Решение б/н Решение по делу № 03/02-11 по признакам нарушения ОАО «Комму... от 4 декабря 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 Управление по Кировской области
г. Киров обл., 610019, К.Либкнехта, 69, тел. 64-94-25.
 
 
    Резолютивная часть решения объявлена  29 марта 2011 года       
    В полном объеме решение изготовлено 11 апреля 2011 года   
 
 « 11 » апреля 2011 г.                                                                  Дело № 03/02-11
 
 
РЕШЕНИЕ
 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии:
<...>- руководителя управления;
Членов Комиссии:
<...>- главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;
<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела
товарных рынков и естественных монополий;
При секретаре:
<...>
 
В присутствии представителей:
 
ОАО «Коммунэнерго»
Рябенко В.Н. – финансового директора ОАО «Коммунэнерго»;  
<...> доверенность 17/15-21 от 31.12.2010
 
Заявителя представителя:
<...> доверенность от 28.12.2010 г.
   
 
 
 рассмотрев дело № 03/02-11 по признакам нарушения ОАО «Коммунэнерго» (610035 г. Киров, пр. Солнечный. 4) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
 
 
 
 
 
 
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области 21.01.2011 года поступило заявление ИП <...> .о. на неправомерные действия ОАО «Коммунэнерго», выразившиеся в уклонении от заключения договора на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Коммунэнерго» торгового павильона с присоединяемой мощностью 6 кВ, расположенного по адресу: Слободской район, п. Вахруши, ул. Коммунистическая, 2.
УФАС по Кировской области 03.03.2011 года было возбуждено дело № 04/02-11 по признакам нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На заседании комиссии представитель ИП<...>.о. пояснил, что 18 августа 2010 года <...>о. К заявке были приложены документы, предусмотренные п. 10 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением № 861 от 27.12.2004г. (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2009 № 334, вступившего в силу 05.05.2009) (далее Правил технологического присоединения).  Заявка была получена ОАО «Коммунэнерго» 20.08.2010 года.
После рассмотрения заявки ОАО «Коммунэнерго» письмом № 148 от 03.09.2010 года сообщило ИП <...> о. о том, что необходимо представить кадастровый план земельного участка, т.к. невозможно определить точное месторасположения объекта присоединения.
На заседании комиссии представитель ИП Сулейманов Д.Р.о. пояснил, что 18 августа 2010 года ИП Сулейманов Д.Р.о. обратился в Слободское МПЭС ОАО «Коммунэнерго» с заявкой на технологическое присоединение торгового павильона, расположенного по адресу: Слободской район, п. Вахруши, ул. Коммунистическая, 2. Заявка составлена в полном соответствии с п. 9 и п. 10 Правил технологического. Заявка была получена ОАО «Коммунэнерго» 20.08.2010 года.
Следовательно, истребование ОАО «Коммунэнерго» дополнительных документов от заявителя является нарушением п. 11 Правил технологического присоединения. Кроме того, в соответствии с п. 15 при отсутствии сведений и документов, указанных в п. 9,10 и 12-14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.
Таким образом, ОАО «Коммунэнерго» в нарушение закона в установленный срок не предоставило ни проекта договора на технологическое присоединение ни технических условий на него, ни мотивированного отказа.
Представитель ОАО «Коммунэнерго» пояснил, что при рассмотрении заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям павильона ИП Сулейманова Д.Р.о., расположенного по адресу: Слободской район, п. Вахруши, ул. Коммунистическая, 2, полученной 20.08.2010 года, установлено, что документы представлены не в полном объеме.
22.09.2010 ИП Сулейманов Д.Р.о. представил акт согласования местоположения границы образуемого земельного участка и схему границ земельного участка, при этом кадастровый номер земельного участка не совпадает с кадастровым номером, указанным в договоре аренды земельного участка, а схема с администрацией Слободского района не согласована. Однако, какими нормативными правовыми документами предусмотрено согласование схемы границ земельного участка с администрацией Слободского района и почему не совпадает кадастровый номер земельного участка, указанный в акте согласования местоположения границ земельного участка, с кадастровым номером, указанным в договоре аренды земельного участка, представитель ОАО «Коммунэнерго» пояснить не смог.
Далее представитель ОАО «Коммунэнерго» дополнил, что в адрес ОАО «Коммунэнерго» от Слободского РайПо поступила справка № С-296/1 от 18.10.2010 о том, что земельный участок по адресу: п. Вахруши, ул. Коммунистическая, 2 передан Слободскому РайПо по договору аренды земельного участка № 1-2008/244 и в связи с чем у ОАО «Коммунэнерго» возникли сомнения в достоверности представленных ИП <...> о. документов, касающихся местоположения торгового павильона.
 
Исследовав материалы дела и заслушав представителей сторон,  29.03.2011 года Комиссия установила следующее.
Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно Уставу ОАО «Коммунэнерго» одним из основных видов деятельности ОАО «Коммунэнерго» является оказание услуг по передаче тепловой энергии. Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» данный вид деятельности относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
По состоянию на 22.06.2009 г. ОАО «Коммунэнерго» постановлением ФЭК России № 68/2 от 14.11.2001г. (регистрационный номер <...> .1.2) включены в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.
Субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством (Информационное письмо Президиума ВАС РФ «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства» от 30.03.1998г. № 32).
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Приказом УФАС по Кировской области от 22.09.2005 № 65 ОАО «Коммунэнерго» включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов», с долей более 65 процентов. 
Таким образом, ОАО «Коммунэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, составной частью которого являются услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя Сулейманов Д.Р.о. 29.10.2009 зарегистрирован за основным государственным регистрационным номером записи государственной регистрации индивидуального предпринимателя  № 309432930000026.
Согласно п. 1 Распоряжения Администрации Слободского муниципального района Кировской области от 04.08.2010 № 1373 «О предоставлении в аренду земельного участка <...>.о. пгт. Вахруши» ИП <...> о. предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, в кадастровом квартале 43:30:100144,с разрешенным использованием – для установки торгового павильона по продаже фруктов и кондитерских изделий, общей площадью 40 кв.м. на срок 11 месяцев.
04.08.2010 года между МО «Слободской муниципальный район Кировской области» (Арендодатель) и ИП Сулеймановым Д.Р.о. (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка, расположенного в пгт. Вахруши, ул. Коммунистическая, район д.2 Слободского района, Кировской области c кадастровым кварталом земельного участка: 43:30:100144 и с разрешенным использованием: для установки торгового павильона по продаже фруктами и кондитерскими изделиями. Настоящий договор заключен сроком на 11 месяцев и действует до 04.07.2011 года.
18 августа 2010 года ИП Сулейманов Д.Р.о. обратился в Слободское МПЭС ОАО «Коммунэнерго» с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям торгового павильона, расположенного по адресу: Слободской район, п. Вахруши, ул. Коммунистическая, 2.
К заявке были приложены документы, предусмотренные п. 10 Правил технологического присоединения, которые позволяли установить место расположения предоставленного в аренду ИП <...> о. Администрацией Слободского района земельного участка, на котором подлежит установке торговый павильон. Заявка была получена ОАО «Коммунэнерго» 20.08.2010 года.
После рассмотрения заявки ОАО «Коммунэнерго» письмом № 148 от 03.09.2010 года сообщило ИП Сулейманову Д.Р.о. о том, что в представленном договоре аренды земельного участка № 2-2010/260 от 04.08.2010 года имеется ссылка о месте расположения торгового павильона согласно кадастрового квартала № 43:30:100144, однако сам кадастровый план не приложен. В связи с чем ОАО «Коммунэнерго» не может определить точное месторасположения объекта присоединения и определить технические мероприятия в технических условиях по присоединению павильона к электрической сети и просит предоставить документы, определяющие место расположения присоединяемого объекта, согласованные с Администрацией Слободского района.
22.09.2010 года в адрес ОАО «Коммунэнерго» от ИП <...> о. поступило письмо с актом согласования местоположения границы образуемого земельного участка для установки торгового павильона по продаже фруктов и кондитерских изделий с кадастровым номером: 43:30:400144 и схемой границ земельного участка, при этом данная схема не была согласована с Администрацией Слободского района.
В октябре 2010 в адрес ОАО «Коммунэнерго» письмом № С-296/1 от 18.10.2010 от Слободского РайПо была направлена справка о том, что земельный участок по адресу: п. Вахруши, ул. Коммунистическая, 2, выделен Слободскому РайПо по договору аренды земли 1-2008/244. К данной справке была приложена копия плана инвентаризации кадастрового квартала: 43:30:100144 и схема границ этого же земельного участка, согласованного с администрацией Слободского района.
В связи с этим, письмом № 190 от 25.10.2010 года ОАО «Коммунэнерго» сообщило ИП <...> о., о том, что для согласования установки торгового павильона Слободское МПЭС ОАО «Коммунэнерго» просит представить схему границ земельного участка пгт. Вахруши, на которой место установки торгового павильона согласовано с главой администрации Слободского района. Документов не было представлено.
Из письменных пояснений, представленных ОАО «Коммунэнерго» следует, что кадастровый номер <...> указанный в договоре аренды земельного участка № 2-2010/260 от 04.08.2010 (кадастровый номер <...> :30:100144), не соответствует акту согласования местоположения границы образуемого земельного участка для установки торгового павильона по продаже фруктов и кондитерских изделий (кадастровый номер <...> :30:400144) в виду допущенной ошибки.
25.01.2010 года ИП <...> обратился в УФАС по Кировской области с заявлением, после чего в адрес ИП <...> о. были направлены договор на технологическое присоединение № 404М-40/10 от 23.12.2010 и технические условия № ТУ-404-53/10., которые были высланы по почте Заявителю 25.01.2011 года.
ОАО «Коммунэнерго» фактически совершило действия, которые обязано было совершить. Данное обстоятельство опровергает довод ОАО «Коммунэнерго» о том, что из-за отсутствия кадастрового плана земельного участка невозможно определить точное местоположение объекта присоединения и определить технические мероприятия в технических условиях по присоединению павильона к электрической сети, а также опровергает довод о том, что схема границ земельного участка должна быть согласована с главой администрации Слободского района.
Указанные документы ИП <...> не были получены, о чем свидетельствует почтовое уведомление от 25.01.2011, которое вернулось в адрес ОАО «Коммунэнерго» 26.02.2011 года в виду истечения срока хранения в почтовом отделении пгт. Вахруши.
22.03.2011 года состоялось заседание комиссии Кировского УФАС, был объявлен перерыв до 29.03.2011 года для урегулирования разногласий между ОАО «Коммунэнерго» и ИП <...> о.
28.03.2011 в Кировское УФАС России поступило заявление <...> о. о прекращении рассмотрения дела в связи с тем, что ОАО «Коммунэнерго» направило в адрес <...> о. договор на технологическое присоединение № 404М-40/10 от 23.12.2010 и технические условия № ТУ-404-53/10 от 23.12.2010.
29.03.2011 года на заседание комиссии ИП <...> о. представил подписанный сторонами договор на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Коммунэнерго» № 404 М-40/10 от 23.12.2010 и технические условия № ТУ 404-53/10 от 23.12.2010.   
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Из абзаца 2 пункта 3 Правил технологического присоединения следует, что независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пункт 6 вышеуказанных Правил технологического присоединения устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения в сроки, установленные настоящими Правилами. Пунктом 15 Правил определено, что сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.
Общество, получив заявку на технологическое присоединение ИП <...> 20.08.2010  установив, что отсутствуют сведения о кадастровом плане, обязано было в 6 - дневный срок запросить необходимую по их мнению информацию. Однако, задержало ответ на заявку ИП  <...> о. и направило ответ 03.09.2010, тем самым нарушило предусмотренную нормативными правовыми актами обязанность дать ответ на поступившую заявку на технологическое присоединение в установленный срок.
Пунктами 8, 10 Правил технологического присоединения предусмотрено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. К заявке прилагаются следующие документы:
а) план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;
б) однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;
в) перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;
г) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства;
д) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы, в случае если заявка подается в сетевую организацию представителем заявителя.
Сетевая организация не вправе требовать представления сведений, не предусмотренных настоящими правилами (пункт 11 Правил технологического присоединения).
Общество, запросив письмом № 148 от 03.09.2010 кадастровый план земельного участка и письмом № 190 от 25.10.2010 схему границ земельного участка, согласованную с главой администрации Слободского района, неправомерно обязало ИП <...> о. представить сведения, не предусмотренные Правилами технологического присоединения. 
Таким образом, уклонение ОАО «Коммунэнерго», занимающего доминирующее положение на рынке услуг электроснабжения, от заключения договора на технологическое присоединение с ИП <...> о. противоречит требованиям пунктов 3, 6, 8, 10, 15 Правил технологического присоединения.
 Следовательно, ОАО «Коммунэнерго» нарушило п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что имеет своим результатом ущемление интересов ИП <...> о.
Учитывая, что 25.03.2011 ОАО «Коммунэнерго» заключило с ИП <...> о. договор на технологическое присоединение № 404 М-40/10 от 23.12.2010 и выдало технические условия № ТУ 404-53/10 от 23.12.2010 Комиссия Кировского УФАС решила предписание не выдавать.
 
Статьей 14.31 КоАП РФ предусмотрено, что «совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия                              
 
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ОАО «Коммунэнерго» факт нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически и технологически необоснованном отказе (уклонении) от заключения договора с ИП Сулеймановым Д.Р.о., что имеет своим результатом ущемление интересов ИП <...> о.
2. Предписание не выдавать, в связи с тем, что 25.03.2011 г. ОАО «Коммунэнерго» добровольно устранило нарушение, заключив с ИП <...> о. договор на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Коммунэнерго» № 404 М-40/10 от 23.12.2010 и выдало технические условия № ТУ 404-53/10 от 23.12.2010.
 
Председатель комиссии                                                                      <...>
 
Члены комиссии                                                                                        <...>
 
<...>
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны