Решение №043/10/18.1-415/2020 Признать жалобу обоснованной от 10 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

10.07.2020 г.                                                                                             № 043/10/18.1-415/2020

Р Е Ш Е Н И Е

                                                 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председателя Комиссии:

<…> – руководителя управления,

членов Комиссии:

<…> – начальника отдела контроля органов власти Кировского УФАС России,

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Кировского УФАС России;

в присутствии:

представителей заявителя – ООО «СКП Плюс» – <…> по доверенности от 30.06.2020 г., <…> по доверенности от 30.06.2020 г.,

представителей организатора торгов – и.о. главы администрации Советского городского поселения Советского района Кировской области <…>, <…> по доверенности от 30.06.2020 г.,

представителей заинтересованного лица – ООО «Волго-Вятские коммунальные системы» г. Кирово-Чепецка – директора управляющей организации ООО «Волго-Вятские коммунальные системы» <…>, <…> по доверенности от 27.12.2019 г., <…> по доверенности от 01.07.2020 г.,

рассмотрев жалобу ООО «СКП Плюс» на действия организатора торгов, конкурсной комиссии при организации и проведении торгов,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Кировское УФАС России 22.06.2020 г. поступила жалоба ООО «СКП Плюс» (далее – Заявитель) на действия организатора торгов – администрации МО Советское городское поселение Советского района Кировской области при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения в Советском городском поселении Советского района Кировской области (извещение № 220120/0905619/01), лот № 1.

Заявитель указывает на нарушение, допущенное конкурсной комиссией организатора торгов в ходе рассмотрения и оценки конкурсных предложений. Рост необходимой валовой выручки участников конкурса согласно расчету, произведенному организатором торгов, превышает максимальное значение, предусмотренное конкурсной документацией (более 104%). Указанные обстоятельства не были исследованы и приняты к сведению организатором торгов. В нарушение ч. 6 ст. 49 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) хозяйствующие субъекты не были отстранены от участия в конкурсе.

Кроме того, как указывает ООО «СКП Плюс», вычислительная программа для расчета дисконтированной выручки была заполнена и активирована Организатором торгов после того, как участниками были представлены конкурсные предложения; блок программы «Конкурсная документация» не был заполнен Организатором торгов предварительно, до рассмотрения конкурсных предложений участников.

В нарушение ч. 2 ст. 31 Закона о концессионных соглашениях конкурсной комиссией было запрещено ООО «СКП Плюс» осуществлять видеозапись материалов конкурсных предложений участников конкурса.

Также ООО «Волго-Вятские коммунальные системы» г. Кирово-Чепецка (далее – ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка) было представлено недостоверное технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий в рамках исполнения концессионного соглашения, поскольку предложенный расчет произведен Обществом с применением неактуальных территориальных единичных расценок, что также не было оценено организатором торгов. Некорректным является требование п.п. 6 п. 21.6 конкурсной документации, предусматривающее необходимость расчета сметной стоимости мероприятия в ценах 2020 года, рассчитанную с применением территориальных единичных расценок, утвержденных уполномоченным органом исполнительной власти с дисконтированием сметной стоимости мероприятий 2020 и последующих годов действия концессионного соглашения.

Конкурсное предложение, поданное ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка, не соответствует образцу, установленному приложением № 6 к конкурсной документации. При этом сама форма, установленная организатором торгов, является некорректной в силу отсутствия в ней пункта 6, содержащего информацию о количественных показаниях критериев конкурса.

В нарушение п. 9 ч. 1 ст. 46 Закона о концессионных соглашениях в приложении № 3 к конкурсной документации не раскрывается, максимальными или минимальными являются приведенные значения критериев конкурса. После дачи соответствующих разъяснений организатор торгов должен был внести изменения в конкурсную документацию, продлив срок подачи конкурсных предложений в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о концессионных соглашениях.

При определении победителя конкурса конкурсная комиссия не произвела оценку наилучшего конкурсного предложения по алгоритму определения максимального размера расходов на создание и (или) реконструкцию объектов соглашения, допустив тем самым нарушение п. 21.6 конкурсной документации.

Кроме того, заявитель указывает на выявленные в содержании конкурсной документации несоответствия в части необходимого размера банковской гарантии, результатов технического обследования объектов, срока действия концессионного соглашения.

Общество указывает, что в результате допущенных нарушений для хозяйствующих субъектов созданы неравные условия участия в конкурсе. Просит признать результаты конкурса недействительными, отменить решение конкурсной комиссии по результатам проведения открытого конкурса.

Рассмотрение антимонопольным органом жалобы на нарушение процедуры торгов осуществляется в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Кировским УФАС России в адрес заявителя, организатора торгов и заинтересованного лица направлено уведомление о рассмотрении жалобы с требованием о приостановлении торгов в части заключения концессионного соглашения. У организатора торгов истребованы копии документации о проведении конкурса, протоколов конкурсной комиссии, заявок на участие в конкурсе и конкурсных предложений ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка, ООО «СКП Плюс», а также запрошены письменные пояснения по жалобе.

Рассмотрение жалобы назначено на 02.07.2020 г. в 10 час. 00 мин.

На заседании комиссии 02.07.2020 г. представители заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе. Считают, с учетом ч. 6 ст. 49 Закона о концессионных соглашениях конкурсная комиссия должна была отстранить от участия в конкурсе всех участников.

Представители организатора торгов просят признать жалобу ООО «СКП Плюс» необоснованной. На заседании комиссии представители сообщили, что конкурсной комиссией при оценке конкурсных предложений после произведенного расчета было выявлено превышение максимального значения изменения необходимой валовой выручки (НВВ) у обоих участников конкурса. Вместе с тем, получив устную консультацию от представителей РСТ Кировской области в ходе телефонных переговоров относительно того, что значение НВВ не имеет существенного значения в сложившейся экономической ситуации, организатором торгов было принято решение об определении победителя торгов независимо от того, что несоответствие в части показателя роста необходимой валовой выручки усматривалось у всех участников конкурса. При подведении итогов торгов был принят во внимание тот факт, что предложенные ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка значения критериев конкурса не превышают установленные конкурсной документацией. Из указанного следует, что значения необходимой валовой выручки по каждому году у указанного хозяйствующего субъекта не могут превышать установленные конкурсной документацией параметры. Вычислительная программа, размещенная на официальном сайте www.torgi.gov.ru, осуществляет исключительно расчет дисконтированной выручки, не может быть использована для проверки значения роста НВВ. Приоритетным с позиции законодательства является итоговый размер дисконтированной выручки (ДВВ), на основании которого определяется победитель конкурса. Блоки вычислительной программы, используемой для расчета дисконтированной выручки, были заполнены Организатором торгов своевременно и в полном объеме. Требование о занесении данных в программу предварительно, до подачи конкурсных предложений, законом не установлено. При процедуре вскрытия конвертов с конкурсными предложениями заявитель не выражал намерение осуществлять видеозапись. Со стороны организатора торгов не были созданы препятствия в реализации ООО «СКП Плюс» прав, предоставленных ч. 2 ст. 31 Закона о концессионных соглашениях. Доводы заявителя относительно того, что организатором торгов не была произведена надлежащая оценка технико-экономического обоснования предлагаемых победителем мероприятий, а также не были приняты во внимание заявленные участниками конкурса предельные расходы на создание и реконструкцию объекта соглашения, не имеют правового значения. В силу ч. 2 ст. 49 Закона о концессионных соглашениях основным критерием определения победителя конкурса является размер дисконтированной выручки. Обязанность дополнительно оценивать конкурсное предложение победителя, значение дисконтированной выручки у которого является минимальным, у организатора торгов отсутствовала. Конкурсное предложение ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка содержало все сведения, предусмотренные приложением № 6 к конкурсной документации. Включение дополнительной информации не влечет нарушение требований конкурсной документации. Предельные значения критериев конкурса были отражены в конкурсной документации в полном объеме, за дачей разъяснений по данным значениям заявитель не обращался. Вместе с тем, дача организатором торгов разъяснений по указанному вопросу другому участнику торгов не влечет обязанность по внесению изменений в конкурсную документацию. Наличие неточностей в конкурсной документации не привело к нарушению прав участников, все хозяйствующие субъекты были поставлены в равные условия. В целом доводы заявителя не могут повлиять на итоговый результат проведенных торгов. Подробно позиция Организатора торгов по каждому из доводов заявителя изложена в письме администрации Советского городского поселения Советского района Кировской области № 03-12-1513 от 29.06.2020 г.

Представители заинтересованного лица – ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка поддержали доводы Организатора торгов. Указали, что жалоба ООО «СКП Плюс» не содержит обоснование того, каким образом действия Организатора торгов в ходе организации и проведения конкурса нарушили права указанного хозяйствующего субъекта. Принцип равенства участников торгов не нарушен. Ссылаясь на инструкцию к вычислительной программе по расчету ДВВ, настаивают на позиции относительно того, что указанная вычислительная программа осуществляет исключительно расчет дисконтированной выручки, не может быть использована для проверки значения роста НВВ. Более того, на заседании комиссии 02.07.2020 г. представители заинтересованного лица сообщили о том, что работа программы осуществлена некорректно в части получения промежуточных результатов. Конкурсное предложение ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка было сформировано в пределах значений, установленных конкурсной документацией. Вместе с тем, если бы организатором торгов были изменены первоначальные параметры, на основании которых осуществляется расчет ДВВ, значения роста НВВ конкурсного предложения ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка не превышали бы 104%.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение жалобы отложено на 10 июля 2020 г. в 10 час. 00 мин.

О дате, месте и времени рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом.

На заседании комиссии 10.07.2020 г. представители заявителя поддержали ранее изложенные доводы. Настаивают на том, что в силу статьи 49 Закона о концессионных соглашениях вычислительная программа по расчету ДВВ является единственным достоверным источником информации о размере необходимой валовой выручки участников конкурса. Указанная программа разработана в соответствии с требованиями действующего законодательства. Закон о концессионных соглашениях не предусматривает требование о предоставлении участниками конкурса дополнительных расчетов НВВ. Расчеты, произведенные хозяйствующими субъектами самостоятельно (с вероятностью наличия погрешностей), не могут быть приняты во внимание при оценке конкурсных предложений. В материалы дела представлены расчеты НВВ, произведенные ООО «СКП Плюс» с использованием различных программ.

Представители организатора торгов поддержали в полном объеме ранее изложенные доводы. Нарушения в порядке организации и проведения торгов не усматривают. Просят признать жалобу ООО «СКП Плюс» необоснованной.

Представители заинтересованного лица – ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка дополнительно пояснили, что на ошибочные промежуточные результаты расчета ДВВ повлиял некорректно указанный срок амортизации объектов. Также указывают, что в целях сглаживания ежегодных колебаний тарифов органом регулирования учитываются затраты на реализацию инвестиционных программ равными долями на весь срок их реализации. При учете указанных обстоятельств темп прироста необходимой валовой выручки у участников конкурса не превысит установленное конкурсной документацией предельное значение. При этом конечный результат расчета дисконтированной выручки остается неизменным. В материалы дела представлены самостоятельно произведенные расчеты ДВВ с учетом обозначенных замечаний для ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка, а также для ООО «СКП Плюс».

 

Изучив имеющиеся в деле материалы, письменные пояснения, выслушав доводы представителей заявителя, организатора торгов и заинтересованного лица, комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.

Администрацией Советского городского поселения Советского района Кировской области на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещено сообщение о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения на территории Советского городского поселения.

Извещение № 220120/0905619/01. Лот № 1.

Дата публикации сообщения: 22.01.2020 г. Дата начала подачи заявок: 23.01.2020 г. Дата окончания приема заявок: 11.03.2020 г. Дата начала представления конкурсных предложений: 13.03.2020 г. Дата окончания представления конкурсных предложений: 15.06.2020 г. Срок подписания протокола о результатах конкурса: 18.06.2020 г.

В соответствии с протоколом № 1 от 11.03.2020 г. на участие в открытом конкурсе в адрес организатора торгов поступило 2 заявки ООО «СКП Плюс» (ИНН 4330008710) и ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка (ИНН 4312153088).

По результатам предварительного отбора Общества допущены к участию в конкурсе (протокол № 2 от 11.03.2020 г.).

15.06.2020 г. состоялась процедура вскрытия конвертов с конкурсными предложениями (протокол № 3 от 15.06.2020 г.), по итогам которой конкурсной комиссией организатора торгов принято решение о соответствии конкурсных предложений участников требованиям конкурсной документации.

По результатам рассмотрения и оценки конкурсных предложений лучшим признано конкурсное предложение ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка (протокол № 4 от 15.06.2020 г.).

Результаты проведения конкурса оформлены протоколом № 5 от 17.06.2020 г., в соответствии с которым администрации Советского городского поселения Советского района Кировской области рекомендовано заключить концессионное соглашение в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения с победителем конкурса – ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения и оценки конкурсных предложений комиссией Организатора торгов не учтено следующее.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 46 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в конкурсную документацию помимо иных условий включаются сведения о предельном (максимальном) росте необходимой валовой выручки концессионера от осуществления регулируемых видов деятельности, предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, по отношению к предыдущему году.

Приложением № 4 к конкурсной документации установлены значения долгосрочных параметров регулирования деятельности Концессионера (долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения), определенные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения, согласованные с органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование соответствующих цен (тарифов).

Позицией 10 приложения № 4 к конкурсной документации определен предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки концессионера (среднегодовой индекс роста) в сфере водоснабжения, который составляет 104,00% по отношению к каждому предыдущему году срока действия концессионного соглашения.

Тождественный показатель установлен в сфере водоотведения позицией 9 приложения № 5 к конкурсной документации «Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности Концессионера (долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения), определенные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоотведения, согласованные с органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование соответствующих цен (тарифов)».

Указанные показатели соответствуют значениям, определенным в приложениях к письму РСТ Кировской области № 2789-66-01-10 от 12.09.2019 г.

В силу части 6 статьи 49 Закона о концессионных соглашениях участник конкурса подлежит отстранению от участия в конкурсе в случае, если при оценке конкурсных предложений предполагаемое изменение необходимой валовой выручки участника конкурса, определяемой в соответствии с частью 4 настоящей статьи на каждый год предполагаемого срока действия концессионного соглашения, в каком-либо году по отношению к предыдущему году превысит установленный конкурсной документацией предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки концессионера от осуществления регулируемых видов деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с ч. 4 ст. 49 Закона о концессионных соглашениях дисконтированная выручка участника конкурса определяется с применением вычислительной программы, размещенной на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по ведению официального сайта.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 в качестве официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов определен адрес сайта www.torgi.gov.ru.

Требования к форме и содержанию указанной вычислительной программы установлены приказом Минэкономразвития России от 01.10.2013 № 563.

Согласно п. 3 указанных требований вычислительная программа оформляется в виде электронной таблицы в формате Microsoft Excel и состоит из следующих блоков, представляющих собой листы электронной таблицы: блок входных данных, блок расчета и блок результатов расчета.

В соответствии с п. 13 Требований блок результатов расчета должен содержать показатели, выраженные в миллионах рублей, в том числе необходимую валовую выручку от поставок товаров, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) по годам срока действия концессионного соглашения (далее – НВВ).

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 49 Закона о концессионных соглашениях дисконтированная выручка участника конкурса определена как сумма величин, рассчитанных в ценах первого года срока действия концессионного соглашения с применением коэффициента дисконтирования, в число которых входит необходимая валовая выручка от поставок товаров, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) на каждый год срока действия концессионного соглашения (НВВ).

Таким образом, в содержание расчета дисконтированной выручки участника конкурса входит определение значений необходимой валовой выручки от поставок товаров, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) на каждый год срока действия концессионного соглашения.

Приложением к протоколу рассмотрения и оценки конкурсных предложений № 4 от 15.06.2020 г. является расчет дисконтированной выручки с применением вычислительной программы, размещенной на официальном сайте www.torgi.gov.ru.

В соответствии с произведенным расчетом значения необходимой валовой выручки (НВВ) в сфере водоснабжения у участника конкурса ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка составляют:

в 2020 г. – 17,47 млн. руб.; в 2021 г. – 16,17 млн. руб. (индекс роста 92,56%); в 2022 г. – 16,85 млн. руб. (индекс роста 104,21%); в 2023 г. – 17,56 млн. руб. (индекс роста 104,21%); в 2024 г. – 18,22 млн. руб. (индекс роста 103,76%); в 2025 г. – 19,08 млн. руб. (индекс роста 104,72%); в 2026 г. – 19,99 млн. руб. (индекс роста 104,77%); в 2027 г. – 20,85 млн. руб. (индекс роста 104,30%); в 2028 г. – 21,68 млн. руб. (индекс роста 103,98%); в 2029 г. – 22,32 млн. руб. (индекс роста 102,95%).

Значения необходимой валовой выручки (НВВ) в сфере водоотведения у участника конкурса ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка составляют:

в 2020 г. – 14,28 млн. руб.; в 2021 г. – 9,65 млн. руб. (индекс роста 67,58%); в 2022 г. – 9,94 млн. руб. (индекс роста 103,01%); в 2023 г. – 10,47 млн. руб. (индекс роста 105,33%); в 2024 г. – 10,80 млн. руб. (индекс роста 103,15%); в 2025 г. – 11,29 млн. руб. (индекс роста 104,54%); в 2026 г. – 11,62 млн. руб. (индекс роста 102,92%); в 2027 г. – 11,94 млн. руб. (индекс роста 102,75%); в 2028 г. – 12,34 млн. руб. (индекс роста 103,35%); в 2029 г. – 12,84 млн. руб. (индекс роста 104,05%).

Значения необходимой валовой выручки (НВВ) в сфере водоснабжения у участника конкурса ООО «СКП Плюс» составляют:

в 2020 г. – 17,47 млн. руб.; в 2021 г. – 16,60 млн. руб. (индекс роста 95,02%); в 2022 г. – 17,13 млн. руб. (индекс роста 103,19%); в 2023 г. – 17,93 млн. руб. (индекс роста 104,67%); в 2024 г. – 18,74 млн. руб. (индекс роста 104,52%); в 2025 г. – 19,55 млн. руб. (индекс роста 104,32%); в 2026 г. – 20,40 млн. руб. (индекс роста 104,35%); в 2027 г. – 21,23 млн. руб. (индекс роста 104,07%); в 2028 г. – 22,11 млн. руб. (индекс роста 104,15%); в 2029 г. – 23,01 млн. руб. (индекс роста 104,07%).

Значения необходимой валовой выручки (НВВ) в сфере водоотведения у участника конкурса ООО «СКП Плюс» составляют:

в 2020 г. – 14,28 млн. руб.; в 2021 г. – 9,89 млн. руб. (индекс роста 69,26%); в 2022 г. – 10,18 млн. руб. (индекс роста 102,93%); в 2023 г. – 10,54 млн. руб. (индекс роста 103,54%); в 2024 г. – 10,94 млн. руб. (индекс роста 103,80%); в 2025 г. – 11,58 млн. руб. (индекс роста 105,85%); в 2026 г. – 12,26 млн. руб. (индекс роста 105,87%); в 2027 г. – 12,93 млн. руб. (индекс роста 105,46%); в 2028 г. – 13,46 млн. руб. (индекс роста 104,10%); в 2029 г. – 13,87 млн. руб. (индекс роста 103,05%).

Таким образом, предполагаемое изменение необходимой валовой выручки, определенной с применением вычислительной программы, как у заявителя, так и у заинтересованного лица по некоторым годам превышает установленный конкурсной документацией предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки концессионера от осуществления регулируемых видов деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (более 104,00%).

Доводы организатора торгов и заинтересованного лица о том, что вычислительная программа, размещенная на официальном сайте www.torgi.gov.ru, осуществляет исключительно расчет дисконтированной выручки и не может быть использована для проверки показателей роста необходимой валовой выручки, Комиссия Кировского УФАС России отклоняет как не основанные на буквальном толковании положений статьи 49 Закона о концессионных соглашениях.

Часть 6 статьи 49 Закона о концессионных соглашениях содержит прямое указание на единственный способ определения значений необходимой валовой выручки участника конкурса – посредством применения вычислительной программы, размещенной на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (ч. 4 ст. 49 Закона о концессионных соглашениях).

В обоснование своей позиции ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка ссылается на абзац 3 раздела 3.2 Инструкции к вычислительной программе по расчету дисконтированной валовой выручки для определения победителя конкурса на право заключения договора аренды или концессионного соглашения (размещена на официальном сайте www.torgi.gov.ru), содержащий оговорку, что вычислительная программа не осуществляет проверку на соответствие критериев конкурса предельным (минимальным и максимальным) значениям, указанным в конкурсной документации.

Вместе с тем, как следует из содержания пунктов 9, 10 части 1 статьи 46 Закона о концессионных соглашениях, предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки концессионера является самостоятельным параметром и в содержание значений критериев конкурса, предусмотренных пунктами 2 - 5 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, не входит.

Кроме того, из анализа ч. 6 ст. 49 Закона о концессионных соглашениях следует, что обязанность по осуществлению проверки на соответствие значений роста НВВ установленному в конкурсной документации параметру вменена организатору торгов.

При выявленных превышениях значений роста необходимой валовой выручки участников торгов предельным (максимальным) параметрам конкурсной документации участники конкурса ООО «СКП Плюс» и ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка подлежали отстранению от участия в конкурсе на основании ч. 6 ст. 49 Закона о концессионных соглашениях.

На основании вышеизложенного Комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу о неправомерности принятого конкурсной комиссией решения о признании победителем конкурса ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка по результатам оценки конкурсных предложений участников (протокол № 4 от 15.06.2020 г.).

 

В остальной части доводы заявителя оценены Комиссией Кировского УФАС России как необоснованные по следующим основаниям.

  1. Приказом Министерства экономического развития от 01.10.2013 № 563 утверждены Требования к форме и содержанию вычислительной программы по определению дисконтированной выручки участника конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся государственной или муниципальной собственности (далее – Требования).

Согласно п. 4 Требований блок входных данных вычислительной программы предназначен для ввода организатором конкурса цен, величин, значений, параметров, необходимых для расчета дисконтированной выручки участника конкурса.

Как утверждает заявитель, к моменту рассмотрения конкурсных предложений организатором торгов не был заполнен блок «Конкурсная документация», не сохранен для каждого участника. Вычислительная программа была активирована и заполнена организатором торгов после того, как участники представили конкурсной комиссии конкурсные предложения.

Во исполнение п. 14 Требований на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещена Инструкция к вычислительной программе по расчету дисконтированной валовой выручки для определения победителя конкурса на право заключения договора аренды или концессионного соглашения (далее – Инструкция).

В соответствии с абзацем 1 раздела 3.1.2 Инструкции лист «конкурсная документация» предназначен для ввода данных, содержащихся в конкурсной документации. Данные листа «конкурсная документация» должны быть одинаковыми во всех расчетных файлах вычислительной программы, сохраненных для каждого отдельного участника конкурса.

Нормы действующего законодательства не содержат требование о предварительном вводе организатором торгов данных в программу до представления участниками конкурсных предложений.

Подтверждение того, что время и очередность ввода параметров повлияли на результаты произведенного расчета дисконтированной выручки участников конкурса, ООО «СКП Плюс» в материалы дела не представлено.

Как следует из содержания протокола № 4 от 15.06.2020 г. (пункт 2), на момент рассмотрения и оценки конкурсных предложений организатором торгов был произведен расчет дисконтированной выручки с применением вычислительной программы, размещенной на официальном сайте www.torgi.gov.ru (приложение № 1 к протоколу).

Таким образом, действия организатора торгов не содержат нарушение п. 4 Требований, а также ч. 4 ст. 49 Закона о концессионных соглашениях.

 

  1. В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о концессионных соглашениях участники конкурса, представившие конкурсные предложения в конкурсную комиссию, или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с конкурсными предложениями. Участники конкурса, представившие конкурсные предложения в конкурсную комиссию, или их представители вправе осуществлять аудиозапись, видеозапись, фотографирование, в том числе видеозапись и фотофиксацию конкурсных предложений участников.

В соответствии с протоколом № 3 от 15.06.2020 г. на процедуре вскрытия конвертов с конкурсными предложениями присутствовали 2 представителя ООО «СКП Плюс», не производившие аудио- и видеозапись.

Заявителем не представлено подтверждение того, что организатором торгов был выражен запрет на осуществление видеозаписи конкурсных предложений.

 

  1. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 23 Закона о концессионных соглашениях конкурсная документация должна содержать исчерпывающий перечень документов и материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса, в том числе документов и материалов, подтверждающих информацию, содержащуюся в конкурсном предложении.

Во исполнение п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона о концессионных соглашениях критерием № 1 рассматриваемого конкурса является предельный размер расходов на реконструкцию объекта соглашения, которые предполагается осуществить концессионером (Приложение № 3 к конкурсной документации).

В соответствии с п.п. 4 п. 21.6 конкурсной документации обязательным в Конкурсном предложении по критерию № 1 является предоставление технико-экономического обоснования по каждому мероприятию, как включенному в Приложение № 2, так и заявленному Участником конкурса дополнительно (далее – основные и дополнительные мероприятия).

Технико-экономическое обоснование в отношении основных мероприятий должно содержать подробный перечень работ и обеспечить их комплексный характер (п.п. 5 п. 21.6 конкурсной документации).

Согласно п.п. 6 п. 21.6 конкурсной документации технико-экономическое обоснование каждого основного и дополнительного мероприятия должно содержать конкретную сметную стоимость мероприятия в ценах 2020 года, рассчитанную с применением территориальных единичных расценок, утвержденных уполномоченным органом исполнительной власти с дисконтированием сметной стоимости мероприятий 2020 и последующих годов действия концессионного соглашения.

ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка в составе конкурсного предложения было представлено технико-экономическое обоснование исх. № 307/К от 11.06.2020 г. по каждому основному мероприятию с приложением локальных сметных расчетов, составленных в текущих (прогнозных) ценах с применением территориальных единичных расценок по состоянию на 1 квартал 2020 г.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26.12.2019 г. № 876/пр, вступившим в силу с 31.03.2020 г., в федеральный реестр сметных нормативов включена информация о федеральных единичных расценках.

Локальные сметные расчеты, произведенные с применением территориальных единичных расценок, представлены ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка во исполнение требований, установленных организатором торгов.

Вместе с тем, в ходе анализа конкурсного предложения ООО «СКП Плюс» установлено, что технико-экономическое обоснование предлагаемых Обществом мероприятий содержит локальные сметные расчеты, составленные с применением федеральных единичных расценок (приказ Минстроя России от 26.12.2019 г. № 876/пр).

Заявитель не обосновал, каким образом установление требования о предоставлении сметных расчетов с применением территориальных единичных расценок, нарушило права ООО «СКП Плюс» и поставило в более выгодные условия другого участника конкурса при условии того, что конкурсное предложение Общества, содержащее сметные расчеты с применением федеральных единичных расценок, было признано организатором торгов соответствующим требованиям конкурсной документации.

 

  1. Во исполнение п. 5 ч. 1 ст. 23 Закона о концессионных соглашениях Организатором торгов в п. 16.1 конкурсной документации установлено, что конкурсное предложение должно быть оформлено участниками конкурса в соответствии с требованиями конкурсной документации по форме, установленной Приложением № 6 к конкурсной документации.

Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в конкурсном предложении для каждого критерия конкурса указывается значение предлагаемого участником конкурса условия в виде числового значения на каждый год срока действия концессионного соглашения.

Аналогичное требование установлено п. 16.8 конкурсной документации.

Заявитель самостоятельно указывает на отсутствие в установленной форме конкурсного предложения пункта № 6, в котором, по мнению Общества, должны быть отражены количественные значения критериев конкурса.

Во исполнение требований конкурсной документации, Закона о концессионных соглашениях, в силу наличия у участника конкурса обязанности по предоставлению указанных параметров форма конкурсного предложения была дополнена ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка предлагаемыми условиями по каждому критерию конкурса.

Анализ представленных материалов позволяет прийти к выводу, что в остальной части указанное конкурсное предложение соответствует установленной форме и содержит в полном объеме установленные организатором торгов сведения.

В силу вышеизложенного Комиссия Кировского УФАС России не усматривает наличие правовых оснований для признания конкурсного предложения ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка несоответствующим требованиям конкурсной документации по указанному обстоятельству.

 

  1. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 46 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в конкурсную документацию помимо условий, установленных статьей 23 настоящего Федерального закона, также включаются предельные (минимальные и (или) максимальные) значения критериев конкурса, предусмотренных пунктами 2 - 5 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона.

Из указанной нормы следует, что предельные значения критериев конкурса могут быть определены в конкурсной документации как в виде числового диапазона (с указанием минимального и максимального значений), так и в виде одного числового выражения, соответствующего минимальному или максимальному значению.

Критерии конкурса и их предельные значения в сфере водоснабжения и водоотведения установлены Приложением № 3 к конкурсной документации в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 46 Закона о концессионных соглашениях.

В соответствии с ч. 5 ст. 23 Закона о концессионных соглашениях концедент или конкурсная комиссия обязаны предоставлять в письменной форме разъяснения положений конкурсной документации по запросам заявителей.

В рамках ч. 5 ст. 23 Закона о концессионных соглашениях концедентом – администрацией Советского городского поселения Советского района Кировской области по запросу ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка даны разъяснения положений конкурсной документации, в том числе в части предельных значений критериев конкурса, установленных Приложением № 3 к конкурсной документации. Указанные разъяснения размещены на официальном сайте www.torgi.gov.ru, были доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц, в том числе ООО «СКП Плюс».

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о концессионных соглашениях концедент вправе вносить изменения в конкурсную документацию при условии обязательного продления срока представления заявок на участие в конкурсе или конкурсных предложений не менее чем на тридцать рабочих дней со дня внесения таких изменений.

Из анализа указанных положений следует, что Законом о концессионных соглашениях не установлена безусловная обязанность организатора торгов вносить изменения в конкурсную документацию после предоставления разъяснений заинтересованным лицам.

Позиция заявителя основана на ошибочном толковании нормы ч. 6 ст. 23 Закона о концессионных соглашениях.

За разъяснением относительно того, минимальными или максимальными являются установленные предельные значения критериев конкурса, самостоятельно ООО «СКП Плюс» к организатору торгов не обращалось.

Вместе с тем, как следует из протокола рассмотрения и оценки конкурсных предложений № 4 от 15.06.2020 г., указанное обстоятельство не воспрепятствовало ООО «СКП Плюс» сформировать конкурсное предложение в соответствии с установленными критериями конкурса.

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу о недоказанности нарушения действиями организатора торгов прав и законных интересов ООО «СКП Плюс».

 

  1. По доводу заявителя о нарушении организатором торгов порядка определения победителя конкурса Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Закона о концессионных соглашениях оценка конкурсных предложений в соответствии с критериями конкурса, указанными в части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, осуществляется конкурсной комиссией посредством сравнения содержащихся в конкурсных предложениях условий. Наилучшие содержащиеся в конкурсных предложениях условия соответствуют:

1) дисконтированной выручке участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение, в случае, если дисконтированная выручка участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение, отличается от дисконтированной выручки другого участника конкурса, для которого определено следующее по величине значение дисконтированной выручки после ее минимального значения, более чем на два процента превышающее минимальное значение дисконтированной выручки;

2) наибольшему количеству содержащихся в конкурсном предложении наилучших плановых значений показателей деятельности концессионера по сравнению с соответствующими значениями, содержащимися в конкурсных предложениях иных участников конкурса, дисконтированные выручки которых превышают менее чем на два процента минимальное значение дисконтированной выручки, определенное на основании всех конкурсных предложений, или равны ему, в случае, если дисконтированная выручка участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение, отличается от дисконтированной выручки другого участника конкурса, для которого определено следующее по величине значение дисконтированной выручки после ее минимального значения, менее чем на два процента превышающее минимальное значение дисконтированной выручки или равное ему.

Из буквального толкования указанной нормы следует, что основным критерием при определении конкурсного предложения с наилучшими условиями является минимальный размер дисконтированной выручки участника конкурса (в случае, если разница между значениями ДВВ у двух наилучших по этому критерию конкурсных предложений составляет более чем 2%).

Определение наилучших плановых значений показателей деятельности концессионера в конкурсных предложениях участников осуществляется дополнительно только в случае, если разница между значениями ДВВ у двух наилучших по этому критерию конкурсных предложений составляет менее чем 2% или равна им.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки конкурсных предложений № 4 от 15.06.2020 г. согласно произведенному расчету значение дисконтированной выручки у ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка составляет 243,06 млн. руб., у ООО «СКП Плюс» – 256,22 млн. руб.

Дисконтированная выручка с минимальным значением ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка отличается от дисконтированной выручки ООО «СКП Плюс» более чем на 2%.

Таким образом, в рассматриваемом случае алгоритм определения наилучшего конкурсного предложения по признаку максимальных расходов на создание и (или) реконструкцию объектов соглашения (критерий конкурса № 1), установленный в п. 21.6 конкурсной документации, не подлежит применению.

Доводы заявителя в указанной части противоречат условиям ч. 2 ст. 49 Закона о концессионных соглашениях.

 

  1. В жалобе заявителем указывается на наличие многочисленных неточностей, допущенных организатором торгов при составлении конкурсной документации:

а) в части необходимого размера банковской гарантии:

п. 13.2 конкурсной документации: «Размер банковской гарантии составляет 2 (два) % от суммы обязательств Концессионера по его расходам на реконструкцию объекта Соглашения (суммы концессионного соглашения)»;

п. 2 раздела 23 проекта концессионного соглашения (Приложение № 1 к конкурсной документации): «Размер банковской гарантии составляет 3 (три) % от суммы обязательств Концессионера по его расходам на реконструкцию объекта Соглашения (суммы концессионного соглашения)»;

б) в части технико-экономических показателей объекта «Артезианская скважина, расположенная по адресу: г. Советск, ул. Горького, д. 1»:

поз. 6 раздела 1.2 Акта технического обследования передаваемого имущества (далее – Акт ТО): требуется «своевременное техническое обслуживание»;

поз. 1.5 Приложения № 3 к конкурсной документации «Задание и основные мероприятия»: требуется «реконструкция башни с установкой в ней мембраны, 2020 год проварить все швы»;

в) в части необходимых мероприятий по реконструкции объекта концессионного соглашения: Акт ТО (раздел «Мероприятия по устранению дефектов») предусматривает необходимость создания аварийного запаса на всех объектах (глубинные насосы, запорная арматура, трубы). Заданием и основными мероприятиями (Приложение № 3 к конкурсной документации) осуществление указанного мероприятия не предусмотрено;

г) в части необходимых мероприятий по реконструкции объекта «Артезианская скважина, расположенная по адресу: г. Советск, ул. Гагарина, д. 21»:

поз. 5 раздела 1.2 Акта ТО: требуется «своевременное техническое обслуживание; реконструкция с установкой в ней мембраны, проверить и проварить все швы». Заданием и основными мероприятиями (Приложение № 3 к конкурсной документации) осуществление указанного мероприятия не предусмотрено;

д) в части допущенной опечатки, не соответствующей назначению передаваемого имущества:

п. 3 Приложения № 7 к проекту концессионного соглашения «Порядок возмещения фактически понесенных расходов концессионера»: «Концессионер предоставляет концеденту экономически обоснованные расчеты размера не возмещенных на момент окончания срока действия концессионного соглашения расходов с приложением подтверждающих бухгалтерских документов, а также расчет периода, на который должен быть продлен срок действия концессионного соглашения и в течение которого будут возмещены расходы концессионера за счет тарифов и надбавок к тарифам на услуги теплоснабжения»;

е) в части срока действия концессионного соглашения:

п. 1.1 конкурсной документации: «Объект концессионного соглашения предоставляется на срок 9 лет, в целях осуществления деятельности по холодному водоснабжению и водоотведению в г. Советске Советского района Кировской области»;

п. 1 раздела 12 проекта концессионного соглашения: «Настоящее соглашения вступает в силу со дня его подписания всеми сторонами и действует 9 лет»;

в извещении № 220120/0905619/01 о проведении открытого конкурса, размещенном на официальном сайте www.torgi.gov.ru (разделы «Лоты», «Общие сведения»), срок действия соглашения составляет 8 лет 11 месяцев 30 дней.

Наличие указанных противоречий в содержании конкурсной документации, извещении о проведении торгов не создает кому-либо из хозяйствующих субъектов преимущественные условия участия в конкурсе, в силу того, что указанная информация находится в публичном доступе и носит обязательный характер в равной степени для всех участников конкурса.

ООО «СКП Плюс» было наделено правом обратиться в адрес организатора торгов за дачей разъяснений соответствующих положений конкурсной документации на этапе подачи заявок, однако данным правом не воспользовалось.

Кроме того, в части указанных доводов Комиссией Кировского УФАС России принят во внимание тот факт, что ООО «СКП Плюс» также не обращалось в адрес организатора торгов с предложениями об изменении конкурсной документации в порядке, установленном ч. 6 ст. 46 Закона о концессионных соглашениях.

Более того, в п. 3 конкурсного предложения ООО «СКП Плюс» подтвердило свое полное ознакомление и согласие с положениями конкурсной документации.

При условии того, что Общество было допущено к участию в торгах, приняло условия участия в конкурсе, оказалось способным представить конкурсное предложение, соответствующее требованиям конкурсной документации, Комиссия Кировского УФАС России не усматривает в указанных действиях организатора торгов нарушение прав заявителя.

 

Выявленное Комиссией Кировского УФАС России нарушение, допущенное на этапе рассмотрения и оценки конкурсных предложений, произошло по вине организатора торгов – администрации Советского городского поселения Советского района Кировской области.

При решении вопроса об устранении нарушения порядка проведения торгов Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение возможно устранить путем выдачи администрации Советского городского поселения Советского района Кировской области предписания об отмене протокола конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке конкурсных предложений № 4 от 15.06.2020 г., протокола конкурсной комиссии о результатах проведения конкурса № 5 от 17.06.2020 г., а также о повторном рассмотрении и оценке конкурсных предложений участников с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.

 

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

Р Е Ш И Л А :

 

  1. Признать жалобу ООО «СКП Плюс» обоснованной в связи с нарушением Организатором торгов – администрацией Советского городского поселения Советского района Кировской области порядка проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения в Советском городском поселении Советского района Кировской области (извещение № 220120/0905619/01), лот № 1.
  2. Выдать администрации Советского городского поселения Советского района Кировской области предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов.

 

В соответствии со ст. 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                          <>

 

 

 

Члены комиссии                                                                                                     <…>

 

 

 

 

                                                                                                                                      <>

Связанные организации

Связанные организации не указаны