Постановление б/н 1. Признать должностное лицо – <…>, начальника управления по... от 15 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 о наложении штрафа по делу № 043/04/14.3-330/2023

об административном правонарушении

 

«15» июня 2023 г.

г. Киров

                                                                                                    

 

Исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области <…>, рассмотрев протокол от 03.04.2023 № 043/04/14.3-330/2023, составленный <…> – ведущим специалистом-экспертом отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в отношении должностного лица - <…>, начальника управления по маркетингу коммерческого банка «Хлынов» (акционерное общество) (число, месяц, год рождения, место рождения – <…> г.р., г. Киров; адрес регистрации: 610033, Кировская область, г. Киров, ул. <…>, д. <…>, кв. <…>; документ, удостоверяющий личность – паспорт серии <…> № <…> выдан <…>, код подразделения <…>) в связи с нарушением пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее  – Федеральный закон «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

 У С Т А Н О В И Л:

 

Решением Комиссии Кировского УФАС России по делу 043/05/5-824/2022 (резолютивная часть решения оглашена 13.12.2022 года; в полном объеме решение изготовлено 27.12.2022 года) признана ненадлежащей реклама:

- «Банк Хлынов * открой РКО за 0 р. в банке № 1 * переводы и снятие наличных до 300 000 р без комиссии * промокод на рекламу Яндекс.Бизнес * корпоративная карта* Узнать подробности <…>», распространенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в поисковой системе «Яндекс»;

- «Банк Хлынов * открой РКО в банке № 1 * реклама в Яндекс * снятие наличных до 300 000 р без комиссии * корпоративная карта* 8800<…>* #меняемсяклучшему * банк-хлынов.рф <…>», размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-ресурсе <…>.ru/,

поскольку она противоречит требованиям пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»).

Решением установлено, что коммерческий банк «Хлынов» (акционерное общество) (далее - АО КБ «Хлынов», Общество, Банк) является рекламодателем вышеуказанной рекламы по смыслу Федерального закона «О рекламе» и несет ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Нарушение заключается в следующем.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление физического лица от 21.07.2022 (вх. № 4428 от 22.07.2022) по вопросу размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в поисковой системе «Яндекс» и на интернет-ресурсе <…>.ru/ рекламной информации, нарушающей, по мнению физического лица, требования Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Средства распространения рекламы различны: радио, телевидение, пресса, транспорт, сети электросвязи, реклама на почтовых отправлениях, средства наружной рекламы и информации, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет».

При этом цель размещения рекламы одна - привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

С появлением цифрового формата с технической точки зрения все рекламные средства стали легко взаимозаменяемыми по отношению друг к другу. Как правило, заказчики рекламы имеют широкие возможности перераспределения бюджета между различными рекламными средствами в рамках одной рекламной кампании.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

Соответственно, экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) конечному потребителю. Поэтому признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Из приложенных к заявлению документов и сведений следует, что 14.07.2022 в 11 часов 00 минут в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в поисковой системе «Яндекс» была размещена информация следующего содержания: «Банк Хлынов * открой РКО за 0 р. в банке № 1 * переводы и снятие наличных до 300 000 р без комиссии * промокод на рекламу Яндекс.Бизнес * корпоративная карта* Узнать подробности <…>», 22.07.2022 в 07 часов 23 минуты на интернет-ресурсе <…>.ru/ размещалась следующая информация: «Банк Хлынов * открой РКО в банке № 1 * реклама в Яндекс * снятие наличных до 300 000 р без комиссии * корпоративная карта* 8800<…>* #меняемсяклучшему * банк-хлынов.рф <…>».

Вышеуказанная информация содержит все юридически значимые признаки рекламы, а именно:

- распространена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-ресурсе <…>.ru/ и в поисковой системе «Яндекс»;

- адресована неопределенному кругу лиц, поскольку носит неперсонифицированный характер;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (услугам по расчетно-кассовому обслуживанию, оказываемым АО КБ «Хлынов»), формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Расчетно-кассовое обслуживание (РКО) представляет собой набор банковских услуг для ведения бизнеса. РКО включает в себя открытие расчетного счета в банке и проведение по нему различных операций, в частности внесения и снятия наличных, выполнения платежей, переводов и прочие услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

На основании пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о рекламируемом и предлагаемом товаре.

Вся необходимая информация должна доводиться до потребителя непосредственно в рекламе для того, чтобы обеспечить возможность с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор.

Поскольку реклама должна быть распознаваема как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы и используемых средств, без специальных знаний и без применения технических средств, реклама должна быть четко, ясно доведена до потребителей и восприниматься ими однозначно.

При этом оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).

Реклама следующего содержания: «Банк Хлынов * открой РКО за 0 р. в банке № 1 * переводы и снятие наличных до 300 000 р без комиссии * промокод на рекламу Яндекс.Бизнес * корпоративная карта* Узнать подробности <…>», размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в поисковой системе «Яндекс»; «Банк Хлынов * открой РКО в банке № 1 * реклама в Яндекс * снятие наличных до 300 000 р без комиссии * корпоративная карта* 8800<…>* #меняемсяклучшему * банк-хлынов.рф <…>», размещенная на интернет-ресурсе <…>.ru/, содержит сведения о возможности осуществления переводов и снятия наличных до 300 000 р. без комиссии.

Тарифы комиссионных вознаграждений на предоставляемое обслуживание юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в АО КБ «Хлынов» утверждены Протоколом тарифного комитета АО КБ «Хлынов» от 29.06.2022 № 22 (далее – тарифы комиссионных вознаграждений).

В соответствии с разделом 4 тарифов комиссионных вознаграждений (пакет услуг «Старт») за перечисление денежных средств до 300 000 руб. для индивидуальных предпринимателей на вкладные/текущие счета физических лиц клиентов АО КБ «Хлынов» и других банков, в том числе с использованием банковских карт (кроме зачислений сумм заработной платы по реестрам предприятий, обслуживающихся на зарплатных проектах) в календарный месяц не предусмотрено комиссионного вознаграждения. Вместе с тем, для юридических лиц установлено комиссионное вознаграждение за перечисление денежных средств в размере 0,5% (до 150 000 руб.) и в размере 1% (до 300 000 руб.).

АО КБ «Хлынов» также не представлено документального подтверждения отсутствия комиссии за снятие индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами денежных средств до 300 000 рублей при открытии расчетно-кассового обслуживания в АО КБ «Хлынов».

Таким образом, спорная реклама, размещенная в поисковой системе «Яндекс», является недостоверной, поскольку в ней содержатся сведения о возможности осуществления переводов денежных средств до 300 000 рублей без комиссии при открытии расчетно-кассового обслуживания в АО КБ «Хлынов», в то время как за перечисление денежных средств до 300 000 рублей для юридических лиц предусмотрено комиссионное вознаграждение. Кроме того, документально не подтверждена достоверность рекламной информации, размещенной в поисковой системе «Яндекс» и на интернет-ресурсе <…>.ru/, об отсутствии комиссии за снятие денежных средств до 300 000 руб. при открытии расчетно-кассового обслуживания в Банке.

Соответственно, спорная рекламная информация нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе по пункту 2 части 3 статьи 5, пункту 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Под рекламодателем согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» понимается изготовитель или продавец товара либо иное лицо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Письмом от 26.10.2022 № б/н (вх. № 6406 от 26.10.2022) Обществом представлена копия договора на оказание услуг по размещению рекламы в интернете от 27.09.2018 № 296/18, заключенного между АО КБ «Хлынов» (заказчик) и ООО «Медиа Гуру» (исполнитель) (далее – договор от 27.09.2018 № 296/18).

В соответствии с пунктом 3.1. договора от 27.09.2018 № 296/18 в рамках настоящего договора стороны могут согласовать приложения для оказания услуг, в том числе, по размещению контекстной рекламы (производство и размещение текстовых или текстово-графических объявлений на одной или нескольких площадках).

На основании пункта 2.3.1. приложений № 1, № 2 к договору от 27.09.2018 № 296/18 размещение рекламы планируется на площадке «Яндекс.Директ».

Факт исполнения договора от 27.09.2018 № 296/18 подтверждается актом сдачи-приемки от 31.07.2022 № 296/18, счетом-фактурой от 31.07.2022 № 946.

В свою очередь, между ООО «Яндекс» (Яндекс) и ООО «Медиа Гуру» (Агентство) заключен договор № 32262/15 возмездного оказания услуг от 01.03.2015 (далее – договор от 01.03.2015).

В соответствии с пунктом 1.1. договора от 01.03.2015 Яндекс принимает на себя обязательства оказывать, а Агентство обязуется принимать и оплачивать рекламные услуги, связанные с размещением в сети интернет предоставленных агентством рекламных материалов третьих лиц (клиентов Агентства) в соответствии с условиями договора и приложений к нему, каждое из которых с момента подписания сторонами является неотъемлемой частью договора.

Факт исполнения договора от 01.03.2015 подтверждается актами сдачи-приемки, счетами, платежными поручениями, счетами-фактурами, представленными ООО «Медиа Гуру» в материалы дела письмом от 21.11.2022 № 39 (вх. № 6929 от 21.11.2022), ООО «Яндекс» письмом от 21.11.2022 № 2287738 (вх. № 6927 от 21.11.2022).

В свою очередь, между АО КБ «Хлынов» (Заказчик) и ООО «Газета Навигатор» (Исполнитель) заключен договор от 28.06.2019 № 26.

В соответствии с пунктом 1.1. договора от 28.06.2019 № 26 исполнитель по заявке заказчика возмездно выполняет работы и/или услуги по производству и размещению рекламных и/или информационных материалов в средствах массовой информации: журнал «Навигатор Бизнес», распространяемом на территории города Кирова, на интернет-портале <…>.ru/.

В силу пункта 1.2 договора от 28.06.2019 № 26 работы и/или услуги по производству и размещению материалов производятся исполнителем на основании заявки заказчика, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора. Форма заявки утверждается путем утверждения соответствующего приложения к настоящему договору. Заявка подписывается уполномоченными лицами исполнителя и заказчика.

Заказчиком в адрес исполнителя направлена заявка на размещение рекламных материалов от 01.07.2022.

Факт исполнения договора от 28.06.2019 № 26 подтверждается актом от 26.07.2022, счетом от 04.07.2022 № 151, платежным поручением от 29.07.2022 № 6928.

Таким образом, установлено, что рекламодателем спорной рекламы является АО КБ «Хлынов» (ИНН: 4346013603, ОГРН: 1024300000042), которое несет ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Указанный факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в полном объеме подтверждается имеющимися материалами и решением по делу № 043/05/5-824/2022.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В письме от 13.02.2023 № б/н (вх. № 741 от 13.02.2023) АО КБ «Хлынов» сообщило, что должностным лицом Общества, ответственным за вменяемое правонарушение, является <…>, начальник управления по маркетингу АО КБ «Хлынов». В подтверждение своих пояснений АО КБ «Хлынов» представлены следующие документы: справка от 13.02.2023 № 20, должностная инструкция начальника управления по маркетингу <…>, копия приказа от 14.03.2022 № 140305-ЛС, копия трудового договора от 22.08.2018, заключенного между АО КБ «Хлынов» и <…>.

В соответствии с должностной инструкцией к основному виду выполняемых работ <…> относится, в том числе разработка и утверждение планов маркетинговых и рекламных мероприятий, в рамках открытия новых офисов и подразделений банка, управление рекламными кампаниями, программами продвижения, проводимыми банком и управление интернет-маркетингом, развитие и оптимизация системы лидогенерации по различным каналам (e-mail-рассылки, реклама в социальных сетях, контекстная реклама, контекстно-медийная реклама, контент-маркетинг и т.д.).

Таким образом, установлено, что должностным лицом АО КБ «Хлынов», обладающим организационно-распорядительными функциями по контролю за соблюдением норм законодательства Российской Федерации о рекламе на даты фиксации рассматриваемой рекламы (14.07.2022, 22.07.2022) являлся <…>, начальник управления по маркетингу АО КБ «Хлынов».

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Письмом Кировского УФАС России от 06.03.2023 № 757/04 <…> уведомлялся о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении – 03.04.2023 в 10 часов 00 минут.

Уведомление о составлении протокола было направлено <…> заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу регистрации (610033, Кировская область, г. Киров, ул. <…>, д. <…>) и по адресу места работы (610002, Кировская область, г. Киров, ул. <…>, д. <…>).

На составление протокола об административном правонарушении явился <…>.

03.04.2023 должностным лицом Кировского УФАС России <…> - ведущим специалистом-экспертом отдела финансовых рынков и рекламы в отношении должностного лица – <…>, начальника управления по маркетингу АО КБ «Хлынов» составлен протокол № 043/04/14.3-330/2023 об административном правонарушении. Протокол от 03.04.2023 № 043/04/14.3-330/2023 об административном правонарушении вручен <…> под подпись.

Определением от 03.04.2023 рассмотрение протокола № 043/04/14.3-330/2023 об административном правонарушении было назначено на 17.04.2023 в 14 часов 30 минут.

Определение от 03.04.2023 о назначении времени и места рассмотрения дела № 043/04/14.3-330/2023 об административном правонарушении было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу регистрации <…> (610033, Кировская область, г. Киров, ул. <…>, д. <…>).

С целью полного и всестороннего рассмотрения дела, рассмотрение дела № 043/04/14.3-330/2023 откладывалось (определения от 17.04.2023, от 15.05.2023).

Определением от 15.05.2023 рассмотрение дела № 043/04/14.3-330/2023 об административном правонарушении было назначено на 15.06.2023 в 11 часов 00 минут.

Определение от 15.05.2023 об отложении рассмотрения дела № 043/04/14.3-330/2023 было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу регистрации <…> (610033, Кировская область, г. Киров, ул. <…>, д. <…>).

О дате, времени и месте рассмотрения дела № 043/04/14.3-330/2023 об административном правонарушении <…> уведомлен надлежащим образом (согласно информации, содержащейся в уведомлении о вручении отправления с почтовым идентификатором <…>, определение от 15.05.2023 вручено адресату 23.05.2023).

На рассмотрение протокола об административном правонарушении явился <…>, который факт нарушения не признал, сообщил, что переводы физическим лицам производятся без комиссии. Бесплатное снятие наличных возможно после перевода денежных средств на счет физического лица.

<…> представлены письменные пояснения от 11.04.2023 № б/н (вх. № 3637/23 от 15.06.2023) из которых следует, что АО КБ «Хлынов» подано заявление в Арбитражный суд Кировской области о признании незаконным решения комиссии Кировского УФАС России о признании рекламы ненадлежащей, на основании которого возбуждено дело № 043/04/14.3-195/2023 об административном правонарушении (дело № А28-2878/2023). По мнению <…>, факт нарушения не установлен, соответственно, отсутствуют основания для привлечения должностного лица к административной ответственности. <…> просил учесть, что что он является многодетным отцом, что подтверждается копией удостоверения многодетной семьи Кировской области и ранее к административной ответственности не привлекался.

Довод <…> об отсутствии нарушения является необоснованным, поскольку по результатам рассмотрения дела № 043/05/5-824/2022 о нарушении АО КБ «Хлынов» требований законодательства Российской Федерации о рекламе было установлено, что за перечисление денежных средств для юридических лиц установлено комиссионное вознаграждение в размере 0,5% (до 150 000 руб.) и в размере 1% (до 300 000 руб.). Кроме того, не представлено документальное подтверждение отсутствия комиссии за снятие индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами денежных средств до 300 000 рублей при открытии расчетно-кассового обслуживания в АО КБ «Хлынов».

Вместе с тем, факт того, что решение комиссии Кировского УФАС России по делу № 043/05/5-824/2022 на момент вынесения настоящего постановления не вступило в законную силу, не является препятствием для рассмотрения дела № 043/04/14.3-330/2023 об административном правонарушении.

Исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области <…>, изучив материалы административного дела, находит вину <…> в совершении административного правонарушения установленной и доказанной.

Факт совершения правонарушения <…> подтверждается:

- решением Комиссии Кировского УФАС России от 27.12.2022 г. по делу № 043/05/5-824/2022;

- материалами административного дела № 043/04/14.3-330/2023;

- протоколом об административном правонарушении от 03.04.2023 № 043/04/14.3-330/2023.

Оценивая собранные по делу доказательства, должностное лицо Управления находит, что действия должностного лица - <…>, начальника управления по маркетингу АО КБ «Хлынов» правильно квалифицированы по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области <…> учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Событием является установленный факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившийся в определении содержания ненадлежащей рекламы:

- «Банк Хлынов * открой РКО за 0 р. в банке № 1 * переводы и снятие наличных до 300 000 р без комиссии * промокод на рекламу Яндекс.Бизнес * корпоративная карта* Узнать подробности <…>», распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в поисковой системе «Яндекс»;

- «Банк Хлынов * открой РКО в банке № 1 * реклама в Яндекс * снятие наличных до 300 000 р без комиссии * корпоративная карта* 8800<…>* #меняемсяклучшему * банк-хлынов.рф <…>», распространенной на интернет-ресурсе <…>.ru/ в нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности исчисляется со 14.07.2022 года (дата фиксации рекламы).

Место совершения административного правонарушения: территория распространения ненадлежащей рекламы на интернет-ресурсе <…>.ru/ и в поисковой системе «Яндекс».

Время совершения административного правонарушения: 14.07.2022 г., 22.07.2022 г. (даты фиксации рекламы).

Субъектом административного правонарушения является должностное лицо – <…>, начальник управления по маркетингу АО КБ «Хлынов».

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы.

Объективной стороной административного правонарушения являются действия по определению содержания ненадлежащей рекламы, в которой указаны не соответствующие действительности сведения о рекламируемой услуге, а именно: информация о возможности осуществления переводов денежных средств до 300 000 рублей без комиссии при открытии расчетно-кассового обслуживания в АО КБ «Хлынов», в то время как за перечисление денежных средств до 300 000 рублей для юридических лиц предусмотрено комиссионное вознаграждение, в отсутствие документального подтверждения достоверности рекламной информации об отсутствии комиссии за снятие денежных средств до 300 000 руб. при открытии расчетно-кассового обслуживания в АО КБ «Хлынов» в нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Субъективная сторона при совершении административного правонарушения характеризуется виной субъекта в форме неосторожности, поскольку <…> не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть. <…> не предпринял достаточных мер со своей стороны по пресечению и недопущению противоправных действий, посягающих на принципы законности, добропорядочности, разумности, справедливости, хотя такая возможность у него имелась. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии должностным лицом – <…>, начальником управления по маркетингу АО КБ «Хлынов» мер по недопущению нарушения законодательства и невозможностью его предотвращения представлено не было.

Неустранимых сомнений в виновности привлекаемого лица не выявлено.

Установлено, что в данном случае у должностного лица – <…>, начальника управления по маркетингу АО КБ «Хлынов» имелась возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Виновность должностного лица – <…>, начальника управления по маркетингу АО КБ «Хлынов» выразилась в том, что он не предпринял необходимых мер по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о рекламе, хотя такая возможность у него имелась.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение предусмотренных законодательством требований, при рассмотрении дела не установлены.

Следовательно, рассматриваемое правонарушение произошло по вине <…>, начальника управления по маркетингу АО КБ «Хлынов».

Таким образом, совершенные действия по определению содержания ненадлежащей рекламы, в которой указаны не соответствующие действительности сведения о рекламируемой услуге, а именно: информация о возможности осуществления переводов денежных средств до 300 000 рублей без комиссии при открытии расчетно-кассового обслуживания в АО КБ «Хлынов», в то время как за перечисление денежных средств до 300 000 рублей для юридических лиц предусмотрено комиссионное вознаграждение, в отсутствие документального подтверждения достоверности рекламной информации об отсутствии комиссии за снятие денежных средств до 300 000 руб. при открытии расчетно-кассового обслуживания в АО КБ «Хлынов» в нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающих вину обстоятельств установлено: добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Отягчающих вину обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ не установлено.

Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В рассматриваемом случае состав административного правонарушения является формальным, следовательно, правонарушение является общественно-опасным с момента его совершения, независимо от наступления каких-либо последствий. При этом сама общественная опасность выражается в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей и соблюдению требований действующего рекламного законодательства.

Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях соблюдения законодательно установленных требований. Однако доказательств наличия указанных обстоятельств в материалы дела не представлено.

Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В рассматриваемом случае состав административного правонарушения является формальным, следовательно, правонарушение является общественно-опасным с момента его совершения, независимо от наступления каких-либо последствий. При этом сама общественная опасность выражается в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей и соблюдению требований действующего рекламного законодательства.

Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях соблюдения законодательно установленных требований. Однако доказательств наличия указанных обстоятельств в материалы дела не представлено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, которая выразилась в пренебрежительном отношении к исполнению публично – правовых обязанностей в сфере рекламного законодательства, основания для освобождения должностного лица – <…>, начальника управления по маркетингу АО КБ «Хлынов» от административной ответственности ввиду малозначительности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий: федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы; возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В силу пункта 4 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» для целей данного Закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе.

ФАС России в письме от 27.12.2022 г. № МШ/116843/22 указала, что положение о возможности замены штрафа на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение может быть применено по ст. 14.3 КоАП РФ в случае, если дело об административном правонарушении было возбуждено по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролирующим лицом, проверки, в ходе которых было установлено соответствующее нарушение законодательства о рекламе. В случае, если дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ, возбуждено антимонопольным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проверки, часть 1 статьи 4.1.1 КоАП не подлежит применению.

В рассматриваемом случае дело об административном правонарушении возбуждено без проведения контрольных (надзорных) мероприятий (по результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе), следовательно, ст. 4.1.1 КоАП РФ не подлежит применению.

Согласно части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

При этом, в силу части 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица.

Согласно правовой позиции ФАС России, изложенной в письме от 27.12.2022 г. № МШ/116843/22, при наложении штрафа за нарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ, необходимо определить, является ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, социально ориентированной некоммерческой организацией, включенной по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки, или малым предприятием, в том числе микропредприятием, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. В случае отнесения лица, привлекаемого к административной ответственности, к указанным категориям, штраф подлежит назначению в размере, от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, но при этом не менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ для должностного лица.

АО КБ «Хлынов» не является субъектом малого и среднего предпринимательства, что подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении АО КБ «Хлынов».

Таким образом, учитывая общественно – значимый характер совершенного административного правонарушения, роль правонарушителя, его имущественное положение, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, принцип соразмерности ответственности тяжести совершенного правонарушения и вытекающих из него требований справедливости и пропорциональности используемых правовых средств при применении публично-правовой ответственности, фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства принято решение о наложении административного штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 3, 5, 33, 38 Федерального закона «О рекламе», статьями 2.1, 2.4, 3.4, 4.1.2, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

1. Признать должностное лицо – <…>, начальника управления по маркетингу коммерческого банка «Хлынов» (акционерное общество) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 2. Применить к должностному лицу – <…>, начальнику управления по маркетингу коммерческого банка «Хлынов» (акционерное общество) меру ответственности в виде штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны