Решение б/н 1. Признать ненадлежащей звуковую рекламу: «Товары недели в ... от 25 мая 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И Е:
по делу № 043/05/19-166/2022
Резолютивная часть решения оглашена 12 мая 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 25 мая 2022 года г. Киров
Комиссия Кировского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
председателя Комиссии <…>,
членов комиссии: <…>; <…>,
рассмотрев материалы дела № 043/05/19-166/2022, возбужденного в отношении акционерного общества «Тандер»,
в присутствии:
- представителя акционерного общества «Тандер» (далее – АО «Тандер») <…> (посредством системы видео-конференц-связи),
У С Т А Н О В И Л А:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило обращение физического лица <…> по поводу размещения звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования на внешней стене здания по адресу: г. Киров, ул. <…>, <…>, нарушающей, по мнению заявителя, часть 3.2 статьи 19 Федерального закона от 12.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»).
Кировским УФАС России было установлено, что на внешней стене здания у входа в магазин «Магнит Косметик» по адресу: г. Киров, ул. <…>, д. <…>, размещено звукотехническое оборудование, посредством которого воспроизводится звуковая реклама следующего содержания: «Товары недели в Магнит Косметик. Со 2 по 18 февраля средство для стирки «Persil» со скидкой до 62 %, подробности акции уточняйте у продавцов консультантов и на сайте magnitcosmetik.ru» (акт фиксации от 07.02.2022 г.).
Согласно акту фиксации от 07.02.2022 хозяйственную деятельность в магазине «Магнит Косметик» осуществляет АО «Тандер».
Исходя из информации, представленной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кировской области выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что помещения, расположенные по адресу: г. Киров, ул. <…>, <…>, принадлежат на праве собственности физическому лицу; помещения в указанном здании переданы в аренду АО «Тандер» и физическому лицу.
Определением от 09.03.2022 было возбуждено дело в отношении АО «Тандер» по признакам нарушения ч. 3.2 ст. 19 Федерального закона «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 06.04.2022 г.
Письмом <…> АО «Тандер» представило запрошенные документы и сведения, из которых следует, что доступная для воспроизведения в торговых объектах сети звуковая реклама предназначена для трансляции только внутри торговых объектов; одновременное воспроизведение спорной рекламы внутри торгового объекта и через внешнее оборудование стало результатом невнимательности ответственного за данное направление сотрудника - <…>, в должностные обязанности которого, в частности, входит контроль рекламы проводимых в «Магнит Косметик» акций. АО «Тандер» было заявлено ходатайство о замене лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на сотрудника магазина «Магнит» <…>.
Данное ходатайство Комиссией Кировского УФАС было отклонено, поскольку <…> является сотрудником АО «Тандер» (<…>), т.е. сотрудником лица, в отношении которого возбуждено дело по признакам нарушения рекламного законодательства.
Определением от 06.04.2022 г. рассмотрение дела было отложено на 12.05.2022 г. в связи с необходимостью получения от АО «Тандер» дополнительных документов и сведений.
Письмом <…> АО «Тандер» представило запрошенные документы и сведения.
На заседание Комиссии, состоявшемся 12.05.2022 г., АО «Тандер», уведомленное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 043/05/19-166/2022, направило представителя <…>, который поддержал представленную ранее в письменных пояснениях позицию.
Комиссия Кировского УФАС России, заслушав пояснения представителя АО «Тандер» и исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.
Установлено, что посредством звукотехнического оборудования, расположенного на внешней стене здания по адресу: г. Киров, ул. <…>, д. <…>, распространялась информация следующего содержания: «Товары недели в Магнит Косметик. Со 2 по 18 февраля средство для стирки «Persil» со скидкой до 62 %, подробности акции уточняйте у продавцов консультантов и на сайте magnitcosmetik.ru» (акт фиксации от 07.02.2022 г.). Вышеуказанное обстоятельство подтверждается видеозаписью, приложенной к вышеуказанному акту фиксации рекламы.
В соответствии с положениями, установленными пунктом 1 статьи 3 Федерального закона, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация: «Товары недели в Магнит Косметик. Со 2 по 18 февраля средство для стирки «Persil» со скидкой до 62 %, подробности акции уточняйте у продавцов консультантов и на сайте magnitcosmetik.ru» обладает всеми юридически значимыми признаками рекламы, а именно:
- распространена с использованием звукотехнического оборудования;
- адресована неопределенному кругу лиц (пешеходам, пассажирам общественного транспорта, водителям автотранспортных средств, посетителям магазина «Магнит Косметик»), поскольку распространяется в непосредственной близости от пешеходной и проезжей частей дороги;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: магазину «Магнит Косметик» и реализуемым в нем товарам с целью продвижения объекта рекламирования на рынке.
Таким образом, Комиссией установлено, что рассматриваемая информация является рекламой и на такую информацию, а также на порядок ее размещения распространяются требования Федерального закона «О рекламе».
На основании части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, не допускается
Поскольку спорная звуковая реклама распространена с использованием звукотехнического оборудования, установленного на внешней стене здания по адресу: г. Киров, ул. <…>, д. <…>, следует, что распространение данной рекламы осуществлялось с нарушением части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».
ФАС России в письме от 02.11.2021 № КТ/93622/21 «О распространении звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования» разъяснила следующее.
«Принятие Федерального закона от 26.05.2021 № 150-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и его последующее вступление в силу направлены на защиту интересов граждан в целях снижения на них нежелательной информационной нагрузки в виде звуковой рекламы в общественных местах.
Таким образом, с 25.08.2021 запрещается распространение звуковой рекламы, которая распространяется с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах любых зданий, строений, сооружений, в том числе не являющихся многоквартирными жилыми домами, и вне зависимости от того, на каком расстоянии от многоквартирных жилых домов расположено такое звукотехническое оборудование.
Как следствие, с 25.08.2021 распространение звуковой рекламы, которая распространяется с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах любых зданий, строений, сооружений не допускается вне зависимости от заключенных гражданских-правовых договоров на распространение рекламы, а также вне зависимости от уровня громкости такой рекламы».
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.
На основании пункта 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно акту фиксации от 07.02.2022 хозяйственную деятельность в магазине «Магнит Косметик» осуществляет АО «Тандер», помещение принадлежит обществу на основании договора аренды недвижимого имущества <…>, заключенного с <…>.
Письмом <…> АО «Тандер» пояснило, что поставка партии звукотехнического оборудования была осуществлена 12.11.2021 ЗАО «Технократ» в рамках договора поставки <…> на распределительный центр, принадлежащий АО «Тандер», что подтверждается товарной накладной <…>. В дальнейшем, посредством межскладского перемещения, оборудование в необходимом количестве было доставлено собственным транспортом АО «Тандер» в торговый объект по адресу: г. Киров, ул. <…>, д. <…>. Монтаж оборудования был осуществлен персоналом АО «Тандер» самостоятельно.
Таким образом, исходя из представленных в материалы дела документов и пояснений АО «Тандер», следует, что рекламораспространителем спорной рекламы является АО «Тандер».
Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила рассмотрения дел).
Согласно пункту 49 Правил рассмотрения дел при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В связи с тем, что АО «Тандер представило в материалы дела документальное подтверждение прекращения распространения звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, размещенного на внешней стене здания, расположенного по адресу: г. Киров, ул. <…>, д. <…>, Комиссией Кировского УФАС России принято решение предписание АО «Тандер» о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Тандер» и его должностного лица.
Руководствуясь статьями 3, 19, 33 и 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 – 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей звуковую рекламу: «Товары недели в Магнит Косметик. Со 2 по 18 февраля средство для стирки «Persil» со скидкой до 62 %, подробности акции уточняйте у продавцов консультантов и на сайте magnitcosmetik.ru», распространенную посредством звукотехнического оборудования, расположенного на внешней стене здания по адресу: г. Киров, ул. <…>, д. <…>, поскольку она противоречит требованиям ч. 3.2. ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе АО «Тандер» не выдавать в связи с добровольным прекращением нарушения.
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Тандер» и его должностного лица.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.