Решение б/н 1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Рек... от 6 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е:

по делу № 043/05/24-1097/2021

                                                                                                                         

Резолютивная часть решения оглашена 23 мая 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 06 июня 2022 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

"..." – заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Кировского УФАС России;

Членов Комиссии:

"..." – ведущего специалиста - эксперта отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области,

"..." – специалиста 1 разряда отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области,

рассмотрев материалы дела № 043/05/24-1097/2021, возбужденного в отношении:

- ООО «Инфоцентр» (ИНН: 6164133699, ОГРН: 1206100040475; юридический адрес: 344002, г. Ростов-на-Дону, Буденновский пр-т, д. 3/3, помещение 12Б, литер а1, офис 509),

- ООО «Гугл» (ИНН: 7704582421, ОГРН: 1057749528100; юридический адрес: 115035, г. Москва, ул. Балчуг, д. 7),

- Google LLC (1600, Amphitheatre Parkway Mountain View, California 94043, USA).

в присутствии:

- представителя ООО «Гугл» и Google LLC – "...", доверенность от 07.04.2021 (посредством системы видео-конференц-связи),

в отсутствии:

- представителя ООО «Инфоцентр»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступили заявления физического лица, направленные из Прокуратуры города Кирова  письмом от 20.10.2021 исх. 20330045-р-687-21/11982-20330045 (вх.№6728 от 21.10.2021) и  Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кировской области письмом от 19.10.2021 исх. 01-14/1157/21 (вх.№6789 от 25.10.2021) по вопросу распространения в поисковой системе «Google» контекстной рекламы следующего содержания: «Реклама·https://direct-kirov.alco.rehab/ 8(833)221-13-82 Выведем за 2990 – в Кирове - ALCO.rehab Круглосуточно. Индивидуальный подход. Доверьтесь профессионалам. Клиника в центре Кирова. Филиалы по всей области. Услуги на дому от 2990руб. Врач на дом. Гарантия трезвости. Кодировки. Опытные врачи. Анонимно. Эконом 2 990,00 – Круглосуточно» с переходом по ссылке, что, по мнению, заявителя нарушает рекламное законодательство.

В ходе рассмотрения указанного заявления Управлением зафиксирована следующая реклама, распространенная в поисковой системе «Google»: «Реклама•https://direct-kirov.alco.rehab/ 8 (833) 221-13-82 Клиника Новый Рассвет - в Кирове - ALCO.rehab Индивидуальный подход. Доверьтесь профессионалам. Эконом - 2 990,00 ₽ - Круглосуточно» (акт осмотра Интернет-ресурсов от 28.10.2021 г.).

Комиссией установлено, что указанная реклама была размещена в рамках договора, заключенного между ООО «Гугл» (ИНН: 7704582421, ОГРН: 1057749528100) и ООО «Инфоцентр» (ИНН: 6164133699, ОГРН: 1206100040475) на условиях оферты на оказание услуг «Google Реклама» (https://billing.google.com/payments/paymentsinfofinder).

По факту распространения указанной рекламы определением от 17.12.2021 было возбуждено дело № 043/05/24-1097/2021 в отношении ООО «Инфоцентр» и ООО «Гугл» по признакам нарушения п. 8 ч. 1 ст. 24, ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе». Рассмотрение дела первоначально было назначено на 17.01.2022 г.

Определением от 17.01.2022 г. рассмотрение дела № 043/05/24-1097/2021 было отложено до 28.02.2022 г. в связи с необходимостью получения от ООО «Инфоцентр» документов и сведений, а также для необходимости дополнительной квалификации в связи с наличием в рекламной информации признаков нарушения п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе».

Письмами от 15.01.2022 (вх. №194 от 17.01.2022), от 17.02.2022 (вх. № 997 от 21.02.2022) ООО «Гугл» заявило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Google LLC (1600, Amphitheatre Parkway Mountain View, California 94043, USA), поскольку владельцем сервиса «Google Реклама» является компания Google LLC.

Определением от 28.02.2022 г. рассмотрение дела № 043/05/24-1097/2021 было отложено до 07.04.2022 г. в связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, Google LLC (1600, Amphitheatre Parkway Mountain View, California 94043, USA), а также в связи с необходимостью получения дополнительных документов и сведений для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 07.04.2022 г. рассмотрение дела № 043/05/24-1097/2021 было отложено до 23.05.2022 г. в связи с необходимостью получения дополнительных документов и сведений в целях полного и всестороннего рассмотрения дела.

На заседании Комиссии, состоявшемся 23.05.2022 г., участвовал представитель ООО «Гугл» и Google LLC "..." (доверенность от 19.03.2021), которая поддержала представленную ранее в письменных пояснениях ООО «Гугл» позицию.

Исследовав имеющиеся материалы по делу № 043/05/24-20/2022, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация следующего содержания: «Реклама•https://direct-kirov.alco.rehab/ 8(833)221-13-82 Выведем за 2990 – в Кирове - ALCO.rehab Круглосуточно. Индивидуальный подход. Доверьтесь профессионалам. Клиника в центре Кирова. Филиалы по всей области. Услуги на дому от 2990руб. Врач на дом. Гарантия трезвости. Кодировки. Опытные врачи. Анонимно. Эконом 2 990,00 – Круглосуточно»,

 «Реклама·https://direct-kirov.alco.rehab/ 8 (833) 221-13-82 Клиника Новый Рассвет - в Кирове - ALCO.rehab Индивидуальный подход. Доверьтесь профессионалам. Эконом - 2 990,00 ₽ - Круглосуточно»

содержит все юридически значимые признаки рекламы, поскольку такая информация:

- распространена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в поисковой системе «Google»;

- адресована неопределенному кругу лиц, т.е. тем лицам (потребителям), которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: медицинской клинике «Новый рассвет», оказанию медицинских услуг по выведению из запоя и кодированию, формированию интереса к данным медицинским услугам посредством указания на привлекательные условия оказания («индивидуальный подход», «опытные врачи», «гарантия трезвости», «анонимно»). 

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской услугой является медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении утвержден приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (далее – Номенклатура медицинских услуг). Номенклатура медицинских услуг представляет собой перечень медицинских услуг, разделенных на два класса: «A» и «В».

Класс «B» Номенклатуры медицинских услуг включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В разделе 01 класса «В» Номенклатуры медицинских услуг зарегистрированы, в том числе медицинские услуги: «Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога первичный» (код B01.036.001), «Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога повторный» (B01.036.002), «Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога» (код В04.036.001) и «Профилактический прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога» (код В04.036.002).

Из содержания распространяемой рекламной информации следует, что указание в ней таких слов, как «гарантия трезвости», «кодировки», «врач на дом», «опытные врачи» очевидно ассоциируется у потребителя не с самим фактом осуществления медицинской деятельности, а с конкретным перечнем оказываемых медицинских услуг.

Услуга, указанная в рассматриваемой рекламе, предлагается потребителю в виде выведения из запоя и кодирования, то есть комплекса медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является купирование запойного состояния или похмельного синдрома, восстановление или улучшение здоровья пациента.

Таким образом, вышеуказанная информация по выведению из запоя и кодированию является рекламой медицинской услуги и на такую информацию, а также на порядок ее размещения распространяются положения Федерального закона «О рекламе».

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

В спорной рекламной информации гарантируется положительное действие и эффективность оказания медицинских услуг по выведению из запоя и кодированию («гарантия трезвости»), что является нарушением п. 8 ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

В силу ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Исходя из содержания вышеуказанной рекламы следует, что соответствующая предупредительная надпись отсутствует, что является нарушением ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

Согласно п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «СБ») подлежит лицензированию.

Сайт (https://alco.rehab/) является сайтом клиники «Новый рассвет».

В письме от 17.02.2022 (вх. №997 от 21.02.2022) ООО «Гугл» указало, что на сайте клиники «Новый рассвет» в разделе «О клинике» в подразделе «Лицензии» имеются сведения о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности (в материалы дела представлены скриншоты экрана, подтверждающие наличие соответствующей медицинской лицензии).

В связи с чем,  Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в вышеуказанной рекламе нарушения требований п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе».

ООО «Инфоцентр» в письмах от 07.12.2021 (вх. № 7770 от 10.12.2021), от 13.01.2022 (вх. № 151 от 14.01.2022), от 21.02.2022 (вх. № 1021 от 21.02.2022), от 21.03.2022 (вх. № 1711 от 21.03.2022), от 04.04.2022 (вх. № 2072 от 04.04.2022) указало, что размещение рекламы в поисковой системе «Google» со сведениями: "Служба вывода в Кирове" было предметом рассмотрения Челябинского УФАС России (дело № 074/05/7-2430/2021); указанная реклама была признана ненадлежащей; виновное лицо ООО «ЮгЭкоСервис» было привлечено к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства. ООО «Инфоцентр» со ссылкой на ч. 5 ст. 4. 1 КоАП РФ указало, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Комиссией Кировского УФАС России данные доводы отклоняются по следующим основаниям.

Решением Комиссии Челябинского УФАС России от 21.07.2021 по делу № 074/05/7-2430/2021 реклама услуг, размещенная в поисковой строке «Google», со сведениями: "Клиника Гармония в Астрахани Индивидуальный подход доверьтесь профессионалам", "Клиника Гармония в Брянске Индивидуальный подход доверьтесь профессионалам", "Служба вывода в Волгограде Круглосуточно индивидуальный подход", "Служба вывода в Иркутске", "Выведем за 2990 в Калининграде", "Служба вывода в Кирове", признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 7 ст. 7 Закона «О рекламе».

Вместе с тем, содержание рекламы, рассматриваемой в настоящем деле, является иным, по сравнению с содержанием рекламы, рассматриваемой Челябинским УФАС России в рамках дела № 074/05/7-2430/2021 (т. е. рассматривалась иная рекламная информация; объектом рекламирования являлись разные медицинские клиники).

Кроме того, дело № 074/05/7-2430/2021 рассматривалось Челябинским УФАС России в отношении ООО «ЮгЭкоСервис», которое в дальнейшем было привлечено к административной ответственности по ч. 1  ст. 14.3 КоАП РФ (постановление о наложении штрафа от 21.12.2021 по делу № 061/04/14.3-3057/2021).

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, что рассматриваемая в рамках настоящего дела реклама ранее признавалась ненадлежащей и ООО «Инфоцентр» привлекалось к административной ответственности за определение содержания данной рекламной информации.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных п. 8 ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В письме от 06.04.2022 (вх. № 2204 от 07.04.2022), направленном в адрес Кировского УФАС России, ООО «Гугл» сообщило, что владельцем и администратором доменов www.google.com и www.google.ru, а также сайтов, адресуемых под данными доменными именами, является зарегистрированная в США компания Google LLC. Права на сервис Google Реклама, обеспечивающий возможность размещения рекламы в поисковой системе Google, также принадлежат компании Google LLC. Данная система управляется компанией Google LLC.

Указанные доводы подтверждаются решениями ФАС России от 28.11.2014 по делу  № 3-27-51/00-08-14, от 19.12.2014 по делу № 3-7-52/00-08-14, от 15.04.2016 по делу № 3-7-6/00-08-16 и др.

Исходя из имеющихся в материалах дела документов и сведений, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Инфоцентр» (ИНН: 6164133699, ОГРН: 1206100040475), которое несет ответственность за нарушение требований п. 8 ч. 1 ст. 24, ч.7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе»; рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является Google LLC (1600, Amphitheatre Parkway Mountain View, California 94043, USA), которое несет ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

В связи с неподтверждением в действиях ООО «Гугл» факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, производство по делу № 043/05/24-1097/2021 в отношении данного лица подлежит прекращению.

Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила).

Согласно п. 49 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент вынесения решения Комиссией установлено, что  в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в поисковой системе «Google» прекращено распространение рассматриваемой  рекламы медицинских услуг. В связи с чем, Комиссия решила предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства ООО «Инфоцентр» и Google LLC не выдавать.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 3, 24, 33, 36, 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 – 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия Кировского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Реклама·https://direct-kirov.alco.rehab/ 8(833)221-13-82 Выведем за 2990 – в Кирове - ALCO.rehab Круглосуточно. Индивидуальный подход. Доверьтесь профессионалам. Клиника в центре Кирова. Филиалы по всей области. Услуги на дому от 2990руб. Врач на дом. Гарантия трезвости. Кодировки. Опытные врачи. Анонимно. Эконом 2 990,00 – Круглосуточно»,

«Реклама·https://direct-kirov.alco.rehab/ 8 (833) 221-13-82 Клиника Новый Рассвет - в Кирове - ALCO.rehab Индивидуальный подход. Доверьтесь профессионалам. Эконом - 2 990,00 ₽ - Круглосуточно»,

 распространенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в поисковой системе «Google», поскольку она противоречит требованиям п. 8 ч. 1 ст. 24, п. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».

2. Производство по делу № 043/05/24-1097/2021 в отношении ООО «Гугл» (ИНН: 7704582421, ОГРН: 1057749528100; юридический адрес: 115035, г. Москва, ул. Балчуг, д. 7) прекратить в связи с неподтверждением в его действиях факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Инфоцентр» и Google LLC не выдавать в связи с добровольным прекращением нарушения.

4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении: ООО «Инфоцентр» (ИНН: 6164133699, ОГРН: 1206100040475; юридический адрес: 344002, г. Ростов-на-Дону, Буденновский пр-т, д. 3/3, помещение 12Б, литер а1, офис 509) и его должностного лица; Google LLC (юридический адрес: 1600, Amphitheatre Parkway Mountain View, California 94043, US) и его должностного лица.

Связанные организации

Связанные организации не указаны