Заключение б/н Заключение об обстоятельствах дела от 3 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 043/01/10-159/2022

 

от «03» ноября 2022 года                                                                                                г. Киров

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

(…) – заместитель руководителя управления – начальник отдела товарных рынков и естественных монополий;

Члены комиссии:

(…) – главный специалист – эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий;

(…) – ведущий специалист – эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий;

в присутствии представителей ответчика – (…), действующей на основании доверенности от 19.04.2022 г., участвующей в рассмотрении дела посредством системы видео-конференц-связи;

рассмотрев дело № 043/01/10-159/2022 по признакам нарушения ООО «Вятский север» (ИНН: 4316010700, ОГРН: 1214300001904, 613970, Кировская область, Лузский район, пгт. Лальск, пер. Торговый, д.2) части 1 статьи 10, пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьей  48.1  Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Кировское УФАС России на рассмотрение поступило заявление ОАО «Лузская снабженческо-сбытовая база» (далее – ОАО «ЛССБ») от 06.12.2021 г. б/н (вх. № 7690 от 07.12.2021 г.) на действия ООО «Вятский север» в связи с высокой стоимостью платы за тепловую энергию и угрозой прекращения подачи тепловой энергии на объект заявителя.

В ходе рассмотрения заявления в действиях ООО «Вятский север» установлены признаки нарушения требований части 1 статьи 10, пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

Приказом от 03.03.2022 г. № 10 возбуждено дело № 043/01/10-159/2022 по признакам нарушения ООО «Вятский север» ч. 1 ст. 10 и п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В целях полного и всестороннего рассмотрения дела № 043/01/10-159/2022 определениями об отложении рассмотрения дела от 20.04.2022 (исх. № 1766/02 от 25.04.2022), от 25.05.2022 (исх. № 2188/02 от 30.05.2022), от 30.06.2022 (исх. № 2736/02 от 06.07.2022), от 03.08.2022 (исх. № 3034/02 от 04.08.2022) у сторон были запрошены необходимые документы и информация.

Документы и информация, полученные антимонопольным органом, приобщены к материалам дела.

Комиссией Кировского УФАС России было установлено следующее.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

В статье 2 Закона о теплоснабжении приведены следующие понятия:

тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление);

источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии;

теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;

потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;

теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Порядок организации теплоснабжения урегулирован Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила организации теплоснабжения).

Согласно п. 20 Правил организации теплоснабжения по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (далее - договор теплоснабжения).

В соответствии с абз.2 п. 44 Правил организации теплоснабжения в случае если в нежилом здании имеется один тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод, при наличии в нежилом здании нескольких тепловых вводов, заявки на заключение договора теплоснабжения подаются каждым владельцем помещения, в котором имеется тепловой ввод. Отношения по обеспечению тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения.

Порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям также урегулирован Правилами организации теплоснабжения.

Согласно п. 76 Правил организации теплоснабжения ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в следующих случаях:

неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором, а также нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок;

прекращение обязательств сторон по договору теплоснабжения;

выявление фактов бездоговорного потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

возникновение (угроза возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения;

наличие обращения потребителя о введении ограничения;

иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором теплоснабжения.

Из представленных в Кировское УФАС России документов следует, что ОАО «ЛССБ» на праве собственности принадлежит помещение магазина, расположенное по адресу: Кировская область, Лузский район, пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34, пом. 1004.

В заявлении, направленном в адрес Кировского УФАС России, ОАО «ЛССБ» указало, что отопление здания по адресу: Кировская область, Лузский район, пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34 осуществляется от котельной, принадлежащей ООО «Вятский север».

До октября 2021 г. договор теплоснабжения в отношении помещения, принадлежащего заявителю, не заключался. При этом поставка тепловой энергии в указанное нежилое помещение осуществлялась.

ОАО «ЛССБ» указывает, что в октябре 2021 г. ООО «Вятский север» направило в адрес заявителя проект договора на отпуск тепловой энергии от 01.10.2021 г. из условий которого следует, что стоимость приобретенной тепловой энергии в случае подписания указанного договора будет составлять 7 865, 00 руб. в месяц.

Заявитель считает, что стоимость тепловой энергии, указанная в договоре на отпуск тепловой энергии, является необоснованной и завышенной.

Не согласившись с размером платы за поставляемую тепловую энергию, включенным ООО «Вятский север» в проект договора на отпуск тепловой энергии, ОАО «ЛССБ» отказалось подписывать данный договор и обратилось с заявлением в Кировское УФАС России. 

Также ОАО «ЛССБ» в заявлении, направленном в Кировское УФАС России, сообщило, что письмом от 03.12.2021 г. № 99 ООО «Вятский север» повторно направило в адрес общества проект договора на отпуск тепловой энергии, а также сообщило, что в случае отказа от подписания договора подача тепловой энергии в нежилое помещение ОАО «ЛССБ» будет прекращена.

Из представленных в Кировское УФАС России документов и информации следует, что всего в здании, расположенном по адресу: Кировская область, Лузский район, пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34 находятся 6 нежилых помещений.

Все нежилые помещения, за исключением помещения, принадлежащего ОАО «ЛССБ», принадлежат на праве собственности Лузскому районному потребительскому обществу, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Также из представленных в Кировское УФАС России документов и информации следует, что в одном из вышеуказанных нежилых помещений, принадлежащих Лузскому районному потребительскому обществу, расположена котельная (пом. 1002), посредством которой отапливаются все помещения здания по адресу: Кировская область, Лузский район, пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34, в том числе помещение, принадлежащее ОАО «ЛССБ».

01.09.2021 г. между Лузским районным потребительским обществом (арендодатель) и ООО «Вятский север» (арендатор) заключен договор аренды недвижимого имущества (далее – Договор аренды).

Согласно п. 1.1. Договора аренды арендодатель предоставляет, а арендатор получает во временное владение и пользование за плату объект недвижимости – помещение котельной, расположенное по адресу: Кировская область, Лузский район, пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34, пом. 1002 и оборудование для осуществления бесперебойного, качественного и безопасного теплоснабжения (котел, скважина), принадлежащее арендодателю на праве собственности.

Таким образом, с 01.09.2021 г. помещение котельной по адресу: Кировская область, Лузский район, пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34, пом. 1002 и оборудование для осуществления теплоснабжения (котел, скважина) переданы во временное владение ООО «Вятский север» по договору аренды, что подтверждается также актом приема-передачи от 01.09.2021 г., составленным между Лузским районным потребительским обществом и ООО «Вятский север».

Следовательно, с 01.09.2021 г. ООО «Вятский север» на законном основании владеет источником тепловой энергии (котельной, расположенной по адресу: Кировская область, Лузский район, пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34, пом. 1002).

В письме от 29.12.2021 № 110, направленном в адрес Кировского УФАС России, ООО «Вятский север» сообщило, что до передачи вышеуказанной котельной обществу по договору аренды, Лузским районным потребительским обществом в адрес ОАО «ЛССБ» выставлялись счета-фактуры и акты выполненных работ для оплаты потребленной тепловой энергии. Оплата производилась в счет расчетов за поставленную продукцию заявителя.

Счета-фактуры на оплату тепловой энергии, а также акты выполненных работ, выставляемые Лузским районным потребительским обществом в адрес ОАО «ЛССБ», за отопительные периоды 2018-2021 г. представлены в материалы дела.

Из положений абз. 2 п. 44 Правил организации теплоснабжения следует, что в случае, если в нежилом здании имеется один тепловой ввод договор теплоснабжения заключается между владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод и теплоснабжающей организацией. Отношения по обеспечению тепловой и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения.

В рассматриваемом случае тепловой ввод расположен в одном из помещений, принадлежащих Лузскому районному потребительскому обществу.

При этом, договор теплоснабжения между ООО «Вятский север» и Лузским районным потребительским обществом не заключен, доказательств обратного в Кировское УФАС России не представлено. 

Вместе с тем,  согласно п.1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) группой лиц признается хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

ООО «Вятский север» и Лузское районное потребительское общество составляют группу лиц по основанию, указанному в п.1 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции. 

Группа лиц рассматривается как единый хозяйствующий субъект, имеющий единые экономические интересы; понятие юридической аффилированности не требует доказывания того, что участники одной группы формализовали свою деятельность как осуществляемую от имени «единого хозяйствующего субъекта» (п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.03.1998 № 32 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства", Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2016 № 308-ЭС16-1475, Постановление АС Московского округа от 01.11.2018 по делу № А41-85318/2017, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.04.2008 по делу № А56-23922/2007).

Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» группа лиц рассматривается как один участник рынка.

В октябре 2021 г. ООО «Вятский север» направило в адрес заявителя проект договора на отпуск тепловой энергии от 01.10.2021 г. (далее – Проект договора) (копия указанного проекта договора представлена в Кировское УФАС России).

Согласно п. 1.1. Проекта договора теплоснабжающая организация (ООО «Вятский север») обязуется отпускать потребителю (ОАО «ЛССБ») с начала отопительного сезона 2021-2022 г. тепловую энергию на отопление помещения магазина «Рассвет», расположенного по адресу: Кировская область, Лузский район, пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34, а потребитель (ОАО «ЛССБ») обязуется оплачивать данные услуги, в соответствии с условиями настоящего договора.

Пунктом 2.1. Проекта договора определено, что за приобретенную тепловую энергию потребитель оплачивает теплоснабжающей организации 7 865, 00 руб. в месяц, НДС не облагается.

Согласно п. 2.2. Проекта договора расчетная сумма за отопление определяется по удельному весу фактически занимаемых площадей от общей суммы расходов по содержанию котельной на все объекты отопления.

ООО «Вятский север» в письменных пояснениях, направленных в Кировское УФАС России, сообщило, что подача тепловой энергии в помещение, принадлежащее ОАО «ЛССБ», не прекращалась.

Из проекта договора на отпуск тепловой энергии от 01.10.2021 г., направленного в адрес заявителя, следует, что ООО «Вятский север» берет на себя обязательства по отпуску тепловой энергии в помещение, принадлежащее ОАО «ЛССБ» и в случае заключения указанного договора будет взимать с последнего плату за поставленную тепловую энергию (т.е. осуществлять деятельность по продаже тепловой энергии).

Таким образом, учитывая, что в настоящее время ООО «Вятский север» на праве аренды принадлежит котельная (источник тепловой энергии), принимая во внимание факт того, что в адрес заявителя был направлен проект договора на отпуск тепловой энергии из которого следует, что ООО «Вятский север» будет осуществлять деятельность по продаже тепловой энергии, а также факт того, что в настоящее время подача тепловой энергии в помещение, принадлежащее ОАО «ЛССБ» не прекращена (услуга теплоснабжения оказывается), следует вывод о том, что по смыслу понятия, указанного в ст. 2 Закона о теплоснабжении, ООО «Вятский север» является теплоснабжающей организацией.

Из представленных в Кировское УФАС России документов следует, что письмом от 19.11.2021 г., направленным в адрес ООО «Вятский север», ОАО «ЛССБ» указало на несогласие с условиями проекта договора от 01.10.2021 г. и просило предоставить расчет стоимости тепловой энергии, указанный в п. 2.1. Проекта договора.

Таким образом, ОАО «ЛССБ» вышеуказанным письмом выразило несогласие с редакцией проекта договора, направленного ООО «Вятский север» в адрес заявителя.

Вместе с тем, из представленных в Кировское УФАС России документов и информации следует, что письмом от 03.12.2021 г. № 99, направленным в адрес заявителя, ООО «Вятский север» повторно направило проект договора от 01.10.2021 г. пунктом 2.1. которого предусмотрено, что за приобретенную тепловую энергию потребитель оплачивает теплоснабжающей организации 7 865, 00 руб. в месяц., а также сообщило, что в случае отказа от подписания договора на отпуск тепловой энергии от 01.10.2021 г. подача тепловой энергии в помещение ОАО «ЛССБ», расположенное по адресу: Кировская область, Лузский район, пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34, пом. 1004, будет прекращена.

В рамках антимонопольного регулирования Кировское УФАС России осуществляет контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта в случае если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение.

Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Закона о защите конкуренции.

Для товарного рынка услуг по отпуску тепловой энергии характерно оказание услуг организациями теплоснабжения потребителям в пределах расположения тепловых сетей теплоснабжающих или теплосетевых организаций. Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и, как правило, требует значительных расходов.

По результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по отпуску тепловой энергии в границах присоединенных сетей котельной, расположенной по адресу: Кировская область, Лузский район, пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34, за 2021 год, доминирующее положение на указанном товарном рынке занимает группа лиц в составе: Лузского районного потребительского общества (в период с 01.01.2021 г. по 31.08.2021 г.) и ООО «Вятский север» (в период с 01.09.2021 г. по 31.12.2021 г.).

Из письма ОАО «ЛССБ» б/н от 06.12.2021 следует, что у общества не имеется возможность подключения к другим теплоснабжающим организациям.

Кировским УФАС России в адрес ООО «Лузская теплоснабжающая компания» (теплоснабжающая компания, осуществляющая деятельность на территории Лузского муниципального округа) был сделан запрос о предоставлении информации.

В письме от 12.05.2022 г., направленном в адрес Кировского УФАС России, ООО «Лузская теплоснабжающая компания» сообщило, что у ОАО «ЛССБ» не имеется возможности подключиться к системе теплоснабжения (тепловым сетям) общества, так как помещение, принадлежащее ОАО «ЛССБ» отсутствует в схеме теплоснабжения ООО «Лузская теплоснабжающая компания».

Кроме того, ОАО «ЛССБ» в письме Кировскому УФАС России от 24.06.2022 г. № 2188/03 сообщило, что у общества также отсутствует техническая возможность установки электрического котла.

Учитывая вышеизложенное, ООО «Вятский север» на рынке услуг по отпуску тепловой энергии в границах присоединенных сетей занимает доминирующее положение с долей 100%.    

Таким образом, на данное Общество распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В пункте 76 Правил организации теплоснабжения содержится исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми может быть введено ограничение или прекращение подачи тепловой энергии потребителям.

При этом основание прекращения подачи тепловой энергии в связи с неподписанием потребителем договора на отпуск тепловой энергии нормами действующего законодательства не предусмотрено.

В рассматриваемом случае между ОАО «ЛССБ» и ООО «Вятский север» (Лузским районным потребительским обществом, составляющим с ООО «Вятский север» группу лиц по основанию, указанному в п.1 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции) сложились фактические правоотношения по поставке тепловой энергии в нежилое помещение, принадлежащее заявителю. Данный факт подтверждается представленными в материалы дела счетами-фактурами на оплату тепловой энергии, а также актами выполненных работ.

Прекращение подачи тепловой энергии в отсутствии оснований, предусмотренных Правилами организации теплоснабжения, не допускается.

ООО «Вятский север» указывает, что несмотря на направление в адрес ОАО «ЛССБ» письма от 03.12.2021 г. № 99, подача тепловой энергии в помещение, принадлежащее ОАО «ЛССБ», не прекращалась.

Вместе с тем, частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, действия ООО «Вятский север» по направлению в адрес ОАО «ЛССБ» письма от 03.12.2021 г. № 99 с угрозой прекращения подачи тепловой энергии в нежилое помещение, расположенное по адресу: Кировская область, Лузский район, пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34, пом. 1004 содержат нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

 

В октябре 2021 года ООО «Вятский север» направило в адрес ОАО «ЛССБ» проект договора на отпуск тепловой энергии от 01.10.2021 г., из условий которого следует, что стоимость платы за отпуск тепловой энергии в случае подписания указанного договора будет составлять 7 865, 00 руб. в месяц.

19.11.2021 г. ОАО «ЛССБ», не согласившись с условиями договора на отпуск тепловой энергии в части установленного размера ежемесячной платы за тепловую энергию, направило в адрес ООО «Вятский север» письмо о предоставлении утвержденного расчета тарифа на тепловую энергию с подтверждающими документами.

Письмом от 24.11.2021 г. № 98 ООО «Вятский север» направило ОАО «ЛССБ» Калькуляцию расходов на содержание котельной в пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34 на отопительный период 2021-2022 г., утвержденную директором ООО «Вятский север» 10.09.2021 г. (далее – Калькуляция от 10.09.2021 г.)

В соответствии с Калькуляцией от 10.09.2021 г., расчет стоимости тепловой энергии произведен ООО «Вятский север» на 1 кв. м, при этом расчетная сумма за отопление определялась по удельному весу фактически занимаемых площадей от общей суммы расходов по содержанию котельной на все объекты отопления и составляла 148,12 рублей за 1 кв. м. С учетом занимаемой ОАО «ЛССБ» площади помещения в размере 53,1 м2, стоимость тепловой энергии согласно проекту договора на отпуск тепловой энергии от 01.10.2021 г. составляла 7 865, 00 руб. в месяц (без НДС).

Не согласившись с расчетами в Калькуляции от 10.09.2021 г., ОАО «ЛССБ» направило в адрес ООО «Вятский север» письмо от 02.12.2021 г. с просьбой о снижении размера ежемесячной платы за тепловую энергию.

Письмом от 03.12.2021 г. № 99 ООО «Вятский север» повторно направило ОАО «ЛССБ» проект договора на отпуск тепловой энергии от 01.10.2021 г., оставив условия о размере ежемесячной платы за отпуск тепловой энергии неизменными.

Не согласившись с размером платы за поставляемую тепловую энергию в проекте договора на отпуск тепловой энергии от 01.10.2021 г., ОАО «ЛССБ» отказалось подписывать данный договор и обратилось с заявлением в Кировское УФАС России.

В соответствии с пп. в п. 5.(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или на ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) на ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

Из представленных ООО «Вятский север» и ОАО «ЛССБ» документов и сведений, следует следующее:

1) ООО «Вятский север» на праве аренды принадлежит котельная (источник тепловой энергии), расположенная в здании по адресу: Кировская область, Лузский район, пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34;

2) От указанной котельной осуществляется подача тепловой энергии в здания, принадлежащие Лузскому райпо и расположенные по адресам:

- Кировская область, Лузский район, пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 17;

- пгт. Лальск, пер. Аптечный, д.1;

- пгт. Лальск, пер. Торговый, д.2;

- пгт. Лальск, ул. Ленина 34 (в указанном здании помещение 1004 принадлежит ОАО «ЛССБ»).

К тепловым сетям ОАО «ЛССБ» не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей. Следовательно, цены на тепловую энергию, поставляемую ООО «Вятский Север» в адрес ОАО «ЛССБ», не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя на основании пп. в п. 5.(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075.

В рамках антимонопольного регулирования Кировское УФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги) в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

В соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции, монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Исходя из указанных положений, в антимонопольном законодательстве используются два метода определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара:

  1. Метод сопоставимых рынков.
  2. Затратный метод.

По результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по отпуску тепловой энергии в границах присоединенных сетей котельной, расположенной по адресу: пгт. Лальск, ул. Ленина 34, ООО «Вятский север» занимает доминирующее положение с долей 100%.  

В связи с тем, что хозяйствующие субъекты на рынке услуг по обеспечению потребителей тепловой энергией, теплоносителем занимают доминирующее положение с долей 100 % в границах расположения технологической инфраструктуры (своих сетей), находящиеся в состоянии конкуренции сопоставимые товарные рынки с рынком услуг по отпуску тепловой энергии в границах присоединенных сетей котельной, расположенной по адресу: пгт. Лальск, ул. Ленина 34, отсутствуют.

В связи с отсутствием находящихся в состоянии конкуренции сопоставимых товарных рынков с рынком услуг по отпуску тепловой энергии в границах присоединенных сетей котельной, расположенной по адресу: пгт. Лальск, ул. Ленина 34, при выявлении в действиях ООО «Вятский север» наличия / отсутствия признаков нарушения п. 1 ч. 1. ст. 10 Закона о защите конкуренции Кировским УФАС России использовался затратный метод (оценка обоснованности расходов, включенных в цену товара (работы, услуги), а также уровня доходов соответствующего хозяйствующего субъекта). Исходя из положений статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

В калькуляцию от 10.09.2021 года ООО «Вятский север» включены следующие статьи затрат:

1) расходы на дрова и разделку дров в сумме 67260,00 руб. в месяц;

2) расходы на электроэнергию для производственного процесса в размере 21375 руб. в месяц;

3) расходы на водоснабжение для производственного процесса в размере 49,85 руб. в месяц;

4) расходы на оплату труда производственных рабочих (4 человека) – в сумме 91650,00 руб. в месяц;

5) отчисления с заработной платы в размере 22757,28 руб. в месяц;

6) амортизация основных средств - в размере 1350,00 руб. в месяц;

7) расходы на текущий ремонт – 3852,00 руб. в месяц;

8) расходы на инвентарь – 830,00 руб. в месяц;

8) спецодежда и другие СИЗ – 1971,00 руб. в месяц;

9) прочие расходы – 4430,00 руб. в месяц;

10) накладные расходы – 21161,00 руб. в месяц;

11) рентабельность (28%) – 65519, 55 руб. в месяц.

Всего расходы составили 302565,68 руб. в месяц. Указанную сумму ООО «Вятский север» распределяло на квадратные метры отапливаемых помещений (2042,7 кв.м). Стоимость 1 кв. м. составляла 148,12 руб. в месяц. Исходя из занимаемой ОАО «ЛССБ» площади помещения в размере 53,1 м2, стоимость тепловой энергии согласно проекту договора на отпуск тепловой энергии от 01.10.2021 г. составляла 7 865, 00 руб. в месяц (без НДС).

В соответствии с п. 7 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Согласно п. 94 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежат количество тепловой энергии, используемой в том числе в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении.

В примечании 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 указаны единицы измерения, использующиеся для применения названного приложения при расчете размера платы за коммунальные услуги, в частности: в отношении объемов коммунальных ресурсов (тепловая энергия - Гкал); в отношении нормативов потребления коммунальных услуг (отопление - Гкал на 1 кв. м общей площади жилых помещений; тепловая энергия на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению - Гкал/куб. м); в отношении тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (тепловая энергия - руб/Гкал).

С учетом изложенного, при расчете платы за отпуск тепловой энергии за единицу измерения тепловой энергии следует принимать Гкал.

Следовательно, ООО «Вятский север» неправомерно рассчитывало плату за отпуск тепловой энергии, принимая за единицу измерения не Гкал тепловой энергии, а кв.м. отапливаемой площади.

Из содержания писем ООО «Вятский север» от 29.12.2021 № 110 и № 111 следует, что в статьях затрат на Оплату труда производственных рабочих и Расходы на дрова с разделкой включен двойной учет расходов на колку дров:

- согласно положению об оплате труда работников ООО «Вятский север» с 01.07.2021 г. оплата труда за колку дров (крупную для котельных) составляет 115,000 руб/куб.м. Эти расценки учитываются ООО «Вятский север» в оплате труда рабочих в прочих доплатах;

- по представленному ООО «Вятский север» расчету стоимости топлива (дров) с разделкой стоимость дров составляет:

900,00 рублей за куб.м. (согласно товарной накладной № 2 от 04.02.2021 от ИП Докуниной Е.В.) + 200,00 руб. (распиловка дров) + 115,00 рублей (колка дров).

В связи с тем, что услуги по колке дров уже учтены в заработной плате работников, включение расходов по колке дров в стоимость дров приводит к двойному учету одних и тех же затрат. Следовательно, расходы по статье затрат «Дрова с разделкой» являются завышенными.

Кроме того, ООО «Вятский север» не представлены документы, подтверждающие суммы затрат на накладные расходы в Калькуляции от 10.09.2021. Исходя из положений статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

С учетом изложенного, затраты на накладные расходы, учтенные ООО «Вятский север» в Калькуляция от 10.09.2021 г., не могут быть признаны Кировским УФАС России обоснованными и документально подтвержденными на основании статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации.

В Калькуляции от 10.09.2021 г. учтен уровень рентабельность продаж в размере 28%.

На официальном сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/) в соответствии с Приказом ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333 опубликованы «Сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков за 2020 год».

Согласно сведениям ФНС России о рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг по виду экономической деятельности «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха» за 2020 год значение среднеотраслевой рентабельности отрицательное, а в среднем по всем видам деятельности значение рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг за 2020 год составляет 9,9%.

С учетом изложенного, уровень рентабельности, учтенный ООО «Вятский север» в Калькуляции от 10.09.2021 г. значительно превышает как среднеотраслевой уровень рентабельности по виду экономической деятельности «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха», так и среднюю рентабельность по всем видам деятельности.

Таким образом, ООО «Вятский север» в Калькуляции от 10.09.2021 г. применяло некорректный расчет стоимости услуг по отпуску тепловой энергии, приводя затраты на содержание котельной в пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34 к кв. м. отапливаемых помещений, а не к полезному отпуску тепловой энергии (в Гкал). В суммах расходов на содержание котельной в пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34 от 10.09.2021 г. содержались:

- завышенные расходы по статье «Дрова с разделкой»;

- документально не подтвержденные накладные расходы;

- уровень рентабельности, превышающий средний показатель рентабельности по всем видам деятельности, опубликованный на официальном сайте ФНС России в соответствии с Приказом ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333.

В ходе рассмотрения дела ООО «Вятский север» произведен перерасчет расходов на содержание котельной в пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34 за отопительный сезон 2021-2022 годов, согласно которому стоимость 1 Гкал тепловой энергии составила 3221,11 рублей.

В «Расчет расходов на содержание котельной в пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34 за отопительный сезон 2021-2022 годов», утвержденный директором ООО «Вятский север» от 18.08.2022 г. (далее – Расчет расходов от 18.08.2022 г.), включены следующие статьи затрат:

1) расходы на дрова и разделку дров в сумме 346070,80 руб.;

2) расходы на электроэнергию для производственного процесса в размере 143081,95 руб.;

3) расходы на водоснабжение для производственного процесса в размере 919,92 руб.;

4) расходы на оплату труда производственных рабочих (4 человека) – в сумме 650269,44 руб.;

5) отчисления с заработной платы в размере 147785,16 руб.;

6) арендная плата  - в размере 123250,00 руб.;

7) расходы на текущий ремонт – 116838,00 руб.;

8) СИЗ и смывающие – 14296,38 руб.

Всего сумма расходов за отопительный сезон составила 1550319,29 руб.

В Расчет расходов от 18.08.2022 г. не включен размер прибыли.

Суммы расходов на топливо (дрова) подтверждены актами на списание материальных ценностей за октябрь 2020 года – апрель 2021 года. Для заправки пил для распиловки дров на котельной пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34 приобретался бензин на общую сумму 2770,80 руб., что подтверждается копиями авансовых отчетов за 2020 – 2021гг.

В подтверждение расходов на электрическую энергию в Расчете расходов от 18.08.2022 г. ООО «Вятский север» представлен расчет стоимости электрической энергии с приложением копий актов приема-передачи электрической энергии за период с октября 2020 года по апрель 2021 года.

Расходы на водоснабжение в Расчете расходов от 18.08.2022 г. подтверждены актами об оказании услуг по водоснабжению котельной за период с октября 2020 года по апрель 2021 года.

Суммы расходов на оплату труда производственных рабочих в Расчете расходов от 18.08.2022 г. являются подтвержденными (представлены копии расчетных листков за период с октября 2020 года по апрель 2021 года).

Расходы на аренду котельной пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34 в Расчете расходов от 18.08.2022 г. являются подтвержденными (представлена копия договора аренды недвижимого имущества от 01.09.2021 г.).

Расходы на текущий ремонт в сумме 116838,00 руб. в Расчете расходов от 18.08.2022 г. подтверждены документально: представлен закупочный акт № 13 от 15.05.2021 на трубу металлическую на сумму 56400 руб., наряды на проведение ремонтных работ в сумме 10400 руб., требование-накладная за март 2021 года и закупочный акт № 9 от 18.03.2022 на приобретение материалов в сумме 48728,80 руб., а также счет № 210856 т 15.04.2021 г. от ИП Воронина В.В. за услуги по исследованию воды в размере 1309,20 руб.

Расходы на инвентарь в Расчете расходов от 18.08.2022 г. являются документально подтвержденными: представлен расчет и копии первичных документов на приобретение цепей (счет-фактуры от 03.01.2020 г. № 1416 и от 14.05.2020 г. № 7067), лопат (товарная накладная № 8669 от 26.12.2020 г.), метел (накладная № 25862 от 27.08.2020 г.).

Расходы на средства индивидуальной защиты и смывающие подтверждены документально: представлены копии первичных документов на приобретение спецодежды, перчаток, мыла, антисептических средств (товарная накладная С-01889748 от 14.04.2020 г., от 31.03.2020 г., счет-фактура от 09.09.2020 № RT-20882, ведомости на выдачу спецодежды и рукавиц).

Необходимое количество тепловой энергии/теплоносителя определено ООО «Вятский север» расчетным путем при отсутствии (неисправности) приборов учета тепловой энергии в соответствии с Приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99пр «Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» и составило 481,30 Гкал на отопительный сезон 2021-2022 гг.

Исходя из необходимого количества тепловой энергии (Гкал) в месяц, ООО «Вятский север» произведен «Помесячный расчет за отопление помещения 1004, расположенного по адресу: пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34» от 18.08.2022 г., согласно которому плата за отопление для помещения ОАО «ЛССБ» составила:

- за сентябрь 2021 года – 2772,20 руб. (за 11,7895 Гкал –на все здание, х 7,3% - доля занимаемого помещения ОАО «ЛССБ» х 3221,11 руб.);

- за октябрь 2021 года – 5055,18 руб. (за 21,4985 Гкал–на все здание, х 7,3% - доля занимаемого помещения ОАО «ЛССБ» х 3221,11 руб.);

- за ноябрь 2021 года – 4892,11 руб. (за 20,8050 Гкал–на все здание, х 7,3% - доля занимаемого помещения ОАО «ЛССБ» х 3221,11 руб.);

- за декабрь 2021 года – 5055,18 руб. (за 21,4985 Гкал–на все здание, х 7,3% - доля занимаемого помещения ОАО «ЛССБ» х 3221,11 руб.);

- за январь 2022 года – 5055,18 руб. (за 21,4985 Гкал–на все здание, х 7,3% - доля занимаемого помещения ОАО «ЛССБ» х 3221,11 руб.);

- за февраль 2022 года – 4565,97 руб. (за 19,4180 Гкал–на все здание, х 7,3% - доля занимаемого помещения ОАО «ЛССБ» х 3221,11 руб.);

- за март 2022 года – 5055,18 руб. (за 21,4985 Гкал–на все здание, х 7,3% - доля занимаемого помещения ОАО «ЛССБ» х 3221,11 руб.);

- за апрель 2022 года – 4892,11 руб. (за 20,8050 Гкал–на все здание, х 7,3% - доля занимаемого помещения ОАО «ЛССБ» х 3221,11 руб.);

- за май 2022 года - 4892,11 руб. (за 20,8050 Гкал–на все здание, х 7,3% - доля занимаемого помещения ОАО «ЛССБ» х 3221,11 руб.).

Указанный расчет за отопление помещения 1004, расположенного по адресу: пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34, направлен ООО «Вятский север» в адрес ОАО «ЛССБ» письмом от 18.08.2022 г.

С учетом изложенного, в результате перерасчета платы за тепловую энергию на 1 Гкал от 18.08.2022 г. размер ежемесячной платы за тепловую энергию снижен по отношению к размеру платы, установленному в Калькуляции от 10.09.2021 г. к проекту договора на отпуск тепловой энергии от 01.10.2021 г.

 

Сторонам направлялось заключение об обстоятельствах дела от 25.08.2022 (исх.№ 3343/02 от 01.09.2022).

Письмом от 12.09.2022 г. № 141 ООО «Вятский север» направило возражения на вышеуказанное заключение об обстоятельствах дела, указав, что не занимает доминирующее положение на товарном рынке в связи с возможностью у ОАО «ЛССБ» установки электрического котла.

ООО «Вятский север» представило в Кировское УФАС России расчет затрат на приобретение электрического котла для отопления помещения 1004 по адресу: пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34 и затрат на электрическую энергию на примере расходов на отопление от электрического котла в аналогичном магазине № 7 в пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 5А, принадлежащем ООО «Вятский север». Площадь данного магазина ООО «Вятский Север» – 54,9 кв. м, площадь магазина ОАО «ЛССБ» - 53,1 кв. м.

По расчету ООО «Вятский север», для подключения электрического отопления в здании магазина необходимо прибрести:

- котел электрический (от 9799,00 руб.);

- группа безопасности (от 3762,00 руб.);

- бак расширительный (от 1650,00 руб.);

- циркуляционный насос (от 1650,00 руб.).

Таким образом, сумма затрат на электрический котел составит 16861,00 рублей без установки. Из расчета 7- месячного отопительного периода, ежемесячные затраты на приобретение котла составили бы 2408,71 руб. в месяц.

Примерное среднемесячное потребление электроэнергии для отопления помещения магазина № 7 в пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 5А, составляет 534,08 кВт. При стоимости 1 кВт электрической энергии в размере 9,85 рублей среднемесячные затраты для отопления магазина составляют 5260,69 руб. 

С учетом изложенного, по расчетам ООО «Вятский север», среднемесячные затраты на приобретение электрического котла и расходы на электрическую энергию (без затрат на установку электрического котла) составили бы 7669,40 рулей в месяц.

Вместе с тем, ОАО «ЛССБ» в письмах б/н от 06.10.2022 и б/н от 27.10.2022 указало, что возможность установки электрического котла в помещении магазина № 1004 по адресу: пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34 отсутствует по следующим основаниям:

- отсутствует место для установки электрического котла;

- помещение ОАО «ЛССБ» отапливается через централизованную систему отопления (трубы системы отопления проходят через помещение ОАО «ЛССБ»), в связи с чем требуется проведение реконструкции системы отопления;

- необходимо изменить тип электрической сети с однофазной на трехфазную, что потребует обращения в сетевую организацию с заявкой на увеличение максимальной мощности энергопринимающих устройств, а, следовательно, ОАО «ЛССБ» понесет дополнительные расходы.

Из вышеизложенного следует, что расчет ООО «Вятский север» на приобретение электрического котла и среднемесячных расходов на электрическую энергию не учитывает дополнительные затраты ОАО «ЛССБ» на установку электрического котла, на реконструкцию системы отопления, а также на увеличение максимальной мощности энергопринимающих устройств.

При этом среднемесячная сумма расходов на приобретение электрического котла и на электрическую энергию в размере 7669,40 рулей в месяц, рассчитанная ООО «Вятский север» без учета затрат на установку электрического котла, на реконструкцию системы отопления, а также на увеличение максимальной мощности энергопринимающих устройств, на 55,3% превышает среднемесячную плату за отопление в размере 4938,70 руб., рассчитанную Кировским УФАС России на основании данных, представленных ООО «Вятский север»:

 (5055,18 (октябрь 2021 года) + 4892,11 (ноябрь 2021 года) +5055,18 (декабрь 2021 года) +5055,18 (январь 2022 года) +4565,97 (февраль 2022 года) +5055,18 (март 2022 года) +4892,11 (апрель 2022 года)) /7 месяцев = 4938,70 руб. в месяц.

В соответствии с п. 4.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России  от 28.04.2010 N 220, если в связи с приобретением товара, поставляемого с каких-либо территорий (от продавцов, расположенных на каких-либо территориях), приобретатель несет значительные издержки, превышающие, как правило, 10 процентов от средневзвешенной цены товара, доступного приобретателю (приобретателям) в пределах предварительно определенных географических границ рассматриваемого товарного рынка, то такие территории (продавцы) должны относиться к другим товарным рынкам.

С учетом изложенного, отопление электрическим котлом помещения 1004 ОАО «ЛССБ», расположенного по адресу: пгт. Лальск, ул. Ленина, д. 34, не является альтернативным вариантом осуществления теплоснабжения отоплению от котельной ООО «Вятский север», поскольку сумма расходов ОАО «ЛССБ», связанных с приобретением и установкой электрического котла, и ежемесячных расходов на электрическую энергию экономически нецелесообразны для ОАО «ЛССБ» и требуют значительных финансовых затрат, превышающих 10% расходы на отопление от котельной ООО «Вятский север».

Из вышеизложенного следует, что ежемесячный размер платы за тепловую энергию, установленный ООО «Вятский север» для ОАО «ЛССБ» в проекте договора на отпуск тепловой энергии от 01.10.2021 г., превышал сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, что свидетельствует о соответствии действий ООО «Вятский север» условиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Кировского УФАС России по рассмотрению дела № 043/01/10-159/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать рассматриваемые действия ООО «Вятский север» злоупотреблением доминирующим положением и нарушением ч. 1 ст. 10, п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, которое привело (могло привести) к ущемлению интересов другого лица (хозяйствующего субъекта) в сфере предпринимательской деятельности.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны