Заключение б/н Заключение об обстоятельствах дела от 6 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 043/01/10-489/2022

 

от «18» января 2023 года                                                                                                 г. Киров

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

(…) – заместитель руководителя управления – начальник отдела товарных рынков и естественных монополий;

Члены комиссии:

(…) – ведущий специалист – эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий;

(…) - ведущий специалист – эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий;

в присутствии представителя Кировской межрайонной природоохранной Прокуратуры Кировской области – (…);

представителя АО «Куприт» - (…);

представитель заинтересованного лица, уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение дела не явился,

Рассмотрев дело № 043/01/10-489/2022 по признакам нарушения АО «Куприт» (ИНН: 4346049110, ОГРН: 1024301305654, 610035, Кировская область, г. Киров, ул. Пугачева, д.1Б эт/пом 3/2-11) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Кировское УФАС России на рассмотрение поступили материалы, направленные Кировской межрайонной природоохранной Прокуратурой Кировской области, а также материалы, направленные Прокуратурой Кировской области по фактам обращений ООО «Центральный полигон» на действия АО «Куприт» в связи с нарушением законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) (вх. № 954 от 18.02.2022 г.), (вх. № 1872 от 28.03.2022 г.).

Частью 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлено, что в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее - предупреждение).

Согласно ч. 2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения, в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Учитывая, что в действиях АО «Куприт» по навязыванию в проекте договора на оказание услуг по размещению ТКО № 1/2022 от 01.01.2022 г. условий пункта 3.6 в редакции регионального оператора, являющихся невыгодными для ООО «Центральный полигон», содержались признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции АО «Куприт» было выдано предупреждение № 01/02-22 от 06.05.2022 г. о необходимости прекращения в десятидневный срок с момента получения предупреждения указанных действий путем изложения положения пункта 3.6 Проекта договора в соответствии с нормами Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила обращения с ТКО).

Вышеуказанное предупреждение получено АО «Куприт» 16.05.2022 г., следовательно, срок исполнения предупреждения истекает 26.05.2022 г.

В установленный срок предупреждение № 01/02-22 от 06.05.2022 г. исполнено не было. В связи с чем, приказом Кировского УФАС России от 06.06.2022 г. № 23 в отношении АО «Куприт» было возбуждено дело № 043/01/10-489/2022 по признакам нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

 26.05.2022 г. АО «Куприт» обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене Предупреждения № 01/02-22 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (дело № А28-6235/2022).

Определением Кировского УФАС России от 29.06.2022 г. на основании п. 1 ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 043/01/10-489/2022 было приостановлено до принятия итогового судебного акта по делу № А28-6235/2022

Определением Арбитражного суда Кировской области от 27.10.2022 г. о прекращении производства по делу № А28-6235/2022 производство по вышеуказанному делу прекращено в связи с отказом АО «Куприт» от заявленных требований в полном объеме.

Определением от 03.11.2022 г. рассмотрение дела № 043/01/10-489/2022 было возобновлено и назначено к рассмотрению.

В ходе рассмотрения дела комиссией было установлено следующее.

Порядок осуществления обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов урегулирован Правилами обращения с ТКО.

Согласно п. 34 Правил обращения с ТКО в целях обеспечения обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, указанные в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора, заключают договоры с региональным оператором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 35 Правил обращения с ТКО  по договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять обработку, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется передавать твердые коммунальные отходы такому оператору и оплачивать услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов по регулируемым тарифам.

Согласно п. 36 Правил обращения с ТКО существенными условиями договора на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов являются:

а) предмет договора;

б) требования к составу твердых коммунальных отходов, передаваемых оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, способу складирования твердых коммунальных отходов;

в) планируемая масса твердых коммунальных отходов, направляемых на объект, используемый для обработки, обезвреживания, захоронения;

г) место приема (передачи) твердых коммунальных отходов;

д) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;

е) сроки и порядок оплаты услуг по договору;

ж) права и обязанности сторон по договору;

з) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

и) ответственность сторон.

Согласно п. 37 Правил обращения с ТКО расчетным периодом по договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов является один календарный месяц.

В соответствии с п. 38 Правил обращения с ТКО региональный оператор оплачивает фактически оказанные в истекшем месяце услуги операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено договором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие услуги оказаны.

Решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 20.12.2021 № 45/121-тко-2022 для ООО «Центральный полигон» установлены тарифы на захоронение ТКО на период с 01.01.2022 по 31.12.2022.

Региональным оператором по обращению с ТКО на территории Кировской области является АО «Куприт».

Решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области (далее – РСТ Кировской области) от 18.12.2020 года № 41/1-ТКО-2021 для АО «Куприт» установлены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из материалов, направленных Кировской межрайонной природоохранной Прокуратурой Кировской области, Прокуратурой Кировской области следует, что ООО «Центральный полигон» оказывает АО «Куприт» услугу по захоронению ТКО. На полигоне ООО «Центральный полигон» размещаются ТКО, образующиеся в г. Кирове, г. Слободском и Слободском районе Кировской области.

АО «Куприт» в адрес ООО «Центральный полигон» был направлен проект договора на оказание услуг по размещению ТКО № 1/2022 от 01.01.2022 г. (далее – Проект договора).

Согласно п. 1.1. Проекта договора исполнитель (ООО «Центральный полигон») обязуется оказать услуги по размещению ТКО, а заказчик (АО «Куприт») обязуется передавать отходы исполнителю и оплачивать услугу по размещению отходов по регулируемым тарифам.

Согласно п. 1.2. Проекта договора исполнитель осуществляет деятельность по размещению отходов на основании Лицензии (43)-6290-СР от 18.09.2018 г. на следующем объекте размещения отходов:

•          наименование объекта: «2 очередь строительства полигона для твердых бытовых отходов в районе сельского поселения Ленинское Слободского района Кировской области (1 этап эксплуатации)»;

•          адрес объекта: Кировская область, Слободской р-н., Ленинское с.п., тер. Полигон ТБО, соор. 1;

•          номер в ГРОРО: 43-00078-3-00294-020818.

В соответствии с п. 3.3. Проекта договора расчетным периодом по договору является календарный месяц (отчетный месяц).

Согласно п. 3.6 Проекта договора заказчик производит оплату за размещение ТКО исполнителю за фактически оказанные услуги по размещению ТКО в соответствующем расчетном периоде, в безналичной денежной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя в течение 15 рабочих дней с даты подписания сторонами актов приемки оказанных услуг за соответствующий расчетный период, получения счета на оплату, счет-фактуры.

Согласно п. 3.8 Проекта договора исполнитель передает заказчику счет на оплату, акт приемки оказанных услуг и детализированный отчет о поступлении ТКО в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным периодом.

В соответствии с п. 3.9. Проекта договора заказчик принимает оказанные услуги путем подписания акта приемки оказанных услуг в срок не позднее 30 календарных дней с момента получения акта или направляет в адрес исполнителя мотивированный отказ от его подписания.

Вышеуказанный Проект договора не был подписан со стороны ООО «Центральный полигон».

Из материалов, направленных Кировской межрайонной природоохранной Прокуратурой Кировской области, Прокуратурой Кировской области следует, что ООО «Центральный полигон» не согласно с редакциями п. 3.6, 3.8, 3.9 Проекта договора, так как в указанных пунктах предусмотрен срок оплаты услуг отличный от пунктов Правил обращения с ТКО.

Не согласившись с редакцией Проекта договора, представленной АО «Куприт», ООО «Центральный полигон» 27.12.2021 г. был подготовлен и направлен протокол разногласий к Проекту договора, в котором АО «Куприт» было предложено привести в соответствие с требованиями действующего законодательства пункты 3.6, 3.8, 3.9 Проекта договора, в части установления сроков оплаты услуг исполнителя согласно п. 38 Правил обращения с ТКО.

ООО «Центральный полигон» указывает, что часть разногласий были урегулированы сторонами.

В ответ на протокол разногласий от 27.12.2021 г., направленный ООО «Центральный полигон» в адрес регионального оператора, АО «Куприт» направило в адрес общества протокол согласования разногласий от 29.12.2021 г., из которого следует, что требования ООО «Центральный полигон» о внесении изменений в п. 3.6 Проекта договора не были учтены.

08.02.2022 г. ООО «Центральный полигон» вновь был подготовлен и направлен протокол разногласий к Проекту договора, в котором общество предложило изложить пункт 3.6 Проекта договора в соответствии с Правилами обращения с ТКО.

Письмом от 14.02.2022 г. № 1590, направленным в адрес ООО «Центральный полигон», АО «Куприт» оставило протокол разногласий от 08.02.2022 г. без рассмотрения, а также сообщило, что в случае несогласия общества с согласованной редакцией Проекта договора, ООО «Центральный полигон» вправе обратиться в Арбитражный суд Кировской области для урегулирования спорных вопросов в судебном порядке.

Порядок и сроки оплаты по договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов урегулирован пунктами 37, 38 Правил обращения с ТКО.

Из положений п. 37 Правил обращения с ТКО расчетным периодом по договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов является один календарный месяц.

Пункт 3.3. Проекта договора, направленного АО «Куприт» в адрес ООО «Центральный полигон», также предусматривает, что расчетным периодом по договору является календарный месяц (отчетный месяц).

Как было указано ранее, пунктом 3.6 Проекта договора предусмотрено, что заказчик производит оплату за размещение ТКО исполнителю за фактически оказанные услуги по размещению ТКО в соответствующем расчетном периоде, в безналичной денежной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя в течение 15 рабочих дней с даты подписания сторонами актов приемки оказанных услуг за соответствующий расчетный период, получения счета на оплату, счет-фактуры.

Из положений п. 38 Правил обращения с ТКО следует, что региональный оператор оплачивает фактически оказанные в истекшем месяце услуги операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено договором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие услуги оказаны.

Из анализа вышеуказанной нормы права следует, что договором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов могут быть предусмотрены иные сроки оплаты услуг, отличные от сроков, указанных в п. 38 Правил обращения с ТКО. 

Вместе с тем, ООО «Центральный полигон» неоднократно указывало, на несогласие с редакцией п. 3.6 Проекта договора (протоколы разногласий от 27.12.2021 г., от 08.02.2022 г.), общество указывает, что положения п. 3.6 Проекта договора в редакции, на которой настаивает АО «Куприт», приводит к несвоевременной оплате региональным оператором услуг по размещению отходов.

Несвоевременная оплата АО «Куприт» услуг по размещению отходов приводит (может привести) к ущемлению интересов ООО «Центральный полигон» в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, условие п. 3.6. Проекта договора в редакции, на которой настаивает АО «Куприт», является невыгодным для ООО «Центральный полигон».

 

АО «Куприт» в рамках рассмотрения дела пояснило, что норма п. 38 Правил обращения с ТКО не является императивной.

Комиссия Кировского УФАС России отклоняет данный довод ответчика по следующим основаниям.

Из анализа п. 38 Правил обращения с ТКО следует, что договором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов могут быть предусмотрены иные сроки оплаты услуг, отличные от сроков, указанных в п. 38 Правил обращения с ТКО. 

Вместе с тем, ООО «Центральный полигон» неоднократно указывало, на несогласие с редакцией п. 3.6 Проекта договора (протоколы разногласий от 27.12.2021 г., от 08.02.2022 г.). Общество указывает, что положения п. 3.6 Проекта договора в редакции, на которой настаивает АО «Куприт», приводит к несвоевременной оплате региональным оператором услуг по размещению отходов.

Условие п. 3.6. Проекта договора в редакции, на которой настаивает АО «Куприт», не было согласовано ООО «Центральный полигон», следовательно, в рассматриваемом случае стороны не пришли к согласованию в договоре иного срока оплаты услуг, отличного от положений п. 38 Правил обращения с ТКО.

Учитывая специфику сложившихся между сторонами правоотношений (обращение с ТКО в части их захоронения) и наличие их специального нормативно-правового регулирования, в данном случае, в части определения срока оплаты оказанных услуг по захоронению ТКО подлежат применению положения пункта 38 Правил № 1156 (аналогичная позиция изложена в Решении Арбитражного суда Кировской области от 18.07.2022 г. по делу № А28-3585/2022).

 

АО «Куприт» в рамках рассмотрения дела пояснило, что общество не может принять на себя обязательств больше, чем имеют перед региональным оператором конечные потребители при оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, так как оплата услуг по размещению ТКО за расчетный период, в том числе оказанных ООО «Центральный полигон» производится из денежных средств, полученных от потребителей.

 Комиссия Кировского УФАС России отклоняет данный довод ответчика по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

В соответствии с п. 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Согласно п. 6 Типовой формы договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, нормами действующего законодательства предусмотрен общий срок оплаты услуг по обращению с ТКО (услуг регионального оператора) – до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом.

Следовательно, у АО «Куприт» имеется возможность оплачивать услугу ООО «Центральный полигон» по размещению ТКО в срок до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие услуги оказаны в соответствии с положениями п. 38 Правил обращения с ТКО.

В рассматриваемом случае, общий срок оплаты услуг регионального оператора по обращению с ТКО, предусмотренный нормами действующего законодательства, не противоречит сроку оплаты услуг исполнителя услуги по размещению ТКО (в рассматриваемом случае ООО «Центральный полигон»).

Кроме того, в рассматриваемом случае подлежат оценке договорные обязательства, сложившиеся между АО «Куприт» и ООО «Центральный полигон». То обстоятельство, что денежные средства от конечных потребителей услуг по обращению с ТКО на момент оплаты АО «Куприт» услуг ООО «Центральный Полигон» (услуг по размещению ТКО) могли не в полном объеме поступить региональному оператору, не свидетельствует об отсутствии обязанности АО «Куприт» в срок оплачивать услугу по размещению ТКО, оказываемую ООО «Центральный полигон».

При несогласовании сторонами конкретного срока исполнения обязательства, в том числе обязательства по оплате, такой срок должен носить разумный характер, не быть явно обременительным только для одной стороны и не ставить одну сторону в явно невыгодное положение по отношению к другой стороне.

В рассматриваемом случае, условие на котором настаивает АО «Куприт» является невыгодным для ООО «Центральный полигон». При этом общество, предложило, установить срок оплаты услуг по договору, предусмотренный Правилами обращения с ТКО (т.е. до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие услуги оказаны).

Кроме того, правоотношения АО «Куприт» и ООО «Центральный полигон» не регулируются жилищным законодательством и возникли не по поводу коммунальных услуг. По этой причине спорные отношения не зависят от правоотношений регионального оператора с потребителями коммунальных услуг и имеют иное правовое регулирование, в том числе в части сроков оплаты и ответственности сторон (аналогичная позиция изложена в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 17.11.2022 г. по делу № № А28-1845/2022).

 

АО «Куприт» в рамках рассмотрения дела пояснило, что общество считает договор от 01.01.2022 г. № 1/2022 заключенным в редакции протокола согласования разногласий от 29.12.2021 г. № 1, так как ООО «Центральный полигон» не обращалось в суд для урегулирования протокола согласования разногласий.

Комиссия Кировского УФАС России отклоняет данный довод ответчика по следующим основаниям.

Из представленных в материалы дела документов следует, что в ответ на протокол разногласий от 27.12.2021 г., направленный ООО «Центральный полигон» в адрес регионального оператора, АО «Куприт» направило в адрес общества протокол согласования разногласий от 29.12.2021 г., из которого следует, что требования ООО «Центральный полигон» о внесении изменений в п. 3.6 Проекта договора не были учтены.

08.02.2022 г. ООО «Центральный полигон» вновь был подготовлен и направлен протокол разногласий к Проекту договора, в котором общество предложило изложить пункт 3.6 Проекта договора в соответствии с Правилами обращения с ТКО.

Письмом от 14.02.2022 г. № 1590, направленным в адрес ООО «Центральный полигон», АО «Куприт» оставило протокол разногласий от 08.02.2022 г. без рассмотрения, а также сообщило, что в случае несогласия общества с согласованной редакцией Проекта договора, ООО «Центральный полигон» вправе обратиться в Арбитражный суд Кировской области для урегулирования спорных вопросов в судебном порядке.

Заявитель указывает, что ООО «Центральный полигон» не обращалось в Арбитражный суд Кировской области для урегулирования спорных вопросов, следовательно, АО «Куприт» считает договор от 01.01.2022 г. № 1/2022 заключенным в редакции протокола согласования разногласий от 29.12.2021 г. № 1.

Вместе с тем, по факту навязывания АО «Куприт» положений пункта 3.6 Проекта договора, невыгодных для ООО «Центральный полигон», общество обратилось за защитой своих прав и законных интересов в Прокуратуру Кировской области, Кировскую межрайонную природоохранную Прокуратуру Кировской области. В последующем материалы проверки по обращениям ООО «Центральный полигон» были направлены в Кировское УФАС России для принятия соответствующих мер.

Факт того, что АО «Куприт» считает договор от 01.01.2022 г. № 1/2022 заключенным в редакции протокола согласования разногласий от 29.12.2021 г. № 1, не свидетельствует об отсутствии в действиях общества признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

 

В ходе рассмотрения дела № 043/01/10-489/2022 было установлено, что после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства между АО «Куприт» и ООО «Центральный полигон» было подписано дополнительное соглашение от 19.09.2022 г. к договору № 1/2022 от 01.01.2022 г. (далее – Дополнительное соглашение) в соответствии с которым п. 3.6 Договора изложен в следующей редакции «Заказчик оплачивает фактически оказанные в истекшем месяце услуги исполнителю до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие услуги оказаны».

Согласно п. 2 Дополнительного соглашения соглашение вступает в силу с момента подписания его обеими сторонами и распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2022 г.

Дополнительное соглашение подписано АО «Куприт» и ООО «Центральный полигон» без разногласий.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела между сторонами было подписано Дополнительное соглашение, согласно которому положения пункта 3.6 Проекта договора изложены в соответствии с нормами Правил обращения с ТКО.  

Данные обстоятельства свидетельствуют об устранении нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции (в таком случае по результатам рассмотрения дела не выдается предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства). Вместе с тем, изложенное не свидетельствует об отсутствии в действиях АО «Куприт» факта нарушения антимонопольного законодательства и в силу ст. 48 Закона о защите конкуренции не является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Согласно п. 10 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Распоряжением министерства охраны окружающей среды Кировской области от 14.12.2021 № 23 утверждена схема обращения с ТКО на территории Кировской области (далее – схема обращения с ТКО).

Подразделом «организация системы транспортирования ТКО» раздела «схема потоков ТКО» схемы обращения с ТКО предусмотрено размещение ТКО, образующихся в г. Кирове, г. Слободском и Слободском районе Кировской области, на полигоне ООО «Центральный Полигон» (Приложение В, таблица В.1 «Перспективные логистические потоки», приложение Г, таблица Г.1 «Графическое изображение существующей схемы транспортирования отходов»).

В соответствии с приложением В.1 схемы обращения с ТКО «Перспективная логистическая модель» (схема потоков ТКО на период 2022 – 2031 г.) на объект (полигон) «2 очередь строительства полигона для твердых бытовых отходов в районе сельского поселения Ленинское Слободского района Кировской области (1 этап эксплуатации)» в 2022 году запланирован объем принимаемых ТКО 147,71 тысяч тонн.

Согласно приложению № 1 к проекту договора на оказание услуг по размещению ТКО № 1/2022 от 01.01.2022 г. «Перечень принимаемых ТКО», ООО «Центральный полигон» обязуется принимать от АО «Куприт» для размещения ТКО в объеме 147,71 тысяч тонн.

Таким образом, запланированный схемой обращения с ТКО, объем ТКО для размещения на объекте (полигоне) «2 очередь строительства полигона для твердых бытовых отходов в районе сельского поселения Ленинское Слободского района Кировской области (1 этап эксплуатации)» равен объему ТКО принимаемых ООО «Центральный полигон» от АО «Куприт» в соответствии с проектом договора на оказание услуг по размещению ТКО № 1/2022 от 01.01.2022 г.

Учитывая объем ТКО, принимаемых ООО «Центральный полигон», который запланирован схемой обращения с ТКО, а также объем размещаемых ТКО, предусмотренный проектом договора на оказание услуг по размещению ТКО № 1/2022 от 01.01.2022 г. следует вывод о том, что АО «Куприт» в рассматриваемом случае будет являться единственным покупателем услуг по размещению ТКО с долей 100 %

АО «Куприт» как покупатель, занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по размещению ТКО на полигоне «2 очередь строительства полигона для твердых бытовых отходов в районе сельского поселения Ленинское Слободского района Кировской области (1 этап эксплуатации)».

Кировским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по размещению ТКО на полигоне «2 очередь строительства полигона для твердых бытовых отходов в районе сельского поселения Ленинское Слободского района Кировской области (1 этап эксплуатации)». По результатам анализа установлено, что АО «Куприт», как покупатель, занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по размещению ТКО на полигоне «2 очередь строительства полигона для твердых бытовых отходов в районе сельского поселения Ленинское Слободского района Кировской области (1 этап эксплуатации)» с долей 100%.

Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» злоупотреблением доминирующим положением может быть признано использование хозяйствующим субъектом своего положения на рынке для установления невыгодных условий договора. При рассмотрении споров, связанных с применением указанной нормы, судам необходимо исходить из того, что навязанными невыгодными условиями могут быть признаны условия, которые иной участник рынка не принял бы, исходя из своих разумно понимаемых экономических (коммерческих) интересов, и которые позволяют доминирующему на рынке субъекту извлекать выгоду посредством ограничения свободы ведения экономической деятельности его контрагентов. При оценке наличия факта злоупотребления доминирующим положением в указанных случаях судам также необходимо учитывать, имеется ли у доминирующего на рынке хозяйствующего субъекта законный интерес в установлении соответствующих условий договора, являются ли налагаемые на контрагентов ограничения соразмерными этому интересу.

Из анализа вышеуказанной нормы следует, что под навязыванием невыгодных условий следует понимать действия доминанта по принуждению контрагента к принятию условий договора, невыгодных для него.

В рассматриваемом случае ООО «Центральный полигон» неоднократно указывало, на несогласие с редакцией п. 3.6 Проекта договора (протоколы разногласий от 27.12.2021 г., от 08.02.2022 г.), при этом АО «Куприт» настаивало на включение в договор соответствующего пункта в редакции регионального оператора.

 На основании изложенного, Комиссия Кировского УФАС России по рассмотрению дела № 043/01/10-489/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия АО «Куприт» по навязыванию в проекте договора на оказание услуг по размещению ТКО № 1/2022 от 01.01.2022 г. условий пункта 3.6 в редакции регионального оператора, являющихся невыгодными для ООО «Центральный полигон», в части ущемления интересов ООО «Центральный полигон» в сфере предпринимательской деятельности, как нарушение п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны