Постановление б/н П О С Т А Н О В И Л: 1. Признать индивидуального предприним... от 27 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 о наложении штрафа по делу № 043/04/14.3-623/2023

об административном правонарушении

 

«27» июля 2023 г.

г. Киров

                                             

Заместитель руководителя управления – начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Кировского УФАС России <…>, рассмотрев протокол от 13.07.2023 № 043/04/14.3-623/2023 об административном правонарушении, составленный <…> – начальником отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС России в отношении индивидуального предпринимателя <…> (дата и место рождения: <…> г.р., место рождения: с. <…> <…> р-на <…> области; адрес места жительства (пребывания): <…>, Самарская область, г. Самара, ул. <…>, д. <…>, кв. <…>; ИНН: <…>; ОГРНИП: <…>; документ, удостоверяющий личность – паспорт серия <…><…> выдан <…> <…>; код подразделения: <…>) (далее– ИП <…>), в связи с нарушением пункта 2 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по делу № 043/05/5-74/2023 (резолютивная часть решения оглашена 27 апреля 2023 г.; в полном объеме решение изготовлено 15 мая 2023 года) признана ненадлежащей реклама:

- «Объявлена кредитная амнистия для граждан* Прекратим звонки коллекторов. Снимем аресты приставов. Спишем кредиты. Рассрочка» с фотоизображением Главы города Кирова <…> и указанием ссылки на сайт cityarbitrbfl-kirov.ru;

- «Объявлена кредитная амнистия для граждан* Спишем кредиты или выплатим их сами. Прекратим звонки коллекторов. Рассрочка» с фотоизображением Председателя Центрального Банка Российской Федерации <…> и указанием ссылки на сайт cityarbitrbfl-kirov.ru,

распространенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сервисе «Яндекс.Директ», поскольку она противоречит требованиям пункта 2 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»).

Решением установлено, что ИП <…> (ИНН: <…>; ОГРНИП: <…>) является рекламодателем вышеуказанной рекламы по смыслу Федерального закона «О рекламе» и несет ответственность за нарушение требований пункта 2 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Нарушение заключается в следующем.

Кировским УФАС России в порядке части 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» зафиксирована информация:

 - «Объявлена кредитная амнистия для граждан* Прекратим звонки коллекторов. Снимем аресты приставов. Спишем кредиты. Рассрочка» с фотоизображением Главы города Кирова <…> и указанием ссылки на сайт cityarbitrbfl-kirov.ru;

- «Объявлена кредитная амнистия для граждан* Спишем кредиты или выплатим их сами. Прекратим звонки коллекторов. Рассрочка» с фотоизображением Председателя Центрального Банка Российской Федерации <…> и указанием ссылки на сайт cityarbitrbfl-kirov.ru, распространенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сервисе «Яндекс.Директ» (акт осмотра интернет – ресурса от 07.10.2022).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация:

- «Объявлена кредитная амнистия для граждан* Прекратим звонки коллекторов. Снимем аресты приставов. Спишем кредиты. Рассрочка» с фотоизображением Главы города Кирова <…> и указанием ссылки на сайт cityarbitrbfl-kirov.ru;

- «Объявлена кредитная амнистия для граждан* Спишем кредиты или выплатим их сами. Прекратим звонки коллекторов. Рассрочка» с фотоизображением Председателя Центрального Банка Российской Федерации <…> и указанием ссылки на сайт cityarbitrbfl-kirov.ru, распространенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сервисе «Яндекс.Директ» обладает всеми юридически значимыми признаками рекламы, а именно:

- распространена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сервисе «Яндекс.Директ»;

- адресована неопределенному кругу лиц, поскольку носит неперсонифицированный характер;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (услугам по банкротству граждан, списанию кредитов), способствует формированию или поддержанию интереса к объекту рекламирования и его продвижению на рынке.

Таким образом, спорная информация, распространенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сервисе «Яндекс.Директ» является рекламой и должна соответствовать требованиям Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 213.4 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон «О банкротстве») гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.

Гражданин вправе подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, при этом гражданин отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества (часть 2 статьи 213.4 Федерального закона «О банкротстве»).

В соответствии с частью 3 статьи 213.24 Федерального закона «О банкротстве» в случае признания гражданина банкротом арбитражный суд вправе вынести определение о временном ограничении права на выезд гражданина из Российской Федерации.

Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи (часть 1 статьи 213.25 Федерального закона «О банкротстве»).

С даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично (часть 5 статьи 213.25 Федерального закона «О банкротстве»).

С даты признания гражданина банкротом регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется только на основании заявления финансового управляющего. Поданные до этой даты заявления гражданина не подлежат исполнению. Исполнение третьими лицами обязательств перед гражданином по передаче ему имущества, в том числе по уплате денежных средств, возможно только в отношении финансового управляющего и запрещается в отношении гражданина лично. Должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства (часть 7 статьи 213.25 Федерального закона «О банкротстве»).

Согласно части 3 статьи 213.28 Федерального закона «О банкротстве», после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

Также, согласно части 1 статьи 213.30 Федерального закона «О банкротстве», в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства.

В силу части 2 статьи 213.30 Федерального закона «О банкротстве», в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры дело о его банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина. В случае повторного признания гражданина банкротом в течение указанного периода по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа в ходе вновь возбужденного дела о банкротстве гражданина правило об освобождении гражданина от обязательств, предусмотренное пунктом 3 статьи 213.28 настоящего Федерального закона, не применяется. Неудовлетворенные требования кредиторов, по которым наступил срок исполнения, могут быть предъявлены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 213.30 Федерального закона «О банкротстве» в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

Согласно части 1 статьи 216 Федерального закона «О банкротстве» с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и о введении реализации имущества гражданина утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

На основании части 2 статьи 216 Федерального закона «О банкротстве» индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение пяти лет с момента завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры.

В соответствии с частью 4 статьи 216 Федерального закона «О банкротстве» в течение пяти лет с даты завершения в отношении индивидуального предпринимателя процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а также занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

На основании пункта 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Исходя из анализа положений Федерального закона «О рекламе», целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Федеральный закон «О рекламе» обязывает формировать у потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге). Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.

В данном случае, потребителями контекстной рекламы, распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сервисе «Яндекс.Директ» являются представители самых разных слоев общества, социального положения, образования и возраста. Важным является то, как воспринимается потребителями рекламная информация.

Указанная выше реклама позиционируется как безусловное освобождение от долгов (кредитов), без указания на последствия процедуры банкротства. Реклама создает впечатление, что, подав на банкротство, гражданин освобождается от долгов без каких-либо расчетов с кредиторами и без каких-либо последствий. Кроме того, из рекламы следует, что, подав на банкротство, гражданину гарантировано освобождение от долгов, в то время как решение о введении в отношении гражданина процедуры банкротства принимает суд, который также может и отказать во введении процедуры банкротства.

Вместе с тем, согласно положениям Федерального закона «О банкротстве» освобождение от долгов и требований кредиторов возможно только после завершения расчетов с кредиторами. При этом имущество гражданина, признанного судом банкротом, включается в конкурсную массу для его последующей реализации и расчетов с кредиторами, гражданин не вправе распоряжаться своим имуществом лично.

Кроме того, последствием признания гражданина банкротом может быть ограничение его права на выезд из Российской Федерации, должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства, в течение пяти лет с даты завершения процедуры банкротства гражданин не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства, в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры банкротства он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом. Гражданин, обладающий статусом индивидуального предпринимателя с момента принятия арбитражным судом решения о признании его банкротом, утрачивает статус индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. В течение пяти лет с момента завершения процедуры банкротства индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, он не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а также занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В данном случае в рекламе отсутствует существенная информация об условиях и последствиях введения процедуры банкротства в отношении граждан, что искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Таким образом, спорная реклама нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.

Рекламная информация: «Объявлена кредитная амнистия для граждан* Прекратим звонки коллекторов. Снимем аресты приставов. Спишем кредиты. Рассрочка» содержит фотоизображение Главы города Кирова <…>. В свою очередь, рекламная информация: «Объявлена кредитная амнистия для граждан* Спишем кредиты или выплатим их сами. Прекратим звонки коллекторов. Рассрочка» содержит фотоизображение Председателя Центрального Банка Российской Федерации <…>.

Законодательство Российской Федерации о рекламе регламентирует общественные отношения с целью установления добросовестных, основанных на конкуренции и рыночных началах отношениях в сфере рекламы.

Реклама всегда носит побудительный характер, создает заинтересованность потребителей. Поэтому использование в ней недостоверного источника информации, который благодаря своему авторитету или иным качествам способен простимулировать покупку, признается непозволительным приемом.

Целью лица, размещающего рекламу, всегда является демонстрация объекта рекламирования в самом лучшем свете. Он стремится привлечь и задержать внимание потребителя на той информации, которая должна отличать товар от аналогов, ставить его на порядок выше.

Использование в рекламе образов лиц, указанных в пункте 2 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», всегда является рекламным ходом, цель которого - вызвать большее доверие к сказанному о товаре за счет авторитета органа государственной власти или органа местного самоуправления через отдельно взятого представителя.

Указывать на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами, недопустимо как в форме прямого указания, так и посредством использования изображения таких лиц, и иных объектов или символов государственной власти, которые будут эксплуатировать авторитет власти.

Потребитель трактует рекламу исходя из ее буквального содержания, наличие в рекламе ссылки на государственный орган или на орган местного самоуправления (в том числе на их должностных лиц) создает впечатление о государственном, а равно легитимном одобрении рекламируемых товаров или услуг, что создает ложное впечатление о преимуществе рекламируемого товара или услуги перед товарами или услугами конкурентов.

В рассматриваемом случае размещение таких материалов расценивается потребителями рекламы как некое одобрение объекта рекламирования со стороны должностных лиц: Главы города Кирова <…>, Председателя Центрального Банка Российской Федерации <…>.

Вышеуказанные выводы соотносятся с позицией Членов Экспертного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Кировской области, высказанном на заседании 13.10.2022.

Так, Члены Экспертного совета пришли к выводу о том, что объект рекламирования в спорной рекламе, а именно услуги по банкротству граждан одобряется должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления. Члены Экспертного Совета единогласно отметили, что реклама создает впечатление о возможности списания кредитов и прекращения звонков коллекторов. Спорный рекламный текст размещен под фотографиями должностных лиц, которые используются официальными пресс-службами при информировании граждан о деятельности органов государственной власти. На фотографиях позы должностных лиц характерны моменту их официального выступления. Спорная реклама с фотографиями воспринимается, как единое целое. Потребитель в первую очередь обращает внимание на официальных должностных лиц, далее на текст рекламы.

В состав Экспертного Совета при Кировском УФАС России входят представители органов местного самоуправления, научных организаций, общественных организаций, экспертов и специалистов в области лингвистки, психологии, журналистики, соответственно, в рассматриваемом случае их мнение принимается Комиссией в качестве надлежащего доказательства указания в рекламе на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти и их должностными лицами.

С учетом изложенного, спорная рекламная информация нарушает требования пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований пункта 2 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Исходя из пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно информации, представленной ООО «Яндекс» письмом от 27.10.2022 № 2254211 (вх. № 6443 от 27.10.2022), спорная рекламная информация распространена ООО «АДВ-Сервис» в рамках договора возмездного оказания услуг от 20.10.2017 № 74008/17, заключенного между ООО «Яндекс» и ООО «АДВ-сервис».

На основании пункта 1.3. договора возмездного оказания услуг от 20.10.2017 № 74008/17, ООО «АДВ-сервис» предоставляет ООО «Яндекс» для размещения рекламу своих клиентов. Клиенты ООО «АДВ-сервис» не вправе осуществлять права и обязанности стороны по настоящему договору, а ООО «Яндекс» не имеет обязательств перед клиентами ООО «АДВ-сервис».

Факт исполнения вышеуказанного договора подтверждается актами оказанных услуг, счетами и счетами-фактурами, представленными в материалы дела.

ООО «АДВ-сервис» в письме от 05.12.2022 № 681/22 (вх. № 7203 от 05.12.2022) сообщило, что рекламодателем спорной рекламы является ООО «СитиАрбитр». Рекламная информация размещалась в аккаунтах «Яндекс.Директ» с использованием сервиса «eLama». ООО «СитиАрбитр» акцептовало оферту ООО «АДВ-сервис», размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Оферта).

На основании пункта 2.1. Оферты клиент поручает, а ООО «АДВ-Сервис» принимает на себя обязательства по оказанию услуг в сети интернет в соответствии с приложением № 1 к данному договору (далее – Приложение № 1).

В соответствии с 2.1.1. Приложения № 1 ООО «АДВ-сервис» обязуется оказывать клиенту услуги в сети интернет по предоставлению клиенту возможности с использованием сервиса «eLama» на внутренних аккаунтах размещать интернет-рекламу через интернет-площадки рекламораспространителя на интернет-ресурсах в порядке, предусмотренном Офертой с учетом условий, определенных на соответствующей интернет-площадке.

Факт исполнения Оферты подтверждается актами от 31.10.2022 № 2022/10/31/26879-665724-adv, от 30.09.2022 № 2022/09/30/5057-665724-adv, детализацией оказанных услуг, счетами-фактурами от 31.10.2022 № 660768, от 30.09.2022 № 605353.

В свою очередь, между ООО «СитиАрбитр» (Заказчик) и ИП Курмаевым Р.Ф. (Исполнитель) заключен договор от 03.04.2022 № 01-Р-042022.

Согласно пункту 1 договора от 03.04.2022 № 01-Р-042022, Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя выполнение услуг, в том числе по разработке и ведению таргетированной и контекстной рекламы (п.п. 1.1.1), создание рекламных объявлений, в том числе дизайн рекламных креативов (п.п. 1.1.4).

В соответствии с пунктом 2.2 договора от 03.04.2022 № 01-Р-042022 Исполнитель гарантирует, что содержание и форма предоставляемых заказчиком рекламных материалов не нарушает и не влечет за собой нарушение каких-либо прав третьих лиц и действующего законодательства Российской Федерации, в том числе, но не ограничиваясь Федеральным законом «О рекламе». Ответственность за изготовленные рекламные материалы на предмет соответствия законодательству Российской Федерации, в частности Федеральному закону «О рекламе» в полной мере несет Исполнитель.

Факт исполнения указанного договора подтверждается счетами и платежными поручениями, представленными в материалы дела.

Исходя из пояснений ИП <…> следует, что определение содержания спорной рекламной информации осуществлялось ИП <…>.

Таким образом, ИП <…> является рекламодателем спорной рекламной информации и несет ответственность за нарушение требований пункта 2 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Указанный факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в полном объеме подтверждается имеющимися материалами и решением по делу № 043/05/5-74/2023.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Согласно информации, содержащейся в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, <…> (ИНН: <…>; ОГРНИП: <…>) зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя <…>, соответственно, ИП <…> несет административную ответственность по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ за нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», как должностное лицо.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Определением от 15.06.2023 в отношении индивидуального предпринимателя <…> было возбуждено дело № 043/04/14.3-623/2023 об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и начато административное расследование. Составление протокола об административном правонарушении назначено на 13.07.2023 в 10 часов 00 минут.

Определение от 15.06.2023 о возбуждении дела № 043/04/14.3-623/2023 об административном правонарушении и проведении административного расследования было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу места жительства (пребывания) ИП <…>, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (<…>, Самарская область, г. Самара, ул. <…>, д. <…>, кв. <…>).

В соответствии с пунктом 63 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25, с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении ИП <…> считается уведомленным надлежащим образом (в материалах дела имеется возвратный конверт с определением от 15.06.2023 о возбуждении дела № 043/04/14.3-623/2023 об административном правонарушении и проведении административного расследования, дата возврата конверта – 29.06.2023).

На составление протокола об административном правонарушении, назначенное на 13.07.2023 г. в 10 часов 00 минут, ИП <…> не явился, представителя не направил, ходатайств не заявлял.

13.07.2023 должностным лицом Кировского УФАС России – <…>, начальником отдела финансовых рынков и рекламы в отношении ИП <…> составлен протокол № 043/04/14.3-623/2023 об административном правонарушении.

Протокол составлен в отсутствие ИП <…>, уведомленного надлежащим образом о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Определением от 13.07.2023 о назначении времени и места рассмотрения дела № 043/04/14.3-623/2023 об административном правонарушении рассмотрение протокола назначено на 27.07.2023 в 13 часов 45 минут.

Определение от 13.07.2023 о назначении времени и места рассмотрения дела № 043/04/14.3-623/2023 об административном правонарушении было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу места жительства (пребывания) ИП <…>, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (<…>, Самарская область, г. Самара, ул. <…>, д. <…>, кв. <…>).

В соответствии с частью 4 статьи 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

В соответствии с частью 6 статьи 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении ИП <…> уведомлен надлежащим образом (согласно информации, содержащейся в уведомлении о вручении отправления с почтовым идентификатором 80081186992491, определение от 13.07.2023 о назначении времени и места рассмотрения дела № 043/04/14.3-623/2023 об административном правонарушении вручено адресату 21.07.2023).

Письмом от 25.07.2023 № б/н (вх. № от 26.07.2023 № 4705-ЭП/23) ИП <…> заявил ходатайство о рассмотрении протокола с использованием системы видеоконференцсвязи.

В соответствии с частью 2 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Следовательно, местом рассмотрения дела № 043/04/14.3-623/2023 об административном правонарушении является г. Киров.

На рассмотрении протокола об административном правонарушении с использованием системы видеоконференцсвязи присутствовал ИП <…>.

На рассмотрении протокола № 043/04/14.3-623/2023 об административном правонарушении ИП <…> поддержал свою позицию по делу, изложенную в письмах от 25.07.2023 № б/н (вх. № от 26.07.2023 № 4705-ЭП/23), от 25.07.2023 № б/н (вх. от 26.07.2023 № 4706-ЭП/23). В случае привлечения его к административной ответственности просил применить меру ответственности в виде предупреждения в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ ввиду наличия смягчающих обстоятельств (добровольное прекращение нарушения, оказание содействия Кировскому УФАС России при рассмотрении дела об административном правонарушении в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, добровольное исполнение до вынесения постановления предписания о прекращении нарушения, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, совершение правонарушения впервые). Также просил учесть, что деяние, послужившее основанием для возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении совершено ИП <…> в рамках предпринимательской деятельности, 25.07.2023 ИП Курмаевым Р.Ф. уплачены налоги на сумму 122193 р. По мнению ИП <…>, назначение административного наказания в виде штрафа усилит финансовую нагрузку на ИП <…>.

Заместитель руководителя управления – начальник отдела товарных рынков и естветственных монополий Кировского УФАС России <…>, изучив материалы административного дела, находит вину ИП <…> в совершении административного правонарушения установленной и доказанной.

Факт совершения правонарушения ИП <…> подтверждается:

- решением Комиссии Кировского УФАС России от 15.05.2023 г. по делу № 043/05/5-74/2023;

- материалами административного дела № 043/04/14.3-623/2023;

- протоколом об административном правонарушении от 13.07.2023 № 043/04/14.3-623/2023;

Оценивая собранные по делу доказательства, должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области находит, что действия ИП <…> правильно квалифицированы по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Событием является установленный факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившийся в определении содержания ненадлежащей рекламы, в которой содержатся фотоизображения должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, что воспринимается потребителями как одобрение объекта рекламирования соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, в отсутствие части существенной информации о наличии негативных последствий введения процедуры банкротства, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение, поскольку реклама указанных услуг воспринималась потребителем как безусловное списание всех долгов без каких-либо последствий в нарушение требований пункта 2 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Время совершения административного правонарушения: 07.10.2022 (дата фиксации рекламы).

Место совершения административного правонарушения: территория распространения ненадлежащей рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сервисе «Яндекс.Директ».

Субъектом административного правонарушения является ИП <…>.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в области рекламы.

Объективной стороной административного правонарушения являются действия по определению содержания ненадлежащей рекламы, содержащей фотоизображения должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, что воспринимается потребителями как одобрение объекта рекламирования соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, в отсутствие части существенной информации о наличии негативных последствий введения процедуры банкротства, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение, поскольку реклама указанных услуг воспринималась потребителем как безусловное списание всех долгов без каких-либо последствий в нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В силу части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной субъекта в форме неосторожности, поскольку ИП <…> не предвидел возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя должен был и мог их предвидеть. ИП <…> не предпринял достаточных мер со своей стороны по пресечению и недопущению противоправных действий, посягающих на принципы законности, добропорядочности, разумности, справедливости, хотя такая возможность у него имелась. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии ИП <…> мер по недопущению нарушения законодательства и невозможностью его предотвращения, представлено не было.

Установлено, что в данном случае у ИП <…> имелась возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Виновность ИП <…> выразилась в том, что он не предпринял необходимых мер по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о рекламе, хотя такая возможность у него имелась.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законодательством требований, при рассмотрении дела не установлены.

Таким образом, совершенные ИП <…> действия по определению содержания ненадлежащей рекламы, содержащей фотоизображения должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, что воспринимается потребителями как одобрение объекта рекламирования соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, в отсутствие части существенной информации о наличии негативных последствий введения процедуры банкротства, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение, поскольку реклама указанных услуг воспринималась потребителем как безусловное списание всех долгов без каких-либо последствий в нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Неустранимых сомнений в виновности привлекаемого лица, не выявлено.

В соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающих обстоятельств установлено: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль; совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ, впервые.

В соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ отягчающие вину обстоятельства должностным лицом не установлены.

Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В рассматриваемом случае состав административного правонарушения является формальным, следовательно, правонарушение является общественно-опасным с момента его совершения, независимо от наступления каких-либо последствий. При этом сама общественная опасность выражается в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей и соблюдению требований действующего рекламного законодательства.

Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях соблюдения законодательно установленных требований. Однако доказательств наличия указанных обстоятельств в материалы дела не представлено.

Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В рассматриваемом случае состав административного правонарушения является формальным, следовательно, правонарушение является общественно-опасным с момента его совершения, независимо от наступления каких-либо последствий. При этом сама общественная опасность выражается в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей и соблюдению требований действующего рекламного законодательства.

Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях соблюдения законодательно установленных требований. Однако доказательств наличия указанных обстоятельств в материалы дела не представлено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, которая выразилась в пренебрежительном отношении к исполнению публично – правовых обязанностей в сфере рекламного законодательства, основания для освобождения ИП <…> от административной ответственности ввиду малозначительности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий: федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы; возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В силу пункта 4 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» для целей данного Закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе.

ФАС России в письме от 27.12.2022 г. № МШ/116843/22 указала, что положение о возможности замены штрафа на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение может быть применено по ст. 14.3 КоАП РФ в случае, если дело об административном правонарушении было возбуждено по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролирующим лицом, проверки, в ходе которых было установлено соответствующее нарушение законодательства о рекламе. В случае, если дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ, возбуждено антимонопольным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проверки, часть 1 статьи 4.1.1 КоАП не подлежит применению.

В рассматриваемом случае дело об административном правонарушении возбуждено без проведения контрольных (надзорных) мероприятий (по результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе), следовательно, ст. 4.1.1 КоАП РФ не подлежит применению.

Таким образом, учитывая общественно – значимый характер совершенного административного правонарушения, роль правонарушителя, его имущественное положение, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, принцип соразмерности ответственности тяжести совершенного правонарушения и вытекающих из него требований справедливости и пропорциональности используемых правовых средств при применении публично-правовой ответственности, фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства принято решение о наложении административного штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 3, 5, 33, 38 Федерального закона «О рекламе», статьями 2.1, 2.4, 3.4, 4.1.2, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

1. Признать индивидуального предпринимателя <…> (ИНН: <…>; ОГРНИП: <…>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 2. Применить к индивидуальному предпринимателю <…> (ИНН: <…>; ОГРНИП: <…>) меру ответственности в виде штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.

 

Получатель: ИНН 4347021540

КПП 434501001 УФК по Кировской области

(Кировское УФАС России) л/с 04401233690 

Банк получателя

ОТДЕЛЕНИЕ КИРОВ БАНКА РОССИИ// УФК по Кировской области г. Киров

Расчетный счет:

№ 40102810345370000033

ЕКС 03100643000000014000

БИК 013304182

КБК 161 1 16 01141 01 0003 140

Плательщик: индивидуальный предприниматель <…> (ИНН: <…>; ОГРНИП: <…>)

 

161 1 16 01141 01 0003 140

Штрафы за нарушение законодательства о рекламе

ОКТМО 33701000

УИН 16100500000001729928

К оплате: 4000 (четыре тысячи) рублей

 

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности по реквизитам, указанным в платежном поручении.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 30.1, 30.2, 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

 Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении 60 дней со срока, установленного на уплату штрафа, должностным лицом, вынесшим постановление, соответствующие материалы будут направлены судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, рассмотревшее дело об административном правонарушении, должно будет принять решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны