Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № 043/05/7-653/2023 от 4 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее по тексту – Комиссия Кировского УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председателя Комиссии: <...>;

членов Комиссии: <...>, <...>,

рассмотрев дело № 043/05/7-653/2023, возбужденное по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, пункта 8 части 3 статьи 5, части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе») в отношении индивидуального предпринимателя К<...> (ИНН: <...>; ОГРНИП: <...>; адрес регистрации: <...>) по факту распространения в подъезде жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, листовок-предписаний, содержащих сведения об обязательной метрологической поверке приборов учета воды,

в отсутствие:

индивидуального предпринимателя К<...> (далее – ИП К<...>) – лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

У С Т А Н О В И Л А:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее – Кировское УФАС России) поступило заявление физического лица от 26.04.2023 № б/н (вх. № 2464/23 от 11.05.2023) по факту распространения посредством листовок-предписаний в подъезде жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, рекламы услуг по обязательной метрологической поверке приборов учета воды.

Федеральная антимонопольная служба письмом от 14.06.2023 № КТ/46630/23 наделила Кировское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения данной рекламной информации.

Исходя из информации, представленной ПАО «МТС», следует, что абонентский номер 8(8332)43-16-16, указанный в листовках-предписаниях, предоставлен в пользование ИП К<...> (ИНН: <...>; ОГРНИП: <...>).

Согласно информации, содержащейся в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении ИП К<...>, данное лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя 04.03.2014 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску.

Определением от 26.06.2023 возбуждено дело № 043/05/7-653/2023 в отношении ИП К<...> по признакам нарушения пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 5, части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 24.07.2023 в 10 часов 30 минут.

Определением от 24.07.2023 срок рассмотрения дела № 043/05/7-653/2023 продлен до 26.09.2023, рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью дополнительной квалификации, поскольку в спорной рекламной информации усматриваются признаки нарушения пункта 8 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 21.09.2023 в 15 часов 00 минут.

ИП К<...> уведомлен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 043/05/7-653/2023 (согласно информации, содержащейся в уведомлении о вручении отправления с почтовым идентификатором 8<...> и письме АО «Почта России» от 24.08.2023 № М78-09/30414, определение от 24.07.2023 вручено уполномоченному представителю адресата 16.08.2023).

На заседание комиссии по рассмотрению дела ИП К<...> не явился, представителя не направил, ходатайств не заявлял, документы и сведения, запрошенные определениями от 26.06.2023, от 24.07.2023 в материалы дела, не представил.

Изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под объектом рекламирования поминается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация следующего содержания:

«Предписание от 17 апреля 2023 г. согласно № 102-ФЗ г. Киров* ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ об обеспечении единства измерений (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 30.11.2011 № 347-ФЗ, от 28.07.2012 № 133 ФЗ, от 02.02.2013 № 38-ФЗ, от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 21.07.2014 № 254-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ, от 27.12.2019 № 496-ФЗ, от 27.10.2020 № 348-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 11.066.2021 № 170-ФЗ)

Согласно Федеральному закону от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления.

Приборы учета воды, установленные в вашей квартире, имеют межповерочный интервал и нуждаются в обязательной метрологической поверке, без проведения которой приборы считаются непригодными для водопотребления.

Обращаем ваше внимание на утвержденный график проведения поверки приборов учета воды в вашем доме: работы по поверке будут производиться с 17 апреля по 05 мая 2023 года. В целях соблюдения нормативов пользования приборами учета воды и дальнейшей эксплуатации рекомендуем Вам обратиться для оформления заявки по телефону 8(8332)<...>.

Данное предписание направлено повторно.

Составил ___ <...>. ПОВТОРНО»,

распространенная посредством листовок-предписаний по адресу: <...>, обладает всеми юридически значимыми признаками рекламы, а именно:

- распространена посредством листовок-предписаний;

- адресована неопределенному кругу лиц, поскольку носит неперсонифицированный характер;

- направлена на привлечение внимания к услугам по метрологической поверке приборов учета воды, способствует формированию интереса к рекламируемым услугам и их продвижению на рынке, то есть соответствует требованиям пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламой.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из текста рассматриваемой рекламы следует, что потребитель, позвонив по номеру телефона 8(8332)<...>, может воспользоваться услугами по поверке приборов учета воды.

Вместе с тем, в рассматриваемых листовках-предписаниях отсутствуют сведения о лице, оказывающем предлагаемые в рекламе услуги.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

В силу пункта 6 Приказа Минпромторга России от 31.07.2020 N 2510 «Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке» средства измерений представляются на периодическую поверку по окончании межповерочного интервала.

Предписанием является документ, требующий от лица выполнения определенных действий, неисполнение которого влечет для лица юридические последствия.

В рассматриваемой листовке указано, что данная информация является предписанием, содержится ссылка на Федеральный закон от 26.08.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», указана информация: «ПОВТОРНО», а также содержится обозначение, сходное с официальным государственным символом (герб России).

Использование сочетание слов «предписание», «индивидуальные приборы учета должны пройти обязательную метрологическую поверку...», «приборы учета воды, установленные в вашей квартире, имеют межповерочный интервал и нуждаются в обязательной метрологической поверке, без проведения которой приборы считаются непригодными для потребления», «работы по поверке будут проводиться с 17 апреля по 05 мая 2023 года» в предписаниях, распространяемых в городе Киров, ссылки на нормативные правовые документы, обращение к плательщикам об обязательной метрологической поверке приборов учета воды, схожих по виду и содержанию с предписаниями, применяемыми при осуществлении жилищного надзора, воспринимаются потребителями рекламы как официальные предписания от государственного органа.

Рассматриваемая реклама в форме предписаний о проведении метрологической поверки приборов учета воды формирует представление об обязательности осуществления данной поверки. Однако информация о том, что поверка приборов учета воды не обязательна (в случае если срок поверки приборов учета не истек) является существенной, ее отсутствие вводит потребителей рекламы в заблуждение.

Следует учитывать, что при распространении рекламных извещений ИП <...> не может достоверно знать, что срок поверки прибора учета потребителя, получившего «предписание», истек (доказательств обратного материалы дела не содержат).

Комиссия Кировского УФАС России учитывает, что оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, воспринимающего рекламу буквально. При этом реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара, побуждая потребителей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования.

Таким образом, часть существенной информации о лице, непосредственно оказывающем рекламируемые услуги, а также о том, что поверка приборов учета воды не обязательна (в случае если срок поверки приборов учета не истек), является для потребителей существенной, а ее отсутствие искажает смысл рекламной информации и вводит в заблуждение потребителей, поскольку потребитель может воспринимать данную листовку как предписание от государственных органов, что не соответствует действительности и нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с пунктом 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Сведения об аккредитованных в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, правомочных производить поверку средств измерений, размещены на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации по адресу: https://fsa.gov.ru/.

В списках организаций (лиц), имеющих право производить поверку средств измерений, в том числе индивидуальных приборов учета воды, размещенных на сайте Федеральной службы по аккредитации, информация об ИП <...> отсутствует, что подтверждается актом осмотра интернет-ресурса от 26.06.2023 г., составленным сотрудниками Кировского УФАС России.

Таким образом, спорная информация нарушает требования пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

В силу пункта 8 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций.

В верхней центральной части рекламной листовки размещается обозначение, сходное с государственным символом (Герб России). Использование в листовках-предписаниях указанного обозначения формирует у потребителей неоправданные ассоциации о поступлении спорной информации от государственного органа.

ИП <...> не наделен правом на использование официального государственного символа - Герба России (доказательств обратного в материалы дела не представлено), что свидетельствует о нарушении пункта 8 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Имеющимися в материалах дела документами и иной информацией не подтверждается факт нарушения требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Соответственно, производство по делу в данной части подлежит прекращению.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 8 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель, ответственность за нарушение пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» несут рекламодатель и рекламораспространитель.

На основании пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно информации, представленной ПАО «МТС», абонентский номер 8 (8332) <...> предоставлен в пользование по договору оказания услуг подвижной связи ИП <...>.

Исследовав материалы дела, комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем и рекламораспространителем спорной рекламы, исходя из понятия, установленного статьей 3 Федерального закона «О рекламе», является ИП <...> (ИНН: <...>; ОГРНИП: <...>), который несет ответственность за нарушение требований пункта 8 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе». Доказательств иного в материалы дела не представлено.

Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения дел.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения дел при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Поскольку на момент вынесения решения в материалах дела не имеется документального подтверждения добровольного прекращения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кировского УФАС России решила выдать индивидуальному предпринимателю К<...> (ИНН: <...>; ОГРНИП: <...>) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя К<...> (ИНН: <...>; ОГРНИП: <...>).

Руководствуясь статьями 3, 33, 5, 7 и 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 – 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия Кировского УФАС России,

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу: «Предписание от 17 апреля 2023 г. согласно № 102-ФЗ г. Киров* ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ об обеспечении единства измерений (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 30.11.2011 № 347-ФЗ, от 28.07.2012 № 133 ФЗ, от 02.02.2013 № 38-ФЗ, от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 21.07.2014 № 254-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ, от 27.12.2019 № 496-ФЗ, от 27.10.2020 № 348-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 11.066.2021 № 170-ФЗ)

Согласно Федеральному закону от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления.

Приборы учета воды, установленные в вашей квартире, имеют межповерочный интервал и нуждаются в обязательной метрологической поверке, без проведения которой приборы считаются непригодными для водопотребления.

Обращаем ваше внимание на утвержденный график проведения поверки приборов учета воды в вашем доме: работы по поверке будут производиться с 17 апреля по 05 мая 2023 года. В целях соблюдения нормативов пользования приборами учета воды и дальнейшей эксплуатации рекомендуем Вам обратиться для оформления заявки по телефону 8(8332)<...>.

Данное предписание направлено повторно.

Составил ___ <...>. ПОВТОРНО»,

распространенную посредством листовок-предписаний по адресу: <...>, поскольку она противоречит требованиям пункта 8 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать индивидуальному предпринимателю <...> (ИНН: <...>, ОГРНИП: <...>) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя К<...>(ИНН: <...>, ОГРНИП: <...>).

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны