Решение б/н Решение от 10 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения объявлена 05.10.2022 г.     Дело № 043/01/10-1134/2021

Решение изготовлено в полном объеме 10.10.2022 г.                                                                                                                         

 

РЕШЕНИЕ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

заместитель руководителя управления - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий;

Члены комиссии:

главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий;

ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий;

В присутствии представителей ответчика:

 

представителей заявителя:

 

рассмотрев дело № 043/01/10-1134/2021 по признакам нарушения Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Федеральное государственное бюджетное учреждение "48 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала - научно-исследовательского центра (войсковая часть 23527, г. Киров) 48 Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации (далее - 48 ЦНИИ) обратилось в Кировское УФАС России с заявлением от 30.09.2021 № 3109 (вх.№ 6241 от 30.09.2021) об установлении Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» по Центральному военному округу Жилищно-коммунальной службы № 15 (г. Сарапул) (далее – ЖКС № 15) высокой стоимости 1 Гкал тепловой энергии на 2 полугодие 2021 года.

В ходе рассмотрения заявления в действиях ЖКС № 15 установлены признаки нарушения требований п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом от 27.12.2021 г. № 80 возбуждено дело № 043/01/10-1134/2021 по признакам нарушения ЖКС № 15 п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В целях полного и всестороннего рассмотрения дела № 043/01/10-1134/2021 определениями об отложении рассмотрения дела от 09.02.2022 (исх. № 550/02 от 14.02.2022), от 04.03.2022 (исх. № 923/02 от 10.03.2022), от 27.04.2022 (исх. № 1928/02 от 04.05.2022), от 26.05.2022 (исх. № 2215/02 от 31.05.2022), от 29.06.2022 (исх. № 2719/02 от 04.07.202) у сторон были запрошены необходимые документы и информация.

Документы и информация, полученные антимонопольным органом, приобщены к материалам дела.

Определением об отложении рассмотрения дела от 04.08.2022 сторонам направлялось заключение об обстоятельствах дела.

На указанное заключение сторонами были направлены письменные возражения: письмо ЖКС № 15 от 30.08.2022 № 370/У/3/15/5467 и письмо 48 ЦНИИ от 07.09.2022 № 2360.

Рассмотрев указанные возражения, Кировским УФАС России в адрес 48 ЦНИИ и ЖКС № 15 направлялось заключение об обстоятельствах дела от 22.09.2022.

ЖКС № 15 письмом от 29.09.2022 № 370/У/У/15/6117 направило пояснения и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № 043/01/10-1134/2021.

Определением об отложении рассмотрения дела 043/01/10-1134/2021 от 22.09.2022 рассмотрение дела назначено на 05.10.2022.

Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, размещенной на сайте ФНС России htpps://ir.nalog.ru, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации зарегистрировано в качестве юридического лица межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1027700430889.

 Основной вид деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС. Ред. 2) – 84.22 Деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности, к дополнительным видам деятельности относится в том числе код 35.30 Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха.

Комиссией Кировского УФАС России было установлено следующее.

На территории военного городка № 51 по адресу: г. Киров, Октябрьский проспект, 119 расположена котельная № 500. Предназначение указанной котельной – производство технологического пара для нужд объектов 48 ЦНИИ.

В соответствии с приказом департамента имущественных отношений Минобороны России от 14.09.2017 г. № 2843 «О закреплении недвижимого и движимого имущества на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Учреждение с 01.01.2018 г. приняло в оперативное управление котельную № 500, расположенную по адресу: г. Киров, Октябрьский проспект, 119.

Таким образом, с 01.01.2018 г. по настоящее время оперативное управление и эксплуатацию котельной № 500 осуществляет ЖКС № 15. 

В соответствии с п. 5(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075), соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с настоящим документом и Правилами регулирования цен (тарифов), определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей:

а) цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, в отношении теплопотребляющих установок потребителей, потребляющих тепловую энергию с использованием теплоносителя в виде пара;

б) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

в) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или на ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) на ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

Указанные в п. 5 (1) цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с 01.01.2019 г.

Котельная № 500 ЖКС № 15 соответствует условиям, предусмотренным пп. в п. 5(1) Основ ценообразования № 1075 и, соответственно, с 01.01.2019 г. исключена из перечня котельных, производство тепловой энергии на которых подлежит государственному регулированию в части установления тарифов.

Таким образом, до 01.01.2019 г. тарифы на тепловую энергию в паре, поставляемую котельной № 500 ЖКС № 15 в адрес 48 ЦНИИ, подлежали государственному регулированию и были установлены решением правления РСТ Кировской области от 27.02.2018 № 6/3-тэ-2018. С 01.01.2019 г. указанные тарифы являются нерегулируемыми и устанавливаются хозяйствующим субъектом самостоятельно.

В рамках антимонопольного регулирования Кировское УФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги) в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений.

По результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке оказания услуг по отпуску тепловой энергии в паре от котельной № 500 ЖКС № 15 для 48 ЦНИИ доминирующее положение с долей 100% занимает ЖКС № 15 в границах присоединенных сетей котельной № 500.

Следовательно, на ЖКС № 15 распространяются запреты, установленные п.1. ч.1. ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

В соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции, монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Согласно ч. 4 ст. 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

В связи с тем, что хозяйствующие субъекты на рынке услуг по обеспечению потребителей тепловой энергией, теплоносителем занимают доминирующее положение с долей 100 % в границах расположения технологической инфраструктуры (своих сетей), находящиеся в состоянии конкуренции сопоставимые товарные рынки с товарным рынком услуг по отпуску тепловой энергии в паре в границах присоединенных сетей котельной № 500 ЖКС № 15 отсутствуют.

При выявлении в действиях ЖКС № 15 наличия / отсутствия признаков нарушения п. 1 ч. 1. ст. 10 Закона о защите конкуренции Кировским УФАС России использовался затратный метод (оценка обоснованности расходов, включенных в цену услуги, а также уровня доходов соответствующего хозяйствующего субъекта). Исходя из положений статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

В соответствии с представленными ЖКС № 15 документами, стоимость 1 Гкал тепловой энергии в паре, отпускаемой котельной № 500, составляла:

С 01.01.2019 г. по 30.06.2019 г. – 4375,5 руб./Гкал (стоимость тарифа соответствует стоимости, установленной решением РСТ Кировской области от 27.02.2018 № 6/3-тэ-2018);

С 01.07.2019 г. по 31.12.2019 г. – 4510,60 руб./Гкал (стоимость тарифа соответствует стоимости, установленной решением РСТ Кировской области от 27.02.2018 № 6/3-тэ-2018);

С 01.01.2020 г. по 30.06.2020 г. – 4510,60 руб./Гкал (стоимость тарифа соответствует стоимости, установленной решением РСТ Кировской области от 27.02.2018 № 6/3-тэ-2018);

С 01.07.2020 г. по 31.12.2020 г. – 5282,27 руб./Гкал;

С 01.01.2021 г. по 30.06.2021 г. – 5282,27 руб. /Гкал;

С 01.07.2021 г. по 31.12.2021 г. – 18751,13 руб./ Гкал.

Таким образом, стоимость 1 Гкал тепловой энергии в паре, отпускаемой котельной № 500, на второе полугодие 2021 года по сравнению с первым полугодием 2021 года выросла на 254,98%.

Кировское УФАС России исследовало обоснованность включаемых ЖКС № 15 в стоимость 1 Гкал тепловой энергии в паре на 2 полугодие 2021 года расходов по каждой статье затрат.

Сведения об объемах производства и полезном отпуске тепловой энергии по котельной № 500 ЖКС №15.

Согласно плановой калькуляции стоимости 1 Гкал тепловой энергии в паре на 2021 год, объем полезного отпуска тепловой энергии в паре на 1 полугодие 2021 года составил 436,295 Гкал, на 2 полугодие 2021 года – 491,352 Гкал.

Плановый полезный отпуск тепловой энергии в паре рассчитан ЖКС № 15 исходя из среднего значения полезного отпуска за 3 предыдущих года (объемы отпуска тепловой энергии за 2018-2020 годы определены в соответствии с решением Арбитражного суда Кировской области по делу А28-8722/2019, постановлением Арбитражного суда апелляционной инстанции по делу А28-17908/2019, решением Арбитражного суда Кировской области по делу № А28-8389/2021).

В калькуляцию стоимости отпущенной тепловой энергии по котельной № 500 ЖКС № 15 на 2021 год включены следующие статьи затрат:

Таблица 1.

Сведения о статьях расходов, включенных в калькуляцию стоимости 1 Гкал тепловой энергии в паре, отпускаемой котельной № 500, расположенной по адресу: г. Киров, Октябрьский пр-т, д. 119 (в тыс. руб.)

Наименование статьи затрат

Расчет на 2021 год

1 полугодие 2021 года

2 полугодие 2021 года

Изм.

2 полугодие / 1 полугодие 2021 года

Расходы на материалы (реагенты), в тыс. р

35,24

17,62

17,62

+0,00%

Расходы на эл. энергию

227,27

102,76

124,51

+21,17%

Расходы на покупную тепловую энергию

136,87

75,97

60,90

-19,83%

Расходы на топливо (газ)

902,75

413,11

489,64

+18,53%

Расходы на холодную воду

70,48

33,31

37,17

+11,59%

Оплата труда

2279,30

1122,81

1156,49

+3,00%

Отчисления на социальные нужды

688,35

339,09

349,26

+3,00%

Ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом

238,39

100,26

138,13

+37,78%

Расходы на водоотведение

56,68

26,78

29,90

+3,12%

Общехозяйственные и общепроизводственные расходы

1879,18

72,92

1806,25

+1477%

Выпадающий доход за 2019 год

3586,08

--

3586,08

--

Выпадающий доход за 2018 год

1417,46

--

1417,46

--

Необходимая валовая выручка

11518,03

2304,63

9213,41

+299,78%

Полезный отпуск (Гкал)

927,647

436,295

491,352

 

Тариф на 1 Гкал тепловой энергии

12416,40

5282,27

18751,13

+254,98%

 

1. Расходы на материалы (химические реагенты)

Расчет нормативной потребности в химических реагентах произведен ЖКС № 15 на основании технического описания «Котельные установки и тепловые сети» Минобороны СССР от 1988 (книга 5, часть 1, Таблица 30) с приложением выписки из Технического описания и товарной накладной на поступление соли технической марки А. Расходы на материалы являются документально подтвержденными.

 

2. Расходы на электрическую энергию.

Объем покупной электрической энергии рассчитан ЖКС № 15, исходя из среднего значения за 3 предшествующих года (2018, 2019, 2020 годы).

В обоснование объема покупной электрической энергии МУП ЖКС № 15 представлены в Кировское УФАС России справки по объемам потребленной электрической энергии в сфере теплоснабжения по котельной № 500 и копии актов приема-передачи электрической энергии, выставленных ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» ЖКС № 15.

Таким образом, расходы на электрическую энергию являются документально подтвержденными.

В соответствии с плановым расчетом затрат на электрическую энергию на 2 полугодие 2021 года объем потребленной электроэнергии составил 15,33 тыс. кВтч, а сумма затрат на электроэнергию – 124,51 тыс. руб.

При этом согласно копиям актов приема-передачи электрической энергии, выставленных ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» ЖКС № 15 за 2 полугодие 2021 года, плановые расходы на электрическую энергию превысили фактические расходы за 2 полугодие 2021 года на 14,86 тыс. руб. (фактический расход электрической энергии за 2 полугодие 2021 года составил  13,84 тыс. кВтч, а сумма затрат – 109,65 тыс. руб).

 

3. Расходы на покупную тепловую энергию.

Объем покупной тепловой энергии на тепловую энергию в горячей воде рассчитан ЖКС № 15, исходя из среднего значения за 3 предшествующих года (2018, 2019, 2020 годы) на 1 полугодие 2021 года – 46,21 Гкал, на 2 полугодие 2021 года – 35,8 Гкал.

Представлены расчеты объема расхода тепловой энергии за 2018-2021 годы копии расчетных ведомостей и счетов–фактур за теплоэнергию в горячей воде, выставленных Филиалом «Кировский ПАО «Т Плюс».

На 1 и 2 полугодие 2021 года тарифы на покупную тепловую энергию, учтенные ЖКС №15 в Калькуляции стоимости 1 Гкал тепловой энергии в паре, отпускаемой котельной № 500, соответствуют фактически действующим тарифам в «Кировский ПАО «Т Плюс» (1644,05 рублей за Гкал на 1 полугодие 2021 года и 1726,43 - на 2 полугодие 2021 года).

Расходы на покупную тепловую энергию являются документально подтвержденными.

 

4. Расходы на топливо.

Объем топлива (газ горючий природный) рассчитан ЖКС № 15, исходя из среднего значения за 3 предшествующих года (2018, 2019, 2020 годы).

При расчете договорной цены на газ природный горючий на 2021 год цена топлива принята ЖКС 15, исходя из средней цены топлива за 9 месяцев 2019 года, проиндексированной на 4%. Цена топлива на 2 полугодие 2021 года принята, исходя из плановой цены на 1 полугодие 2021 года, проиндексированной на 3%.

ЖКС № 15 представлены копии счетов-фактур и товарных накладных за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2021 г.

Согласно плановому расчету затрат объем потребленного газа на 2 полугодие 2021 года составил 85 тыс. м3, а сумма затрат на газ - 489,64 тыс. руб.

При этом согласно копиям счетов-фактур на покупку газа горючего природного от ООО «Газпром межрегионгаз Киров» плановые расходы на газ превысили фактические расходы за 2 полугодие 2021 года на 105,2 тыс. руб. (фактический расход газа за 2 полугодие 2021 года составил 66,2 тыс. м3, а сумма затрат – 384,42 тыс. руб).

 

5. Расходы на холодную воду (водоснабжение и водоотведение).

Расходы на холодную воду рассчитаны, исходя из среднего значения за 3 предшествующих года (2018-2020 годы), по фактическим показаниям приборов учета. ЖКС № 15 представлены копии актов снятий показаний приборов учета и сводные справки по расходам за 2018-2020 годы, а также 1 полугодие 2021 года, копия контракта № 42-5200 холодного водоснабжения и водоотведения с МУП «Водоканал» на 2021 год, копия контракта № 42-5200 холодного водоснабжения и водоотведения с МУП «Водоканал» на 2020 год, копия единого типового договора № 42-5200 холодного водоснабжения и водоотведения с АО «ККС» на 2019 год.

Тарифы на водоснабжение/водоотведение, учтенные ЖКС №15 в Калькуляции стоимости 1 Гкал тепловой энергии в паре, отпускаемой котельной № 500, соответствуют фактически действующим тарифам в МУП «Водоканал»:

- на 1 полугодие 2021 года - 24,27 руб. за куб.м (без НДС) – на водоснабжение, 18,64 руб. за куб.м (без НДС) – на водоотведение;

-  на 2 полугодие 2021 года – 25,30 руб. за куб.м (без НДС) – на водоснабжение, 19,45 руб. за куб.м (без НДС) – на водоотведение.

Расходы на холодную воду и водоотведение являются документально подтвержденными.

Вместе с тем согласно актам об оказании услуг на водоснабжение, водоотведение от МУП «Водоканал» плановые расходы на холодное водоснабжение на 2 полугодие 2021 года превышают фактические на 9,06 тыс. руб.

В целом за 2021 год плановые расходы на услуги холодного водоснабжения превысили фактические расходы на 14,7 тыс. руб.

 

6. Расходы на оплату труда.

По представленным ЖКС № 15 сведениям и документам (анализ начисленной заработной платы за 2020 год), при расчете договорной цены на 2021 год численность основного производственного персонала принята на уровне фактической среднесписочной численности за 2020 год, рассчитанной исходя из фактического рабочего времени, поделенного на фонд рабочего времени в 2020 году.

Средний размер заработной платы принят ЖКС № 15 в размере 23391,79 рублей на 1 полугодие и 24093,54 рублей на 2 полугодие на основании данных анализа фактической заработной платы за 2020 год без учета фонда оплаты труда начальника котельной с индексацией            на 2 полугодие 2021 года в размере 3%.

Численность основного персонала по котельной № 500 рассчитана в соответствии со сборником штатных перечней и штатных нормативов Министерства обороны РФ «Штатный норматив № 265-КЭУ эксплуатационного персонала, обслуживающего коммунальные сооружения (оборудование) военных городков Министерства обороны Российской Федерации (утв. 31.12.1997 г.), разработанный на основе межотраслевых нормативных материалов по труду.

Расходы на оплату труда подтверждены расчетами и первичными документами (анализом заработной платы, выгруженной из программы 1С) за 2020-2021 годы.

 

7. Ремонт основных средств.

При расчете стоимости 1 Гкал тепловой энергии расходы по статье «Ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом» учтены ЖКС № 15 в размере:

- на 1 полугодие 2021 года   - в сумме 100255,59 руб. (за январь 2021 года – 22,500 руб. без НДС – согласно приложению № 3 к заключенному контракту от 25.12.2020 № ТХ1812-2021, за март-июнь 2021 года – в сумме 77755,59 руб. без НДС, согласно приложению № 5 к заключенному контракту № 0632400001321000016-696-595 на оказание услуг по техническому обслуживанию и аварийно-диспетчерскому обеспечению газопроводов и сооружений на них, газового оборудования объектов теплового хозяйства с ООО «ГТИ»);

- на 2 полугодие 2021 года – в сумме 138133,42 без НДС согласно приложению № 5 к заключенному контракту № 0632400001321000016-696-595 на оказание услуг по техническому обслуживанию и аварийно-диспетчерскому обеспечению газопроводов и сооружений на них, газового оборудования объектов теплового хозяйства с ООО «ГТИ».

Расходы на ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом, являются документально подтвержденными.

 

8. Затраты по статье «Общехозяйственные и общепроизводственные расходы».

Из содержания письма ЖКС №15 от 20.12.2021 № 370/У/3/15/9325 следует, что расходы по статье «Общехозяйственные и общепроизводственные расходы» рассчитаны в соответствии с Учетной политикой Учреждения исходя из данных 2020 года:

92988927,90 руб. (общие расходы по оборотно-сальдовой ведомости (ОСВ) по счету 109.80 и ОВС по счету 109.70) * 1,96% (доля фонда оплаты труда основного производственного персонала без учета фонда оплаты труда начальника котельной к общему фонду ОПП по ЖКС №15 (согласно выписке из ОСВ 109.60 за 2020 год)=1824442,77 руб. с индексацией на 3% (итого – 1879176,05 руб.).

Вместе с тем общая сумма общехозяйственных и общепроизводственных расходов распределена неравномерно по полугодиям:

1) в 1 полугодии 2021 года – 72,92 тыс. руб;

2) во втором полугодии 2021 года – 1806,25 тыс. руб.

Таким образом, сумма общехозяйственных и общепроизводственных расходов во 2 полугодии 2021 года в 25 раз превосходит сумму общехозяйственных и общепроизводственных расходов, учитываемую ЖКС№ 15 в 1 полугодии 2021 года.

Данное распределение общей суммы общехозяйственных и общепроизводственных расходов по полугодиям значительно увеличивает суммы необходимой валовой выручки во втором полугодии 2021 года и является необоснованным.

9. Суммы выпадающего дохода за 2018 и 2019 год.

В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Согласно Основам ценообразования № 1075, в 2018 году тарифы на тепловую энергию в паре, отпускаемую котельной № 500 ЖКС № 15 для 48 ЦНИИ, подлежали государственному регулированию.

В соответствии с п. 9. Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) не учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов). Органы регулирования в соответствии с методическими указаниями исключают из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущий период регулирования экономически необоснованные доходы регулируемых организаций. При установлении подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения не учитываются прибыль и убытки организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, которые возникают в связи с производством и реализацией товаров, оказанием услуг в сфере теплоснабжения по ценам, определяемым соглашением сторон.

Согласно пунктам 11 и 12 Основ ценообразования № 1075, раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей учитываются регулируемой организацией отдельно от расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании.

Перенос суммы выпадающих доходов, образовавшихся в ЖКС № 15 при осуществлении регулируемого вида деятельности по отпуску тепловой энергии в паре за 2018 год, на нерегулируемый тариф по отпуску тепловой энергии в паре на 2 полугодие 2021 года противоречит принципу раздельного учета затрат по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности, закрепленному пунктами 9, 11, 12 Основ ценообразования № 1075.

Кроме того, как следует из письма РСТ Кировской области от 25.04.2022 № 575-66-01-02, размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонений фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические показатели. Необходимая валовая выручка, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, рассчитывается по формуле 26 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания).

Формула корректировки не содержит постатейного расчета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов. При определении фактической величины необходимой валовой выручки подконтрольные расходы не пересчитываются, а принимаются к учету, исходя из уровня базовых значений (формула 27 Методических указаний), с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекса изменения количества активов.

Пунктом 33 Методических указаний определено, что базовый уровень операционных расходов - один из долгосрочных параметров регулирования, который определяется перед началом долгосрочного периода регулирования, в течение такого времени не изменяется и устанавливается органом регулирования в соответствии с пунктом 37 Методических указаний.

Отпуск тепловой энергии в 2018 году осуществлялся ЖКС № 15 в соответствии с тарифами, установленными решением РСТ Кировской области от 27.02.2018 г. № 6/3-тэ-2018 на основании заключения экспертной группы региональной службы по тарифам Кировской области.

В соответствии с заключением экспертной группы региональной службы по тарифам Кировской области по установлению тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на 2018-2021 годы, величина необходимой валовой выручки ЖКС № 15 на 2018 год определена в размере 4974,1 тыс. руб., из них:

- 2583,9 тыс. руб. – операционные расходы;

- 699,4 тыс. руб. - неподконтрольные расходы;

- 1503,4 тыс. руб. – расходы на энергетические расходы;

- 187,4 тыс. руб. - расчетная предпринимательская прибыль.

При этом в состав операционных расходов включены:

- расходы на сырье и материалы – в размере 469,8 тыс. руб.;

- расходы на оплату труда - в размере 1719,8 тыс. руб.;

- расходы на оплату иных услуг и работ, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг - в сумме 394,4 тыс. руб.

Общехозяйственные и общеэксплуатационные расходы, относящиеся к операционным расходам, не были заявлены ЖКС № 15 при определении базового уровня операционных расходов для установления тарифа на тепловую энергию на долгосрочный период 2018 - 2021 годы.

Вместе с тем ЖКС № 15 в расчет выпадающих доходов за 2018 год включены статьи затрат на общехозяйственные и общеэксплуатационные расходы в сумме 1582,7 тыс. руб., которые не были заявлены при установлении тарифа на тепловую энергию потребителям ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на долгосрочный период 2018-2021 годы.

Включение затрат на общехозяйственные и общеэксплуатационные расходы в расчеты выпадающих доходов за 2018 год влечет за собой увеличение базового уровня операционных расходов, который, по условиям п. 33 Методических указаний, определяется перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение такого времени не изменяется.

В результате включения ЖКС № 15 сумм общехозяйственных и общеэксплаутационных расходов в расчет выпадающих доходов за 2018 год размер необходимой валовой выручки (НВВ) за 2018 год составил 5296,7 тыс. руб. и превысил размер НВВ, установленный решением РСТ Кировской области от 27.02.2018 г. № 6/3-тэ-2018., на 322,6 тыс. руб.

Вместе с тем размер необходимой валовой выручки, установленный РСТ Кировской области на 2018 год, ЖКС № 15 не оспаривался.

Заявленный в письме от 18.05.2022 № 370/У/3/15/3175 довод ЖКС № 15 о том, что рассчитать выпадающие доходы в соответствии с Методическими указаниями не представляется возможным в виду особенности поставки не коммунальной услуги технологического пара, является несостоятельным по следующим основаниям.

Пунктом 2 методических указаний предусмотрено, что настоящие указания предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - федеральный орган регулирования), органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования), органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (далее - регулируемые организации), для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В соответствии с п. 5(1) Основ ценообразования № 1075 цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, в отношении теплопотребляющих установок потребителей, потребляющих тепловую энергию с использованием теплоносителя в виде пара до 01.01.2019 г. подлежали государственному регулированию.

Указанные тарифы устанавливались органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с Методическими указаниями. Иного способа расчета тарифов на тепловую энергию с использованием теплоносителя в виде пара, подлежащих государственному регулированию, законодательством РФ не предусмотрено.

С учетом изложенного, расчет выпадающих доходов за 2018 год произведенный ЖКС № 15 и включенный в калькуляцию стоимости отпущенной тепловой энергии по котельной № 500 ЖКС № 15 на 2021 год, является некорректным и противоречащим условию пункта 33 Методических указаний.

Таким образом, включение выпадающих доходов за 2018 год в калькуляцию стоимости отпущенной тепловой энергии по котельной № 500 ЖКС № 15 на 2021 год:

во-первых, противоречит принципу раздельного учета затрат по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности, закрепленному пунктами 9, 11, 12 Основ ценообразования № 1075;

во-вторых, не соответствует требованиям Методических указаний.

С 01.01.2019 г. тарифы на тепловую энергию, отпускаемую котельной № 500 ЖКС № 15, были исключены из перечня тарифов, подлежащих государственному регулированию. Вместе с тем ЖКС № 15 при установлении тарифа на тепловую энергию на 2019 год использовало величину договорной цены, равной тарифу, установленному решением РСТ Кировской области от 27.02.2018 г. № 6/3-тэ-2018.

Размер необходимой валовой выручки, установленный РСТ Кировской области на 2019 год, ЖКС № 15 не оспаривался.

В соответствии с заключением экспертной группы региональной службы по тарифам Кировской области по установлению тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на 2018-2021 годы, величина необходимой валовой выручки ЖКС № 15 на 2019 год определена в размере 4994,3 тыс. руб. без НДС (5993,16 руб. с НДС), из них:

- 2659,6 тыс. руб. – операционные расходы;

- 718,8 тыс. руб. - неподконтрольные расходы;

- 1422,4 тыс. руб. – расходы на энергетические расходы;

- 193,5 тыс. руб. - расчетная предпринимательская прибыль.

При этом в состав операционных расходов включены:

- расходы на сырье и материалы – в размере 476,7 тыс. руб.;

- расходы на оплату труда - в размере 1782,6 тыс. руб.;

- расходы на оплату иных услуг и работ, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг - в сумме 400,2 тыс. руб.

В состав операционных расходов на 2019 год не были включены расходы на ремонт основных средств, расходы на общехозяйственные и общеэксплуатационные затраты.

Вместе с тем при расчете выпадающих доходов за 2019 год указанные расходы были включены ЖКС № 15 в необходимую валовую выручку, что привело к увеличению базового уровня операционных расходов на 3269,8 тыс. руб.

Таким образом, расчет выпадающих доходов на 2019 год в Калькуляции стоимости 1 Гкал тепловой энергии в паре произведен ЖКС № 15 в разрез с Методическими указаниями.

Кроме того, в соответствии с письмом 48 ЦНИИ от 07.09.2022 № 2360, отношения между ЖКС № 15 и 48 ЦНИИ по поставке и оплате тепловой энергии в 2019 году регламентированы условиями государственного контракта на теплоснабжение № 03-04-43-01-51 от 08.08.2019 и решениями судебных органов Кировской области по делу А28-17908/2019. За тепловую энергию, потребленную в 2019 году, Центр перечислил 5132,4 тыс. руб. с НДС. (4277 тыс. руб. без НДС).  Таким образом, разница между размером необходимой валовой выручки, установленной решением РСТ Кировской области от 27.02.2018 г. № 6/3-тэ-2018, и суммой оплаты за тепловую энергию составила 717,3 тыс. руб. (без НДС).

Вместе с тем в калькуляцию стоимости 1 Гкал тепловой энергии в паре на 2 полугодие 2021 года заложена сумма выпадающих доходов за 2019 год в размере 3586,08 тыс. рублей, превышающем разницу между необходимой валовой выручкой, установленный в заключении экспертной группы региональной службы по тарифам Кировской области по установлению тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на 2018 – 2021 годы, и суммой фактических выплат 48 ЦНИИ за 2019 год.

С учетом необоснованного включения сумм выпадающих доходов за 2018 год в Калькуляцию стоимости 1 Гкал тепловой энергии в паре на 2 полугодие 2021 года и некорректного расчета выпадающих доходов за 2019 год плановая себестоимость 1 Гкал тепловой энергии является завышенной.

Включение в стоимость 1 Гкал отпущенной тепловой энергии необоснованно включенных и экономически не обоснованных сумм выпадающих доходов за 2018 год  и 2019 год свидетельствует о превышении суммы необходимых для оказания услуги по отпуску тепловой энергии расходов и прибыли, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, размер тарифа на тепловую энергию в паре на 2 полугодие 2021 года, установленный ЖКС № 15 для 48 ЦНИИ, превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

Письмом от 29.09.2022 № 370/У/3/15 ЖКС № 15 представлены возражения на заключение об обстоятельствах дела.

 1. Довод ЖКС № 15 о том, что служба не занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по отпуску тепловой энергии в паре от котельной № 500 для 48 ЦНИИ в границах присоединенных сетей котельной № 500, отклоняется по следующим основаниям.

Кировским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по отпуску тепловой энергии в границах присоединенных сетей котельной № 500 ЖКС № 15 для 48 ЦНИИ за 2020 год, 1 полугодие 2021 года, 2021 год (аналитические отчеты имеются в материалах дела). По результатам проведенного Кировским УФАС России анализа, ЖКС № 15 занимает доминирующее положение с долей 100% на товарном рынке услуг по отпуску тепловой энергии в паре от котельной № 500 для 48 ЦНИИ в границах присоединенных сетей котельной № 500.

Из письма 48 ЦНИИ от 23.06.2021 г. № 2019 следует, что котельная № 500 ЖКС № 15 является единственным источником обеспечения технологическим паром объектов НИЦ (войсковая часть 23527, г. Киров) 48 ЦНИИ Минобороны России. Другим образом подачу пара для нужд Центра организовать невозможно.

Кроме того, на заседании Комиссии 05.10.2022 г. представители 48 ЦНИИ пояснили, что объемы пара, вырабатываемые имеющимися в 48 ЦНИИ парогенераторами, не полностью обеспечивают нужды НИЦ (войсковая часть 23527, г. Киров) 48 ЦНИИ Минобороны России, в связи с чем отказаться от услуг котельной № 500 для 48 ЦНИИ не представляется возможным.

2. Правовая оценка плановой калькуляции стоимости 1 Гкал тепловой энергии в паре, отпускаемой котельной № 500, расположенной по адресу: Кировская область, г. Киров, Октябрьский пр-т, д. 119, на 2 полугодие 2021 года отражена в тексте решения.

3. Довод ЖКС № 15 о том, что Кировским УФАС России не учтен факт   снижения фактического объема потребления 48 ЦНИИ тепловой энергии в паре за 2021 год, отклоняется Кировским УФАС России по следующим основаниям.

В рамках рассмотрения дела Кировским УФАС России анализировался вопрос об обоснованности установления ЖКС № 15 плановой стоимости 1 Гкал тепловой энергии в паре, отпускаемой котельной № 500 для нужд 48 ЦНИИ, на 2 полугодие 2021 года.

В соответствии с п. 7 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

С учетом изложенного, обоснованность планового установлении тарифа на 1 Гкал тепловой энергии в паре определяется исходя из размера необходимой плановой валовой выручки и расчетного (планового) объема полезного отпуска.

Фактические показатели объема полезного отпуска тепловой энергии в паре за 2021 год на момент установления тарифа на 1 Гкал тепловой энергии в паре ЖКС № 15 на 2021 год не могли быть известны.

Как следует из текста решения, плановый полезный отпуск тепловой энергии в паре рассчитан ЖКС № 15 исходя из среднего значения полезного отпуска за 3 предыдущих года (объемы отпуска тепловой энергии за 2018-2020 годы определены в соответствии с решением Арбитражного суда Кировской области по делу А28-8722/2019, постановлением Арбитражного суда апелляционной инстанции по делу А28-17908/2019, решением Арбитражного суда Кировской области по делу № А28-8389/2021).

От величины устанавливаемого тарифа зависит в том числе и фактический объем потребленной тепловой энергии.

4. Довод ЖКС № 15 о том, что Кировское УФАС России не установило фактических обстоятельств, свидетельствующих о навязывании Учреждением невыгодных 48 ЦНИИ условий договора, отклоняется Кировским УФАС России по следующим основаниям.

Запрет на навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, предусмотрен ч. 3 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Настоящее дело рассматривается в отношении ЖКС № 15 по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а именно по вопросу установления монопольно высокой цены товара занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом.

Частью 1. ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Из писем 48 ЦНИИ от 04.06.2021 № 1798 и от 23.06.2021 № 2019 следует, что в соответствии с Уставом основной целью деятельности Центра является осуществление научной и научно-технической деятельности в интересах Министерства обороны. Центр также осуществляет приносящую доход деятельность в сфере научных исследований и разработок. Центр вынуждают заключать договор на поставку пара по повышенным ценам.

При осуществлении основной и приносящей доход деятельности стоимость ресурса влияет на конечную стоимость выпускаемой Центром продукции медицинского назначения, т.к. расходы на тепловую энергию (пар), поставляемую ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, включены в стоимость продукции по приносящим Центру доход видам деятельности. Кроме того, требуются дополнительные затраты бюджетных денежных средств для выполнения государственного задания.

Исходя из вышеизложенного, действия ЖКС № 15 по установлении монопольно высокой стоимости 1 Гкал тепловой энергии в паре для 48 ЦНИИ, могут привести к ущемлению прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности в условиях товарного рынка.

Полученные в ходе рассмотрения настоящего дела документы и материалы являются достаточными для принятия решения Комиссией Кировского УФАС России.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия квалифицировала действия ЖКС № 15, выразившиеся в установлении монопольно высокой стоимости 1 Гкал тепловой энергии в паре, отпускаемой котельной № 500, расположенной по адресу: Кировская область, г. Киров, Октябрьский пр-т, д. 119, на 2 полугодие 2021 года, для 48 ЦНИИ, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которое привело (могло привести) к ущемлению интересов другого лица (хозяйствующего субъекта) в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, предусмотренные частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона (за исключением действий (бездействия), указанных в пунктах 1 (за исключением случаев установления или поддержания цены товара, являющегося результатом инновационной деятельности), 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона), соглашения и согласованные действия, предусмотренные частями 2-4 статьи 11, статьей 11.1 настоящего Федерального закона, сделки, иные действия, предусмотренные статьями 27 - 29 настоящего Федерального закона, могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:

совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Указанные действия ЖКС № 15 по установлению стоимости 1 Гкал тепловой энергии в паре, отпускаемой котельной № 500, расположенной по адресу: Кировская область, г. Киров, Октябрьский пр-т, д. 119, на 2 полугодие 2021 года, для 48 ЦНИИ не могут быть признаны допустимыми в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции, поскольку результатом таких действий не являются (не могут являться) последствия, указанные в ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции.

Учитывая, что на момент вынесения решения нарушение не устранено, Комиссия считает необходимым выдать Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» по Центральному военному округу Жилищно-коммунальной службы № 15 (г. Сарапул) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889, 105005, Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б) факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой стоимости 1 Гкал тепловой энергии в паре, отпускаемой котельной № 500, расположенной по адресу: Кировская область, г. Киров, Октябрьский пр-т, д. 119, на 2 полугодие 2021 года, для 48 ЦНИИ.

2. Выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения административного производства, предусмотренного частью 1 статьи  14.31 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение одного месяца со дня его принятия.

Датой принятия Решения является дата его изготовления в полном объеме.  

Связанные организации

Связанные организации не указаны