» и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством сервиса «Яндекс.Директ» – Кировская область.

Время совершения административного правонарушения: 31.07.2021 г. (последняя установленная дата распространения ненадлежащей рекламы).

Субъектом административного правонарушения является юридическое лицо – СКПК «Альфа-Ресурс», которое определило содержание ненадлежащей рекламы финансовых услуг Кооператива.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы.

Объективной стороной административного правонарушения являются действия по определению содержания рекламы финансовых услуг, распространявшейся в эфире телеканала СМИ «Телеканал REN-TV» и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством сервиса «Яндекс.Директ», в отсутствие части существенной информации о рекламируемых финансовых услугах и условиях их приобретения или использования, а также при наличии действующего в отношении СКПК «Альфа-Ресурс» предписания Банка России, устанавливающего ограничения деятельности кредитного кооператива, в том числе ограничения на осуществление деятельности по привлечению займов от членов кооператива, ассоциированных членов кооператива, прием в кооператив новых членов и по выдаче займов, в нарушение требований ч. 7 ст. 5, ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», что является нарушением ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

При установлении субъективной стороны административного правонарушения следует учитывать разъяснения Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», из п. 16.1 которого следует, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

По смыслу нормы ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо как коллективный субъект располагает соответствующими этому статусу возможностями и способно предпринять иные (более весомые) меры, нежели физическое или должностное лицо, в целях соблюдения публичного порядка.

В данном случае установлено, что у СКПК «Альфа-Ресурс» имелась возможность для соблюдения требований рекламного законодательства (действующее законодательство Российской Федерации, в том числе Федеральный закон «О рекламе», является общедоступной информацией), но Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Кооператив как рекламодатель не проявил должной степени ответственности и осмотрительности, что привело к совершению им действий по определению содержания рассматриваемой ненадлежащей рекламы.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законодательством требований, при рассмотрении дела не установлены.

Следовательно, рассматриваемое правонарушение произошло по вине Кооператива.

Таким образом, совершенные юридическим лицом СКПК «Альфа-Ресурс» действия по определению содержания рекламы финансовых услуг Кооператива, распространявшейся в эфире телеканала СМИ «Телеканал REN-TV» и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством сервиса «Яндекс.Директ», в отсутствие части существенной информации о рекламируемых финансовых услугах и условиях их приобретения или использования, а также при наличии действующего в отношении СКПК «Альфа-Ресурс» предписания Банка России, устанавливающего ограничения деятельности кредитного кооператива, в том числе ограничения на осуществление деятельности по привлечению займов от членов кооператива, ассоциированных членов кооператива, прием в кооператив новых членов и по выдаче займов, в нарушение требований ч. 7 ст. 5, ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающих вину обстоятельств установлено: оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ в качестве отягчающих вину обстоятельств установлено: повторное совершение однородного административного правонарушения СКПК «Альфа-Ресурс».

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

СКПК «Альфа-Ресурс» постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области о вынесении предупреждения по делу № 043/04/14.3-865/2020 об административном правонарушении от 26.11.2020 г. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (постановление вступило в законную силу 15.12.2020 г.).

Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В рассматриваемом случае состав административного правонарушения является формальным, следовательно, правонарушение является общественно-опасным с момента его совершения, независимо от наступления каких-либо последствий. При этом сама общественная опасность выражается в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей и соблюдению требований действующего рекламного законодательства.

Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях соблюдения законодательно установленных требований. Однако доказательств наличия указанных обстоятельств в материалы дела не представлено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, которая выразилась в пренебрежительном отношении к исполнению публично – правовых обязанностей в сфере рекламного законодательства, основания для освобождения СКПК «Альфа-Ресурс» от административной ответственности ввиду малозначительности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно информации, представленной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте https://rmsp.nalog.ru/, СКПК «Альфа-Ресурс» (ИНН: <…>, ОГРН: <…>) на момент вынесения настоящего постановления включен в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.3 КоАП РФ, совершено Кооперативом повторно, следовательно, основания применения к данному лицу меры ответственности в виде предупреждения отсутствуют.

Таким образом, в рассматриваемом деле оснований для замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренных ст. 4.1.1 КоАП РФ, не выявлено.

Согласно ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

На основании изложенного, с учетом характера совершенного административного правонарушения и его последствий, принято решение о наложении административного штрафа в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 3, 5, 28, 33, 38 Федерального закона «О рекламе», статьями 2.1, 2.4, 3.4, 4.1.2, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

1. Признать юридическое лицо – СКПК «Альфа-Ресурс» (ИНН: <…>, ОГРН: <…>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 2. Применить к юридическому лицу – СКПК «Альфа-Ресурс» (ИНН: <…>, ОГРН: <…>) меру ответственности в виде штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

 

Получатель: ИНН 4347021540

КПП 434501001 УФК  по Кировской области

(Кировское УФАС России)  л/с 04401233690 

Банк получателя

ОТДЕЛЕНИЕ КИРОВ БАНКА РОССИИ// УФК по Кировской области г. Киров

Расчетный счет:

№ 40102810345370000033

ЕКС 03100643000000014000

БИК 013304182

КБК 161 1 16 01141 01 0003 140

Плательщик: СКПК «Альфа-Ресурс»

 

161 1 16 01141 01 0003 140

Штрафы за нарушение законодательства о рекламе

 

ОКТМО 33701000

УИН <…>

К оплате: 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей

 

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 30.1, 30.2, 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

 Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении 60 дней со срока, установленного на уплату штрафа, должностным лицом, вынесшим постановление, соответствующие материалы будут направлены судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, рассмотревшее дело об административном правонарушении, должно будет принять решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны