Решение б/н Решение по делу № 3/04-10 о нарушении ООО «Ритуал» и ООО «Б... от 7 февраля 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

Управление по Кировской области
 
г.Киров обл., 610019, К.Либкнехта, 69, тел. 62-73-31.
 
РЕШЕНИЕ
                                                                                                                                 г. Киров
 
Резолютивная часть решения оглашена 17 июня 2010 года
В полном объеме решение изготовлено 1 июля 2010 года
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – <...> – руководителя управления, Членов Комиссии –<...> – начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <...> – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы, в присутствии:
<...>– представителя ИП <...> по доверенности от 04.03.2010 г.
<...>  – директора ООО «Бюро ритуальных услуг», действующего на основании Устава;
<...> – представителя ООО «Ритуал» по доверенности от 04.03.2010 года;
<...> – представителя администрации города Кирова по доверенности   <   .> ;
<...> - представителя администрации города Кирова по доверенности от 17.06.2010 года;
рассмотрев по заявлению Индивидуального предпринимателя <...> (610000, г. Киров, <...>) дело № 3/04-10 о нарушении ООО «Ритуал» (610046, г. Киров, ул.<...>) и ООО «Бюро ритуальных услуг» (610005, г. Киров, <...>) части 1 статьи 14 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее по тексту Закон «О защите конкуренции»),
 
                                         УСТАНОВИЛА:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление индивидуального предпринимателя <...> (г. Киров, Октябрьский проспект, д. 84, кВ. 44) о том, что в действиях ООО «Ритуал» (610046, г. Киров, ул. <...>) и ООО «Бюро ритуальных услуг» (610005, г. Киров, <...>) содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.
По мнению заявителя, нарушение заключается в следующем:
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 43 № 002294558 в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 3 февраля 2010 года была внесена запись о госрегистрации <...> в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно сведений, указанных в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и в выписке из Статистического регистра хозяйствующих субъектов, вид деятельности, осуществляемой <...>, организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
Аналогичные виды деятельности на рынке города Киров осуществляют и другие субъекты предпринимательской деятельности, а в частности, ООО «Ритуал» и ООО ПКФ «Бюро ритуальных услуг», которые в том числе оказывают следующие услуги: ООО «Ритуал» - по содержанию Старомакарьевского и Новомакарьевского кладбища города Кирова, ООО ПКФ «Бюро ритуальных услуг» по содержанию Петелинского, Мезринского, Томиловского, Лобановского, Филейского кладбища города Кирова.
При осуществлении ИП <...> (его работниками) по договорам на оказание ритуальных услуг, заключенных с физическими лицами, захоронения на территории Макарьевского кладбища 16 февраля 2010 года и захоронения на территории Филейского кладбища 26 февраля 2010 года, сотрудники соответственно ООО «Ритуал» и ООО ПКФ «Бюро ритуальных услуг» пытались воспрепятствовать осуществлению законной деятельности <...>, перекрыв въезд на территорию вышеуказанных кладбищ. Данные действия были предотвращены после вмешательства сотрудников милиции.
Все вышеуказанные хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность на одном товарном рынке в географических границах города Кирова и являются конкурентами.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, то есть любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации
Учитывая то, что в действиях ООО «Ритуал» и ООО «Бюро ритуальных услуг» содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещающей недобросовестную конкуренцию, было возбуждено производство по делу в отношении вышеуказанных хозяйствующих субъектов.
      Рассмотрение дела два раза откладывалось в связи с необходимостью привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Город Киров» и для получения дополнительных документов и материалов, кроме того, в деле объявлялся перерыв.
 
На заседании комиссии стороны пояснили следующее:
Представитель индивидуального предпринимателя <...><...> изложенные в заявлении требования поддержала, дополнительно пояснив:
В настоящий момент сложилась такая ситуация, когда законодательство города Кирова позволяет ограничивать конкуренцию на рынке данных услуг, поскольку решение городской Думы не соответствует антимонопольному законодательству. Специализированные организации назначены без проведения конкурса. Я считаю, что нужно привлекать представителей органа местного самоуправления. Вся ситуация возникла благодаря тому, что вопрос в том виде, как он отрегулирован в настоящий момент, не позволяет осуществлять конкуренцию на данном рынке. 
Сам факт того, что у нас коммерческие организации осуществляют содержание этих кладбищ, контролируют их состояние, противоречит и последним разъяснениямФАС. Уже изначально они занимают преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам на данном рынке. Они контролируют въезд и выезд. Вообще это функции органа местного самоуправления и должна быть назначена независимая организация, не являющаяся коммерческой, которая будет осуществлять эти функции на иной основе и которая не будет заинтересована в допуске кого-либо. Она в первую очередь будет отслеживать информацию о соответствии санитарным нормам места, в котором собираются произвести захоронение, есть ли договор на оказание услуг, свидетельство о смерти. Но если организация, которая отслеживает данную информацию, сама осуществляет захоронение, то возникает предвзятое отношение.  Такая ситуация сложилась во многих субъектах Российской Федерации, и только в Красноярском крае вопрос этот решен. Если в 2007 году арбитражная практика поддерживала специализированные службы, то в 2008 году ситуация изменилась. Четко изложены функции таких специализированных организаций и в письме Федеральной антимонопольной службы России. Поддержал эту позицию и ВАС: другие субъекты, кроме специализированных служб, также могут осуществлять захоронение, и никто не вправе ограничивать их доступ. 
Организация порядка работы кладбищ по закону «О погребении» и по закону «Об органах местного самоуправления» находится в компетенции органов местного самоуправления.
Сейчас можно решить этот вопрос оптимально для всех сторон. Я понимаю заинтересованность администрации муниципального образования и ответчиков, чтобы не было самовольных захоронений. Надо понять, что такое самовольное захоронение и субъекты предпринимательской деятельности, действующие в этой сфере тоже должны это осознавать.
Такая ситуация возникла в силу того, что нормативные акты органов местного самоуправления приняты без учета того, что данный вид услуг осуществляется на конкурентном рынке. Основные документы, регулирующие порядок захоронения были приняты в 1996г. и 1998г. В Решении Городской Думы зафиксировано, что услуги по захоронению оказывают исключительно две специализированные организации, соответственно Ритуал и Бюро ритуальных услуг. Детально порядок захоронения не урегулирован, существующие документы во многом противоречат закону «О защите конкуренции» и их необходимо привести в соответствие с вышеуказанным законом.
Я обращалась в Ритуал, но документа, который бы регулировал порядок захоронения у них нет. Люди, которые обращаются в специализированные организации для получения наряда на захоронение, оттуда уже не возвращаются, так как там  говорят, что ИП <...> и другие не специализированные организации действуют незаконно. Если соблюдать порядок, то войти на этот рынок невозможно. Поэтому ИП <...> непосредственно на кладбище производит захоронение и уже по факту пытается зарегистрировать место захоронения, но в этом отказывают.
В Решении Кировской Городской Думы от 27 мая 1998 года № 189   пункт 6.2; решении Кировской Городской Думы от 27 мая 1998 года № 1810 пункт 8, говорится о следующем: погребение тела на городских кладбищах осуществляется исключительно специализированной службой по вопросам похоронного дела. 
Есть практика Высшего Арбитражного суда. Помимо применения статьи 25 закона «Об организации погребения и похоронном деле», нужно руководствоваться статьей 49 Гражданского кодекса, устанавливающей право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов предприятий, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Системный анализ закона о погребении свидетельствует, о том, что устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, не исключается осуществление данной деятельности другими коммерческими организациями, кроме специализированных. Таким образом, предоставляется право выбора организаций, осуществляющих погребение. Эта позиция была изложена 23 сентября 2008 года. Кроме того, есть письмо ФАС России о применении антимонопольного законодательства от 30 сентября 2009 года. Думе, при разработке нормативных документов, необходимо руководствоваться этими разъяснениями.
Мы настаиваем на том, что когда будет рассматриваться новый порядок, он должен приниматься на соответствующем уровне, это как минимум Городская Дума и должен быть официально опубликован. По поводу контрольных функций я сделаю акцент на практике Высшего Арбитражного суда (зачитывает). Оценивая практику Высшего Арбитражного суда мы видим, что данные функций являются контрольно-распорядительным и они не могут передаваться хозяйствующим организациям.
 
Представители Администрации муниципального образования «Город Киров»  по существу данного дела пояснили следующее.
Специальным нормативным правовым актом, определяющим основы организации похоронного дела в Российской Федерации, как самостоятельного вида деятельности, является Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». В силу ч. 2 ст. 25, ч. 1 ст. 29 данного закона, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. При этом закон не ограничивает органы местного самоуправления относительно выбора организационно-правовой формы юридического лица, наделенного полномочиями специализированной службы, а также не содержит обязанности органа местного самоуправления по участию в данной организации.
На территории муниципального образования «Город Киров» действуют следующие муниципальные правовые акты, регулирующие отношения по организации погребения и похоронного дела: распоряжение администрации города Кирова от 21.06.1996 № 1528 «О мерах по реализации в городе Кирове Федерального закона «О погребении и похоронном деле», Правила организации и содержания мест погребения на территории муниципального образования город Киров, утвержденные решением Кировской городской Думы от 25.05.1998 № 18/9, Положение об организации похоронного дела на территории муниципального образования «Город Киров», утвержденное решением Кировской городской Думы от 27.05.1998 № 18/10. В настоящее время указанные муниципальные акты никем не оспорены, не признаны судом не соответствующими действующему законодательству. Учитывая это, доводы заявителя о том, что акты органа местного самоуправления ограничивают конкуренцию на определенном рынке услуг и не соответствуют антимонопольному законодательству, являются несостоятельными и необоснованными.
Данные муниципальные правовые акты приняты в строгом соответствии с требованиями закона «О погребении и похоронном деле». Согласно ч. 2 ст. 9 данного закона, услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Кроме того, перечень организаций, наделенных функциями специализированных служб на основании п. 3 распоряжения администрации города Кирова от 21.06.1996 № 1528, не является исчерпывающим.
Заявитель в администрацию города Кирова с заявлением о наделении его указанными функциями не обращался. При наличии подобного обращения, а также в случае установления в ходе его рассмотрения соблюдения заявителем требований специальных норм законодательства, последний вправе осуществлять данный вид деятельности.
Решением Кировской Городской Думыутверждены Правила, в соответствии с которыми каждое место погребения должно быть закреплено и обслуживаться специализированной службой по вопросам похоронного дела. Разработаны Правила захоронения на кладбище. Это внутренний документ для кладбища, который утвержден начальником управления благоустройства и транспорта. В данном документе предусмотрен весь регламент захоронения: порядок отвода места, что человек для этого должен сделать (получить наряд, определить место для захоронения) а не как это было сделано ИП <...> – копание могилы в ночной период.
Статьей 9 закона «Об организации погребения и похоронном деле» гарантирован перечень услуг по погребению: оформление документов, перевозка тела, кремация и др. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Статья 25 закона гласит, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления, погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела, создаваемой органами местного самоуправления. Кроме того, руководствуемся рекомендациями о порядке содержания кладбищ в Российской Федерации. Волеизъявление умершего – волеизъявление лица о достойном отношении лица к его телу после его смерти, пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме.
Если хоронит родственник, то между ним и организацией, взявшей на себя обязанности по погребению, должен быть заключен договор. В данном случае такого договора нет, волеизъявления родственников умершего тоже нет.
 
Представители ООО «Ритуал» факт нарушения не признали, пояснив следующее.
16.02.2010 г. Был ограничен доступ для погребения усопшего на Новомакарьевском кладбище г. Кирова в связи с самовольным захоронением, которое не было в установлено законодательством порядке зарегистрировано и не был получен наряд на захоронение в МАУ «Лесопркхоз» и ООО «Ритуал».
Кировской городской Думой 27.05.1998 года было принято Решение № 18/9 утвердившее «Правила организации и содержания мест погребения на территории МО г. Киров». В соответствии с п. 1.5 Правил каждое место погребения должно быть закреплено и обслуживаться специализированной службой по вопросам похоронного дела. ООО «Ритуал» является специализированной службой по вопросам похоронного дела в соответствии с распоряжением администрации г. Кирова № 1528 от 21.06.1996 г.
Между МАУ «Лесопаркхоз» и ООО «Ритуал» заключен договор на выполнение работ по содержанию и эксплуатации Новомакарьевского кладбища. Отвод земельного участка, о котором говорится в пункте 3.4, 3.5 Правил, подразумевает предоставление места захоронения на территории кладбища в рамках осуществления специализированной службой работ по эксплуатации и содержанию кладбища, в соответствии с возложенными на нее обязанностями и к исполнительным полномочиям органом местного самоуправления не относится. В соответствии с п. 1.4 Правил все существующие места погребения должны быть зарегистрированы в администрации г. Кирова с составлением паспорта места погребения, который включает в себя установленные данные. Паспорт оформляется и ведется специализированной службой по похоронному делу. Утверждение формы паспорта, внесение изменений и дополнений, осуществляется ответственным исполнительным органом администрации города. Там же находится один экземпляр паспорта. Наличие паспорта является обязательным при регистрации места погребения.
В связи с этим, на ООО «Ритуал» возложены обязанности по ведению паспорта места захоронений, учета количества произведенных погребений, а также их регистрации в паспорте. Кроме того, на оборотной стороне свидетельства о смерти работник ООО «Ритуал» осуществляет регистрационную надпись с указанием даты, места и номера захоронения, которая является необходимым условием для оформления наследственных дел в нотариальных конторах. Отсутствие такой записи создаст дополнительные трудности родственникам усопшего при оформлении наследства.
Осуществление самовольных не зарегистрированных захоронений запрещается и является нарушением пункта 8.3.5 Правил внешнего благоустройства в МО «Город Киров», утвержденных решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 года № 19/41. Поэтому, основанием не допуска заявителя на кладбище является именно то, что с его стороны нарушены требования действующего законодательства о погребении и похоронном деле. Осуществление незарегистрированных захоронений приведет к тому, что в местах погребения будет отсутствовать информация о месте погребения усопшего, его фамилии, имени, отчестве, а также приведет к возможности создания неучтенных захоронений, либо захоронений на одном и том же месте.
В данном случае заявитель осуществлял самовольное захоронение, т.е. нарушал соответствующие требования нормативных документов, которые установлены органами местного самоуправления, не регистрировал эти захоронения, осуществлял копку могил самовольно в тех местах, которые отведены не для захоронений. В связи с чем, на сегодняшний день в администрации Первомайского района и в Первомайском РОВД находятся на рассмотрении соответствующие материалы обоснованности захоронений. Мы считаем, что в данном случае ООО «Ритуал» действовал в соответствии с теми нормативными документами, которые запрещают самовольное захоронение на территории муниципального образования город Киров, а именно без соответствующей регистрации и получения соответствующего разрешения, без регистрации захоронения в журнале учета захоронений.
 
Представитель ООО «Бюро ритуальных услуг» факт нарушения не признал, пояснив следующее.
Согласно Распоряжению Администрации города Кирова от 21.06.1996 г. «О мерах по реализации в г. Кирове Федерального закона «О погребении и похоронном деле» обязанности по погребению умершего и оказание услуг по погребению, в том числе гарантированного перечня услуг по погребению возложены на специализированные службы по вопросам похоронного дела в г. Кирове: ООО «Ритуал» и ООО ПКФ «Бюро ритуальных услуг». Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов. Оформление документов, необходимых для погребения производится специализированными службами по вопросам похоронного дела. Погребение тела умершего на городских кладбищах производится исключительно специализированными службами по вопросам похоронного дела, на основании справки о смерти и договора (счета-заказа) с исполнителем волеизъявления умершего, а в случае погребения тела умершего, чья личность не установлена, договора между специализированной службой и администрацией города.
 У нас заключен договор (ранее был с администрацией) с МАУ «Лесопаркхоз», в соответствии с которым Общество оказывает услуги по содержанию Лобановского, Мезринско-Петелинского, Томиловского и Филейского кладбищ и по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм и правил по захоронению. Наша организация наделена правами по эксплуатации кладбищ и мест захоронения, и мы отвечаем за это как юридическое лицо.
ИП <...> 25 и 26 февраля 2010 г. без предоставления соответствующих документов совершил попытку захоронить умерших. По требованию работников кладбища предусмотренные установленными нормами документы не предоставил, чем нарушил законодательные требования к погребению. В случае такого захоронения возникает ответственность у Общества, как организации, которая обязана следить за порядком на кладбище. В перечень таких документов входят – свидетельство о смерти, счет-заказ на похороны, заявление о захоронении, удостоверение о захоронении.
Таким образом, ООО «Бюро ритуальных услуг», исполняя свои непосредственные обязанности, возложенные на него муниципальным органом по порядку захоронения и прочего, связанного с этим, никаким образом не совершило действий, направленных на недобросовестную конкуренцию.
 
Изучив имеющиеся документы, и выслушав всех лиц участвующих в деле, Комиссия установила, что в действиях ООО «Ритуал» и ООО ПКФ «Бюро ритуальных услуг» отсутствует нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.
Выводы Комиссии основаны на следующем:
При рассмотрении дела установлено, что ИП <...>, ООО «Ритуал» и ООО ПКФ «Бюро ритуальных услуг» работают на рынке г. Кирова осуществляя аналогичные виды деятельности, а именно: ООО «Ритуал» зарегистрировано в качестве юридического лица 26.04.1995 года и согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в качестве дополнительного вида деятельности осуществляет – организацию похорон и предоставление связанных с ними услуг (код по ОКВЭД 93.03); ООО «Бюро ритуальных услуг» зарегистрировано 14.10.1997 и в соответствии с Уставом Общества оказывает похоронные и сопутствующие услуги; <...>, зарегистрированный в качестве  индивидуального предпринимателя 03.02.2010 года, согласно выписки из Статистического регистра хозяйствующих субъектов осуществляет в качестве основного вида деятельности - организацию похорон и предоставление связанных с ними услуг (код по ОКВЭД 93.03).
Таким образом, все вышеуказанные хозяйствующие субъекты являются конкурентами в географических границах города Кирова. При этом, на момент выхода ИП <...>на рынок оказания вышеуказанных услуг, два других хозяйствующих субъекта осуществляли данный вид деятельности на протяжении тринадцати – пятнадцати лет и определены органами местного самоуправления как специализированные службы по вопросам похоронного дела.
ИП <...>, заключив несколько договоров на оказание ритуальных услуг – захоронение на территории Новомакарьевского и Филейского кладбища, был ограничен в доступе на кладбище конкурентами ООО «Ритуал» и ООО «Бюро ритуальных услуг». Основанием для этого было отсутствие наряда на захоронение, выдаваемое данными хозяйствующими субъектами. Письменное подтверждение обращения <...> к  ООО «Ритуал» и ООО «Бюро ритуальных услуг» о получении наряда и отказа в его выдаче, в материалы дела представлено не было.
Применительно к основным понятиям Закона о защите конкуренции, конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. При этом товарный рынок – это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности потребитель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
При условии наличия конкурентных отношений, не допускается недобросовестная конкуренция (ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции»).
В соответствии с п. 9 ст. 4 Закона «О защите конкуренции» недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Таким образом, исходя из данной нормы закона для признания действий хозяйствующих субъектов недобросовестной конкуренцией, должны присутствовать все признаки недобросовестной конкуренции, а именно:
- наличие конкурентных отношений;                   
 Деятельность по оказанию ритуальных услуг, в том числе по погребению, осуществляется на конкурентном рынке. Тот факт, что ИП <...>, ООО «Ритуал» и ООО «Бюро ритуальных услуг» являются конкурентами, подтверждается материалами дела.
- действия юридического лица причинили или могли причинить убытки конкурентам либо нанесли или могли нанести вред их деловой репутации;
При этом Закон о защите конкуренции не освобождает от ответственности юридическое лицо, если его действия могли нанести тот или иной ущерб конкуренту, но по причинам, абсолютно от него не зависящим, не сказались отрицательно на его состоянии дел. В данном случае ИП <...> воспрепятствовали в осуществлении предпринимательской деятельности, что ведет к причинению убытков.
- своими действиями юридическое лицо нарушило соответствующие нормы российского законодательства, сложившиеся обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости;  
В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона о погребении.
Во исполнение данного Закона приняты следующие муниципальные правовые акты: распоряжение администрации города Кирова от 21.06.1996 № 1528 «О мерах по реализации в городе Кирове Федерального закона «О погребении и похоронном деле»; Правила организации и содержания мест погребения на территории муниципального образования город Киров, утвержденные решением Кировской городской Думы от 25.05.1998 № 18/9 (в ред. решений Кировской городской Думы от 29.12.2004 № 34/5, от 27.05.2009 № 29/12),); Положение об организации похоронного дела на территории муниципального образования «Город Киров», утвержденное решением Кировской городской Думы от 27.05.1998 № 18/10 (в ред. Решения городской Думы от 29.12.2004 № 34/5); Правила работы городских кладбищ (утверждено приказом начальника Управления благоустройства и транспорта администрации города Кирова № 8 от 23.04.2010).
Таким образом, ООО «Ритуал» и ООО «Бюро ритуальных услуг» в своей деятельности руководствовались данными актами.
- конечным итогом действий юридического лица должно являться получение преимущества, занятие более выгодного положения на соответствующем товарном рынке по отношению к конкуренту;
Цель любой предпринимательской деятельности - систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнении работ или оказании услуг. В условиях конкуренции это возможно лишь при наличии качеств, дающих предпринимателю перевес над своими конкурентами – это лучшая организация предпринимательской деятельности, предвидение спроса на те, или иные товары, меньшие издержки и цены, лучшее качество продукции, что является законными средствами получения обоснованных преимуществ. Действия же направленные на получение необоснованных (незаконных) преимуществ, могут быть признаны недобросовестной конкуренцией.
Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение
Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.
Понятие иных лиц Законом о погребении не определяется. Статьей 6 Закона установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Как установлено статьей 18 Закона о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом не предусмотрена. Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение). Иначе это нивелирует государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.
Системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.
Таким образом, не конкурентами, а органом местного самоуправления создаются преимущественные условия деятельности отдельным хозяйствующим субъектам – ООО «Ритуал» и ООО «Бюро ритуальных услуг» на рынке ритуальных услуг.
Кроме того, расположение в помещениях хозяйствующих субъектов органов ЗАГС также создает преимущественные условия деятельности ООО «Ритуал» и ООО «Бюро ритуальных услуг», поскольку родственники всех умерших лиц вынуждены посещать помещение вышеуказанных субъектов в целях получения свидетельства о смерти, в связи с чем, данные хозсубъекты обладают возможностью оказывать большее количество ритуальных услуг, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, действующими на том же товарном рынке, чем в случае нахождения специалиста по выдаче свидетельства о смерти на рабочем месте непосредственно в отделе ЗАГС.
Учитывая изложенное, Комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях ООО «Ритуал» и ООО «Бюро ритуальных услуг» всех признаков, квалифицирующих их деятельность как недобросовестную конкуренцию по части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».
В соответствии с частью 1 статьи 48 вышеуказанного закона дело по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона подлежит прекращению.
             
Руководствуясь частью 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,
 
РЕШИЛА:
 
1.  В действиях ответчиков по делу ООО «Ритуал» и ООО «Бюро ритуальных услуг» отсутствует нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» выразившимся в воспрепятствовании осуществления деятельности заявителя – ИП <...>, который осуществляет аналогичные виды деятельности, и является конкурентом.
2. Прекратить рассмотрение дела № 3/04-10, так как в рассматриваемых комиссией действиях ООО «Ритуал» и ООО «Бюро ритуальных услуг» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ в трехмесячный срок.
 
Председатель Комиссии                                                                      <...>
 
Члены Комиссии                                                                         <...>
 
                                                                                               <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны