Решение №043/10/18.1-188/2021 Жалоба признана обоснованной, организатору торгов выдано пре... от 29 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

29.03.2021 г.                                                                                                    № 043/10/18.1-188/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Заместителя Председателя Комиссии:

<...> – и.о. руководителя управления,

членов Комиссии:

<...> – начальника отдела контроля органов власти Кировского УФАС России,

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Кировского УФАС России;

в присутствии:

представителя заявителя – ООО «Лесснаб 43» <...> по доверенности от 10.03.2021 г.,

представителей Организатора торгов – <...> по доверенности от 16.03.2021 г., <...> по доверенности от 18.03.2021 г.,

рассмотрев жалобу ООО «Лесснаб 43» на действия организатора торгов – министерства лесного хозяйства Кировской области при проведении торгов,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Кировское УФАС России 11.03.2021 г. поступила жалоба ООО «Лесснаб 43» на действия организатора торгов – министерства лесного хозяйства Кировской области при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности (извещение № 261220/0811744/01), лот № 1.

Заявитель считает незаконным решение организатора торгов об отложении процедуры определения победителя конкурса в нарушение ч. 3, 7, 8 ст. 80.2 Лесного кодекса РФ. По мнению заявителя, комиссия не уполномочена давать оценку возможности выполнения отдельного показателя, заявленного претендентами по критериям конкурса.

Кроме того, Общество указывает, что направление организатором торгов обращения в Союз «Вятская торгово-промышленная палата» с позиции законодательства не является действием по привлечению эксперта (экспертной организации). Ожидаемые разъяснения, а также информация Приволжского таможенного управления и АНО «Центр поддержки экспорта» не являются экспертными оценками, следовательно, не могут учитываться членами комиссии при определении значения расчетного показателя.

Просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении нарушения порядка определения победителя конкурса.

Рассмотрение антимонопольным органом жалобы на нарушение процедуры торгов осуществлено в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Кировским УФАС России в адрес заявителя и организатора торгов было направлено уведомление о рассмотрении жалобы с требованием о приостановлении торгов в части заключения договора аренды лесного участка. У организатора торгов истребованы копии документации открытого конкурса (извещение № 261220/0811744/01), протоколов конкурсной комиссии, а также запрошены письменные пояснения по жалобе.

Рассмотрение жалобы было назначено на 19 марта 2021 г.

Присутствующий на заседании представитель заявителя в полном объеме поддержала доводы, изложенные в жалобе.

Со стороны организатора торгов 19.03.2021 г. поступило письменное ходатайство об отложении рассмотрения жалобы в связи с рабочей поездкой представителей министерства лесного хозяйства Кировской области в районы Кировской области. Явка представителя на заседание комиссии обеспечена не была, запрашиваемые документы представлены в материалы дела.

Выслушав пояснения представителя заявителя, ознакомившись с представленными документами, Комиссия посчитала возможным ходатайство министерства лесного хозяйства Кировской области удовлетворить. В связи с необходимостью получения дополнительных сведений рассмотрение жалобы отложено на 26 марта 2021 г.

Со стороны организатора торгов 24.03.2021 г. поступило письменное ходатайство об отложении рассмотрения жалобы. Явка представителя на заседание комиссии обеспечена не была.

Присутствующий на заседании представитель заявителя в полном объеме поддержала доводы, изложенные в жалобе, возражает против удовлетворения ходатайства об отложении рассмотрения жалобы.

Выслушав пояснения представителя заявителя, ознакомившись с представленными документами, Комиссия посчитала возможным ходатайство министерства лесного хозяйства Кировской области удовлетворить, рассмотрение жалобы отложено на 29 марта 2021 г.

Присутствующий на заседании представитель заявителя в полном объеме поддержала доводы, изложенные в жалобе. Считает, что организатором торгов нарушен срок оценки конкурсных предложений, установленный положениями Лесного кодекса РФ. Отсутствует норма законодательства, позволяющая организатору торгов отложить процедуру определения победителя конкурса. В нарушение постановления Правительства РФ № 241 от 07.03.2019 г. комиссия организатора торгов применила не установленный законодательством критерий «возможность достижения заявленных показателей», что является грубым нарушением процедуры торгов. Комиссия должна была производить расчет баллов в соответствии с установленными формулами, оспариваемые действия выходят за круг полномочий комиссии.

Представители организатора торгов подтвердили установление положениями Лесного кодекса РФ срока рассмотрения конкурсных предложений. Вместе с тем, в целях обеспечения экспертной оценки конкурсных предложений конкурсная комиссия наделена правом привлекать экспертов, экспертные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В рассматриваемом случае комиссия организатора торгов не применяла дополнительный критерий при проведении конкурса, а проверяла соответствие конкурсных предложений участников требованиям конкурсной документации (на предмет достоверности представленной информации). При оценке конкурсных предложений у конкурсной комиссии возникли сомнения по вопросу возможности достижения предложенных участниками конкурса значений критериев. В рамках предоставленных полномочий комиссией было принято решение о направлении обращения в Союз «Вятская торгово-промышленная палата» с просьбой оказать содействие в проведении экспертной оценки о возможности выполнения показателя «Планируемый объем производства изделий из древесины…». Целью направления указанного обращения являлось именно проведение экспертной оценки, действия комиссии организатора торгов не нарушают требования ст. 80.2 Лесного кодекса РФ. В связи с тем, что на дату рассмотрения конкурсных предложений ответ по указанному обращению не поступил, комиссией организатора торгов было принято решение отложить процедуру определения победителя конкурса. Доводы заявителя считают несостоятельными, просят признать жалобу необоснованной.

Изучив имеющиеся в деле материалы, письменные пояснения, выслушав доводы представителей заявителя и организатора торгов, комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.

Министерством лесного хозяйства Кировской области на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещено сообщение о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности.

Извещение № 261220/0811744/01 от 26.12.2020 г.

Лот № 1: право аренды лесного участка с кадастровым номером 43:22:350201:78 площадью 9819,0 га; местоположение: Омутнинское лесничество, Песковское участковое лесничество, лесные кварталы №№ 1-4, 7-9, 23-25, 45-48.

Начальная цена предмета торгов: 2 426 987 руб.

Дата начала приема заявок на участие в конкурсе: 28.12.2020 г.

Дата окончания приема заявок на участие в конкурсе: 26.02.2021 г.

Дата вскрытия конвертов с конкурсными предложениями: 02.03.2021 г.

Дата рассмотрения конкурсных предложений, проведения голосования и определения победителя: 05.03.2021 г.

В соответствии с протоколом № 1 от 01.03.2021 г. на участие в открытом конкурсе в адрес организатора торгов поступило 8 (восемь) заявок. По результатам оценки соответствия заявок установленным требованиям к участию в конкурсе допущено ООО «Лесснаб 43» (заявитель № 8).

02 марта 2021 г. состоялась процедура вскрытия конвертов с конкурсными предложениями, о чем организатором торгов составлен протокол № 2 от 02.03.2021 г.

05 марта 2021 г. состоялось заседание комиссии организатора торгов по определению победителя конкурса.

Как следует из содержания протокола № 3 от 05.03.2021 г., при оценке конкурсных предложений у конкурсной комиссии возникли сомнения по вопросу возможности достижения предложенных участниками конкурса значений критериев.

В соответствии с ч. 5 ст. 80.2 Лесного кодекса РФ конкурсная комиссия в целях обеспечения экспертной оценки конкурсных предложений вправе привлекать экспертов, экспертные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организатором торгов 03.03.2021 г. направлено обращение в Союз «Вятская торгово-промышленная палата» с просьбой оказать содействие в проведении экспертной оценки о возможности выполнения показателя «Планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении, рублей на 1 га».

В связи с непоступлением ответа от Союза «Вятская торгово-промышленная палата» конкурсной комиссией принято решение отложить процедуру определения победителя конкурса до получения разъяснений, но не более чем на 20 календарных дней с момента проведения настоящего заседания.

Для объективной оценки организатором торгов также принято решение направить запрос о действующих ценах на изделия из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении в Приволжское таможенное управление и АНО «Центр поддержки экспорта».

Копии направленных организатором торгов запросов представлены в материалы дела.

Порядок организации и проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины установлен статьями 80.1, 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 80.2 Лесного кодекса РФ конкурс проводится путем оценки конкурсных предложений участников конкурса, проводимой в определенном Правительством Российской Федерации порядке. Оценка предложенных условий и определение победителя конкурса проводятся на основании критериев, определенных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 07.03.2019 г. № 241 утверждены Правила оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее – Правила) и Критерии, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее – Критерии).

В соответствии с ч. 3 ст. 80.2 Лесного кодекса РФ при проведении конкурса конкурсная комиссия рассматривает конкурсные предложения в течение трех рабочих дней со дня вскрытия конвертов в порядке, установленном конкурсной документацией. Рассмотрение и обсуждение конкурсных предложений осуществляются на заседании конкурсной комиссии.

В силу п. 2 Правил оценка конкурсных предложений проводится уполномоченным органом в течение 3 рабочих дней со дня вскрытия конвертов в соответствии с частью 3 статьи 80.2 Лесного кодекса РФ.

При этом положения действующего законодательства не предусматривают возможность отложения процедуры оценки конкурсных предложений и подведения итогов конкурса (определения победителя).

При указанных обстоятельствах оценка конкурсных предложений должна быть произведена организатором торгов в течение трех рабочих дней со дня вскрытия конвертов (02.03.2021 г.) с соблюдением положений конкурсной документации – 05 марта 2021 г.

Правовые основания отложения процедуры подведения итогов конкурса отсутствовали. В материалы дела не представлено подтверждение привлечения организатором торгов экспертов (экспертной организации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в целях экспертной оценки конкурсных предложений.

Материалы переписки, представленные организатором торгов, между министерством лесного хозяйства Кировской области и Союзом «Вятская торгово-промышленная палата» не могут быть расценены в качестве реализации процедуры привлечение эксперта, экспертной организации.

Выявленное Комиссией Кировского УФАС России нарушение, допущенное на этапе рассмотрения и оценки конкурсных предложений, произошло по вине организатора торгов – министерства лесного хозяйства Кировской области.

В соответствии с п.п. «а» п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной комиссии обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

В рассматриваемом случае устранение нарушения порядка проведения торгов путем отмены протоколов конкурсной комиссии в ретроспективном аспекте не представляется возможным, ввиду истечения на дату принятия настоящего решения срока рассмотрения конкурсных предложений, проведения голосования и определения победителя.

На основании принятого решения и в соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции Комиссия принимает решение о необходимости выдачи организатору торгов – министерству лесного хозяйства Кировской области обязательного для исполнения предписания об аннулировании торгов – открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности (извещение № 261220/0811744/01), лот № 1.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

Р Е Ш И Л А :

  1. Признать жалобу ООО «Лесснаб 43» обоснованной в связи с нарушением организатором торгов – министерством лесного хозяйства Кировской области порядка проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности (извещение № 261220/0811744/01), лот № 1.
  2. Выдать министерству лесного хозяйства Кировской области предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов.

В соответствии со ст. 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Зам. Председателя комиссии                                                                                       <...>

Члены комиссии                                                                                                            <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны