Постановление б/н 1. Признать должностное лицо ООО «Удача» - директора ООО «Уд... от 21 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 о наложении штрафа по делу № 043/04/14.3-622/2023

об административном правонарушении

 

«26» июля 2023 г.

г. Киров

                                                                                                    

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области <...>, рассмотрев протокол от 15.06.2023 № 043/04/14.3-622/2023, составленный начальником отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области <...>, и материалы административного дела в отношении должностного лица - директора ООО «Удача» <...>, в связи с нарушением части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП),

 

 У С Т А Н О В И Л:

 

Решением Комиссии Кировского УФАС России по делу № 043/05/28-940/2022 (резолютивная часть решения оглашена 29 марта 2023 года; в полном объеме решение изготовлено 12 апреля 2023 года) рекламная информация следующего содержания:

- «КРЕДИТ от 9,9% годовых. 50000 р. – 1060 р. 100000 р. – 2120 р. 200000 р. – 4240 р. 300000 р. – 6359 р. Деньги в день обращения. От 18 до 70 лет. Рассмотрим с любой кредитной историей. Возможность получения кредита под залог недвижимости или авто. Рефинансирование действующих кредитов*. 8 (958) 397 17 77. Данная информация носит справочный характер и не является публичной офертой. ООО «УДАЧА» ИНН 4345512776 ОГРН 1214300007460 представляет справочно-информационные услуги по вопросам предоставления кредитов в банках и иных кредитных организациях г. Кирова. Сумма от 50 000 рублей до 300 000 не является кредитом. Информацию (на основании договора) о возможном оформлении сделки кредита в рублях от АО «Тинькофф Банк» (лицензия ЦБ РФ номер 2673 от 28.01.1994 г.) от 9,9% до 40% годовых, суммой до 15 000 000 рублей без первоначального взноса сроком от 3 месяцев до 15 лет физ. лицам от 18 до 70 лет на момент окончания срока кредита, без подтверждения дохода, имеющим гражданство РФ и наличие постоянной или временной регистрации на территории РФ. *при условии одобрения кредитных (финансовых) организаций. КРЕДИТ 8 (958) 397 17 77»;

- «Рефинансирование действующих кредитов! КРЕДИТ на любые цели от 9,9% годовых. 50000 р. – 1060 р. 100000 р. – 2120 р. 200000 р. – 4240 р. 300000 р. – 6359 р. Деньги в день обращения. От 18 до 70 лет. Рассмотрим с любой кредитной историей. Возможность получения кредита под залог недвижимости или авто. Рефинансирование действующих кредитов. 8-951-350-77-70. Выгодные условия для пенсионеров. Данная информация носит справочный характер и не является публичной офертой. ООО «УДАЧА» ИНН 4345512776 ОГРН 1214300007460 представляет справочно-информационные услуги по вопросам предоставления кредитов в банках и иных кредитных организациях г. Кирова. Сумма от 50 000 рублей до 300 000 не является кредитом. Информацию (на основании договора) о возможном оформлении сделки кредита в рублях от АО «Тинькофф Банк» (лицензия ЦБ РФ номер 2673 от 28.01.1994 г.) от 9,9% до 40% годовых, суммой до 15 000 000 рублей без первоначального взноса сроком от 3 месяцев до 15 лет физ. лицам от 18 до 70 лет на момент окончания срока кредита, без подтверждения дохода, имеющим гражданство РФ и наличие постоянной или временной регистрации на территории РФ. *при условии одобрения кредитных (финансовых) организаций. КРЕДИТ 8-951-350-77-70», признана ненадлежащей, так как она противоречит требованиям части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Решением установлено, что рекламодателем спорной рекламной информации является ООО «Удача» (ОГРН 1214300007460; ИНН: 4345512776; юридический адрес: 610002, Кировская область, г Киров, ул. Свободы, д. 130, офис 4), которое несет ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Нарушение заключается в следующем.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской поступили материалы, направленные Отделением по Кировской области Волго-Вятского главного управления Банка России письмом от 09.09.2022 исх. № Т433-08-2-17/5011 (вх. № 5419 от 09.09.2022), по вопросу нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе путем распространения рекламных листовок, содержащих информацию о финансовой услуге.

Рекламная информация содержит сведения об ООО «Удача» (ИНН: 4345512776, ОГРН 1214300007460). В связи с чем, в отношении данного лица было возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Исходя из имеющихся в Кировском УФАС России документов следует, что по адресу: Кировская область, г. Киров, напротив дома № 22 по ул. Романа Ердякова на остановке общественного транспорта 19.08.2022 в 11:22 зафиксирована информация, размещенная на листовках, следующего содержания: «КРЕДИТ от 9,9% годовых. 50000 р. – 1060 р. 100000 р. – 2120 р. 200000 р. – 4240 р. 300000 р. – 6359 р. Деньги в день обращения. От 18 до 70 лет. Рассмотрим с любой кредитной историей. Возможность получения кредита под залог недвижимости или авто. Рефинансирование действующих кредитов*. 8 (958) 397 17 77. Данная информация носит справочный характер и не является публичной офертой. ООО «УДАЧА» ИНН 4345512776 ОГРН 1214300007460 представляет справочно-информационные услуги по вопросам предоставления кредитов в банках и иных кредитных организациях г. Кирова. Сумма от 50 000 рублей до 300 000 не является кредитом. Информацию (на основании договора) о возможном оформлении сделки кредита в рублях от АО «Тинькофф Банк» (лицензия ЦБ РФ номер 2673 от 28.01.1994 г.) от 9,9% до 40% годовых, суммой до 15 000 000 рублей без первоначального взноса сроком от 1 месяца до 15 лет физ. лицам от 18 до 70 лет на момент окончания срока кредита, без подтверждения дохода, имеющим гражданство РФ и наличие постоянной или временной регистрации на территории РФ. *при условии одобрения кредитных (финансовых) организаций». Отрывные листочки содержат информацию: «КРЕДИТ 8 (958) 397 17 77»;

«Рефинансирование действующих кредитов! КРЕДИТ на любые цели от 9,9% годовых. 50000 р. – 1060 р. 100000 р. – 2120 р. 200000 р. – 4240 р. 300000 р. – 6359 р. Деньги в день обращения. От 18 до 70 лет. Рассмотрим с любой кредитной историей. Возможность получения кредита под залог недвижимости или авто. Рефинансирование действующих кредитов. 8-951-350-77-70. Выгодные условия для пенсионеров. Данная информация носит справочный характер и не является публичной офертой. ООО «УДАЧА» ИНН 4345512776 ОГРН 1214300007460 представляет справочно-информационные услуги по вопросам предоставления кредитов в банках и иных кредитных организациях г. Кирова. Сумма от 50 000 рублей до 300 000 не является кредитом. Информацию (на основании договора) о возможном оформлении сделки кредита в рублях от АО «Тинькофф Банк» (лицензия ЦБ РФ номер 2673 от 28.01.1994 г.) от 9,9% до 40% годовых, суммой до 15 000 000 рублей без первоначального взноса сроком от 1 месяца до 15 лет физ. лицам от 18 до 70 лет на момент окончания срока кредита, без подтверждения дохода, имеющим гражданство РФ и наличие постоянной или временной регистрации на территории РФ. *при условии одобрения кредитных (финансовых) организаций» Отрывные листочки содержат информацию: «КРЕДИТ 8-951-350-77-70».

Вышеуказанная информация обладает всеми юридически значимыми признаками рекламы, а именно:

-  распространена с использованием рекламных листовок;

- адресована неопределенному кругу лиц – всем лицам, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования (неперсонифицированный характер);

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (финансовой услуге по выдаче кредита), формированию или поддержанию интереса к объекту рекламирования и его продвижению на рынке.

Таким образом, вышеуказанная информация содержит все признаки рекламы, перечисленные в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», является рекламой и на такую информацию, а также на порядок ее размещения распространяются положения Федерального закона «О рекламе».

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Пунктом 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе) потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе с лимитом кредитования.

Согласно «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, деятельность по предоставлению консультационных услуг по вопросам финансового посредничества (код 66.19.4) относится к финансовым услугам.

Согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Удача», основным видом деятельности Общества является деятельность по предоставлению консультационных услуг по вопросам финансового посредничества (код ОКВЭД 66.19.4).

Из имющихся документов следует, что ООО «Удача» оказывает гражданам за вознаграждение информационно-консультационные услуги, а именно: консультации по условиям, порядку и срокам предоставления кредита, консультации о размере предоставляемых сумм и иные услуги, целью оказания которых является получение гражданином от банка или другой финансовой или кредитной организации положительного решения о предоставлении кредита, кредитной карты или иного кредитного продукта, что подтверждается договорами возмездного оказания информационно-консультационных услуг, заключенными между ООО «Удача» и потребителями (физическими лицами) от 05.08.2022, от 25.08.2022, от 17.08.2022, от 18.08.2022.

Установлено, что между ООО «Удача» и АО «Тинькофф Банк» заключен договор возмездного оказания услуг по привлечению клиентов и договор о присоединении к программе потребительского кредитования через систему Tinkoff Credit Broker.

Договор возмездного оказания услуг по привлечению клиентов был заключен путем направления ООО «Удача» заявки от 15.02.2022 г. В соответствии с п. 1.1. указанного договора ООО «Удача» обязуется оказывать услуги по привлечению потенциальных клиентов в АО «Тинькофф Банк», в том числе консультационные и информационные услуги. Услуги включают в себя оформление заявок потенциальным клиентам с целью предложения продуктов АО «Тинькофф Банк», а также оформления заявок на получение продуктов АО «Тинькофф Банк».

В рамках договора возмездного оказания услуг по привлечению клиентов ООО «Удача» оформляло заявки на получение кредита в АО «Тинькофф Банк» в отношении потребителей, привлеченных ООО «Удача», что подтверждается выгрузкой заявок по договору возмездного оказания услуг по привлечению клиентов, представленной АО «Тинькофф Банк» письмом от 28.03.2023 № КБ-0328.03, и скриншотами из личного кабинета, представленными ООО «Удача».

В подтверждение факта исполнения указанного договора в Кировское УФАС России были представлены акты оказания услуг от 31.07.2022 г., от 30.09.2022, от 30.11.2022, от 20.12.2022, от 31.12.2022, платежные поручения № 21875807 от 19.08.2022, № 24414686 от 13.10.2022.

Как следует из письма АО «Тинькофф Банк» № КБ-0328.03 от 28.03.2023 г. для оказания услуг по договору возмездного оказания услуг по привлечению клиентов исполнителю предоставляется доступ в систему (программный web-интерфейс, содержащий данные и инструменты, необходимые для оказания услуг по вышеуказанному договору), посредством которой ООО «Удача» формировало и направляло заявки.

Выдача потребителям, привлеченным ООО «Удача», кредита по вышеуказанным заявкам АО «Тинькофф Банк» не осуществлялась в связи с отказом банка от предоставления кредита.

Договор о присоединении к программе потребительского кредитования через систему Tinkoff Credit Broker заключен путем акцепта АО «Тинькофф Банк» оферты ООО «Удача». В материалы дела представлена заявка ООО «Удача» от 24.06.2022 на заключение указанного договора. В соответствии с п. 2.1. данного договора ООО «Удача» обязуется оказывать АО «Тинькофф Банк» услуги по оформлению клиентских досье и/или рекламные услуги по размещению материалов на сайте ООО «Удача», а АО «Тинькофф Банк» обязуется принять и оплатить эти услуги.

В рамках договора о присоединении к программе потребительского кредитования через систему Tinkoff Credit Broker клиентские досье ООО «Удача» на получение кредита в АО «Тинькофф Банк» не направлялись, что подтверждается пояснениями АО «Тинькофф Банк», представленными письмом от 28.03.2023 исх. № КБ-0328.03 (вх. № 1720 от 28.03.2023). 

1. Реклама содержит указание на оказание справочно-информационных услуг ООО «Удача», при этом данная информация размещена на листовке мелким шрифтом внизу рекламной информации, в отличии от информации «КРЕДИТ», выполненной крупным шрифтом.

Информация: «Данная информация носит справочный характер и не является публичной офертой. ООО «УДАЧА» ИНН 4345512776 ОГРН 1214300007460 представляет справочно-информационные услуги по вопросам предоставления кредитов в банках и иных кредитных организациях г. Кирова. Сумма от 50 000 рублей до 300 000 не является кредитом. Информацию (на основании договора) о возможном оформлении сделки кредита в рублях от АО «Тинькофф Банк» (лицензия ЦБ РФ номер 2673 от 28.01.1994 г.) от 9,9% до 40% годовых, суммой до 15 000 000 рублей без первоначального взноса сроком от 1 месяца до 15 лет физ. лицам от 18 до 70 лет на момент окончания срока кредита, без подтверждения дохода, имеющим гражданство РФ и наличие постоянной или временной регистрации на территории РФ», указанная внизу рекламных листовок, нанесена черным цветом на ярком фоне.

Спорная реклама направлена на привлечение внимания именно к финансовой услуге по предоставлению кредита. Рассматриваемая рекламная информация сформирована таким образом, что у потребителя, ознакомившегося с данной рекламой, создается впечатление о том, что объектом рекламирования является именно услуга по предоставлению денежных средств (кредита) и возможность их получения у рекламодателя (а никак не оказание справочно-информационных или консультационных услуг лицом, не являющимся кредитной организацией). При этом, выбранный рекламодателем способ доведения информации не заостряет никакого внимания потребителей на том, что предоставляются справочно-информационные услуги. Кроме того, отрывные листочки содержат слово «КРЕДИТ» (выполнено также крупным шрифтом) и номер телефона, что также свидетельствует о привлечении внимания потребителя именно к финансовой услуге, связанной с предоставлением кредита. У потребителей создается (может создаваться) впечатление, что справочно-информационные услуги предоставляются как дополнительные услуги (то есть предварительная консультация перед получением кредита).

В соответствии с п. 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции ФАС.

Кировским УФАС России письмом от 26.01.2023 № 265/04 направлен запрос в ФАС России с просьбой сообщить правовую позицию о том, является ли информация, распространенная посредством вышеуказанных рекламных листовок, рекламой финансовой услуги (кредита).

ФАС России письмом № КТ/8649/23 от 08.02.2023 (вх. № 793 от 15.02.2023) разъяснила следующее:

«При оценке рекламы содержащей информацию, выполненную мелким шрифтом, следует учитывать то, что, исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

При этом то обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений ст. 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна водить в заблуждение потребителей.

При решении вопроса о надлежащем доведении до сведения потребителей рекламы информации, содержащейся в такой рекламе, в каждом конкретном случае необходимо учитывать в том числе: способ размещения рекламы, шрифт, его кегль и начертание, соотношение цвета фона, на котором размещена такая информация, с цветовым начертанием букв, иные обстоятельства размещения рекламы.

С учетом изложенного, в случае, если информация, содержащаяся в рекламе, формально присутствует, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил указанную информацию. Как следствие, такие сведения при определении объекта рекламирования не учитываются».

ФАС России в указанном письме сделала вывод, что объектом рекламирования в распространявшейся посредством расклеенных листовок рекламе с выражением: «КРЕДИТ от 9,9% годовых. 50000 р. – 1060 р. 100000 р. – 2120 р. 200000 р. – 4240 р. 300000 р. – 6359 р. Деньги в день обращения. От 18 до 70 лет. Рассмотрим с любой кредитной историей. Возможность получения кредита под залог недвижимости или авто. Рефинансирование действующих кредитов*. 8 (958) 397 17 77…», иная информация, в которой целенаправленно указана мелким шрифтом, исходя из содержания рекламы и с учетом всех обстоятельств ее размещения, выступает финансовая услуга по предоставлению кредита.

Согласно п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

В рассматриваемом случае, сведения, содержащиеся в спорной рекламной информации, очевидно ассоциируются у потребителей с рекламой финансовой услуги по предоставлению кредита.

Данный вывод также подтверждается позицией Экспертного совета по применению законодательства РФ о рекламе при Кировском УФАС России.

Согласно единогласному мнению членов Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Кировском УФАС России, высказанному на заседании 22.12.2022, указанная информация является рекламой финансовой услуги – кредита. Члены Экспертного совета высказали единогласное мнение о том, что часть текста об оказании справочно-информационных услуг выполнена мелким шрифтом. В первую очередь внимание потребителей привлекает слово «КРЕДИТ» и часть его условий, так как эти словосочетания изображены крупным шрифтом. Некоторые члены Экспертного совета также отметили, что если мелкий текст с информацией об оказании справочно-информационных услуг и будет прочитан, у потребителей все равно складывается впечатление, что рекламируется именно кредит, а консультационные услуги – это дополнительные услуги, предоставляемые при получении кредита. Помимо этого, члены Экспертного Совета отметили, что на отрывных листочках также указано слово «КРЕДИТ» (протокол заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Кировском УФАС России от 22.12.2022 г.).   

В состав Экспертного Совета при Кировском УФАС России входят представители органов местного самоуправления, общественных организаций, высших учебных заведений, экспертов и специалистов в области лингвистики, психологии, журналистики, соответственно, в рассматриваемом случае их мнение принимается комиссией в качестве надлежащего доказательства квалификации информации в качестве рекламы финансовой услуги (кредит).

В соответствии с п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

На основании ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

ООО «Удача» не состоит в государственном реестре кредитных организаций, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, а также ломбардов, размещенных на сайте Банка России. Соответственно, ООО «Удача» не может осуществлять рекламу финансовой услуги по предоставлению кредита.

Таким образом, рассматриваемая рекламная информации нарушает требования пункта 7 статьи 7 и части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. На основании ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителей верного, истинного представления о рекламируемом и предлагаемом товаре.

Вся необходимая информация должна доводиться до потребителей непосредственно в рекламе для того, чтобы обеспечить возможность с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор.

В соответствии с п. 28 Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Рекламная информация содержит, в том числе сведения: «50000 р. – 1060 р. 100000 р. – 2120 р. 200000 р. – 4240 р. 300000 р. – 6359 р.».

ООО «Удача» в письме от 21.10.2022 исх. № 15 (вх. № 6306 от 21.10.2022) указало, что информация в листовке о размерах ежемесячного кредитного платежа с привязкой к суммам кредитов указана с учетом выдачи кредита на 5 лет (60 месяцев). Указанные суммы рассчитаны с использованием кредитного калькулятора на сайте АО «Тинькофф Банк».

Вместе с тем, спорная рекламная информация не содержит условие о сроке предоставления кредита на указанные в рекламе суммы с указанными размерами ежемесячного платежа, что искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Указанный вывод подтверждается мнением членов Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Кировском УФАС России, высказанном на заседании 22.12.2022. Члены Экспертного совета единогласно пришли к выводу, что информация на рекламной листовке с указанием суммы и размера платежа вводит потребителей в заблуждение, так как возникают вопросы по поводу срока предоставления кредита (протокол заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Кировском УФАС России от 22.12.2022 г.).

Таким образом, рассматриваемая рекламная информация в указанной части нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

3. Кроме того, потребители ориентируются на информацию, указанную в рекламе крупным шрифтом (в том числе, «КРЕДИТ от 9,9% годовых. 50000 р. – 1060 р. 100000 р. – 2120 р. 200000 р. – 4240 р. 300000 р. – 6359 р.»). Вместе с тем, потребителям, обратившимся в ООО «Удача», финансовыми организациями предоставлялись кредиты (займы) на иных, менее выгодных условиях.

Установлено, что между ООО «Удача» и потребителями (физическими лицами) были заключены договоры возмездного оказания информационно-консультационных услуг от 05.08.2022, от 25.08.2022, от 17.08.2022, от 18.08.2022.

В соответствии с приложением № 1 к указанным договорам размер оплаты услуг исполнителя (ООО «Удача») зависит от суммы, одобренной банком или иной кредитной (финансовой) организацией, частным инвестором, и составляет: 29 % от суммы кредита (при сумме кредита, одобренной заказчику, свыше 96000 руб.), 24000 руб. (при сумме кредита, одобренной заказчику, от 50000 руб. до 95999 руб.), 50% от суммы кредита (при сумме кредита, одобренной заказчику, до 49999 руб.). Стоимость предоставления отчета по кредитному рейтингу составляет 3000 руб., стоимость предоставления отчета по кредитной истории составляет 3000 руб.

Согласно актам об оказании услуг по вышеуказанным договорам, потребителями получены денежные средства в ООО МКК «Срочноденьги», ООО МФК «Быстроденьги».

Из информации, представленной ООО МКК «Срочноденьги» письмом от 15.02.2023 исх. № 352 (вх. № 792 от 15.02.2023), следует, что на дату 19.08.2022 г. (дата фиксация спорной рекламной информации) сумма предоставления займа указанной микрофинансовой организацией составляет от 1000 руб. до 100000 руб. (в зависимости от способа получения денежных средств), срок предоставления займа - от 1 до 180 дней (в зависимости от способа получения денежных средств), процентная ставка – 1% в день (независимо от способа получения денежных средств).

В соответствии с договорами, заключенными между ООО МКК «Срочноденьги» и потребителями (привлеченными ООО «Удача»), данным потребителям предоставлялся займ по ставке 365% годовых, на сумму от 4 800 рублей до 49 200 рублей, сроком от 16 до 180 дней.

Из информации ООО МФК «Быстроденьги», представленной письмом от 09.03.2023 № 731/23БД-1837 (вх. № 1277 от 09.03.2023), следует, что на дату 19.08.2022 г. (дата фиксация спорной рекламной информации) сумма предоставления займа данной микрофинансовой организацией составляла от 1000 руб. до 1000000 руб. (в зависимости от вида потребительского займа), срок предоставления займа - от 1 до 180 дней (в зависимости от вида потребительского займа), процентная ставка - от 64,395 % до 365 % годовых (в зависимости от вида потребительского займа).

Таким образом, рассматриваемая рекламная информация не содержит всех существенных условий, на которых потребителям предоставляется кредит (заем), в том числе в микрокредитных организациях (ООО МКК «Срочноденьги», ООО МФК «Быстроденьги»), что приводит к искажению смысла информации и введению в заблуждение потребителей.

Следовательно, рассматриваемая рекламная информации в указанной части нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 7 статьи 7 и частью 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Под рекламодателем в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Письмом б/д исх. № 1 (вх. № 18 от 09.01.2023) ООО «Удача» пояснило, что рассматриваемые листовки были напечатаны директором ООО «Удача» <...> на личном принтере. Кроме того, на заседании Комиссии <...> сообщила, что макет рекламных листовок разработан ей самостоятельно и ни с кем не согласовывался. Таким образом, из представленных в материалы дела документов и сведений следует вывод, что рекламодателем спорной рекламной информации является ООО «Удача».

Указанный факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в полном объеме подтверждается имеющимися материалами и решением по делу № 043/05/28-940/2022.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании ст. 2.1 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 12.05.2023, <...> является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (ООО «Удача»). <...> является директором ООО «Удача», на данное лицо возложена обязанность по соблюдению норм действующего законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о рекламе.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.  

Письмом Кировского УФАС России от 22.05.2023 № ЕБ/1930/23 <...> уведомлялась о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении – 15 июня 2023 года в 11 часов 00 минут.

Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу регистрации Г<...>, а также на адрес электронной почты <...> (Ydacha.043@mail.ru).

В соответствии с пунктом 63 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25, с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении <...> считается извещенной надлежащим образом (письмо с уведомлением о составлении протокола, направленное по адресу регистрации <...>, вернулось в Кировское УФАС России 07.06.2023 из-за истечения срока хранения).

15.06.2023 должностным лицом Кировского УФАС России – начальником отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области <...> в отношении должностного лица - директора ООО «Удача» - <...> составлен протокол № 043/04/14.3-622/2023 об административном правонарушении.

На составлении протокола присутствовала <...>. Копия протокола получена <...> под роспись.

Письмом от 02.06.2023 исх. № 9 (вх. № 3314-ЭП/23 от 05.06.2023) <...> были представлены письменные пояснения по делу № 043/04/14.3-622/2023.

Определением от 15.06.2023 рассмотрение протокола № 043/04/14.3-622/2023 об административном правонарушении первоначально было назначено на 29.06.2023 в 11 часов 00 минут.

Определение от 15.06.2023 о назначении времени и места рассмотрения дела № 043/04/14.3-622/2023 об административном правонарушении было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу регистрации <...>.

В целях полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, рассмотрение дела откладывалось (определение от 29.06.2023). Определением от 29.06.2023 рассмотрение дела назначено на 26 июля 2023 года в 10 часов 00 минут.

О дате, времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении <...> считается извещенной надлежащим образом (письмо с определением от 29.06.2023, направленное по адресу регистрации <...>, вернулось в Кировское УФАС России 20.07.2023 из-за истечения срока хранения).

На рассмотрении протокола <...> не присутствовала, представителя не направила, ходатайств не заявляла. Протокол рассмотрен в отсутствие <...>.

Руководитель Кировского УФАС России <...>, изучив материалы административного дела, находит вину директора ООО «Удача» - <...> в совершении административного правонарушения установленной и доказанной.

Факт совершения административного правонарушения <...> подтверждается:

- решением Комиссии Кировского УФАС России от 12.04.2023 г. по делу № 043/05/28-940/2022;

- материалами административного дела № 043/04/14.3-622/2023;

- протоколом об административном правонарушении от 15.06.2023 № 043/04/14.3-622/2023.

Оценивая собранные по делу доказательства, должностное лицо Управления находит, что действия директора ООО «Удача» - <...> правильно квалифицированы по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания должностное лицо Кировского УФАС России учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Событием является установленный факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившийся в распространении рекламы следующего содержания:

- «КРЕДИТ от 9,9% годовых. 50000 р. – 1060 р. 100000 р. – 2120 р. 200000 р. – 4240 р. 300000 р. – 6359 р. Деньги в день обращения. От 18 до 70 лет. Рассмотрим с любой кредитной историей. Возможность получения кредита под залог недвижимости или авто. Рефинансирование действующих кредитов*. 8 (958) 397 17 77. Данная информация носит справочный характер и не является публичной офертой. ООО «УДАЧА» ИНН 4345512776 ОГРН 1214300007460 представляет справочно-информационные услуги по вопросам предоставления кредитов в банках и иных кредитных организациях г. Кирова. Сумма от 50 000 рублей до 300 000 не является кредитом. Информацию (на основании договора) о возможном оформлении сделки кредита в рублях от АО «Тинькофф Банк» (лицензия ЦБ РФ номер 2673 от 28.01.1994 г.) от 9,9% до 40% годовых, суммой до 15 000 000 рублей без первоначального взноса сроком от 3 месяцев до 15 лет физ. лицам от 18 до 70 лет на момент окончания срока кредита, без подтверждения дохода, имеющим гражданство РФ и наличие постоянной или временной регистрации на территории РФ. *при условии одобрения кредитных (финансовых) организаций. КРЕДИТ 8 (958) 397 17 77»;

- «Рефинансирование действующих кредитов! КРЕДИТ на любые цели от 9,9% годовых. 50000 р. – 1060 р. 100000 р. – 2120 р. 200000 р. – 4240 р. 300000 р. – 6359 р. Деньги в день обращения. От 18 до 70 лет. Рассмотрим с любой кредитной историей. Возможность получения кредита под залог недвижимости или авто. Рефинансирование действующих кредитов. 8-951-350-77-70. Выгодные условия для пенсионеров. Данная информация носит справочный характер и не является публичной офертой. ООО «УДАЧА» ИНН 4345512776 ОГРН 1214300007460 представляет справочно-информационные услуги по вопросам предоставления кредитов в банках и иных кредитных организациях г. Кирова. Сумма от 50 000 рублей до 300 000 не является кредитом. Информацию (на основании договора) о возможном оформлении сделки кредита в рублях от АО «Тинькофф Банк» (лицензия ЦБ РФ номер 2673 от 28.01.1994 г.) от 9,9% до 40% годовых, суммой до 15 000 000 рублей без первоначального взноса сроком от 3 месяцев до 15 лет физ. лицам от 18 до 70 лет на момент окончания срока кредита, без подтверждения дохода, имеющим гражданство РФ и наличие постоянной или временной регистрации на территории РФ. *при условии одобрения кредитных (финансовых) организаций. КРЕДИТ 8-951-350-77-70» в нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Место совершения административного правонарушения: г. Киров.

Время совершения административного правонарушения: 19.08.2022.

Субъектом административного правонарушения является должностное лицо ООО «Удача» - директор ООО «Удача» <...>.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы.

Объективной стороной административного правонарушения являются действия по определению содержания рассматриваемой рекламной информации, распространённой посредством листовок, расположенных по адресу: Кировская область, г. Киров, напротив дома № 22 по ул. Романа Ердякова на остановке общественного транспорта листовок.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В данном случае установлено, что у <...> имелась возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе (действующее законодательство Российской Федерации, в том числе Федеральный закон «О рекламе», является общедоступной информацией), но лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе произошло по вине <...>.

Согласно части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Соответственно субъективная сторона при совершении административного правонарушения характеризуется виной субъекта в форме неосторожности, поскольку <...> не предвидела возможности наступления вредных последствий, хотя должна была и могла их предвидеть. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законодательством требований, при рассмотрении дела не установлены.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законодательством требований, при рассмотрении дела не установлены.

Следовательно, рассматриваемое правонарушение произошло по вине <...>.

Таким образом, совершенные директором ООО «Удача» - <...> действия содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающих вину обстоятельств установлено: добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения; совершение правонарушения впервые; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Отягчающих вину обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В рассматриваемом случае состав административного правонарушения является формальным, следовательно, правонарушение является общественно-опасным с момента его совершения, независимо от наступления каких-либо последствий. При этом сама общественная опасность выражается в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей и соблюдению требований действующего рекламного законодательства.

Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях соблюдения законодательно установленных требований. Однако доказательств наличия указанных обстоятельств в материалы дела не представлено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, которая выразилась в пренебрежительном отношении к исполнению публично – правовых обязанностей в сфере рекламного законодательства, основания для освобождения <...> от административной ответственности ввиду малозначительности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий: федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы; возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В силу пункта 4 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» для целей данного Закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе.

ФАС России в письме от 27.12.2022 г. № МШ/116843/22 указала, что положение о возможности замены штрафа на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение может быть применено по ст. 14.3 КоАП РФ в случае, если дело об административном правонарушении было возбуждено по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролирующим лицом, проверки, в ходе которых было установлено соответствующее нарушение законодательства о рекламе. В случае, если дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ, возбуждено антимонопольным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проверки, часть 1 статьи 4.1.1 КоАП не подлежит применению.

В рассматриваемом случае дело об административном правонарушении возбуждено без проведения контрольных (надзорных) мероприятий (по результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе), следовательно, ст. 4.1.1 КоАП РФ не подлежит применению.

Учитывая общественно – значимый характер совершенного административного правонарушения, роль правонарушителя, принцип соразмерности ответственности тяжести совершенного правонарушения и вытекающих из него требований справедливости и пропорциональности используемых правовых средств при применении публично-правовой ответственности, фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства принято решение о наложении административного штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 2.1, 2.4, 3.4, 4.1, 4.1.2, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

1. Признать должностное лицо ООО «Удача» - директора ООО «Удача» <...>, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 2. Применить к должностному лицу ООО «Удача» - директору ООО «Удача» <...> меру ответственности в виде штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны