Определение б/н Определение о назначении дела от 11 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

о назначении дела № 043/01/10-954/2021 о нарушении антимонопольного законодательства

 к рассмотрению

 

от «11» ноября 2021 года                                                                                                          г.  Киров

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев представленные материалы, на основании приказа Кировского УФАС России № 68 от 08.11.2021 г. о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении АО «Лепсе» (ИНН 4345000930, ОГРН 102430130703, 610006, Кировская область, город Киров, Октябрьский проспект, д. 24) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении АО «Лепсе» монопольно высокой цены на блок резисторов БР-50 в размере 329924,00 рублей за шт. (без НДС)

УСТАНОВИЛ:

В Кировское УФАС России поступило заявление ПАО «ВАСО» от 04.08.2021 № 484-53/ОЦ (вх. № 5136 от 10.08.2021) по вопросу повышения отпускных цен на блок резисторов БР-50 для установки на воздушных судах Ил-96-300, Ил-96-400М.

В рамках антимонопольного регулирования Кировское УФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги) в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

По информации, представленной АО «Электропривод», объективной особенностью товарного рынка блоков резисторов БР-50 является его отраслевая принадлежность. Объектами применения блоков резисторов БР-50 являются воздушные судна Бе-200, Бе-200ЧС, Ил-114, Ил114-300, Ил-76МФ, Ил-76МД-90А, Ил-96-300, Ил-96-400Т, Ил-96-400М, Ту-160, Ту-204, А-100.

Блок резисторов БР-50 входит в состав системы управления электромеханическими тормозами (СУЭТ) и предназначен для формирования 4-х электрических сигналов, изменяющихся пропорционально числу оборотов приводного вала. Блок резисторов БР-50 обеспечивает также регулировку положения выходного вала каждого резистора относительно приводного вала блока.

Технические характеристики блока резисторов БР-50 содержатся в Технических условиях 8Б4.025.014 ТУ-ЛУ, утвержденных решением АО «Электропривод» № 11-46-97 от 18.11.1997 г.

Как следует из заявления ПАО «ВАСО» от 04.08.2021 № 484-53/ОЦ (вх. № 5136 от 10.08.2021), аналог блока резистора БР-50, а также альтернативные АО «Лепсе» исполнители (подрядчики), имеющие возможность выполнения работ по изготовлению блока резисторов БР-50, отсутствуют.

Предприятие-разработчик блока резистора БР-50 АО «Электропривод» в письме от 03.09.2021 № 22-юр-1/5323 сообщило, что в настоящее время у АО «Электропривод» отсутствует возможность производства блоков резисторов БР-50 для установки на воздушных судах ИЛ-96-300 и ИЛ-96-400М в связи с необходимостью прохождения длительной процедуры постановки на производство в соответствии с ГОСТ РВ 15.307.

К барьерам входа на товарный рынок блоков БР-50 для новых хозяйствующих субъектов АО «Электропривод» отнесло следующие:

1) административные ограничения:

- наличие у хозяйствующих субъектов сертификата соответствия системы менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ РВ 0015-002-2012;

- наличие лицензии на осуществление разработки, производства, испытания и ремонты авиационной техники;

- требования обязательного удовлетворения спроса (продукция двойного назначения, наличие контрактов в рамках ГОЗ);

- стандарты и предъявляемые к качеству требования (необходимость прохождения процедуры военной приемки Минобороны России);

2) экономические:

- длительный срок окупаемости первоначальных вложений при замене;

- невысокие объемы производства (объем производства ограничен количеством выпускаемых объектов применения);

- ограниченный рынок сбыта продукции;

- издержки выхода с рынка (продукция двойного назначения, наличие контрактов в рамках ГОЗ);

-закрытый рынок для иностранных конкурентов;

3) стратегические:

- ценообразование при заключении контрактов в рамках ГОЗ;

- казначейское сопровождение договоров поставки.

Таким образом, барьеры входа на товарный рынок блока резисторов БР-50 для новых хозяйствующих субъектов являются труднопреодолимыми.

По результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке реализации блока-резистора БР-50 АО «Лепсе» занимает на данном товарном рынке доминирующее положение.

В связи с отсутствием аналогов блока резисторов БР-50 сопоставимые товарные рынки с товарным рынком блока резисторов БР-50 на территории РФ отсутствуют.

При выявлении в действиях АО «Лепсе» наличия / отсутствия признаков нарушения п. 1 ч. 1. ст. 10 Закона о защите конкуренции Кировским УФАС России использовался затратный метод (оценка обоснованности расходов, включенных в цену товара, а также уровня доходов соответствующего хозяйствующего субъекта). Исходя из положений статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

Кировское УФАС России письмами от 30.08.2021 № 3533/02, от 08.10.2021 № 4163/02 и от 18.10.2021 запрашивались у АО «Лепсе» плановые и фактические калькуляции стоимости блока резисторов БР-50 с приложением расчетов по каждой статье затрат и подтверждающих документов (оборотно-сальдовых ведомостей, счетов-фактур и др.)

АО «Лепсе» письмами от 03.09.2021 г., от 21.10.2021 г. были представлены плановые и фактические калькуляции затрат на 2019-2021 годы с расшифровками затрат на приобретение сырья, материалов и вспомогательных материалов, расшифровкой основной заработной платы и трудовых затрат к калькуляции на блок резисторов БР-50 без подтверждающих документов.

С учетом изложенного, затраты, учтенные АО «Лепсе» в калькуляциях стоимости блоков резисторов, не могут быть признаны Кировским УФАС России обоснованными и документально подтвержденными на основании статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из письма АО «Лепсе» от 21.10.2021 № 04-76/2221, плановые и фактические калькуляции составляются в разрезе номенклатурной позиции серийно выпускаемой продукции. Плановые калькуляции составляются в начале года при подготовке РКМ для получения заключений ВП МО РФ по договорам в рамках ГОЗ.

Динамика отпускных цен на блок резисторов БР-50 (в рублях за шт. без НДС) по договорам в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ) за 2020-2021 годы составила:

Таблица 1.

Динамика отпускных цен на блоки резисторов БР-50,

установленных АО «Лепсе» в рамках (ГОЗ)

 

Блок резисторов БР -50

2019 год

2020 год

2021 год

Изм. 2021/2020

Отпускная цена АО «Лепсе»

182357,00

190928,00

198756,00

+ 4,09%

Размер прибыли, учитываемый в отпускной цене

8,2%

4,86%

3,92%

 

 

Как пояснило АО «Лепсе», себестоимость блоков резисторов БР-50 отдельно по коммерческим поставкам не рассчитывается. Плановая себестоимость продукции единая как по коммерческим договорам, так и по договорам в рамках ГОЗ. Уровень цен по коммерческим договорам и договорам в рамках ГОЗ отличается только разным уровнем прибыли и рентабельности продаж, при этом по коммерческим поставкам размер прибыли и рентабельности продаж договорные.

По заявке ПАО «ВАСО» от 12.02.2021 № 78Ж/369 на поставку продукции, в том числе изделия БР-50, АО «Лепсе» был подготовлен проект коммерческого договора от 26.02.2021 № 00000000303163120002/ДИ-55-0216-21, в котором АО «Лепсе» установило для ПАО «ВАСО» отпускные цены на блок резисторов БР-50 на 2021 год в размере 329924,00 рублей за шт. без НДС. Таким образом, отпускные цены на блок резисторов БР-50 по коммерческим поставкам в АО «Лепсе» на 2021 год превышают цены по поставкам в рамках ГОЗ на 66%. Размер прибыли и рентабельности, учитываемый АО «Лепсе» в цене блока резистора БР-50 на 2021 год для ПАО «ВАСО», составил 72,5%.

На официальном сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/) в соответствии с Приказом ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333 опубликованы «Сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков за 2020 год».

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, размещенной на сайте ФНС России htpps://ir.nalog.ru, основной вид деятельности АО «Лепсе» относится к коду ОКВЭД ОК 029-2014 - 27.11.1 «Производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов, кроме ремонта».

Согласно сведениям ФНС России о рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг по виду экономической деятельности «Производство электрического оборудования» за 2020 год среднеотраслевая рентабельность составила 8,8%.

Уровень рентабельности, учитываемый АО «Лепсе» в цене блока резистора БР-50 на 2021 год для ПАО «ВАСО», значительно превышает среднеотраслевой уровень рентабельности по виду экономической деятельности «Производство электрического оборудования», опубликованный на официальном сайте ФНС России.

Пунктом 3 писем Кировского УФАС России от 08.10.2021 № 4163/02 и от 18.10.2021 № 18.10.2021 у АО «Лепсе» запрашивалось обоснование размера прибыли и рентабельности продаж в плановых и фактических калькуляциях стоимости блока резисторов БР-50, установленной АО «Лепсе» для ПАО «ВАСО» на 2021 год в размере 329924,00 рублей за шт. (без НДС).

Письмами от 18.10.2021 № 04-76/2199 и от 21.10.2021 № 04-76/2221 АО «Лепсе» сообщило, что размер прибыли и рентабельности продаж по коммерческим поставкам никаким документом не регламентирован. Размер прибыли и рентабельности по коммерческим поставкам договорные. Экономическое обоснование размера прибыли и рентабельности продаж в цене блока резистора БР-50 в размере 329924,00 рублей за шт. (без НДС) АО «Лепсе» в Кировское УФАС России не представило.

Таким образом, Кировское УФАС России в ходе рассмотрения заявления ПАО «ВАСО» пришло к следующим выводам:

1) затраты, учтенные АО «Лепсе» в калькуляции стоимости блока резисторов БР-50, не могут быть признаны Кировским УФАС России обоснованными на основании статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации;

2) АО «Лепсе» в цене блока резистора БР-50 на 2021 год для ПАО «ВАСО» учтен уровень рентабельности, значительно превышающий среднеотраслевой уровень рентабельности по виду экономической деятельности «Производство электрического оборудования» и экономически не обоснованный.

С учетом изложенного, уровень цены на блок резисторов БР-50, установленный АО «Лепсе» для ПАО «ВАСО» на 2021 год в размере 329924 рублей за шт. без НДС, превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, что свидетельствует о соответствии действий АО «Лепсе» условиям, предусмотренным п. 1 ч.1 ст. 6 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в действиях АО «Лепсе» по установлению отпускной цены на блок резисторов БР-50 на 2021 год для ПАО «ВАСО» содержатся признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частями 13-15 статьи 44 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»

О П Р Е Д Е Л И Л:

 

1. Назначить дело № 043/01/10-954/2021 к рассмотрению на 30 ноября 2021 года в 15 часов  00 мин. по адресу: г. Киров, ул. К.Либкнехта, 55 (вход со двора), каб. 5.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 043/01/10-954/2021

- в качестве заявителя:

ПАО «ВАСО» (394029, г. Воронеж, ул. Циолковского, д. 27);

- в качестве ответчика – АО «Лепсе» (610006, Кировская область, город Киров, Октябрьский проспект, д. 24).

3. АО «Лепсе» в срок до 26 ноября 2021 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области следующую информацию и документы:

3.1 Письменную позицию по рассматриваемому делу.

3.2 Порядок утверждения цен на продукцию АО «Лепсе» по договорам коммерческих поставок, включая в том числе:

- управление/отдел, ответственный за расчет коммерческой цены, устанавливаемой в протоколах согласования цены на продукцию производства АО «Лепсе» (с приложением положения об управлении/отделе);

-  должностное лицо, ответственное за утверждение стоимости продукции АО «Лепсе» по договорам коммерческих поставок в 2019 – 2021 гг. Копии документов, подтверждающих полномочия указанного должностного лица (должностная инструкция, трудовой договор, иные документы);

- ценовую политику АО «Лепсе» на 2019-2021 годы.

3.3 Копию учетной политики АО «Лепсе» на 2019-2021 годы.

3.4 Динамику отпускных цен на блок резисторов БР-50, устанавливаемых АО «Лепсе» в рамках государственного оборонного заказа и по договорам коммерческих поставок, за период с 2019 по 2021 годы, с указанием даты утверждения цены в АО «Лепсе» и приложением подтверждающих документов (копий приказов или иных документов об утверждении цен).

3.5 Копию приказа или иных документов АО «Лепсе» об утверждении цены на блок резисторов БР-50 в размере 329924,00 рублей за шт. (без НДС).

3.6 Плановую калькуляцию или расчет цены на блок резисторов БР-50 в размере 329924,00 рублей за шт. (без НДС), устанавливаемой АО «Лепсе» в протоколе № 588 согласования цены к договору 00000000303163120002/ДИ-55-0216-21 от 26.02.2021 г. с приложением расчетов по каждой статье затрат и подтверждающих документов:

- расчет затрат на материалы с приложением оборотно-сальдовых ведомостей, копий счетов-фактур на приобретение сырья, материалов, комплектующих изделий;

- расчет сумм расходов на транспортно-заготовительные затраты с приложением подтверждающих документов;

- расчет затрат на оплату труда с приложением подтверждающих документов (копия положения об оплате труда; копия положения о премировании, копия утвержденного штатного расписания на 2019 - 2021 годы, расчет численности основного производственного персонала; оборотно-сальдовые ведомости по заработной плате работников и др.);

- копия справки о фактически начисленных страховых взносах за 2020 год;

- расчет - расшифровка расходов по статье «Специальные затраты» с приложением подтверждающих документов (копий счетов-фактур, оборотно-сальдовых ведомостей и др.);

- расчет расходов по статье «Общепроизводственные затраты» с приложением подтверждающих документов (оборотно-сальдовых ведомостей и др.);

- расчет-расшифровка расходов по статье «Коммерческие (внепроизводственные затраты)» с приложением подтверждающих документов (оборотно-сальдовых ведомостей и др.);

- расчет-расшифровка расходов по статье «Административно-управленческие расходы» с приложением подтверждающих документов (оборотно-сальдовых ведомостей и др.);

- расчет трудоемкости при изготовлении блока резисторов БР-50 на 2021 год с приложением подтверждающих документов.

3.7 Экономическое обоснование размера прибыли в стоимости блока резисторов БР-50, установленной АО «Лепсе» в протоколе № 588 согласования цены к договору 00000000303163120002/ДИ-55-0216-21 от 26.02.2021 г.

3.8 Обоснование установления АО «Лепсе» разного уровня отпускных цен на блок резисторов БР-50 на 2021 год:

- в протоколе № 1211 согласования договорной цены к договору поставки с АО «РСК «МиГ» - в размере 243018 рублей за шт. (без НДС);

- в спецификации №2/РСК7016847 от 12.11.2020 к договору № 0000000002017Q3S0002/РСК708931 от 16.12.2019 с АО «РСК «МиГ» - в размере 233447 рублей за шт. (без НДС);

- в протоколе № 588 согласования цены к договору 00000000303163120002/ДИ-55-0216-21 от 26.02.2021 г. с ПАО «ВАСО» - в размере 329924 рублей за шт. (без НДС).

3.9 Экономическое обоснование и расчет размера прибыли, учтенного АО «Лепсе» в отпускной цене на блок резисторов БР-50 для АО «РСК «МиГ» в спецификации № 2/РСК7016847 от 12.11.2020 к договору № 0000000002017Q3S0002/РСК708931 от 16.12.2019 и в протоколе № 1211 согласования договорной цены к договору поставки с АО «РСК «МиГ».

3.10 Копии заключений военного представительства Министерства обороны Российской Федерации об устанавливаемых АО «Лепсе» ценах на блок резисторов БР-50 за 2019  - 2021 годы.

3.11 Иные документы и информацию, имеющие значение для рассмотрения антимонопольного дела (при наличии).

В случае отсутствия запрошенных антимонопольным органом документов и информации указать причины невозможности их предоставления.

Документы должны быть заверены надлежащим образом. В случае отсутствия каких-либо запрашиваемых документов представить письменные пояснения об основании их отсутствия.

Обязанность предоставления запрашиваемой информации предусмотрена статьей 25 Закона о защите конкуренции.

Запрашиваемые сведения и информацию просим направлять в электронной отсканированной форме по адресу to43@fas.gov.ru, оригинал  - по адресу: 610020, г. Киров, ул. К.Либкнехта, д. 55.

4. Явка лиц, участвующих в деле, для участия в рассмотрении данного дела  обязательна. В случае неявки лиц, участвующих в деле № 043/01/10-954/2021 или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела), дело № 043/01/10-954/2021 может быть рассмотрено в отсутствие указанных лиц в соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции.

Непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наступление административной ответственности по ч. 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии:                                                                                           

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны