Решение б/н Решение от 18 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения объявлена 13.05.2015 г.                         Дело № 01/02-15

Решение изготовлено в полном объеме 27.05.2015 г.

                                                                                                                                           

 

РЕШЕНИЕ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<...> – руководителя управления;

Членов Комиссии:

<...> – зам. руководителя управления – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий

<...> – главного специалиста–эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;

<...>. – ведущего специалиста–эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий.

 

В присутствии представителей:

 

ответчика - ОАО «РЖД» - «…»

лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» - «...»

     

рассмотрев дело № 01/02-15 по признакам нарушения ОАО «РЖД» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

УСТАНОВИЛА:

 

12.02.2015 г. в Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление «…» на действия ОАО «РЖД», выразившиеся в нарушении сроков направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД» с требованием привлечь виновных лиц к ответственности.

Из заявления следует, что «…» направила заказным письмом с уведомлением в адрес ООО «Желдорэнерго» заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «РЖД».

Заявка зарегистрирована «Желдорэнерго» - филиалом ООО «Энергопромсбыт» 11.07.2013 г. (вх. № 5287).

Договор об осуществлении технологического присоединения № 2025-02-14/ТП от 15.04.2014 г. был направлен в адрес заявителя сопроводительным письмом  от 28.02.2014 г. (исх. № 1091и-ЖДЭ).

По признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «РЖД» было возбуждено дело № 01/02-15. В связи с необходимостью представления дополнительной информации рассмотрение дела 2 раза откладывалось.

19.03.2015 г. в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах по ходатайству ОАО «РЖД» было привлечено ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ».

Кроме этого, представителем ответчика на заседании Комиссии 08.04.2015 г. было заявлено ходатайство об объединении дел № 01/02-15, 02/02-15, 03/02-15 и 04/02-15 в одно производство. Заявитель возражал против объединения дел.

Комиссия отказала в удовлетворении указанного ходатайства, поскольку дело 01/02-15 и дела № 02/02-15, 03/02-15, 04/02-15 имеют разные основания возникновения заявленных требований и представленных доказательств.

 

Заявитель на заседании Комиссии 19.03.2015 г. поддержала доводы, отраженные в заявлении и пояснила, что неоднократно звонила в «Желдорэнерго» - филиал ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» за уточнением сроков направления технических условий и договора об осуществлении технологического присоединения к сетям ОАО «РЖД», однако никакого ясного ответа не получила, представив в подтверждение своих доводов расшифровку телефонных разговоров.

«…», надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела № 01/02-15, на рассмотрение дела, назначенное на 13.05.2015 г., не явилась.

 

Представитель ответчика пояснил, что Распоряжением ОАО «РЖД» от 30.03.2013 №799р утвержден «Регламент взаимодействия структурных подразделений, филиалов ОАО «РЖД» с ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства ОАО «РЖД», а также объектов электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций».

В соответствии с п. 1.2 Регламента и п. 1.1.1 договора поручения от 23.10.2013 г., Желдорэнерго - филиал ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» осуществляет юридические и иные действия (мероприятия), связанные с заключением договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств третьих лиц к электрическим сетям ОАО «РЖД», а также юридические и иные действия (мероприятия), связанные с заключением договора об осуществлении технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций.

В соответствии с договором поручения, общество фактически исполняет функции субъекта естественной монополии (сетевой организации) в части исполнения действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств третьих лиц к электрическим сетям ОАО «РЖД».

Кроме этого, представитель ответчика указал, что ОАО «РЖД» не злоупотребило своим доминирующим положением, а только нарушило срок рассмотрения заявки, а также просил дело о нарушении антимонопольного законодательство прекратить и рассмотреть возможность привлечения ОАО «РЖД» к ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ.

 

Представитель ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» пояснил, что с 1 марта 2013 года в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 06.03.2013          № 587р «О передаче функций по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО «РЖД» и энергопринимающих устройств ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства иных сетевых организаций» и заключенным во исполнение распоряжения договором поручения от 23.10.2013 № 1052, ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» (в лице «Желдорэнерго» - филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ») осуществляет только комплекс юридических действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств третьих лиц к электрическим сетям ОАО «РЖД».

Во исполнение распоряжения ОАО «РЖД» от 06.03.2013 № 587р, распоряжением ОАО «РЖД» от 30.03.2013 № 799р был утвержден Регламент взаимодействия структурных подразделений, филиалов ОАО «РЖД» с ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства ОАО «РЖД», а также объектов электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций, согласно которому ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» осуществляет юридические и иные действия, связанные с заключением договоров об осуществлении технологического присоединения (пункт 1.2.).

Кроме этого, представитель ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» указал, что заявка на технологическое присоединение «…» была принята в работу клиентским отделом «Желдорэнерго» 01.08.2013 г., где проверялась правильность оформления заявки и приложенного к ней пакета документов. 28.08.2013 г. заявка была передана в технический отдел «Желдорэнерго», которым был отправлен запрос на выдачу проекта технических условий для подключения заявителя. От службы электрификации и электроснабжения Горьковской дирекции инфраструктуры проект технических условий поступил в «Желдорэнерго» 03.10.2013 г. Подготовленные и утвержденные «Желдорэнерго» технические условия 11.11.2013 г. были переданы в тарифный отдел филиала для расчета платы за данное технологическое присоединение. 26.12.2013 г. документы по заявителю, включающие расчет платы были переданы в договорной отдел «Желдорэнерго» для подготовки проекта договора технологического присоединения. Такой проект был направлен в адрес «…» 28.02.2014 г., а 15.04.2014 «Желдорэнерго» был получен подписанный со стороны Заявителя договор № 2025-02-14/ТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД».

 

Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Пунктом 1 распоряжения ОАО «РЖД» от 06.03.2013 № 587р «О передаче функций по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО «РЖД» и энергопринимающих устройств ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства иных сетевых организаций» установлено передать ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» функции по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО «РЖД» и энергопринимающих устройств ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства иных сетевых организаций.

Во исполнение п. 3 Распоряжения № 587р Распоряжением ОАО «РЖД» от 30.03.2013 г. № 799р был утвержден Регламент взаимодействия структурных подразделений, филиалов ОАО "РЖД" с ООО "Энергопромсбыт" по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства ОАО "РЖД", а также объектов электросетевого хозяйства ОАО "РЖД" к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций (далее – Регламент, введен в действие с 01 апреля 2013 г.).

Согласно п. 1.1 Регламента, он определяет порядок взаимодействия структурных подразделений, филиалов ОАО "РЖД" с ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" в лице «Желдорэнерго» - филиала ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" при принятии заявок на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ОАО "РЖД" энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, подготовке технических условий для присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц, заключении и исполнении договоров об осуществлении технологического присоединения.

Пункт 1.2 Регламента предусматривает, что «Желдорэнерго» осуществляет юридические и иные действия (мероприятия), связанные с заключением договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств третьих лиц к электрическим сетям ОАО "РЖД", а также юридические и иные действия (мероприятия), связанные с заключением договора об осуществлении технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства ОАО "РЖД" к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций.

В соответствии с п. 2.3 Регламента, «Желдорэнерго», получив заявку, в установленном порядке подпунктом 2.1 настоящего Регламента:

- регистрирует заявку как входящий документ и в течение 5 рабочих дней с даты получения проводит ее проверку на предмет полноты содержащихся в ней сведений и комплектности приложенных документов в соответствии с требованиями Правил;

- если в ходе проверки выявлено отсутствие необходимых сведений и (или) документов, то Желдорэнерго направляет в адрес заявителя письменное уведомление, содержащее перечень недостающих сведений и (или) документов, с указанием о приостановлении работы по заявке до предоставления недостающих сведений и (или) документов в Желдорэнерго;

- запрос в соответствующую службу электрификации и электроснабжения о подготовке проекта технических условий и предоставлении необходимых документов, связанных с их подготовкой, направляется в день определения соответствия заявки требованиям Правил с приложением копии заявки;

- Желдорэнерго направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный им проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в 3-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в сроки, установленные Правилами.

Пунктом 3.1 Регламента предусмотрено, что служба электрификации и электроснабжения в течение 5 дней со дня получения запроса от Желдорэнерго по заявкам с запрашиваемой мощностью не более 150 кВт включительно и в течение 7 дней со дня получения запроса от Желдорэнерго по заявкам с запрашиваемой мощностью более 150 кВт разрабатывает и направляет в Желдорэнерго проект технических условий для присоединения к электрическим сетям по утвержденной Правилами форме.

Пунктом 3.7 Регламента предусмотрено, что «Желдорэнерго» направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный им проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в сроки, установленные Правилами технологического присоединения.

Также во исполнение п. 2 Распоряжения № 587р между ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» заключен договор поручения, подписанный 23.10.2013 и распространенный на отношения, возникшие с 01 марта 2013 г. (п. 10.1 Договора).

       Согласно п. 1.1.1 указанного договора, Поверенный от имени и за счет Доверителя обязуется осуществить комплекс юридических действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств третьих лиц (далее - Заявители) к электрическим сетям Доверителя, которые предусмотрены подпунктами «а» и «е» пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861 от 27 декабря 2004 г.

       В соответствии с п. 2.4 настоящего договора, Поверенный руководствуется при исполнении обязанностей по настоящему Договору Регламентом взаимодействия.

       Согласно информации, размещенной на официальном сайте ОАО «РЖД», его доля в уставном капитале ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» составляет 51 %, что также подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

       Таким образом, ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» образуют группу лиц по основаниям, указанным в п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.

       Выполнение от имени сетевой организации третьими лицами юридических и иных действий, предусмотренных процедурой технологического присоединения, согласно письма ФАС России от 05.07.2013 № АГ/26172/13 действующему законодательству не противоречит, а действия данных лиц можно рассматривать как действия группы лиц, т.е. как одного хозяйствующего субъекта.

Постановлением Администрации города Кирова от 17.08.2012 г. № 3294-П «…» рамках программы помощи многодетным семьям предоставлен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером: 43:40:003904:33 площадью 1051 кв.м. по адресу: Кировская область, г. Киров, мкр. Лянгасово, для ведения личного подсобного хозяйства.

17.08.2012 г. актом № 3294 приема-передачи земельного участка «…» был передан в собственность вышеуказанный земельный участок.

В начале июля 2013 года «…» направила в адрес «Желдорэнерго» - филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» заявку на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД» земельного участка, расположенного по адресу: Кировская область, г. Киров, мкр. Лянгасово, кадастровый номер <...> :40:003904:33. Максимальная мощность энергопринимающих устройств, указанная в заявке, составляет 15 кВт, заявленный уровень надежности энергопринимающих устройств – 3, количество точек присоединения – 1, заявленный характер нагрузки – бытовой.

Указанная заявка получена 11.07.2013 г., что подтверждается отметкой «Желдорэнерго» - филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» (вх. № 5287).

29.04.2015 г. ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» письмом (исх. № 3040и-ЖДЭ) в адрес Кировского УФАС сообщило, что заявка на технологическое присоединение «…» была принята в работу клиентским отделом «Желдорэнерго» - филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» 01.08.2013 г., где проверялась правильность оформления заявки и приложенного к ней пакета документов.

Руководствуясь п. 2.3 Регламента, в день определения соответствия заявки требованиям Правил № 861 должен быть направлен запрос в соответствующую службу электрификации и электроснабжения ОАО «РЖД» о подготовке проекта технических условий.

Таким образом, запрос о подготовке проекта технических условий должен был быть направлен в срок до 18 июля 2013 года.  

Однако, только 28.08.2013 г. заявка была передана в технический отдел «Желдорэнерго» - филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ», которым согласно п. 2.3 Регламента был отправлен запрос в службу электрификации и электроснабжения Горьковской дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» на выдачу проекта технических условий для подключения заявителя, что подтверждается письмом от 28.08.2013 г. (исх. № 2079и-ЖДЭ).

В соответствии с п. 3.1 Регламента, служба электрификации и электроснабжения в течение 5 дней со дня получения запроса от Желдорэнерго разрабатывает и направляет в Желдорэнерго проект технических условий для присоединения к электрическим сетям по утвержденной Правилами форме по факсу или электронной почте.

Однако, только 26.09.2013 г. письмом (исх. № Э/2218) служба электрификации и электроснабжения Горьковской дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» направила в адрес «Желдорэнерго» - филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» проект технических условий на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.

Кроме этого, в письме от 29.04.2015 г. (исх. № 3040и-ЖДЭ) ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» указало, что подготовленные и утвержденные «Желдорэнерго» технические условия 11.11.2013 г. были переданы в тарифный отдел филиала для расчета платы за данное технологическое присоединение, а 26.12.2013 г. документы по заявителю, включающие расчет платы, были переданы в договорной отдел «Желдорэнерго» для подготовки проекта договора технологического присоединения (документального подтверждения данных фактов Общество не представило).

Договор об осуществлении технологического присоединения № 2025-02-14/ТП и технические условия были направлены в адрес заявителя сопроводительным письмом  от 28.02.2014 г. (исх. № 1091и-ЖДЭ).

Согласно Правилам № 861, предельный срок рассмотрения заявки «…» - 10.08.2013 г.

Таким образом, установленный законодательством срок был нарушен более чем на 6 месяцев.

15.04.2014 «Желдорэнерго» был получен подписанный со стороны Заявителя договор № 2025-02-14/ТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД».

08.04.2015 г. на заседании Комиссии Кировского УФАС заявителем в материалы дела представлена расшифровка телефонных соединений в адрес ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» в подтверждении того, что она неоднократно обращалась по поводу нарушения срока рассмотрения заявки.

Из указанной информации следует, что «…» неоднократно звонила на телефонные номера, принадлежащие ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» - (495)9959226, (495)6630079, а также «Желдорэнерго» - филиалу ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» - (495)9959227, а именно 19.11.2013 г. в 16:09, 16:10, 16:47, 16:48, 20.11.2013 г. в 10:30, 10:31, 11:35, 11:40, 21.11.2013 г. в 11:00, 11:02, 11:11 по номерам: (495)9959226, (495)6630079, (495)9959227, 02.12.2013 г. в 15:22, 15:42, 16:08, 03.12.2013 г. в 10:52, 10:54, 12:14, 12:16, 04.12.2013 г. в 09:57, 10:03, 10:10, 24.12.2013 г. в 16:17 на телефонный номер <...> )9959227, а также 27.03.2014 г. в 11:38, 11:40, 11:41, 11:49 на телефонный номер <...> )9959226.

       Пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, определяет сетевые организации как организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

       Согласно части 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

       Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

       Порядок технологического присоединения установлен в Правилах № 861.

       Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пункте 14 данных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

       Пунктом 6 данных Правил предусмотрено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

       Пунктом 8 Правил № 861 определено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.

       На наименьшем расстоянии от границ участка заявителя расположены объекты электросетевого хозяйства ОАО «РЖД».

       В пункте 14 содержатся сведения, которые должна содержать заявка, направляемая заявителем – физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

       Пунктом 15 предусмотрено, что сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту – со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. При сложном характере технологического присоединения указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен на срок согласования технических условий с системным оператором. В этом случае заявитель уведомляется об увеличении срока и дате его завершения. При этом сетевая организация направляет заявителю для подписания проект договора и технические условия, согласованные с системным оператором, не позднее 3 рабочих дней со дня их согласования с системным оператором.

 

       Материалами дела подтверждается, что «…», имея намерение заключить с Обществом договор на технологическое присоединение своего объекта к электрическим сетям ОАО «РЖД», в начале июля 2013 года обратилась к ОАО «РЖД» с соответствующей заявкой. Заявка и документы, представленные в целях заключения договора, соответствовали требованиям пункта 14 Правил № 861. Доказательств обратного Общество не представило. Вместе с тем в установленный срок проект договора и технические  условия в адрес «…» направлены не были.

       Предусмотренная пунктом 15 Правил № 861 обязанность сетевой организации в тридцатидневный срок направить в адрес заявителя проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия Обществом исполнена не была; договор об осуществлении технологического присоединения был направлен только 28.02.2014 г. вместо 10.08.2013 г., то есть со значительным пропуском установленного срока.

       Решениями РСТ Кировской области от 28.12.2012 г. № 53/4, от 20.12.2013 г. № 49/8 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между Горьковской дирекцией по энергообеспечению - структурное подразделение Трансэнерго - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» на 2013-2014 годы.

       Привлечение ОАО «РЖД» сторонних организаций для выполнения части функций сетевой организации  не должно повлечь неблагоприятных последствий для контрагентов. Обязанность по исполнению требований Правил № 861 возложена именно на сетевую организацию.

       Предусмотренный пунктом 15 Правил № 861 тридцатидневный срок для направления заявителю заполненного и подписанного проекта договора и технических условий подлежит неукоснительному соблюдению любой сетевой организацией вне зависимости от ее структуры и регламентов. Данный срок может быть продлен только в строго предусмотренных Правилами случаях. В рассматриваемой ситуации основания для продления сетевой организацией данного срока отсутствовали, обратное из материалов дела не следует.

       В соответствии с действующим законодательством, Правилами № 861 услуга по технологическому присоединению энергопринимающих устройств может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства. Сетевой организацией в рассматриваемом случае является именно ОАО «РЖД». Заключение договоров поручения и наличие регламента взаимодействия не свидетельствует о том, что ОАО «РЖД» в силу этого перестало быть сетевой организацией и с нее снимается ответственность за невыполнение обязанностей сетевой организации. В силу пункта 1 статьи 971 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

       Анализ положений статей 971, 963 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет также сделать вывод о том, что наличие договора поручения не исключает возможности ОАО «РЖД» самостоятельно осуществлять комплекс юридических действий, связанных с технологическим присоединением. Наличие договора поручения не является обстоятельством, освобождающим сетевую организацию от ответственности за неисполнение возложенных на нее обязательств.

       С учетом предусмотренного пунктом 15 Правил № 861 нормативного срока рассмотрения заявки и имевшей место в рассматриваемом случае значительной по отношению к данному сроку просрочки, рассмотренные действия ОАО «РЖД» нельзя признать разумными и добросовестными, совершенными в пределах осуществления гражданских прав. В результате деяния Общества на «..» были возложены неразумные ограничения, что отражено в заявлении данного лица в Кировское УФАС, а именно были затянуты сроки строительства жилого дома, кроме этого заявителю пришлось приобретать дизель-генератор и покупать топливо для его работы.

       Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

       Состав правонарушения, выражающегося в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением, является материальным, поскольку в его конструкцию включены определенные последствия, одним из которых может быть ущемление интересов других лиц.

       Таким образом, для выявления в действиях субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.

       В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

       Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом важно отметить, что услуги по технологическому присоединению являются составной частью технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

       При таких обстоятельствах Общество является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение в границах балансовой принадлежности электрических сетей на товарном рынке «Услуги по передаче электрической энергии» и обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

       В ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к следующим выводам:

       - противоправные действия (бездействия) Общества продолжались на протяжении длительного периода времени;

       - хозяйствующий субъект не предпринимал мер по прекращению противоправных действий (бездействия);

       - его действия (бездействие) повлекло ущемление интересов заявителя - затягивание срока строительства жилого дома.

Таким образом, действиями ОАО «РЖД» по необоснованному затягиванию сроков рассмотрения заявки «…», нарушен запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что имело (могло иметь) своим результатом ущемление интересов «..»

Действия ОАО «РЖД» не соответствуют признакам допустимости, установленным ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку на заявителя налагаются неразумные ограничения в реализации его права на своевременное рассмотрение заявки.

        Оценивая довод ОАО «РЖД» о возможности привлечении Общества по ст. 9.21 КоАП РФ, Комиссия приходит к выводу, что статья 14.31 КоАП РФ является по отношению к статье 9.21 КоАП РФ специальной нормой, поскольку субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, является специальный субъект права - хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке, либо субъект естественной монополии.

       Поскольку на момент вынесения антимонопольным органом решения между сторонами заключен договор об осуществлении технологического присоединения к сетям ОАО «РЖД», следовательно, основания для выдачи предписания отсутствуют.

       Статья 10  ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

       Частью 2 ст. 14.31 КоАП РФ предусмотрено, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

 

       Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ОАО «РЖД» факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в необоснованном затягивании сроков рассмотрения заявки «…», что не соответствует положениям действующего законодательства и имеет (может иметь) своим результатом ущемление интересов «…»

 

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                   

 

 

 

Члены комиссии:                                                                                           

                                                                                                                  

                                                                                                                   

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.                    

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны