Предупреждение №956/05 Принять меры по отмене распоряжения Министерства энергетики ... от 28 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 22/05-2019

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

«28» февраля 2019 г.                                                                                                               г. Киров

16.01.2019 г. в Кировское УФАС России поступило обращение Координационного совета по развитию предпринимательства в Омутнинском районе Кировской области (вх. № 230 от 16.01.2019 г.), а также обращение предпринимателей города Омутнинска (вх. №580 31.01.2019) по вопросу обоснованности расчета норматива накопления ТКО, утвержденного распоряжением Министерства энергетики и ЖКХ Кировской области от 12.01.2018 г. №1.

В ходе рассмотрения обращения были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые выразились в следующем.

Распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12.01.2018 № 1 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области» утверждены нормативы накопления ТКО на территории Кировской области.

Письмом от 25.02.2019 №452-43-07-01 министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области сообщило, что указанное распоряжение принято на основании экспертного заключения КОГБУ институт «Кировкоммунпроект», которое не содержит замеры на 2018 год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

На основании подпункта 3.1.6.8 пункта 3.1 раздела 3 Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 года № 67-П, Министерство энергетики и ЖКХ Кировской области устанавливает и утверждает нормативы потребления коммунальных услуг в части холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения и газоснабжения для населения области, нормативы накопления твердых коммунальных отходов.

Распоряжением Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12.01.2018 № 1 утверждены нормативы накопления ТКО на территории Кировской области.

Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 (далее – Правила определения нормативов).

Согласно пункту 4 Правил определения нормативов нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).

В соответствии с пунктам 7 и 9 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.

Пунктами 11, 12, 13 Правил предусмотрено, что замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.

Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.

Норматив определяется, исходя из данных о массе и объеме отходов, и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.

Таким образом, норматив накопления твердых коммунальных отходов определяется, исходя из данных о массе и объеме отходов, и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу соответственно.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

Применение иных исходных данных, кроме полученных в результате замеров, для расчета нормативов действующим законодательством не предусмотрено.

Материалами дела установлено, что Распоряжения министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства от 12.01.2018 № 1 принято на основании экспертного заключения КОГБУ институт «Кировкоммунпроект».

Как следует из представленного Министерством энергетики и ЖКХ Кировской области экспертного заключения, исходными данными для определения нормативов являлись: технический отчет по определению фактической нормы накопления твердых бытовых отходов от населения в г. Кирове от 2005 года, технический отчет по определению фактической нормы накопления твердых бытовых отходов от предприятий, учреждений и организаций г. Кирова 2003 года, а также сведения о размере норматива по десяти регионам Российской Федерации и анализ сложившейся судебной практики.

Следовательно, использование Министерством энергетики и ЖКХ Кировской области при утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов сведений, содержащихся в экспертном заключении, не соответствует требованиям, установленным в Правилах определения нормативов.

Таким образом, Кировским УФАС Росии установлено, что при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов соответствующие замеры, установленные Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, не производились, экономическая обоснованность нормативов не подтверждена.

Указанная позиция в том числе подтверждается выводами, изложенными в Апелляционном определении Верховного Суда РФ от 13.09.2018 N 25-АПГ18-4.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом в действиях министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области по изданию Распоряжения от 12.01.2018 № 1 в нарушение требований Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов содержатся признаки нарушения ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

С учетом вышеизложенного, Кировское УФАС России приходит к выводу о необходимости принятия мер по отмене распоряжения Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12.01.2018 № 1 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области", в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

В соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случаях выявления в действиях органа государственной власти субъекта признаков нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции, возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.

С учетом изложенного, и на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, Кировское УФАС России предупреждает Министерство энергетики и ЖКХ Кировской области о необходимости прекращения в срок до 31.03.2019 г. указанных действий (бездействия), а именно:

Принять меры по отмене распоряжения Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12.01.2018 № 1 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области".

Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (часть 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

Связанные организации

Связанные организации не указаны