Решение б/н 1. Признать в действиях МКУ «ДЭС» города Кирово-Чепецка и ИП... от 30 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 043/01/16-193/2022

 

                                                                                                                                         г. Киров

Резолютивная часть объявлена 17.01.2023 г.

Изготовлено в полном объеме 30.01.2023г.   

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:                                                                                      

<…> – заместителя руководителя Кировского УФАС России – начальника отдела контроля закупок,

Членов комиссии:

<…> – начальника отдела контроля органов власти Кировского УФАС России,

<…> – специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти Кировского УФАС России,

в присутствие:

Врио директора МКУ «ДЭС» города Кирова-Чепецка – <…>;

представителя ООО «Печальный магазин» - <…> по доверенности от 09.01.2023,

в отсутствие:

представителя ИП <…>.,

Рассмотрев дело № 043/01/16-193/2021 по признакам нарушения администрацией города Кирово-Чепецка и МКУ «ДЭС» города Кирово-Чепецка ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в действиях по созданию условий, позволяющих индивидуальному предпринимателю <…> в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения услуг на товарном рынке предоставления ритуальных услуг, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                        У С Т А Н О В И Л А:

 

В Кировское УФАС России поступила жалоба ООО «Печальный магазин» на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях МКУ «ДЭС» города Кирово-Чепецка (далее – МКУ «ДЭС») по созданию условий, позволяющих индивидуальному предпринимателю <…> в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения услуг на товарном рынке предоставления ритуальных услуг по копке (закопке) могил.

По результатам рассмотрения жалобы обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые выразились в следующем.

МКУ «ДЭС» определено специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Город Кирово - Чепецк» Кировской области.

Между МКУ «ДЭС» и <…> заключен договор безвозмездного пользования частью нежилого помещения площадью 17 кв.м., расположенного по адресу: Кирово – Чепецкий район, Чепецкое сельское поселение, здание 3 (кадастровый номер № 43:12:440147:580) кладбище «Каркино» для осуществления приема обращений заявителей специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Город Кирово - Чепецк» Кировской области.

В занимаемом МКУ «ДЭС» помещении сотрудник учреждения осуществляет функции по регистрации захоронений и выдаче разрешений на захоронение.

Учитывая, что рынок ритуальных услуг является конкурентным, действия по размещению в помещении хозяйствующего субъекта, оказывающего ритуальные услуги, в том числе, копка (закопка) могил, специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Город Кирово - Чепецк» Кировской области, создают преимущественные условия деятельности ИП <…> и содержат признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Приказом руководителя Кировского УФАС России от 15.03.2022 года № 12/1 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело №043/01/16-193/2022 по признакам нарушения МКУ «ДЭС» города Кирово – Чепецка Кировской области (613040, Кировская область, г. Кирово – Чепецк, ул. Строителей, д. 2) и индивидуальным предпринимателем <…> (613040, г. Кирово – Чепецк, ул. Луначарского, 12 – 32) ст. 16 Закона о защите конкуренции.

Дело № 043/01/16-193/2022 определением от 15.03.2022 г. назначено к рассмотрению на 20.04.2022 г.

 Руководителем Кировского УФАС России издан Приказ «О проведении внеплановой выездной проверки» от 17.03.2022 № 13 в отношении МКУ «ДЭС» города Кирово – Чепецка Кировской области (ИНН 4312147630, 613040, Кировская область, г. Кирово – Чепецк, ул. Строительная, д. 2, Кирово – Чепецкий район, Чепецкое с.п., зд. 3).

В ходе проверки истребованы необходимые документы и проведен осмотр помещения, занимаемого МКУ «ДЭС» города Кирово – Чепецка, расположенного на территории муниципального кладбища «Каркино» г. Кирово – Чепецк.

Определением об отложении рассмотрения дела от 20.04.2022 рассмотрение дела № 043/01/16-193/2022 отложено на 26.05.2022.

16.05.2022 ИП <…> в адрес Кировского УФАС России направлено ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с невозможностью явки представителя на заседание комиссии.

Определением от 27.05.2022 г. рассмотрение дела №043/01/16-193/2022 отложено на 11.07.2022 г.

11.07.2022 на заседании Комиссии представитель Заявителя доводы, изложенные в обращении, поддержал. Считает, что в согласованных действиях ответчиков имеются признаки антиконкурентного соглашения, которое приводит к ограничению соперничества хозяйствующих субъектов на рынке ритуальных услуг на территории муниципального образования «Город Кирово - Чепецк» Кировской области.

Представитель  МКУ «ДЭС» пояснил, что постановлением администрации города от 09.02.2010 № 202 «О реализации Федерального закона «О погребении и похоронном деле» на территории муниципального образования «Город Кирово - Чепецк» Кировской области» МКУ «ДЭС» определено специализированной службой по вопросам похоронного дела, которая предоставляет услуги согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному Федеральным законом от 12.01.1996 № 8- ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении), оформляет заказы на захоронение (подзахоронение) на основании заявления о выдаче разрешения на захоронение (подзахоронение), ведет учет (регистрацию) захоронений. Между МКУ «ДЭС» и <…> заключен договор безвозмездного пользования помещением (кадастровый номер 43:12:440147:580) на территории общественного кладбища «Каркино», принадлежащим на праве собственности <…>, в котором сотрудник учреждения осуществляет функции по регистрации захоронений и выдаче разрешений на захоронение. Работы (услуги) на кладбище «Каркино» выполняются на конкурентной основе на основании обращений граждан, поэтому действия МКУ «ДЭС» не могли и не могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Представитель <…> на заседании комиссии пояснил, что доводы заявителя, изложенные в жалобе, являются не состоятельными.

По мнению ответчика, на территории муниципального образования «Город Кирово - Чепецк» Кировской области хозяйствующим субъектам предоставлены равные возможности для оказания ритуальных услуг, в том числе, в части осуществления копки могил. Данный факт подтверждается выпиской из книги регистрации захоронений за период с 21.03.2022 по 23.03.2022 г. Должностное лицо МКУ «ДЭС» не состоит в трудовых правоотношениях с ИП <…>., а выполняет функции по трудовому договору № 52 от 10.10.2018 с МКУ «ДЭС».

Определением от 11 июля 2022 заседание комиссии отложено на 24.08.2022  ввиду необходимости получения дополнительных документов и сведений у лиц, участвующих в деле.

На заседании Комиссии 24.08.2022 стороны поддержал изложенные ранее доводы по существу дела.

Определением об отложении рассмотрения дела от 24.08.2022 рассмотрение дела № 043/01/16-193/2022 отложено на 27 сентября 2022.

27.09.2022, ввиду отсутствия подтверждения надлежащего извещения заявителя, рассмотрение дела № 043/01/16-193/2022 отложено на 11.11.2022.

11.11.2022 на заседании Комиссии представитель МКУ «ДЭС» устно пояснил, что в действиях МКУ «ДЭС» и ИП <…> имеется факт заключения антиконкурентного соглашения. Просил отложить рассмотрение дела с целью подготовки письменной позиции по делу.

Определением от 11.11.2022 рассмотрение дела № 043/01/16-193/2022 отложено на 08.12.2022.

На заседании комиссии 08.12.2022 года представитель МКУ «ДЭС» представил письменные пояснения, из которых следует, что муниципальное учреждение признает факт заключения антиконкурентного соглашения между учреждением и ИП <…>, направленного на создание препятствий для оказания ритуальной услуги по копке (закопке) могилы иным хозяйствующим субъектам.

Представитель ООО «Печальный магазин» представил выписку из журнала регистрации заключения договоров оказания услуг, а также пояснения, в соответствии с которыми у Заявителя в 2021 г. существенно снизился объем оказанных услуг (копка, закопка могил) по сравнению с предыдущим периодом (2020 – 42 договора, 2021 – 12 договоров).

Определением от 08.12.2022 рассмотрение дела № 043/01/16-193/2022 отложено на 20.12.2022.

В соответствии с ч. 1 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В связи с необходимостью подготовки заключения об обстоятельствах дела рассмотрение дела № 043/01/16-193/2022 отложено на 17 января 2023 года.

Копии заключения об обстоятельствах дела № 043/01/16-193/2022 направлены лицам, участвующим в деле.

В соответствии с ч. 5 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

ИП <…>., надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, на заседание комиссии явку представителей не обеспечил, письменные пояснения и ходатайства не направил.

Представители МКУ «ДЭС» и ООО «Печальный магазин» поддержали ранее изложенные доводы.

Ознакомившись с материалами дела, Комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу о достаточности доказательств для вынесения решения по делу № 043/01/16-193/2021.

Заслушав пояснения сторон, рассмотрев имеющиеся материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам:

В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Частью 1 статьи 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Город Кирово - Чепецк» Кировской области утвержден постановлением администрации МО «Город Кирово - Чепецк» Кировской области от 09.02.2010 № 202.

МКУ «ДЭС» города Кирово – Чепецка определено специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Город Кирово – Чепецк» Кировской области.

В соответствии с Уставом МКУ «ДЭС» города Кирово – Чепецка является некоммерческой организацией, созданной в целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации для реализации полномочий органов местного самоуправления муниципального образования «Город Кирово - Чепецк» Кировской области.

Согласно имеющимся материалам объект недвижимости, расположенный на территории кладбища «Каркино» по адресу: Кировская область, Кирово – Чепецкий район, Чепецкое сельское поселение, здание 3 (кадастровый номер № 43:12:440147:580), на праве собственности принадлежит <…> (договор купли – продажи № 3 от 11.09.2017).

10.10.2018 между МКУ «ДЭС» и <…> заключен договор безвозмездного пользования от 10.10.2018 года части нежилого помещения площадью 17 кв. м., расположенного по адресу: Кирово – Чепецкий район, Чепецкое с. п., зд. 3 (кадастровый номер № 43:12:440147:580, кладбище «Каркино»), для осуществления приема обращений заявителей специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Город Кирово – Чепецк» Кировской области (далее – Договор безвозмездного пользования от 10.10.2018 г.)

В занимаемом МКУ «ДЭС» помещении сотрудник учреждения осуществляет функции по регистрации захоронений и выдаче разрешений на захоронение.

Согласно представленным документам, <…> является сотрудником МКУ «ДЭС» на основании трудового договора № 52 от 10 октября 2018 года и в трудовых отношениях с ИП <…> не состоит.

Согласно выписке из ЕГРИП <…> является индивидуальным предпринимателем (ОГРНИП 312784729200572), осуществляющим следующие виды деятельности: торговля розничная сувенирами, изделиями народных художественных промыслов; резка, обработка и отделка камня для памятников; ковка, прессование, штамповка и профилирование, изготовление изделий методом порошковой металлургии; торговля розничная предметами культового и религиозного назначения, похоронными принадлежностями в специализированных магазинах; организация похорон и представление связанных с ним услуг.

Кроме того, согласно выписке из ЕГРЮЛ, <…> является директором и одним из участников ООО «Кирово – Чепецкая ритуальная компания», основным видом деятельности которого является организация похорон и представление связанных с ними услуг.

Анализ имеющихся материалов дела позволяет прийти к выводу о том, что расположение в помещении хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по оказанию ритуальных услуг, специалиста МКУ «ДЭС», выдающего разрешение на захоронение (регистрация захоронения), создало преимущественные условия деятельности ИП <…>, поскольку выдача разрешения на захоронение в его помещении позволяет данному индивидуальному предпринимателю предлагать свои услуги, в том числе, копку (закопку) могил и, как следствие, оказывать больший объем ритуальных услуг, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, действующими на том же товарном рынке, не имеющими в своих помещениях специалистов МКУ «ДЭС», выдающих разрешение на захоронение.

Соглашение, достигнутое между МКУ «ДЭС» города Кирово-Чепецка и ИП <…>, способствует созданию условий, позволяющих ИП <…> в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения услуг на товарном рынке предоставления ритуальных услуг.

Указанное обстоятельство, в частности, подтверждается документами, представленными Заявителем (журнал регистрации заключения договоров оказания услуг, пояснения), в соответствии с которыми у Заявителя в 2021 г. существенно снизился объем оказанных услуг (копка, закопка могил) по сравнению с предыдущим периодом (2020 – 42 договора, 2021 – 12 договоров).

Таким образом, по мнению Кировского УФАС России количество оказанных услуг по копке (закопке) могил напрямую зависело от факта расположения специалиста МКУ «ДЭС», выдающего разрешение на захоронение, в помещении, принадлежащем хозяйствующему субъекту, в котором оформлялись заказы на оказание ритуальных услуг.

Кроме того, согласно имеющемуся в материалах дела письму врио директора МКУ «ДЭС» (б/н, б/д) во время отсутствия должностного лица МКУ «ДЭС» <…>, документальное оформление выделения участков для захоронения и регистрацию самих захоронений на территории общественных кладбищ осуществлял сотрудник ИП <…> Также, согласно объяснениям <…> в период осуществления деятельности в МКУ «ДЭС», в 2021 году она заключила договор на оказание услуг от имени ИП <…>.

В соответствии с абзацем 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Установленный указанной нормой законодательства о защите конкуренции запрет преследует цель предотвращения негативного влияния организаций, осуществляющих функции органа власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия, в том числе путем соглашения с хозяйствующим субъектом.

Под соглашением Закон о защите конкуренции понимает договоренность в письменной форме, содержащуюся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией следует понимать соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкуренция призвана обеспечивать стабильное развитие экономических отношений в Российской Федерации, высокое качество реализуемых товаров, оказываемых услуг, повышение эффективности деятельности участников товарного рынка.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаком ограничения конкуренции является создание возможности для хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

В данном случае материалами дела подтверждено существенное снижение объема оказываемых услуг (копка, закопка могил) у хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке ритуальных услуг.

На основании вышеизложенного, Комиссия Кировского УФАС России в действиях МКУ «ДЭС» города Кирово-Чепецка и ИП <…>. усматривает факт нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции в связи с заключением антиконкурентного соглашения, выразившегося в расположении в помещении хозяйствующего субъекта, оказывающего ритуальные услуги, специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области на основании Договора безвозмездного пользования от 10.10.2018, что создает преимущественные условия деятельности ИП <…>. на рынке ритуальных услуг.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте администрации города Кирово-Чепецка с 15 декабря 2022 г. сотрудник МКУ «ДЭС» по ритуальным вопросам находится по адресу: г. Кирово-Чепецк, ул. Первомайская д. 10, в здании администрации города, что свидетельствует об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4, 16, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кировского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

            1.         Признать в действиях МКУ «ДЭС» города Кирово-Чепецка и ИП <…> факт нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции в связи с заключением антиконкурентного соглашения, выразившегося в размещении в помещении хозяйствующего субъекта, оказывающего ритуальные услуги, сотрудника МКУ «ДЭС» г. Кирово-Чепецка на основании Договора безвозмездного пользования от 10.10.2018, что создает преимущественные условия деятельности ИП <…> на рынке ритуальных услуг.

            2.         Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

 

 

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                    <…>

 

Члены комиссии:                                                                                                   <…>

 

             <…>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны