Решение б/н 1. Признать ненадлежащей рекламную информацию, размещенную в... от 7 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е:

по делу № 043/05/5-883/2023

                                                                                                                     

Резолютивная часть решения оглашена 23 ноября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 07 декабря 2023 года                                              

Комиссия Кировского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии – <…> – заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Кировского УФАС России;

членов комиссии: <…> – начальника отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС России, <…> – специалиста первого разряда отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС России,

рассмотрев материалы дела № 043/05/5-883/2023, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «КриоЖизнь» (ИНН: 1831206179; ОГРН: 1221800010343; юридический адрес: 426011, Удмуртская респ. г. Ижевск, ул. Холмогорова, д. 59, кв. 17) (далее – ООО «КриоЖизнь», Общество) и <…> (<…> г.р., адрес регистрации: г. Ижевск, <…>) по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в отношении <…> (<…> г.р., адрес регистрации: г. Оренбург, <…>) по признакам нарушения части 16 статьи 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в связи с распространением в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Киров онлайн» по адресу: https://vk.com/wall-133444716_1037444 рекламной информации о суррогатном материнстве,

 в присутствии:

- представителя ООО «КриоЖизнь» - лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – <…> (по доверенности № 2 от 31.08.2023) по системе видео-конференц–связи,

- представителя <…> - лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – <…> (по доверенности № б/н от 31.10.2023) по системе видео-конференц–связи;

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее – Кировское УФАС России) поступило заявление физического лица от 28.06.2023 (вх. № 3923-ЭП/23 от 28.06.2023) по вопросу нарушения, по мнению заявителя, законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы следующего содержания: «Быть суррогатной мамой: это подарить новую жизнь; это знать, что переносят замороженный эмбрион, который генетически принадлежит его настоящим родителям; это помочь подарить счастье быт родителями; это новые возможности для СЕБЯ! СТАНЬ СУРРОГАТНОЙ МАМОЙ с Центром суррогатного материнства КриоЖизнь в г. Киров и г. Ижевск. А мы сделаем все, чтобы ты была спокойна за гарантии выплат, за качество услуг, за поддержку и помощь! Заходи на нашу страницу в ВК https://vk.com/izh7ya. Или позвони по тел. 88002003214, 89058740866 (WhatsApp, Viber) https://cryolife18.ru/ru. КриоЖизнь Центр донорства и суррогатного материнства. Приглашаем стать суррогатной мамой! Возраст от 20 до 35 лет, отсутствие вредных привычек, наличие своего ребенка/детей Вознаграждение от 1 000 000 руб. 1 400 000 руб. в случае частичного переезда Ежемесячное содержание 30 000 руб. Юридическую поддержку Беременность и роды возможны в своем городе. г. Ижевск, г. Киров, тел. 880020003214 WhatsApp, Viber 89058740866 cryolife18.ru» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Киров онлайн» по адресу: https://vk.com/wall-133444716_1037444.

Из имеющихся в Кировском УФАС России сведений, следовало, что рекламодателем рассматриваемой рекламной информации является ООО «КриоЖизнь» (ОГРН: 1221800010343, ИНН: 1831206179).

Письмом от 07.08.2023 № КТ/62756/23 ФАС России наделило Кировское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «Вконтакте» вышеуказанной рекламной информации.

В отношении ООО «КриоЖизнь» было возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (определение от 23.08.2023 о возбуждении дела № 043/05/5-883/2023). Раcсмотрение дела первоначально назначено на 21.09.2023 в 14 часов 00 минут.

Определением от 21.09.2023 г. рассмотрение дела № 043/05/5-883/2023 было отложено ввиду необходимости получения дополнительных документов и сведений, а также в целях привлечения к рассмотрению дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, <…> (как рекламодателя спорной рекламной информации). Рассмотрение дела назначено на 11.10.2023 в 11 часов 00 минут.

Определением от 11.10.2023 г. рассмотрение дела № 043/05/5-883/2023 было отложено ввиду необходимости получения дополнительных документов и сведений, а также в целях привлечения к рассмотрению дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, <…> (как рекламораспространителя спорной рекламной информации). Рассмотрение дела назначено на 23.11.2023 в 11 часов 00 минут.

Письмами от 25.07.2023 № б/н (вх. № 4689-ЭП/23 от 25.07.2023), от 04.08.2023 № б/н (вх. № 4982-ЭП/23 от 04.08.2023), от 09.10.2023 № 37 (вх. № 6699-ЭП/23 от 11.10.2023) ООО «КриоЖизнь» представило письменные пояснения по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.

Письмом от 07.11.2023 № б/н (вх. № 7544-ЭП/23 от 09.11.2023) Широких И.В. представила письменные пояснения по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.

На заседании Комиссии 23.11.2023 г. присутствовала представитель ООО «КриоЖизнь» – <…> (по доверенности № 2 от 31.08.2023) по системе видео-конференц–связи, представитель <…> – <…> (по доверенности № б/н от 31.10.2023) по системе видео-конференц–связи. <…> поддержала позицию ООО «КриоЖизнь» и <…>, представленную ранее в материалы дела.

<…> на заседание Комиссии не явился, ходатайств не заявлял, считается уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Комиссия, исследовав материалы дела и заслушав пояснения представителя ООО «КриоЖизнь» и <…>, пришла к следующим выводам.

В соответствии с положениями, установленными пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее – Федеральный закон «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Киров онлайн» по адресу: https://vk.com/wall-133444716_1037444 размещалась информация следующего содержания: «Быть суррогатной мамой: это подарить новую жизнь; это знать, что переносят замороженный эмбрион, который генетически принадлежит его настоящим родителям; это помочь подарить счастье быт родителями; это новые возможности для СЕБЯ! СТАНЬ СУРРОГАТНОЙ МАМОЙ с Центром суррогатного материнства КриоЖизнь в г. Киров и г. Ижевск. А мы сделаем все, чтобы ты была спокойна за гарантии выплат, за качество услуг, за поддержку и помощь! Заходи на нашу страницу в ВК https://vk.com/izh7ya. Или позвони по тел. 88002003214, 89058740866 (WhatsApp, Viber) https://cryolife18.ru/ru. КриоЖизнь Центр донорства и суррогатного материнства. Приглашаем стать суррогатной мамой! Возраст от 20 до 35 лет, отсутствие вредных привычек, наличие своего ребенка/детей Вознаграждение от 1 000 000 руб. 1 400 000 руб. в случае частичного переезда Ежемесячное содержание 30 000 руб. Юридическую поддержку Беременность и роды возможны в своем городе. г. Ижевск, г. Киров, тел. 880020003214 WhatsApp, Viber 89058740866 cryolife18.ru» (акт осмотра Интернет-ресурса от 15.08.2023, составленного сотрудниками Кировского УФАС России).

Снимки экрана с указанной информацией также приложены к заявлению физического лица о нарушении рекламного законодательства.

Данная информация обладает всеми юридически значимыми признаками рекламы, а именно:

-  распространена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

- адресована неопределенному кругу лиц – всем лицам, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования (неперсонифицированный характер);

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (суррогатное материнство), формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке.

Таким образом, вышеуказанная информация содержит все признаки рекламы, перечисленные в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и на такую информацию, а также на порядок ее размещения распространяются положения Федерального закона «О рекламе».

На основании пункта 10 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-Ф3), медицинская деятельность – это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852, установлено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, согласно приложению к Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В Перечень, в числе прочих, включены работы (услуги) по: забору, криоконсервации и хранению половых клеток и тканей репродуктивных органов; транспортировке половых клеток и (или) тканей репродуктивных органов; акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).

На основании ч. 1 ст. 55 Закона № 323-Ф3 вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов), а также суррогатное материнство.

Согласно ч. 9 ст. 55 Закона № 323-Ф3 суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору о суррогатном материнстве, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, половые клетки которых использовались для оплодотворения, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможны по медицинским показаниям и которые состоят в браке между собой, либо одинокой женщиной, половые клетки которой использовались для оплодотворения и для которой вынашивание и рождение ребенка невозможны по медицинским показаниям.

В соответствии с ч. 10 ст. 55 Закона № 323-Ф3 суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая гражданство Российской Федерации, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга.

Часть 10 статьи 55 Закона № 323-Ф3 в части наличия гражданства РФ не применяется, если суррогатная мать на 19.12.2022 уже вынашивает либо родила ребенка в соответствии с договором, указанным в ч. 9 ст. 55 Закона № 323-ФЗ.

Рекламная информация содержит, в том числе, ссылку на сайт https://cryolife18.ru/ru и на сообщество в социальной сети «Вконтакте» https://vk.com/izh7ya.

Исходя из информации, указанной в сообществе в социальной сети «Вконтакте» https://vk.com/izh7ya, следует, что центр «КриоЖизнь» занимается поиском доноров яйцеклеток и суррогатных мам для участия в программах в г. Ижевск и г. Киров.

Исходя из информации, указанной на сайте https://cryolife18.ru/ru, следует, что центр «КриоЖизнь» специализируется на вспомогательном репродуктивном праве и оказывает юридическую консультацию по программам суррогатного материнства и использования донорских клеток в РФ, сотрудничает с ведущими клиниками ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) по Удмуртской Республике и в других городах России, сопровождает суррогатную беременность, помогает решать вопросы, связанные с психологической готовностью суррогатной матери к родам, ее обследованием, организует процесс родов, оформление документов ребенка (акт осмотра Интернет-ресурса от 15.08.2023, составленного сотрудниками Кировского УФАС России).

ООО «КриоЖизнь» в письме от 25.07.2023 б/н (вх. № 4689-ЭП/23 от 25.07.2023) пояснило, что Общество является посредником между медицинскими клиниками, которые занимаются экстракорпоральным оплодотворением, и суррогатной матерью/донором половых клеток, ООО «КриоЖизнь» оказывает консультационные услуги по программам суррогатного материнства и донорства.

В материалы дела представлены договоры, заключенные между ООО «КриоЖизнь» и физическими лицами.

Так, согласно договору об оказании услуг № 1/064 от 18.06.2023, заключенному между ООО «КриоЖизнь» и физическим лицом, общество осуществляет собственными силами поиск претендентов на донорство ооцитов, информирует их об условиях участия в программе «Донорство ооцитов», заключает от своего имени договор с донором ооцитов на участие в программе «Донорство ооцитов», содействует в прохождении медицинского обследования доноров ооцитов и предоставляет другие услуги, указанные в п. 1.1 договора.

 Согласно договору об оказании услуг № б/н от 06.04.2023, заключенному между ООО «КриоЖизнь» и физическим лицом, ООО «КриоЖизнь» осуществляет поиск кандидатуры суррогатной матери в соответствии с критериями заказчиков, помогает заказчикам выбрать подходящего претендента и заключить с ней договор (выбранный претендент, с которым заключен договор, будет являться суррогатной матерью заказчиков), осуществляет подготовку претенденток к участию в программе суррогатного материнства и предоставляет другие услуги, указанные в п.1.1 договора.

В материалы дела также представлены договоры, заключенные между ООО «КриоЖизнь» и медицинскими клиниками (договор об оказании медицинских услуг № 5 от 01.01.2023, заключенный с ООО «КДЦ Доктор Фэмили»; договор об оказании медицинских услуг № б/н от 08.09.2022, заключенный с ООО «КЛИНИКА НУРИЕВЫХ-ИЖЕВСК»), по условиям которых, клиники оказывают медицинские услуги всем физическим лицам, направленным ООО «КриоЖизнь» для обследования на предмет пригодности в качестве донора яйцеклеток или в качестве суррогатной матери, и предоставляют другие услуги, указанные в п.1.1 договоров.

Таким образом, из представленных в материалы дела документов и сведений следует, что ООО «КриоЖизнь» осуществляет деятельность по оказанию услуг по поиску суррогатных матерей, доноров половых клеток, оказывает консультационные услуги по суррогатному материнству и донорству, а также оказывает иные услуги, связанные с указанной деятельностью. При этом, ООО «КриоЖизнь» не является медицинской клиникой, оказывающей медицинские услуги, связанные с суррогатным материнством.

На основании ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с п. 2. Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товар.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о рекламируемом и предлагаемом товаре.

Вся необходимая информация должна доводиться до потребителя непосредственно в рекламе для того, чтобы обеспечить возможность с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор.

Поскольку реклама должна быть распознаваема как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы и используемых средств, без специальных знаний и без применения технических средств, реклама должна быть четко, ясно доведена до потребителей и восприниматься ими однозначно.

Вместе с тем, из содержания рассматриваемой рекламной информации следует, что именно центр «КриоЖизнь» непосредственно оказывает услуги, связанные с суррогатным материнством. Реклама содержит, в том числе, фразы: «Стань суррогатной мамой с центром суррогатного материнства КриоЖизнь, КриоЖизнь центр донорства и суррогатного материнства», что создает у потребителей ассоциацию того, что центр «КриоЖизнь» является медицинской клиникой, в которой предоставляются соответствующие услуги, связанные с суррогатным материнством, а не услуги по подбору (поиску) суррогатных матерей, консультационные услуги по программам суррогатного материнства(указанные сведения реклама не содержит).

Информация о том, что центр «КриоЖизнь» оказывает услуги по подбору суррогатных матерей и консультационные услуги по программам суррогатного материнства является существенной, а ее отсутствие в спорной рекламной информации искажает смысл рекламы и вводит в заблуждение потребителей, что свидетельствует о нарушении ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, в рассматриваемой рекламной информации отсутствуют полные требования, предъявляемые к суррогатной матери (предусмотренные ч. 10 ст. 55 Закона № 323-ФЗ), а именно: наличие гражданства Российской Федерации, наличие не менее одного здорового собственного ребенка, получение медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

Указанная информация является существенной, а ее отсутствие в рассматриваемой рекламной информации искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, что свидетельствует о нарушении ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Вышеуказанные выводы Комиссии подтверждаются мнением членов Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее – Экспертный совет), высказанному на заседании 28.09.2023 г.

Согласно единогласному мнению членов Экспертного совета, рассматриваемая информация является рекламой. Объектом рекламирования являются услуги медицинского центра донорства и суррогатного материнства «КриоЖизнь». Потребителями рассматриваемая реклама воспринимается как реклама услуг суррогатного материнства, оказывает данные услуги - центр «КриоЖизнь», имеются побуждающие к действию фразы: «Стань суррогатной мамой!», «Быть суррогатной мамой – это подарить новую жизнь!». Отсутствие в рекламе полных требований, предъявляемых к суррогатной матери, по мнению членов Экспертного совета, искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

В состав Экспертного совета при Кировском УФАС России входят представители органов местного самоуправления, научных организаций, общественных организаций, экспертов и специалистов в области лингвистки, психологии, журналистики, соответственно, в рассматриваемом случае их мнение принимается Комиссией в качестве надлежащего доказательства введения в заблуждение потребителей ввиду отсутствия существенной информации о рекламируемом товаре (услуге).

Письмами от 25.07.2023 № б/н (вх. № 4689-ЭП/23 от 25.07.2023), от 04.08.2023 № б/н (вх. № 4982-ЭП/23 от 04.08.2023), от 09.10.2023 № 37 (вх. № 6699-ЭП/23 от 11.10.2023) ООО «КриоЖизнь» представило письменные пояснения, в которых, в том числе, сообщило, что рекламодателем спорной рекламной информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Киров онлайн», является <…> (<…> г.р., адрес регистрации: г. Ижевск, <…>). В материалы дела представлены документы, подтверждающие указанное обстоятельство, а именно: переписка относительно размещения рекламной информации и квитанция об оплате указанных услуг.

Таким образом, из имеющихся в деле документов и сведений следует, что лицом, фактически определившим содержание спорной рекламной информации, распространенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «Вконтакте», является <…> (<…> г.р., адрес регистрации: г. Ижевск, <…>).

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Под рекламодателем в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Письмом от 07.11.2023 № б/н (вх. № 7544-ЭП/23 от 09.11.2023) Широких И.В. представила письменные пояснения по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, в которых сообщила, что она предложила <…> разместить пост в социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Киров онлайн» на платной основе; с компанией «КриоЖизнь» данный пост не согласовывала. <…> считает, что на момент публикации текст информации соответствовал действующему законодательству. <…> указала, что деятельность ООО «КриоЖизнь» основывается на предоставлении услуг для физических лиц по поиску кандидатов (доноров ооцитов, суррогатных матерей), а не оказанию медицинских услуг.

Доводы <…> о соответствии рассматриваемой рекламы действующему рекламному законодательству опровергаются фактическим содержанием рекламы, а также позицией членов Экспертного совета.

Относительно отсутствия в указанной рекламной информации всех требований, предъявляемых к суррогатной матери (ч. 10 ст. 55 Закона № 323-Ф3), Широких И.В. указала, что норма ч. 10 ст. 55 Закона № 323-Ф3 в части наличия гражданства РФ не применяется, если суррогатная мать на 19.12.2022 уже вынашивает либо родила ребенка в соответствии с договором, указанным в ч. 9 ст. 55 № 323-ФЗ. Вместе с тем, указанная информация в рассматриваемой рекламе также отсутствует.

В соответствии с частью 16 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе» реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должна содержать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

В рассматриваемой рекламной информации отсутствует пометка «реклама», указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе, что свидетельствует о нарушении части 16 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 16 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе», несет рекламораспространитель.

На основании пункта 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно информации, представленной ООО «В Контакте» в письме от 19.07.2023 № 12/230719 (вх. № 4794/23 от 28.07.2023), информационный материал по ссылке https://vk.com/public133444716?w=wall-1334447161037444 разместил пользователь персональной страницы по адресу https://vk.com/id222665237 под именем «<...>», который указал в сведениях о себе абонентский номер <...>.

Установлено, что оператором сотовой связи в отношении номера <...> является ПАО «МегаФон.

Согласно информации, представленной ПАО «МегаФон», абонентский номер <...> выделен физическому лицу <...> на основании договора об оказании услуг связи от 03.11.2016 г. В материалы дела представлена копия указанного договора.

Переписка относительно размещения информации велась <...> с данным лицом. Оплата за размещение рассматриваемой рекламной информации была совершена <...> в адрес указанного лица, что подтверждается соответствующей квитанцией.

Таким образом, из имеющихся в деле документов и сведений следует, что рекламораспространителем спорной рекламной информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Киров онлайн», является <...> (<...> г.р., адрес регистрации: г. Оренбург, <...>).

В связи с неподтверждением в действиях ООО «КриоЖизнь» факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, производство по делу № 043/05/5-883/2023 в отношении данного лица подлежит прекращению.

На момент вынесения решения по делу спорная рекламная информация была удалена. Следовательно, оснований для выдачи предписания не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <...> (<...> г.р., адрес регистрации: г. Ижевск, <...>) и <...> (адрес регистрации: г. Оренбург, <...>).

Руководствуясь статьями 3, 19, 33 и 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 – 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия Кировского УФАС России,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ненадлежащей рекламную информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Киров онлайн» по адресу: https://vk.com/wall-133444716_1037444 следующего содержания: «Быть суррогатной мамой: это подарить новую жизнь; это знать, что переносят замороженный эмбрион, который генетически принадлежит его настоящим родителям; это помочь подарить счастье быт родителями; это новые возможности для СЕБЯ! СТАНЬ СУРРОГАТНОЙ МАМОЙ с Центром суррогатного материнства КриоЖизнь в г. Киров и г. Ижевск. А мы сделаем все, чтобы ты была спокойна за гарантии выплат, за качество услуг, за поддержку и помощь! Заходи на нашу страницу в ВК https://vk.com/izh7ya. Или позвони по тел. 88002003214, 89058740866 (WhatsApp, Viber) https://cryolife18.ru/ru. КриоЖизнь Центр донорства и суррогатного материнства. Приглашаем стать суррогатной мамой! Возраст от 20 до 35 лет, отсутствие вредных привычек, наличие своего ребенка/детей Вознаграждение от 1 000 000 руб. 1 400 000 руб. в случае частичного переезда Ежемесячное содержание 30 000 руб. Юридическую поддержку Беременность и роды возможны в своем городе. г. Ижевск, г. Киров, тел. 880020003214 WhatsApp, Viber 89058740866 cryolife18.ru», так как она нарушает требования части 7 статьи 5, части 16 статьи 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Производство по делу № 043/05/5-883/2023 в отношении общества с ограниченной ответственностью «КриоЖизнь» (ИНН: 1831206179; ОГРН: 1221800010343; юридический адрес: 426011, Удмуртская респ. г. Ижевск, ул. Холмогорова, д. 59, кв. 17) прекратить в связи с неподтверждением в его действиях факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <...> (<...> г.р., адрес регистрации: г. Ижевск, <...>) и <...> (<...> г.р., адрес регистрации: г. Оренбург, <...>).

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

 

Р Е Ш Е Н И Е:

по делу № 043/05/5-883/2023

                                                                                                                         

Резолютивная часть решения оглашена 23 ноября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 07 декабря 2023 года                                               

 

Комиссия Кировского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии – <…> – заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Кировского УФАС России;

членов комиссии: <…> – начальника отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС России, <…> – специалиста первого разряда отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС России,

рассмотрев материалы дела № 043/05/5-883/2023, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «КриоЖизнь» (ИНН: 1831206179; ОГРН: 1221800010343; юридический адрес: 426011, Удмуртская респ. г. Ижевск, ул. Холмогорова, д. 59, кв. 17) (далее – ООО «КриоЖизнь», Общество) и <…> (<…> г.р., адрес регистрации: г. Ижевск, <…>) по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в отношении <…> (<…> г.р., адрес регистрации: г. Оренбург, <…>) по признакам нарушения части 16 статьи 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в связи с распространением в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Киров онлайн» по адресу: https://vk.com/wall-133444716_1037444 рекламной информации о суррогатном материнстве,

 в присутствии:

- представителя ООО «КриоЖизнь» - лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – <…> (по доверенности № 2 от 31.08.2023) по системе видео-конференц–связи,

- представителя <…> - лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – <…> (по доверенности № б/н от 31.10.2023) по системе видео-конференц–связи;

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее – Кировское УФАС России) поступило заявление физического лица от 28.06.2023 (вх. № 3923-ЭП/23 от 28.06.2023) по вопросу нарушения, по мнению заявителя, законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы следующего содержания: «Быть суррогатной мамой: это подарить новую жизнь; это знать, что переносят замороженный эмбрион, который генетически принадлежит его настоящим родителям; это помочь подарить счастье быт родителями; это новые возможности для СЕБЯ! СТАНЬ СУРРОГАТНОЙ МАМОЙ с Центром суррогатного материнства КриоЖизнь в г. Киров и г. Ижевск. А мы сделаем все, чтобы ты была спокойна за гарантии выплат, за качество услуг, за поддержку и помощь! Заходи на нашу страницу в ВК https://vk.com/izh7ya. Или позвони по тел. 88002003214, 89058740866 (WhatsApp, Viber) https://cryolife18.ru/ru. КриоЖизнь Центр донорства и суррогатного материнства. Приглашаем стать суррогатной мамой! Возраст от 20 до 35 лет, отсутствие вредных привычек, наличие своего ребенка/детей Вознаграждение от 1 000 000 руб. 1 400 000 руб. в случае частичного переезда Ежемесячное содержание 30 000 руб. Юридическую поддержку Беременность и роды возможны в своем городе. г. Ижевск, г. Киров, тел. 880020003214 WhatsApp, Viber 89058740866 cryolife18.ru» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Киров онлайн» по адресу: https://vk.com/wall-133444716_1037444.

Из имеющихся в Кировском УФАС России сведений, следовало, что рекламодателем рассматриваемой рекламной информации является ООО «КриоЖизнь» (ОГРН: 1221800010343, ИНН: 1831206179).

Письмом от 07.08.2023 № КТ/62756/23 ФАС России наделило Кировское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «Вконтакте» вышеуказанной рекламной информации.

В отношении ООО «КриоЖизнь» было возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (определение от 23.08.2023 о возбуждении дела № 043/05/5-883/2023). Раcсмотрение дела первоначально назначено на 21.09.2023 в 14 часов 00 минут.

Определением от 21.09.2023 г. рассмотрение дела № 043/05/5-883/2023 было отложено ввиду необходимости получения дополнительных документов и сведений, а также в целях привлечения к рассмотрению дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, <…> (как рекламодателя спорной рекламной информации). Рассмотрение дела назначено на 11.10.2023 в 11 часов 00 минут.

Определением от 11.10.2023 г. рассмотрение дела № 043/05/5-883/2023 было отложено ввиду необходимости получения дополнительных документов и сведений, а также в целях привлечения к рассмотрению дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, <…> (как рекламораспространителя спорной рекламной информации). Рассмотрение дела назначено на 23.11.2023 в 11 часов 00 минут.

Письмами от 25.07.2023 № б/н (вх. № 4689-ЭП/23 от 25.07.2023), от 04.08.2023 № б/н (вх. № 4982-ЭП/23 от 04.08.2023), от 09.10.2023 № 37 (вх. № 6699-ЭП/23 от 11.10.2023) ООО «КриоЖизнь» представило письменные пояснения по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.

Письмом от 07.11.2023 № б/н (вх. № 7544-ЭП/23 от 09.11.2023) Широких И.В. представила письменные пояснения по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.

На заседании Комиссии 23.11.2023 г. присутствовала представитель ООО «КриоЖизнь» – <…> (по доверенности № 2 от 31.08.2023) по системе видео-конференц–связи, представитель <…> – <…> (по доверенности № б/н от 31.10.2023) по системе видео-конференц–связи. <…> поддержала позицию ООО «КриоЖизнь» и <…>, представленную ранее в материалы дела.

<…> на заседание Комиссии не явился, ходатайств не заявлял, считается уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Комиссия, исследовав материалы дела и заслушав пояснения представителя ООО «КриоЖизнь» и <…>, пришла к следующим выводам.

В соответствии с положениями, установленными пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее – Федеральный закон «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Киров онлайн» по адресу: https://vk.com/wall-133444716_1037444 размещалась информация следующего содержания: «Быть суррогатной мамой: это подарить новую жизнь; это знать, что переносят замороженный эмбрион, который генетически принадлежит его настоящим родителям; это помочь подарить счастье быт родителями; это новые возможности для СЕБЯ! СТАНЬ СУРРОГАТНОЙ МАМОЙ с Центром суррогатного материнства КриоЖизнь в г. Киров и г. Ижевск. А мы сделаем все, чтобы ты была спокойна за гарантии выплат, за качество услуг, за поддержку и помощь! Заходи на нашу страницу в ВК https://vk.com/izh7ya. Или позвони по тел. 88002003214, 89058740866 (WhatsApp, Viber) https://cryolife18.ru/ru. КриоЖизнь Центр донорства и суррогатного материнства. Приглашаем стать суррогатной мамой! Возраст от 20 до 35 лет, отсутствие вредных привычек, наличие своего ребенка/детей Вознаграждение от 1 000 000 руб. 1 400 000 руб. в случае частичного переезда Ежемесячное содержание 30 000 руб. Юридическую поддержку Беременность и роды возможны в своем городе. г. Ижевск, г. Киров, тел. 880020003214 WhatsApp, Viber 89058740866 cryolife18.ru» (акт осмотра Интернет-ресурса от 15.08.2023, составленного сотрудниками Кировского УФАС России).

Снимки экрана с указанной информацией также приложены к заявлению физического лица о нарушении рекламного законодательства.

Данная информация обладает всеми юридически значимыми признаками рекламы, а именно:

-  распространена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

- адресована неопределенному кругу лиц – всем лицам, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования (неперсонифицированный характер);

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (суррогатное материнство), формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке.

Таким образом, вышеуказанная информация содержит все признаки рекламы, перечисленные в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и на такую информацию, а также на порядок ее размещения распространяются положения Федерального закона «О рекламе».

На основании пункта 10 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-Ф3), медицинская деятельность – это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852, установлено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, согласно приложению к Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В Перечень, в числе прочих, включены работы (услуги) по: забору, криоконсервации и хранению половых клеток и тканей репродуктивных органов; транспортировке половых клеток и (или) тканей репродуктивных органов; акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).

На основании ч. 1 ст. 55 Закона № 323-Ф3 вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов), а также суррогатное материнство.

Согласно ч. 9 ст. 55 Закона № 323-Ф3 суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору о суррогатном материнстве, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, половые клетки которых использовались для оплодотворения, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможны по медицинским показаниям и которые состоят в браке между собой, либо одинокой женщиной, половые клетки которой использовались для оплодотворения и для которой вынашивание и рождение ребенка невозможны по медицинским показаниям.

В соответствии с ч. 10 ст. 55 Закона № 323-Ф3 суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая гражданство Российской Федерации, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга.

Часть 10 статьи 55 Закона № 323-Ф3 в части наличия гражданства РФ не применяется, если суррогатная мать на 19.12.2022 уже вынашивает либо родила ребенка в соответствии с договором, указанным в ч. 9 ст. 55 Закона № 323-ФЗ.

Рекламная информация содержит, в том числе, ссылку на сайт https://cryolife18.ru/ru и на сообщество в социальной сети «Вконтакте» https://vk.com/izh7ya.

Исходя из информации, указанной в сообществе в социальной сети «Вконтакте» https://vk.com/izh7ya, следует, что центр «КриоЖизнь» занимается поиском доноров яйцеклеток и суррогатных мам для участия в программах в г. Ижевск и г. Киров.

Исходя из информации, указанной на сайте https://cryolife18.ru/ru, следует, что центр «КриоЖизнь» специализируется на вспомогательном репродуктивном праве и оказывает юридическую консультацию по программам суррогатного материнства и использования донорских клеток в РФ, сотрудничает с ведущими клиниками ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) по Удмуртской Республике и в других городах России, сопровождает суррогатную беременность, помогает решать вопросы, связанные с психологической готовностью суррогатной матери к родам, ее обследованием, организует процесс родов, оформление документов ребенка (акт осмотра Интернет-ресурса от 15.08.2023, составленного сотрудниками Кировского УФАС России).

ООО «КриоЖизнь» в письме от 25.07.2023 б/н (вх. № 4689-ЭП/23 от 25.07.2023) пояснило, что Общество является посредником между медицинскими клиниками, которые занимаются экстракорпоральным оплодотворением, и суррогатной матерью/донором половых клеток, ООО «КриоЖизнь» оказывает консультационные услуги по программам суррогатного материнства и донорства.

В материалы дела представлены договоры, заключенные между ООО «КриоЖизнь» и физическими лицами.

Так, согласно договору об оказании услуг № 1/064 от 18.06.2023, заключенному между ООО «КриоЖизнь» и физическим лицом, общество осуществляет собственными силами поиск претендентов на донорство ооцитов, информирует их об условиях участия в программе «Донорство ооцитов», заключает от своего имени договор с донором ооцитов на участие в программе «Донорство ооцитов», содействует в прохождении медицинского обследования доноров ооцитов и предоставляет другие услуги, указанные в п. 1.1 договора.

 Согласно договору об оказании услуг № б/н от 06.04.2023, заключенному между ООО «КриоЖизнь» и физическим лицом, ООО «КриоЖизнь» осуществляет поиск кандидатуры суррогатной матери в соответствии с критериями заказчиков, помогает заказчикам выбрать подходящего претендента и заключить с ней договор (выбранный претендент, с которым заключен договор, будет являться суррогатной матерью заказчиков), осуществляет подготовку претенденток к участию в программе суррогатного материнства и предоставляет другие услуги, указанные в п.1.1 договора.

В материалы дела также представлены договоры, заключенные между ООО «КриоЖизнь» и медицинскими клиниками (договор об оказании медицинских услуг № 5 от 01.01.2023, заключенный с ООО «КДЦ Доктор Фэмили»; договор об оказании медицинских услуг № б/н от 08.09.2022, заключенный с ООО «КЛИНИКА НУРИЕВЫХ-ИЖЕВСК»), по условиям которых, клиники оказывают медицинские услуги всем физическим лицам, направленным ООО «КриоЖизнь» для обследования на предмет пригодности в качестве донора яйцеклеток или в качестве суррогатной матери, и предоставляют другие услуги, указанные в п.1.1 договоров.

Таким образом, из представленных в материалы дела документов и сведений следует, что ООО «КриоЖизнь» осуществляет деятельность по оказанию услуг по поиску суррогатных матерей, доноров половых клеток, оказывает консультационные услуги по суррогатному материнству и донорству, а также оказывает иные услуги, связанные с указанной деятельностью. При этом, ООО «КриоЖизнь» не является медицинской клиникой, оказывающей медицинские услуги, связанные с суррогатным материнством.

На основании ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с п. 2. Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товар.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о рекламируемом и предлагаемом товаре.

Вся необходимая информация должна доводиться до потребителя непосредственно в рекламе для того, чтобы обеспечить возможность с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор.

Поскольку реклама должна быть распознаваема как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы и используемых средств, без специальных знаний и без применения технических средств, реклама должна быть четко, ясно доведена до потребителей и восприниматься ими однозначно.

Вместе с тем, из содержания рассматриваемой рекламной информации следует, что именно центр «КриоЖизнь» непосредственно оказывает услуги, связанные с суррогатным материнством. Реклама содержит, в том числе, фразы: «Стань суррогатной мамой с центром суррогатного материнства КриоЖизнь, КриоЖизнь центр донорства и суррогатного материнства», что создает у потребителей ассоциацию того, что центр «КриоЖизнь» является медицинской клиникой, в которой предоставляются соответствующие услуги, связанные с суррогатным материнством, а не услуги по подбору (поиску) суррогатных матерей, консультационные услуги по программам суррогатного материнства(указанные сведения реклама не содержит).

Информация о том, что центр «КриоЖизнь» оказывает услуги по подбору суррогатных матерей и консультационные услуги по программам суррогатного материнства является существенной, а ее отсутствие в спорной рекламной информации искажает смысл рекламы и вводит в заблуждение потребителей, что свидетельствует о нарушении ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, в рассматриваемой рекламной информации отсутствуют полные требования, предъявляемые к суррогатной матери (предусмотренные ч. 10 ст. 55 Закона № 323-ФЗ), а именно: наличие гражданства Российской Федерации, наличие не менее одного здорового собственного ребенка, получение медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

Указанная информация является существенной, а ее отсутствие в рассматриваемой рекламной информации искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, что свидетельствует о нарушении ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Вышеуказанные выводы Комиссии подтверждаются мнением членов Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее – Экспертный совет), высказанному на заседании 28.09.2023 г.

Согласно единогласному мнению членов Экспертного совета, рассматриваемая информация является рекламой. Объектом рекламирования являются услуги медицинского центра донорства и суррогатного материнства «КриоЖизнь». Потребителями рассматриваемая реклама воспринимается как реклама услуг суррогатного материнства, оказывает данные услуги - центр «КриоЖизнь», имеются побуждающие к действию фразы: «Стань суррогатной мамой!», «Быть суррогатной мамой – это подарить новую жизнь!». Отсутствие в рекламе полных требований, предъявляемых к суррогатной матери, по мнению членов Экспертного совета, искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

В состав Экспертного совета при Кировском УФАС России входят представители органов местного самоуправления, научных организаций, общественных организаций, экспертов и специалистов в области лингвистки, психологии, журналистики, соответственно, в рассматриваемом случае их мнение принимается Комиссией в качестве надлежащего доказательства введения в заблуждение потребителей ввиду отсутствия существенной информации о рекламируемом товаре (услуге).

Письмами от 25.07.2023 № б/н (вх. № 4689-ЭП/23 от 25.07.2023), от 04.08.2023 № б/н (вх. № 4982-ЭП/23 от 04.08.2023), от 09.10.2023 № 37 (вх. № 6699-ЭП/23 от 11.10.2023) ООО «КриоЖизнь» представило письменные пояснения, в которых, в том числе, сообщило, что рекламодателем спорной рекламной информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Киров онлайн», является <…> (<…> г.р., адрес регистрации: г. Ижевск, <…>). В материалы дела представлены документы, подтверждающие указанное обстоятельство, а именно: переписка относительно размещения рекламной информации и квитанция об оплате указанных услуг.

Таким образом, из имеющихся в деле документов и сведений следует, что лицом, фактически определившим содержание спорной рекламной информации, распространенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «Вконтакте», является <…> (<…> г.р., адрес регистрации: г. Ижевск, <…>).

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Под рекламодателем в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Письмом от 07.11.2023 № б/н (вх. № 7544-ЭП/23 от 09.11.2023) Широких И.В. представила письменные пояснения по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, в которых сообщила, что она предложила <…> разместить пост в социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Киров онлайн» на платной основе; с компанией «КриоЖизнь» данный пост не согласовывала. <…> считает, что на момент публикации текст информации соответствовал действующему законодательству. <…> указала, что деятельность ООО «КриоЖизнь» основывается на предоставлении услуг для физических лиц по поиску кандидатов (доноров ооцитов, суррогатных матерей), а не оказанию медицинских услуг.

Доводы <…> о соответствии рассматриваемой рекламы действующему рекламному законодательству опровергаются фактическим содержанием рекламы, а также позицией членов Экспертного совета.

Относительно отсутствия в указанной рекламной информации всех требований, предъявляемых к суррогатной матери (ч. 10 ст. 55 Закона № 323-Ф3), Широких И.В. указала, что норма ч. 10 ст. 55 Закона № 323-Ф3 в части наличия гражданства РФ не применяется, если суррогатная мать на 19.12.2022 уже вынашивает либо родила ребенка в соответствии с договором, указанным в ч. 9 ст. 55 № 323-ФЗ. Вместе с тем, указанная информация в рассматриваемой рекламе также отсутствует.

В соответствии с частью 16 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе» реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должна содержать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

В рассматриваемой рекламной информации отсутствует пометка «реклама», указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе, что свидетельствует о нарушении части 16 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 16 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе», несет рекламораспространитель.

На основании пункта 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно информации, представленной ООО «В Контакте» в письме от 19.07.2023 № 12/230719 (вх. № 4794/23 от 28.07.2023), информационный материал по ссылке https://vk.com/public133444716?w=wall-1334447161037444 разместил пользователь персональной страницы по адресу https://vk.com/id222665237 под именем «<...>», который указал в сведениях о себе абонентский номер <...>.

Установлено, что оператором сотовой связи в отношении номера <...> является ПАО «МегаФон.

Согласно информации, представленной ПАО «МегаФон», абонентский номер <...> выделен физическому лицу <...> на основании договора об оказании услуг связи от 03.11.2016 г. В материалы дела представлена копия указанного договора.

Переписка относительно размещения информации велась <...> с данным лицом. Оплата за размещение рассматриваемой рекламной информации была совершена <...> в адрес указанного лица, что подтверждается соответствующей квитанцией.

Таким образом, из имеющихся в деле документов и сведений следует, что рекламораспространителем спорной рекламной информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Киров онлайн», является <...> (<...> г.р., адрес регистрации: г. Оренбург, <...>).

В связи с неподтверждением в действиях ООО «КриоЖизнь» факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, производство по делу № 043/05/5-883/2023 в отношении данного лица подлежит прекращению.

На момент вынесения решения по делу спорная рекламная информация была удалена. Следовательно, оснований для выдачи предписания не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <...> (<...> г.р., адрес регистрации: г. Ижевск, <...>) и <...> (адрес регистрации: г. Оренбург, <...>).

Руководствуясь статьями 3, 19, 33 и 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 – 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия Кировского УФАС России,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ненадлежащей рекламную информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Киров онлайн» по адресу: https://vk.com/wall-133444716_1037444 следующего содержания: «Быть суррогатной мамой: это подарить новую жизнь; это знать, что переносят замороженный эмбрион, который генетически принадлежит его настоящим родителям; это помочь подарить счастье быт родителями; это новые возможности для СЕБЯ! СТАНЬ СУРРОГАТНОЙ МАМОЙ с Центром суррогатного материнства КриоЖизнь в г. Киров и г. Ижевск. А мы сделаем все, чтобы ты была спокойна за гарантии выплат, за качество услуг, за поддержку и помощь! Заходи на нашу страницу в ВК https://vk.com/izh7ya. Или позвони по тел. 88002003214, 89058740866 (WhatsApp, Viber) https://cryolife18.ru/ru. КриоЖизнь Центр донорства и суррогатного материнства. Приглашаем стать суррогатной мамой! Возраст от 20 до 35 лет, отсутствие вредных привычек, наличие своего ребенка/детей Вознаграждение от 1 000 000 руб. 1 400 000 руб. в случае частичного переезда Ежемесячное содержание 30 000 руб. Юридическую поддержку Беременность и роды возможны в своем городе. г. Ижевск, г. Киров, тел. 880020003214 WhatsApp, Viber 89058740866 cryolife18.ru», так как она нарушает требования части 7 статьи 5, части 16 статьи 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Производство по делу № 043/05/5-883/2023 в отношении общества с ограниченной ответственностью «КриоЖизнь» (ИНН: 1831206179; ОГРН: 1221800010343; юридический адрес: 426011, Удмуртская респ. г. Ижевск, ул. Холмогорова, д. 59, кв. 17) прекратить в связи с неподтверждением в его действиях факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <...> (<...> г.р., адрес регистрации: г. Ижевск, <...>) и <...> (<...> г.р., адрес регистрации: г. Оренбург, <...>).

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны