Определение б/н 1. Возбудить производство по делу № 043/05/24-1097/2021 по ... от 17 декабря 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПредседатель комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, «…» – руководитель Кировского УФАС России, рассмотрев заявление физического лица и материалы, представленные специалистом первого разряда отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области «...», относительно признаков нарушения рекламного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступили заявления физического лица, направленные из Прокуратуры города Кирова письмом от 20.10.2021 исх. 20330045-р-687-21/11982-20330045 (вх.№6728 от 21.10.2021) и Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кировской области письмом от 19.10.2021 исх. 01-14/1157/21 (вх.№6789 от 25.10.2021), по вопросу распространения в поисковой системе «Google» контекстной рекламы следующего содержания: «Реклама·https://direct-kirov.alco.rehab/ 8(833)221-13-82 Выведем за 2990 – в Кирове - ALCO.rehab Круглосуточно. Индивидуальный подход. Доверьтесь профессионалам. Клиника в центре Кирова. Филиалы по всей области. Услуги на дому от 2990руб. Врач на дом. Гарантия трезвости. Кодировки. Опытные врачи. Анонимно. Эконом 2 990,00 – Круглосуточно» с переходом по ссылке, что, по мнению, заявителя нарушает рекламное законодательство.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация следующего содержания: «Реклама•https://direct-kirov.alco.rehab/ 8(833)221-13-82 Выведем за 2990 – в Кирове - ALCO.rehab Круглосуточно. Индивидуальный подход. Доверьтесь профессионалам. Клиника в центре Кирова. Филиалы по всей области. Услуги на дому от 2990руб. Врач на дом. Гарантия трезвости. Кодировки. Опытные врачи. Анонимно. Эконом 2 990,00 – Круглосуточно» содержит все юридически значимые признаки рекламы, поскольку такая информация:
- распространена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в поисковой системе «Google»;
- адресована неопределенному кругу лиц, т.е. тем лицам (потребителям), которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: оказанию медицинских услуг по выведению из запоя и кодированию, формированию интереса к ним посредством указания на привлекательные условия оказания («индивидуальный подход», «опытные врачи», «гарантия трезвости», «анонимно»).
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской услугой является медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении утвержден приказ Минздрава России от 13.10.2017 N 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (далее – Номенклатура медицинских услуг). Номенклатура медицинских услуг представляет собой перечень медицинских услуг, разделенных на два класса: «A» и «В».
Класс «B» Номенклатуры медицинских услуг включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В разделе 01 класса «В» Номенклатуры медицинских услуг зарегистрированы, в том числе медицинские услуги: «Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога первичный» (код B01.036.001), «Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога повторный» (B01.036.002), «Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога» (код В04.036.001) и «Профилактический прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога» (код В04.036.002).
Из содержания распространяемой рекламной информации следует, что указание в ней таких слов, как «гарантия трезвости», «кодировки» очевидно ассоциируется у потребителя не с самим фактом осуществления медицинской деятельности, а с конкретным перечнем оказываемых медицинских услуг.
Услуга, указанная в рассматриваемых рекламах, предлагается потребителю в виде выведения из запоя и кодирования, то есть комплекса медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является купирование запойного состояния или похмельного синдрома легкой, средней и тяжелой степени, восстановление или улучшение здоровья пациента, его трудоспособности и качества жизни.
Таким образом, вышеуказанная информация по выведению из запоя и кодированию является рекламой медицинской услуги, и на такую информацию, а также на порядок ее размещения, распространяются положения Федерального закона «О рекламе».
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.
В рекламной информации «Реклама•https://direct-kirov.alco.rehab/ 8(833)221-13-82 Выведем за 2990 – в Кирове - ALCO.rehab Круглосуточно. Индивидуальный подход. Доверьтесь профессионалам. Клиника в центре Кирова. Филиалы по всей области. Услуги на дому от 2990руб. Врач на дом. Гарантия трезвости. Кодировки. Опытные врачи. Анонимно. Эконом 2 990,00 – Круглосуточно» гарантируется положительное действие и эффективность оказания медицинских услуг по выведению из запоя и кодированию, что содержит признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».
В силу ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Исходя из содержания вышеуказанной рекламы установлено, что соответствующая предупредительная надпись отсутствует, что содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных п. 8 ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно информации, представленной ООО «Google» в письме от 18.11.2021 (вх. № 7325 от 22.11.2021), указанная реклама была размещена в рамках договора (https://billing.google.com/payments/paymentsinfofinder), заключенного между ООО «Google» и ООО «Инфоцентр» (Рекламодатель) на условиях оферты на оказание услуг «Google Реклама» (далее – Оферта), исполнение указанного договора подтверждается платёжными поручениями.
Таким образом, исходя из имеющихся в материалах дела документов, рекламодателем спорной рекламы медицинских услуг является ООО «Инфоцентр» (ИНН: 6164133699, ОГРН: 1206100040475), соответственно в отношении данного юридического лица необходимо возбудить производство по делу по признакам нарушения п. 8 ч. 1 ст. 24, ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе». Рекламораспространителем спорной рекламы медицинских услуг является ООО «Гугл» (ИНН: 7704582421, ОГРН: 1057749528100), соответственно в отношении данного юридического лица необходимо возбудить производство по делу по признакам нарушения ч.7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п.28 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила рассмотрения дел), лицами, участвующими в деле, являются стороны и заинтересованные лица. К участию в деле могут быть привлечены эксперты, переводчики, а также лица, располагающие сведениями о рассматриваемых в ходе дела обстоятельствах, которые не являются лицами, участвующими в деле. Сторонами по делу являются заявитель (заявители) и (или) лицо (лица), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с п. 14 Правил рассмотрения дел в заявлении о нарушении законодательства содержатся наименование и место нахождения заявителя - юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства заявителя - физического лица).
С учетом вышеизложенных норм, заявитель не привлекается к участию в рассмотрении дела № 043/05/24-1097/2021, поскольку заявитель в своем обращении не давал согласие на обработку персональных данных, которые подлежат раскрытию в соответствии с п. 14 Правил рассмотрения дел.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п. 20, 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922
О П Р Е Д Е Л И Л:
1. Возбудить производство по делу № 043/05/24-1097/2021 по признакам нарушения п. 8 ч. 1 ст. 24, ч.7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».
2. Признать лицами, участвующими в деле:
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, – ООО «Инфоцентр» (ИНН: 6164133699, ОГРН: 1206100040475; юридический адрес: 344002, г. Ростов-на-Дону, Буденновский пр-т, д. 3/3, помещение 12Б, литер а1, офис 509);
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, – ООО «Гугл» (ИНН: 7704582421, ОГРН: 1057749528100; юридический адрес: 115035, г. Москва, ул. Балчуг, д. 7).
3. Назначить дело № 043/05/24-1097/2021к рассмотрению на 17 января 2021 г. в 11 часов 00 минут по адресу г. Киров, ул. К. Либкнехта, 55, вход со двора, каб. 5.
4. ООО «Инфоцентр» (ИНН: 6164133699, ОГРН: 1206100040475) представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области следующие документы и сведения в срок до 13.01.2022:
- копии договоров, заявок, счетов, актов приёма-передачи, платежных поручений на изготовление и размещение рекламной информации в поисковой системе «Google» через систему контекстной рекламы «Google Ads»: «Реклама•https://direct-kirov.alco.rehab/ 8(833)221-13-82 Выведем за 2990 – в Кирове - ALCO.rehab Круглосуточно. Индивидуальный подход. Доверьтесь профессионалам. Клиника в центре Кирова. Филиалы по всей области. Услуги на дому от 2990руб. Врач на дом. Гарантия трезвости. Кодировки. Опытные врачи. Анонимно. Эконом 2 990,00 – Круглосуточно»; «Реклама•https://direct-kirov.alco.rehab/ 8 (833) 221-13-82 Клиника Новый Рассвет - в Кирове - ALCO.rehab Индивидуальный подход. Доверьтесь профессионалам. Эконом - 2 990,00 ₽ - Круглосуточно», размещенной через систему контекстной рекламы «Google Ads»;
- письменные пояснения по признакам нарушения п. 8 ч. 1 ст. 24, ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»;
- другие документы в обосновании своей позиции по делу (при наличии).
5. ООО «Гугл» (ИНН: 7704582421, ОГРН: 1057749528100) представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области следующие документы и сведения в срок до 13.01.2022:
- письменные пояснения по признакам нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»;
- другие документы в обосновании своей позиции по делу (при наличии).
Документы должны быть заверены надлежащим образом.
В случае отсутствия запрашиваемых документов и информации представить письменные пояснения об основаниях их отсутствия.
Запрошенные документы и сведения можно направить на адрес to43@fas.gov.ru.
Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет наступление административной ответственности в соответствии с ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ.
5. ООО «Инфоцентр», ООО «Гугл», в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, в срок до 13.01.2022 г. принять одно из следующих решений:
- обеспечить явку или направить представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями;
- направить ходатайство о рассмотрении дела № 043/05/24-1097/2021 в свое отсутствие;
- уведомить Комиссию Кировского УФАС России о возможности рассмотрения дела с использованием систем видео-конференц-связи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет».
Уведомить антимонопольный орган о принятом решении можно, направив ответ по почте или по электронной почте на адрес to43@fas.gov.ru.