Решение б/н Решение по делу № 07/02-11 о нарушении ОАО «Кировская теплос... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

Управление по Кировской области
г. Киров обл., 610019, К.Либкнехта, 69, тел. 64-94-25.
 
 
 «14» июня   2011 г.                                                                                            Дело № 07/02-11                                                        
Резолютивная часть решения объявлена 14.06.2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 24.06.2011 г.
 
 
РЕШЕНИЕ
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
 
Председателя комиссии:
<...> – заместителя руководителя управления, начальника отдела товарных рынков и естественных монополий;
Членов комиссии:
<...> – ведущего специалиста – эксперта;
<...> – специалиста 1 разряда.
Секретаря:
<...> – специалиста 3 разряда.
 
 В присутствии представителей:
 заявителя – ;
 ответчика –
 
 
рассмотрев дело № 07/02-11 о нарушении ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» (610044, г. Киров, ул. Ломоносова 2 а) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление от Управления образования администрации г. Кирова на действия               ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» (ОАО «КТК»), выразившиеся в навязывании включения в технические условия на установку приборов учета тепловой энергии требования об установке устройства для передачи собранной информации на ПК (удаленный доступ) энергоснабжающему предприятию.
 По признакам нарушения действия ОАО «Кировская теплоснабжающая компания»            п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было возбуждено дело № 07/02-11.
 
На заседании Комиссии, назначенном на 18 мая 2011 г., представитель заявителя сообщил, что в выдаваемых ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» технических условиях на установку теплосчетчиков подведомственным Управлению образования учреждениям, содержится невыгодное для абонентов условие об установке модемов для передачи данных теплоснабжающей компании. При установке технических средств передачи данных у абонента возникают дополнительные затраты, связанные со стоимостью приобретения и монтажа GSM– модемов. Стоимость установки такого модема на один прибор учета составляет примерно 8 тысяч рублей и должна оплачиваться абонентами. Также потребуются ежемесячные затраты на оплату услуг по передаче данных GSM– операторов. В бюджете на 2011 г. не предусмотрены расходы, связанные с приобретением и установкой модемов. Управление образования письмом от 23.03.2011 г. в адрес ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» просило исключить требование об установке средств удаленного доступа из технических условий и не считать его выполнение обязательным условием при допуске узлов учета теплоэнергии к эксплуатации. В ответ на указанное письмо ОАО «КТК» сообщило, что не исполнение требований технических условий на организацию узлов учета тепловой энергии, в части предоставления информации в единый центр сбора данных, не лишает права заявителя на обращение в ОАО «КТК» за получением акта допуска узла учета в эксплуатацию.
Представитель ответчика пояснил, что включение подобного пункта в технические условия не запрещено действующим законодательством. Исполнение данного пункта технических условий направлено, прежде всего, на соблюдение интересов самого потребителя. Неисполнение указанного требования о передаче данных не является препятствием для заявителя в получении акта допуска узла учета в эксплуатацию. Так, в одном из подведомственных заявителю учреждений узел учета тепловой энергии уже принят в эксплуатацию без установки модема, о чем составлен соответствующий акт.
В целях получения дополнительной информации заседание Комиссии было отложено до 14 июня 2011 г.
На заседании Комиссии 14 июня 2011 г., представитель ответчика сообщил, что 07.06.2011 г. в адрес Управления образования было направлено письмо об исключении из технических условий на установку теплосчетчиков требования об установке устройства для сбора информации об архивных данных, режима качества и потребления тепловой энергии с ее передачей на ПК (удаленный доступ) энергоснабжающему предприятию. Исключение данного пункта из технических условий распространяется на все подведомственные Управлению образования учреждения.
 
Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
06.10.2010 г. муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с № 216 (МДОУ № 216) направило в адрес ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» заявку на установку прибора учета тепловой энергии.
29.10.2010 г. ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» на объект МДОУ                 № 216 выдало технические условия (ТУ) № 39/2209к на установку теплосчетчика. Пункт 7 указанных ТУ содержал следующее условие – предоставить программно-аппаратные средства для снятия архивных данных с теплосчетчика и обеспечения контроля режимов, качества и потребления тепловой энергии, так же предусмотреть устройства для сбора этой информации с передачей на ПК (удаленный доступ) владельцу теплового узла (Управляющей компании) и энергоснабжающему предприятию.
Комиссией установлено, что пункт об установке устройства для сбора информации об архивных данных с ее передачей на ПК (удаленный доступ) энергоснабжающему предприятию включено во все технические условия на установку приборов учета тепловой энергии, выданные образовательным учреждениям г. Кирова.
МДОУ № 216 письмом от 23.03.2011 г. № 15 в адрес ОАО «КТК» выразило несогласие по поводу включения в ТУ № 39/2209к предложения, требующего «предусмотреть установку устройства для сбора информации с передачей на ПК (удаленный доступ) владельцу теплового узла (Управляющей компании) и энергоснабжающему предприятию», поскольку данное требование приводит к удорожанию стоимости монтажа узла учета тепловой энергии и не предусмотрено Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936.
В свою очередь, Управление образования администрации г. Кирова также направило письмо от 23.03.2011 г. в адрес ответчика, в котором выразило несогласие по поводу включения в технические условия на организацию узлов учета тепловой энергии подведомственным Управлению образования учреждениям условия об установке средств удаленного доступа, просило исключить данное требование из технических условий и не считать его выполнение обязательным условием при допуске узлов учета теплоэнергии в эксплуатацию.
28.04.2011 г. ответчик в адрес МДОУ № 216 направил письмо № 01-1981, в котором указал, что не исполнение требований технических условий на организацию узлов учета тепловой энергии, в части предоставления информации в единый центр сбора данных, не лишает права на обращение в ОАО «КТК» за получением акта допуска узла учета в эксплуатацию. Письмо аналогичного содержания 28.04.2011 г. было направлено и в адрес Управления образования администрации г. Кирова.
Заявитель 29.11.2010 г. направил письмо № 01-13/2437 в адрес ответчика, в котором просил пояснить на кого будут возложены затраты, связанные с оплатой услуг оператора GSM за передачу данных.
В ответ на указанное письмо ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» сообщило, что нормативные акты, регулирующие правоотношения между теплоснабжающей организацией и потребителями соответствующего ресурса в части определения, выдачи и исполнения технических условий, в том числе касающихся приборов учета, ограничивают рассматриваемую сферу правоотношений только вопросами определения, выдачи и исполнения технических условий по теплоснабжению, не затрагивая при этом иные сферы отношений потребителя тепловой энергии с энергоснабжающей организацией или иными лицами. Сформулированный вопрос не относится к сфере определения, выдачи и исполнения технических условий по теплоснабжению, поскольку касается передачи данных от приборов учета потребителя непосредственно в ходе отношений по теплоснабжению. Разрешение данного вопроса может иметь место только в соответствии с условиями договора теплоснабжения и действующим законодательством.  
   Посчитав, что в действиях ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Управление образования администрации г. Кирова обратилось в Кировское УФАС России.
Между образовательными учреждениями г. Кирова и подрядной организацией              ООО «ВТК-Монтаж» заключены договоры на монтаж теплосчетчиков. В соответствии с локальной ресурсной сметой № 1/2, стоимость установки модема теплосчетчика, с учетом стоимости самого модема, составляет 8666 рублей.
Из представленной заявителем информации следует, что девяносто шести образовательным учреждениям г. Кирова выданы технические условия, включающие в себя пункт об установке модема, причем на некоторых объектах требуется установка нескольких модемов. Всего на объекты - муниципальные образовательные учреждения г. Кирова, согласно выданным техническим условиям, необходимо установить 102 модема для передачи данных.
Как указывает заявитель в письме от 06.06.2011 г. № 01-19/1173, по состоянию на 30.05.2011 г. из 102 модемов, подлежащих установке на приборах учета, закуплено 55 модемов, из них смонтировано 45 модемов на общую сумму 389 970 рублей, подготовлено к монтажу (без учета стоимости монтажа, наладки и сметной прибыли) на общую сумму 66 480 рублей.
 Таким образом, в настоящее время муниципальными образовательными учреждениями на приобретение и монтаж модемов всего потрачено 456 450 рублей. В случае установки модемов во всех образовательных учреждениях, которым были выданы технические условия, сумма затрат на их приобретение и установку составит 883 932 рубля.         
Правоотношения в сфере обеспечения приборами учета объектов теплопотребления регулируются в соответствии с Порядком заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденным Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 (далее Порядок) и Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995                 N Вк-4936 (далее Правила). Названными нормативными актами необходимо руководствоваться при оборудовании и эксплуатации узлов учета тепловой энергии и теплоносителя.
Проведя анализ норм указанного выше Порядка, можно сделать вывод, что в случае установки (замены) прибора учета исполнитель (в рассматриваемом случае ОАО «Кировская теплоснабжающая компания), по предварительной заявке заказчика, должен направить последнему технические условия. Если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета (п. 11 Порядка). При этом указанный Порядок прямо не регламентирует содержание технических условий на проектирование узла учета тепловой энергии.
Пункт 5.1.1 Правил устанавливает, что узел учета тепловой энергии оборудуется средствами измерения (теплосчетчиками, водосчетчиками, тепловычислителями, счетчиками пара, приборами, регистрирующими параметры теплоносителя, и др.), зарегистрированными в Государственном реестре средств измерений и имеющими сертификат Главгосэнергонадзора Российской Федерации. Согласно пункту 5.1.4 Правил выбор приборов учета для использования на узле учета потребителя осуществляет потребитель по согласованию с энергоснабжающей организацией.
В соответствии с п. 7.1 Правил, допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт.
Для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:
- принципиальную схему теплового пункта;
- проект на узел учета, согласованные с энергоснабжающей организацией;
- паспорта на приборы узла учета;
- документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя;
- технологические схемы узла учета, согласованные с органом Госстандарта (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления);
- акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80 (это требование относится только к приборам, измеряющим расход теплоносителя методом переменного перепада давления);
- смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.
Таким образом, Правила учета тепловой энергии для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию не предусматривают для абонентов обязанности по установке устройства для передачи собранной информации на ПК (удаленный доступ) энергоснабжающей организации.
ОАО «КТК» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче, распределению и поставке тепловой энергии на территории г. Кирова с долей более 50 %.
Часть 1 ст. 10 Закона РФ «О защите конкуренции» запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц,в том числе следующие действия (бездействие):
3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
К заседанию Комиссии, назначенному на 14 июня 2011 г., ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» представило письмо от 07.06.2011 г. № 01-2561 в адрес заявителя, в котором указало, что неисполнение требования об установке средств удаленного доступа не лишало и не лишает права на получение акта допуска узла учета в эксплуатацию, при этом обязанность по выдаче акта допуска узла учета в эксплуатацию при невыполнении указанного требования у ОАО «КТК» сохраняется. Помимо этого, указанным письмом ответчик сообщил об исключении из технических условий на установку приборов учета требования об установке устройства для сбора информации об архивных данных, режима качества и потребления тепловой энергии с ее передачей на ПК (удаленный доступ) энергоснабжающему предприятию.
Как пояснил на заседании Комиссии представитель ответчика, исключение данного пункта технических условий распространяется на все подведомственные Управлению образования учреждения.
Кроме того, Комиссией установлено, что 20.04.2011 г. на объекте муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 4 узел учета тепловой энергии был принят в эксплуатацию без установления модема, о чем свидетельствует акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя № 1552.
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу, что фактов отказа ответчиком в приемке и вводе в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии подведомственных управлению образования учреждений без выполнения пункта технических условий об установке средств удаленного доступа, выявлено не было. ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» принимало в эксплуатацию приборы учета без выполнения спорного условия.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) рассмотрение дела подлежит прекращению.
   Комиссия, при указанных выше обстоятельствах, считает возможным прекратить производство по делу в отношении ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия
 
 
 
РЕШИЛА:
Производство по делу № 07/02-11 прекратить в виду отсутствия в действиях ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» нарушения антимонопольного законодательства.
 
 
Председатель Комиссии                                                                                  <...>                
 
Члены комиссии                                                                                                 <...>
 
                                                                                                                         <...>
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.                                                                                                                                                                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны