Предупреждение б/н Предупреждение № 01/04-2022 о прекращении действий (бездейст... от 5 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Предупреждение № 01/04-2022

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

«05» марта 2022 года                                                                                                         г. Киров

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее – Кировское УФАС России, Управление) поступило заявление ООО «Мебель-С» б/д б/н (вх. № 7693 от 08.12.2021) по вопросу недобросовестных действий индивидуального предпринимателя <…> (ИНН: <…>; ОГРНИП: <…>; адрес регистрации: 610042, г. Киров, <…>) (далее - ИП <…>, индивидуальный предприниматель), выразившихся в предоставлении документов, принадлежащих ООО «Мебель-С», подтверждающих происхождение и качество товара, поставленного в рамках контракта №  014<…> на приобретение театральных стульев при строительстве культурно - досугового центра в селе Минькино Кольского района Мурманской области, а также в рамках гражданско-правового договора бюджетного учреждения № 037<…> на поставку стульев на металлическом каркасе, что, по мнению заявителя, нарушает требования статей 14.2, 14.5, 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»).

ООО «Мебель-С» в своем заявлении указывает на то, что ИП <…> в рамках заключенных контрактов вместе с поставленным товаром в качестве документов, подтверждающих происхождение и качество товара, передал заказчикам документы, принадлежащие ООО «Мебель-С», в том числе декларации о соответствии Евразийского экономического союза на товар, производителем которого является ООО «Мебель-С», а также свидетельство на товарный знак № 697034 («ChiedoCover»), правообладателем которого является ООО «Мебель-С». ООО «Мебель-С» не давало ИП <…> согласие на использование документов, принадлежащих ООО «Мебель-С».

Оценив представленные в антимонопольный орган документы и сведения, Кировским УФАС России установлено следующее. 

22.07.2021 заказчиком - МБУК «Междуреченский СДК» (далее – Заказчик № 1) в единой информационной системе «Закупки» была размещена информация о проведении электронного аукциона № 014<…>, предметом которого являлось приобретение театральных стульев при строительстве культурно - досугового центра в селе Минькино Кольского района Мурманской области. Срок подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен до 03.08.2021.

Согласно протоколу от 03.08.2021 № 5745/1/21 заседания Единой комиссии по осуществлению закупок, товаров, работ, услуг по рассмотрению единственной заявки на участие в электронном аукционе, на участие в электронном аукционе подана одна заявка с идентификационным номером 233 (ИП <…>), которая признана соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон «О контрактной системе») и документации о закупке.

На основании пункта 4 части 1 статьи 71, пункта 25 части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе» (в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 № 344-ФЗ, № 351-ФЗ) 16.08.2021 Заказчиком № 1 с ИП <…> заключен контакт №  014<…> на приобретение театральных стульев при строительстве культурно - досугового центра в селе Минькино Кольского района Мурманской области (далее – контракт от 16.08.2021).

В соответствии с пунктом 3.3 раздела III контракта от 16.08.2021, приемка товара осуществляется путем передачи поставщиком товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида товара, а также иных документов, подтверждающих качество товара.

Согласно информации, представленной Заказчиком № 1 в письме б/д б/н (вх. № 8255 от 29.12.2021), в рамках исполнения вышеуказанных условий контракта от 16.08.2021 ИП <…> в адрес Заказчика № 1 вместе с поставленным товаром представлены документы в подтверждение происхождения и качества товара, а именно: акт экспертизы № 047-15-01123 о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации с приложением к акту; декларация о соответствии Евразийского экономического союза, содержащая сведения об изготовителе товара (ООО «Мебель-С»); свидетельство на товарный знак № 697034 («ChiedoCover»), правообладателем которого является ООО «Мебель-С»; разрешение на использование знака соответствия системы сертификации «Система качества ЕАС», выданное ООО «Мебель-С»; сертификаты соответствия аудитора: № ЕАС.04ИБН.4143-02; № ЕАС.04ИБН1.СМ.4143-03; ЕАС.04ИБН1.СМ.4143-04; сертификат соответствия № ЕАС.04ИБН1.СМ.4143, выданный ООО «Мебель-С» с приложением.

Товар, поставленный ИП <…>, принят Заказчиком № 1 и оплачен, что подтверждается информацией, размещенной в единой информационной системе «Закупки».

20.08.2021 заказчиком - ГБУК г. Москвы «ГМКЦ «Интеграция» имени Н.А. Островского» (далее – Заказчик № 2) в единой информационной системе «Закупки» была размещена информация о проведении электронного аукциона № 037<…>, предметом которого являлась поставка стульев на металлическом каркасе (банкетные). Срок подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен до 03.09.2021.

Согласно протоколу от 06.09.2021 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 037<…>, по окончании срока подачи заявок была подана единственная заявка с идентификационным номером 3 (ИП <…>), которая признана соответствующей требованиям Федерального закона «О контрактной системе» и документации о закупке.

На основании пункта 4 части 1 статьи 71, пункта 25 части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе» (в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 № 344-ФЗ, № 351-ФЗ), 17.09.2021 Заказчиком № 2 с ИП <…> заключен гражданско-правовой договор бюджетного учреждения № 037<…> на поставку стульев на металлическом каркасе (далее – контракт от 17.09.2021).

В соответствии с пунктом 4.9 статьи 4 контракта от 17.09.2021 в день поставки товаров, поставщик (ИП <…>) представляет заказчику комплект отчетных документов в соответствии с техническим заданием, в том числе сертификаты (декларации о соответствии), обязательные для данного вида товара и иные документы, подтверждающие качество товара, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2.6 технического задания, являющегося приложением к контракту от 17.09.2021, поставщиком оформляется акт приемки-передачи товара в соответствии с условиями контракта. К акту приема-передачи товара должен быть приложен комплект отчетных документов на русском языке в составе, в том числе, обязательные для данной группы товаров сертификаты соответствия (декларации о соответствии) товара; оригиналы документов, подтверждающих гарантийные обязательства поставщика или производителя товара.

Согласно информации, представленной Заказчиком № 2 в письме б/д б/н (вх. № 8130 от 23.12.2021), в рамках исполнения вышеуказанных условий контракта от 17.09.2021 ИП <…> в адрес Заказчика № 2 вместе с поставленным товаром представлены документы в подтверждение происхождения и качества товара, а именно: декларация о стране происхождения предлагаемых к поставке товаров; декларация о соответствии Евразийского экономического союза, содержащая сведения об изготовителе товара (ООО «Мебель-С»); свидетельство на товарный знак № 697034 («ChiedoCover»), правообладателем которого является ООО «Мебель-С»; акт экспертизы № 047-15-01123 о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации с приложением к акту; сертификат соответствия № ЕАС.04ИБН1.СМ.4143, выданный ООО «Мебель-С» с приложением, а также сертификаты соответствия аудитора: № ЕАС.04ИБН.4143-02; № ЕАС.04ИБН1.СМ.4143-03; ЕАС.04ИБН1.СМ.4143-04.

Поставленный товар принят Заказчиком № 2 и оплачен, что подтверждается информацией, размещенной в единой информационной системе «Закупки».

ИП <…> в письме б/д б/н (вх. № 192 от 17.01.2022), направленном в адрес Кировского УФАС России, сообщил, что при формировании необходимой документации исполнитель при передаче товара по контрактам от 17.09.2021, от 16.08.2021 ошибочно вложил документы (в части производителя и сертификации), принадлежащие ООО «Мебель-С», а не фактического производителя товара.

Из документов, направленных ИП <…> в адрес Кировского УФАС России письмом б/д б/н (вх. № 1303 от 04.03.2022), следует, что фактическим производителем поставленного товара в рамках исполнения вышеуказанных контрактов является ООО «Стиил Мебель».

Установлено, что ООО «Стиил Мебель» выдан сертификат соответствия от 31.08.2021 № 0089341 сроком действия до 30.08.2024 (регистрационный номер РОСС RU.32001.04ИБФ1.ОСП18), подтверждающий, что продукция ООО «Стиил Мебель» (мебель на металлическом каркасе) соответствует требованиям нормативных документов.

ООО «Стиил Мебель» ИП <…> выдана доверенность от 31.08.2021 № 1, согласно которой индивидуальный предприниматель уполномочен использовать до истечения срока действия вышеуказанный сертификат соответствия. Кроме того, ИП <…> от ООО «Стиил Мебель» выдано доверительное письмо б/д б/н, согласно которому индивидуальный предприниматель уполномочен использовать вышеуказанный сертификат соответствия для осуществления деятельности по поставке мебели на металлическом каркасе при участии в закупочных процедурах.

ИП <…> в адрес Заказчика № 1 направил письмо от 21.12.2021, в котором индивидуальный предприниматель сообщил, что при передаче товара в пакет сопроводительных документов были ошибочно включены некоторые сведения, в том числе в части производителя и сертификации данного товара. Указанным письмом ИП <…> сообщил Заказчику № 1 о фактическом производителе поставленного товара. Вместе с тем, сведения, какие именно документы были ошибочно переданы ИП <…> Заказчику № 1 вместе с поставленным товаром в подтверждение происхождения и качества поставленного товара, вышеуказанное письмо не содержит.

Таким образом, при поставке товара в рамках исполнения вышеуказанных контрактов, ИП <…> были направлены документы, подтверждающие происхождение и качество товара, принадлежащие ООО «Мебель-С», в то время как фактическим производителем товара являлось ООО «Стиил Мебель».

Понятие конкуренции установлено пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), в соответствии с которым конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. При этом согласно пункту 4 вышеуказанной статьи Федерального закон «О защите конкуренции», товарный рынок – это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности потребитель может приобрести товар.

Рассматриваемые действия ИП <…> оказали (способны оказать) влияние на состояние конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Географические границы рассматриваемого товарного рынка: Российская Федерация.

Продуктовые границы – реализация мебели (стульев).

Согласно информации, содержащейся в выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Мебель-С», основным видом деятельности ООО «Мебель-С» является производство мебели для офисов и предприятий торговки (код ОКВЭД: 31.01), дополнительными видами деятельности являются в том числе, торговля оптовая мебелью, коврами и осветительным оборудованием (код ОКВЭД: 46.47), торговля розничная мебелью, осветительными приборами и прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах (код ОКВЭД: 47.59). Согласно информации, содержащейся в выписке из ЕГРИП в отношении ИП <…>, дополнительным видом деятельности ИП <…> является, в том числе, торговля оптовая мебелью, коврами и осветительным оборудованием (код ОКВЭД: 46.47), торговля розничная мебелью, осветительными приборами и прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах (код ОКВЭД: 47.59).

Таким образом, ООО «Мебель-С» и ИП <…> осуществляют свою деятельность на товарном рынке по реализации мебели (стульев), следовательно, данные хозяйствующие субъекты являются конкурентами.

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Из правового смысла понятия недобросовестной конкуренции следует, что наличие или угроза наступления соответствующих последствий по причинению ущерба не требуется.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе относительно места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя.

Рассматриваемые действия ИП <…> подлежат квалификации в соответствии с пунктом 3 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно пункту 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» в силу запрета недобросовестной конкуренции хозяйствующие субъекты вне зависимости от их положения на рынке при ведении экономической деятельности обязаны воздерживаться от поведения, противоречащего законодательству и (или) сложившимся в гражданском обороте представлениям о добропорядочном, разумном и справедливом поведении (статья 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса, пункты 7 и 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Кроме того, в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при анализе вопроса о том, является ли конкретное совершенное лицом действие актом недобросовестной конкуренции, подлежат учету не только указанные законоположения (пункт 9 статьи 4 и статьи 14.1-14.8 Федерального закона «О защите конкуренции»), но и положения статьи 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 года, в силу которых актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

На основании изложенного следует, что совокупность признаков, одновременное наличие которых позволит считать действия хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией, заключается в следующем:

1) наличие конкурентных отношений между субъектами, что предполагает осуществление ими фактической деятельности на одном товарном рынке и в пределах определенных географических границ, наличие соперничества между ними на данном рынке;

2) совершение одним из хозяйствующих субъектов действий, противоречащих законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

3) направленность этих действий на приобретение преимуществ перед конкурентом.

4) результат действий хозяйствующего субъекта выразился в причинении или возможности причинения убытков конкурентам либо нанесении или возможности нанесения вреда их деловой репутации.

Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В соответствии с пунктом 1 (абз. 3) постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Поскольку условиями контрактов от 16.08.2021, от 17.09.2021 установлены требования к качеству поставляемой продукции, а также гарантии производителя поставляемого товара, предоставление ИП <…> заказчикам в рамках исполнения вышеуказанных контрактов документов, принадлежащих ООО «Мебель-С», подтверждающих происхождение и качество поставленного товара (в то время как ИП <…> был поставлен товар иного производителя), было совершено с целью получения недобросовестным способом преимуществ за счет сложившейся деловой репутации ООО «Мебель-С».

ИП <…>, представив заказчикам документы, принадлежащие ООО «Мебель-С», подтверждающие происхождение и качество поставленного товара, в то время как фактическим производителем поставленного товара являлось ООО «Стиил Мебель», нарушил нормы действующего законодательства, требования добропорядочности, разумности и справедливости.

Указанные действия ИП <…> позволили ему получить необоснованное преимущество при поставке товара в рамках исполнения рассматриваемых контрактов, поскольку ИП <…> реализует товар, не приобретая его у ООО «Мебель-С», но используя документы производителя, принадлежащие ООО «Мебель-С», оформление которых требует от организации финансовых затрат.

В результате рассматриваемых неправомерных действий ИП <…>, ООО «Мебель-С» могло понести убытки и заявителю мог быть причинен ущерб деловой репутации, поскольку в случае выявления заказчиками несоответствия качества заявленного товара поставленному, претензии могут быть направлены в адрес ООО «Мебель-С» (как производителя товара, указанного в представленных ИП <…> документах). Вместе с тем, ООО «Мебель-С», не являясь производителем поставленного товара, не может гарантировать его качество и возможность его гарантийного обслуживания. Таким образом, в случае выявления недостатков товара, наличия претензий заказчиков по качеству поставленного товара, может пострадать деловая репутация ООО «Мебель-С», а также заявителю могут быть причинены убытки в виде упущенной выгоды вследствие отказа потенциальных покупателей от приобретения товара производства ООО «Мебель-С».

Действия ИП <…> по предоставлению в рамках исполнения вышеуказанных контрактов, документов, подтверждающих происхождение и качество товара, принадлежащих ООО «Мебель-С», противоречат действующему законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, направлены на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, причиняют или могут причинить убытки хозяйствующему субъекту конкуренту – ООО «Мебель-С».

Таким образом, в рассматриваемых действиях ИП <…> усматриваются признаки нарушения пункта 3 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в  целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Частью 2 указанной статьи Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

С учетом изложенного и на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кировское УФАС России предупреждает индивидуального предпринимателя <…> (ИНН: <…>; ОГРНИП: <…>) о необходимости прекращения в десятидневный срок с момента получения настоящего предупреждения указанных действий путем:

  1. Направления в адрес МБУК «Междуреченский СДК» письма, в котором сообщить о том, что в адрес заказчика в рамках исполнения контракта № 014<…> на приобретение театральных стульев при строительстве культурно - досугового центра в селе Минькино Кольского района Мурманской области ИП <…> были представлены недостоверные сведения о производителе поставленного товара (документы, принадлежащие ООО «Мебель-С»);
  2. Направления в адрес ГБУК г. Москвы «ГМКЦ «Интеграция» имени Н.А. Островского» письма, в котором сообщить:

- о том, что в адрес заказчика в рамках исполнения гражданско-правового договора бюджетного учреждения № 0373200138221000572 на поставку стульев на металлическом каркасе ИП <…> были представлены недостоверные сведения о производителе поставленного товара (документы, принадлежащие ООО «Мебель-С»);

- о фактическом производителе поставленного товара в рамках исполнения гражданско-правового договора бюджетного учреждения № 037<…> на поставку стульев на металлическом каркасе (с приложением копий подтверждающих документов).

 

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (к сопроводительному письму представить копии писем с приложениями, направленных в адрес заказчиков, и копии документов, подтверждающих направление указанных писем).

 

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции»).

  В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (часть 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Связанные организации

Связанные организации не указаны