Решение б/н Решение по делу № 23/02-09 о нарушении ООО «УСА» пункта 4 ча... от 8 декабря 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 Управление по Кировской области
г. Киров обл., 610019, К.Либкнехта, 69, тел. 64-94-25.
 
 
 «02» ноября  2009 г.                                                                                    Дело № 23/02-09
 
 
 
РЕШЕНИЕ
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии:
Никоновой М.Л. – заместителя руководителя управления;
Членов Комиссии:
Боровченко - вед. специалиста-эксперта;
Бушманове Е.С. - специалисте 1-го разряда;
Секретаря: Двининой Е.Н. - специалисте 3-го разряда   
В присутствии:
представителя ООО «УСА» Таширева С.Д. <   >
рассмотрев дело № 23/02-09 о нарушении ООО «УСА» (610020, г. Киров, ул.Профсоюзная, д. 33) пункта 4 части 1 статьи 10 и пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области 02.10.2009 г. поступило заявление от МУП «Водоканал» о том, что ООО «УСА», сети которого непосредственно примыкают к сетям МУП «Водоканал», отказывает в отпуске тепловой энергии. В своем заявлении МУП «Водоканал» просило провести проверку по факту полного ограничения подачи тепловой энергии со стороны ООО «УСА».
При изучении документов, представленных заявителем, Кировское УФАС установило, что между ООО «УСА» и МУП «Водоканал» заключен договор от 24.08.2006 г. № В22 (Договор), в соответствии с которым ООО «УСА», являясь собственником теплового пункта, несет все необходимые расходы по его содержанию и поддержанию в надлежащем работоспособном состоянии. Согласно п. 2.3 Договора, за предоставленное право пользования тепловым пунктом МУП «Водоканал» уплачивает ООО «УСА» плату в размере 600 рублей в месяц. Кроме того, МУП «Водоканал» оплачивает 50% стоимости затрат на содержание и поддержание теплового узла в надлежащем состоянии.
В соответствии со ст. 58 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2, плата за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из следующих видов расходов: расходы на эксплуатацию тепловых сетей, расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях). Расходы на эксплуатацию тепловых сетей должны обеспечивать поддержание в состоянии эксплуатационной готовности тепловые сети, а также оборудования, здания и сооружения, связанных с эксплуатацией тепловых сетей.
ООО «УСА», неся расходы по содержанию теплового пункта и поддержанию его в работоспособном состоянии, тем самым обеспечивает поддержание в состоянии эксплуатационной готовности оборудование. Данные расходы ООО «УСА» относятся к расходам на эксплуатацию тепловых сетей и являются составной частью платы за услуги по передаче тепловой энергии.
Проанализировав договор на пользование тепловым пунктом, заключенный между ООО «УСА» и МУП «Водоканал», Кировское УФАС пришло к выводу о том, что по своему содержанию данный договор является договором на услуги по передаче тепловой энергии.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.
Таким образом, ООО «УСА» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии МУП «Водоканал», которая подлежит государственному регулированию.   
ООО «УСА» не обращалось в РСТ Кировской области для установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии.
По признакам нарушения ООО «УСА» пункта 4 части 1 статьи 10 и пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было возбуждено дело № 23/02-09.
На заседании Комиссии представитель заявителя сообщил, что на момент обращения в Кировское УФАС тепловая энергия в здание МУП «Водоканал» не подавалась. МУП «Водоканал» своевременно и в полном объеме исполняет свои обязательства по оплате за предоставленное право пользования тепловым пунктом, расположенный в здании ООО «УСА». Со стороны ООО «УСА» в адрес МУП «Водоканал» 11 сентября 2009 г. было направлено дополнительное соглашение к договору и предложено увеличение платы за пользование тепловым пунктом. Предъявленную плату МУП «Водоканал» посчитало необоснованной и директору ООО «УСА» было предложено произвести подключение  отопления, но неоднократные переговоры не привели к желаемому результату. Без подписанного дополнительного соглашения об увеличении платы за пользование тепловым пунктом МУП «Водоканал» было отказано в подключении тепловой энергии. Отопление в здании МУП «Водоканал» включено 13 октября 2009 г., хотя Распоряжением Администрации г. Кирова начало отопительного сезона установлено с 30 сентября 2009 г.  Какого-либо дополнительного обращения на подачу тепловой энергии со стороны МУП «Водоканал» быть не должно. По поводу платы за пользование тепловым пунктом представитель пояснил, что МУП «Водоканал», возможно, согласится с повышением данной платы при условии, если ООО «УСА» представит расшифровку затрат, подтверждающую предъявленную сумму.
Представитель ответчика пояснил, что со стороны ОАО «КТК» в адрес ООО «УСА» было направлено письмо, которое запрещает самовольное включение отопления. Для включения отопления изначально необходимо проведение гидравлических испытаний. После их проведения необходимо обратиться с письменным обращением в ОАО «КТК» о разрешении включения отопления. Гидравлические испытания проводились с 7 сентября по 10 сентября. Была выявлена неисправность задвижки, которую требовалось заменить. После устранения неисправности 5 октября ООО «УСА» обратилось в ОАО «КТК» с просьбой о включении отопления. Разрешение на подключение здания по улице Профсоюзная, 33 выдано  9 октября. Пробное включение отопления было произведено 12 октября. 13 октября подача тепловой энергии к зданию МУП «Водоканал» осуществлена. Таким образом, ООО «УСА» не ограничивало подачу тепловой энергии МУП «Водоканал» по следующим обстоятельствам: отсутствовало официальное разрешение от ОАО «КТК» на включение отопления, отсутствовала техническая возможность включения отопления.       
 
Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Между МУП «Водоканал» и Муниципальным образованием «город Киров» заключен договор аренды имущества от 15.12.2005 г. № 5568, на основании которого МУП «Водоканал» предоставлено право пользования зданием, расположенное по адресу ул. Профсоюзная, 31а.
10 февраля 2006 г. между МАУ «УЖХ г. Кирова» и МУП «Водоканал» заключен договор № 06/58-АР на оплату тепловой энергии в горячей воде. В соответствии с условиями данного договора, отпуск тепловой энергии в горячей воде осуществляется ОАО «ККС» (в настоящее время ОАО «КТК») на помещение, расположенное по адресу ул. Профсоюзная, 31а.
В свою очередь, между МАУ «УЖХ г. Кирова» и ОАО «КТК» заключен договор теплоснабжения в горячей воде от 22.07.2005 г. № 911644-05/1244, в перечень субабонентов которого входит здание по ул. Профсоюзная, 31а (МУП «Водоканал»).
29.04.1999 г. регистрационно-лицензионной палатой г. Кирова было зарегистрировано ООО «УСА». В соответствии с договором купли-продажи недвижимости от 17.12.1999 г. № 411634, заключенным между ОАО «Кировский шинный завод» и ООО «УСА», здание по адресу г. Киров, ул. Профсоюзная, 33 передано в собственность ООО «УСА» (свидетельство о государственной регистрации права собственности на здание от 04.02.2004 г. № 43 АБ 306942).
ООО «УСА» является прямым абонентом ОАО «КТК» в соответствии с заключенным между ними договором теплоснабжения в горячей воде от 01.06.2005 г. № 915115.
В здании ООО «УСА» находится тепловой пункт, от которого запитано теплопотребляющее оборудование здания МУП «Водоканал».
11 сентября 2009 г. в адрес МУП «Водоканал» со стороны ООО «УСА» было направлено дополнительное соглашение № 1 к договору на пользование тепловым пунктом, в котором предлагалось с 01 октября 2009 г. увеличить плату за предоставленное право пользования тепловым пунктом до 1100 рублей в месяц. Со стороны МУП «Водоканал дополнительное соглашение подписано не было. 30 сентября 2009 г. МУП «Водоканал» направило в адрес ООО «УСА» письмо № 584, в котором указало, что предложение об увеличении платы за пользование тепловым пунктом является необоснованным, приложенная к письму калькуляция не отражает фактических расходов на содержание теплового пункта.
Как следует из заявления МУП «Водоканал», руководителю ООО «УСА» было предложено произвести подключение теплоэнергии, а вопрос увеличения платы за содержание теплового пункта решить в установленном законом порядке, однако МУП «Водоканал» было отказано в отпуске тепловой энергии. 
02.10.2009 г. МУП «Водоканал» обратилось в Кировское УФАС России с заявлением о нарушении ООО «УСА» антимонопольного законодательства.
Принципы и порядок государственного регулирования тарифов на тепловую энергию определены Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 4 Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Из смысла статьи 3 данного Федерального закона следует, что естественная монополия – это такое состояние товарного рынка, когда конкуренция на нем отсутствует в силу ее экономической невыгодности или технологической невозможности.
Как было заявлено на заседании комиссии антимонопольного органа, МУП «Водоканал» не имеет ни технической, ни финансовой возможностей подключения к другим тепловым сетям, кроме тепловых сетей ООО «УСА».
В соответствии с представленным в антимонопольный орган расчетом стоимости подключения здания МУП «Водоканал» к сетям теплоснабжения             ОАО «КТК», сумма затрат такого подключения составит 1 650 000 рублей .
В силу п. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
Согласно п. 13 Информационного письма ВАС РФ от 30.03.98 г. № 32 субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством.
Таким образом, ООО «УСА» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в границах расположения тепловых сетей по отношению к МУП «Водоканал».
Пунктом 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии с п. 2.4.11 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. N 115, включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию.
В соответствии с п. 2.3.10 договора теплоснабжения от 01.06.2005 г. № 915115, заключенного между ООО «УСА» и ОАО «КТК», включение систем отопления в начале отопительного сезона или после планового (летнего) или аварийного ремонта абонент производит самостоятельно при наличии разрешения энергоснабжающей организации.
Согласно справке, выданной ОАО «КТК» фирме ООО «УСА», гидравлические испытания проводились с 08 часов 00 минут 7 сентября 2009 до 17 часов 00 минут 10 сентября 2009 г. В данной справке указано, что включение отопления производится только при наличии разрешения, самовольное включение отопления не допускается.
В письме ООО «УСА» от 11 сентября 2009 г. № 06/449 в адрес МУП «Водоканал», Общество сообщило, что в процессе подготовки теплового пункта к отопительному сезону 2009-2010 гг. была выявлена неисправность задвижки. Также в данном письме ООО «УСА» указало на то, что замена задвижки обусловлена необходимостью сдачи теплового узла тепловой инспекции и, ссылаясь на п. 2.4 Договора, просило возместить 50 % стоимости задвижки.
С предъявленным счетом на оплату задвижки МУП «Водоканал» согласилось, что подтверждается письмом от 30 сентября № 584 в адрес ООО «УСА» 
05.10.2009 г. со стороны ОАО «УСА» в адрес ОАО «КТК» было направлено заявление с просьбой о включении отопления на объект по адресу ул. Профсоюзная, 33. 
09.10.2009 г. директору ОСП «Тепловые сети г. Кирова» от имени директора по сбытовой деятельности ОАО «КТК» была направлена служебная записка, разрешающая включение отопления для ООО «УСА».
На заседании Комиссии, назначенном на 14 октября 2009 г., представитель заявителя подтвердил, что отопление здания МУП «Водоканал» было включено 13 октября 2009 г.
Передача тепловой энергии МУП «Водоканал» со стороны ООО «УСА» началась после проведения гидравлических испытаний, замены дефектной задвижки, получения разрешения о включении отопления со стороны ОАО «КТК». Таким образом, в действиях Общества не содержится нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции», рассмотрение дела по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», подлежит прекращению.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Региональные службы по тарифам субъектов РФ) устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.
РСТ Кировской области в своем письме от 30.10.2009 г. в адрес Кировского УФАС сообщило, что без участия теплового пункта и сетей, находящихся в здании ООО «УСА», обеспечение тепловой энергией МУП «Водоканал» невозможно. Таким образом, ООО «УСА» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии МУП «Водоканал», которая подлежит государственному регулированию.
20 октября 2009 г. ООО «УСА» представило дополнительное соглашение № 1 к Договору, подписанное обеими сторонами. Данным соглашением плата за пользование тепловым пунктом установлена в размере 741 руб. 90 коп. в месяц.
Письмом от 02 ноября 2009 г. МУП «Водоканал» сообщило о том, что оплата за пользование тепловым пунктом будет производиться по согласованной цене, установленной дополнительным соглашением к Договору. МУП «Водоканал» не настаивает на установлении тарифа на передачу тепловой энергии ООО «УСА».
Заявитель подтвердил, что действия ответчика не ведут к ущемлению интересов МУП «Водоканал» и, следовательно, не могут быть признаны нарушающими требования пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Комиссия, при данных обстоятельствах, считает возможным прекратить производство по делу по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
Прекратить производство по делу № 23/02-09 в отношении  ООО «УСА» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
 
 
Председатель Комиссии                                                  М.Л. Никонова
 
Члены комиссии                                                                Е.С.Бушманов
 
                                                                                              Н.И.Боровченко
 
Решение изготовлено в полном объеме 06 ноября 2009 г.
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны