Решение б/н Энергосбытовая компания нарушила антимонопольное законодател... от 12 марта 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения объявлена 25.02.2019 г.                     Дело № 06/02-18

Решение изготовлено в полном объеме 12.03.2019 г.                                                                                                                         

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

 

      В присутствии представителей:

      от заявителя ООО «Краснополянский Тепловик» – <…>

      от ответчика ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» – <…>

      от заинтересованного лица ПАО «МРСК Центра и Приволжья» – <…>

 

рассмотрев дело № 06/02-18 по признакам нарушения ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (143421, Россия, Московская область, Автодорога Балтия, Красногорский район, территория бизнес-центра Рига-Ленд, стр.3) (610046, Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Преображенская, д.90) (ИНН 5612042824; ОГРН: 1055612021981)  пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во введении полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная газовая котельная МКР ДСК, принадлежащих ООО «Краснополянский Тепловик» (612950, Россия, Кировская область, Вятскополянский район, пгт. Красная Поляна, ул. Коммунальная, д.2А) (ИНН 4307008470; ОГРН: 1054303510634) в период с 27.06.2017 г. по 16.03.2018 г.,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Кировское УФАС России на рассмотрение поступило заявление ООО «Краснополянский Тепловик» от 20.12.2017 г. № 215 (входящий номер <...> К от 27.12.2017 г.) на действия ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по поводу введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная газовая котельная МКР ДСК, принадлежащих ООО «Краснополянский Тепловик».

Приказом от 31.10.2018 г. № 99 возбуждено дело № 06/02-18 по признакам нарушения ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося во введении полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная газовая котельная МКР ДСК, в период с 27.06.2017 г. по 16.03.2018 г.

В целях полного и всестороннего рассмотрения дела № 06/02-18 определениями Кировского УФАС России от 08.11.2018 г. № 6424/02, от 03.12.2018 г. № 6847/02, от 21.12.2018 г. № 7262/02, от 16.01.2019 г. №138/02 у сторон были запрошены необходимые документы и информация.

Документы и информация, полученные антимонопольным органом, приобщены к материалам дела № 06/02-18.

Определением об отложении рассмотрения дела №06/02-18 от 28.11.2018 г. ПАО «МРСК Центра и Приволжья» привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица.

На заседании комиссии представители Заявителя пояснили, что ООО «Краснополянский Тепловик» является ресурсоснабжающей организацией по теплоснабжению в Краснополянском городском поселении Вятскополянского района Кировской области. Между ООО «Краснополянский Тепловик» и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» заключен договор электроснабжения, в соответствии с которым осуществляется снабжение электрической энергией, в том числе, объектов: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная газовая котельная МКР ДСК. Посредством вышеуказанных котельных, ООО «Краснополянский Тепловик» оказывает услуги теплоснабжения в отношении населения, а также в отношении образовательных, медицинских и других учреждений и организаций в Краснополянском городском поселении. На данные котельные ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в отопительный период ввело ограничение режима потребления электрической энергии, в связи с имеющейся задолженностью. Заявитель указал, что задолженность перед энергоснабжающей организацией возникла в связи с несвоевременной оплатой потребителями коммунальной услуги по теплоснабжению. Представители заявителя считают, что действия ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по введению ограничения режима потребления электрической энергии противоречат действующему законодательству, так как данными действиями грубо нарушаются права неопределенного круга лиц, добросовестно оплачивающих коммунальный ресурс по теплоснабжению.

Представители ответчика пояснили, что действия ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по введению ограничения режима потребления электрической энергии полностью соответствуют действующему законодательству и условиям заключенного договора электроснабжения, а также являются эффективным способом защиты нарушенных имущественных прав, поскольку ООО «Краснополянский Тепловик» не исполняет обязанности по своевременной оплате электрической энергии на протяжении длительного периода. На момент направления уведомления о введении ограничения режима потребления электрической энергии ООО «Краснополянский Тепловик» имело задолженность перед ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» за поставленную электроэнергию в размере 1 621 015,27 руб. На основании этого, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» вынуждено было ввести ограничение режима потребления электрической энергии на котельные, принадлежащие ООО «Краснополянский Тепловик» для того, чтобы стимулировать должника к оплате задолженности. Как указывает ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» на дату начала отопительного сезона – 26.09.2017 г. задолженность за потребленною электрическую энергию ООО «Краснополянский Тепловик» не погашена, документы, свидетельствующие об отсутствии задолженности в адрес ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» не представлены. Следовательно, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» считает, что действия по введению полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении котельных, принадлежащих ООО «Краснополянский Тепловик», ввиду наличия задолженности, соответствуют требованиям действующего законодательства.

Представитель заинтересованного лица на заседании комиссии указал, что действия ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по введению ограничения режима потребления электрической энергии на котельные в отопительный период являются неправомерными, учитывая наличие конечных потребителей, добросовестно оплачивающих услугу теплоснабжения. Введение ограничения режима потребления электрической энергии в отопительный период не допускается, а введенное ограничение режима потребления электрической энергии подлежит отмене с момента начала отопительного периода, поскольку ограничение режима потребления электрической энергии котельными нарушает права и интересы граждан, пользующихся услугами теплоснабжения. Таким образом, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» должно было направить в адрес ПАО «МРСК Центра и Приволжья» уведомление о  необходимости возобновления подачи электрической энергии на котельные до начала отопительного периода. Вынесение распоряжения о начале отопительного периода, является основанием, для направления гарантирующим поставщиком как инициатором ограничения уведомления о возобновлении электроснабжения, на основании которого сетевой организацией, как исполнителем заявки ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» возобновляется подача электрической энергии в срок.

            Заслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.

ООО «Краснополянский Тепловик» является теплоснабжающей организацией на территории пгт. Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области.

Решением правления РСТ Кировской области от 27.11.2015 г. № 45/128-тэ-2016 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Краснополянский Тепловик» в отношении котельных, расположенных в микрорайонах Молодежный, ДСК пгт. Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области.

При рассмотрении дела №06/02-18 комиссией Кировского УФАС России было установлено, что между ООО «Краснополянский Тепловик» (абонент) и ОАО «Кировэнергосбыт» (Энергоснабжающая организация, правопредшественник ответчика) заключен договор электроснабжения №324788 от 02.08.2006 г. (далее – Договор электроснабжения), в соответствии с которым осуществляется снабжение электрической энергией, в том числе, объектов: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная газовая котельная МКР ДСК.

В силу договоров аренды №340, 341 от 27.08.2012 г. (далее – Договоры аренды), заключенных между департаментом государственной собственности Кировской области, управлением земельно-имущественных отношений администрации Вятскополянского района с одной стороны, и ООО «Краснополянский Тепловик» с другой стороны, блочная газовая котельная МКР ДСК (кадастровый номер <...> -43-02/210/2012-514, общая площадь – 130,9 кв.м.), газовая котельная МКР «Молодежный» (кадастровый номер <...> -43-02/210/2012-515, общая площадь – 92,2 кв.м.) принадлежат ООО «Краснополянский Тепловик» на праве аренды. Вышеуказанные договоры заключены сторонами на срок 15 лет. (п. 1.3. Договоров аренды).

Пунктом 1.1 Договора электроснабжения предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту электроэнергию до границы балансовой принадлежности с абонентом, либо с организацией, осуществляющей передачу энергии абоненту, а абонент обязуется своевременно оплачивать потребленную энергию и мощность, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением и учетом энергии.

В соответствии с дополнительным соглашением к Договору электроснабжения от 30.11.2010 г. в число объектов электроснабжения входят: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная газовая котельная МКР ДСК.

Дополнительное соглашение от 30.11.2010 г. к Договору энергоснабжения подписано сторонами без замечаний.

Согласно пункту 2.3.2 Договора электроснабжения абонент обязан оплачивать потребленную энергию за расчетный период в соответствии с порядком, предусмотренным в Приложении №2 к Договору, по тарифам соответствующих групп потребителей, установленных в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 2.2.2 Договора электроснабжения энергоснабжающая организация имеет право прекращать или ограничивать подачу абоненту энергии после предупреждения, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения обязательств по оплате.

Согласно п. 6.1 договор заключается на срок до 31 декабря 2006 г., вступает в силу с момента подписания и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от настоящего договора или его изменении, либо о заключении нового договора.

Из представленных в материалы дела документов следует, что посредством вышеуказанных котельных, ООО «Краснополянский Тепловик» оказывает услуги теплоснабжения в отношении населения, а также в отношении образовательных, медицинских и других учреждений и организаций в Краснополянском городском поселении.

Письмом № 70307-063-00097 от 01.06.2017 г. ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» уведомило ООО «Краснополянский Тепловик» о невыполнении обязательства по оплате электрической энергии, а также сообщило, что в случае неуплаты задолженности до  26.06.2017 г. с 14 часов 00 минут 27.06.2017 г. будет введено ограничение режима потребления электрической энергии, путем отключения объектов электроснабжения: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная  газовая котельная МКР ДСК.

В качестве основания принятия данных мер ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» указало имеющуюся задолженность в размере 1 621 015 рублей 27 копеек по состоянию на 30.04.2017 г. Так же в вышеуказанном письме ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» сообщило, что подача электрической энергии будет восстановлена после оплаты имеющейся задолженности.

05.06.2017 г. ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» письмом №70800-26-1-00447 направило в адрес ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (сетевая организация) уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления электрической энергии с 14 час. 00 мин. 27 июня 2017 г. в отношении объектов, принадлежащих ООО «Краснополянский Тепловик»: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная  газовая котельная МКР ДСК.

27.06.2017 г. введено ограничение режима потребления электрической энергии по объектам: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная  газовая котельная МКР ДСК, путем отключения коммутационных аппаратов РТП 520, РЛ 1106, о чем ПАО «МРСК Центра и Приволжья» составлен акт №00442 от 27.06.2017 г. о введении полного ограничения режима потребления электроэнергии.

Из представленных в материалы дела документов следует, что 16.10.2017 г. ПАО «МРСК Центра и Приволжья» была осуществлена проверка введенного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов электроснабжения: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная газовая котельная МКР ДСК, принадлежащих ООО «Краснополянский Тепловик».

По результатам данной проверки ПАО «МРСК Центра и Приволжья» составлены акты осуществления проверки введенного ограничения режима потребления электрической энергии от 16.10.2017 г. В данных актах зафиксированы факты включения коммутационных аппаратов РТП 520, РЛ 1106.

Также, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» составлены акты №БД 50/71/1017-001, № 50/71/1017-002 от 16.10.2017 г., №БД 50/71/1017-004, №БД 50/71/1017-005 от 19.10.2017 г.  о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии.

Вместе с тем, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в материалы дела представлено письмо от 29.12.2018 г. №КирЭ/П5/110-10-101 об отзыве вышеуказанных актов о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии.

Как указывает ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в письме Кировскому УФАС России от 23.01.2018 г. №70300-26-00029 электроснабжение объектов: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная газовая котельная МКР ДСК было восстановлено Заявителем самостоятельно (самовольно).

При этом, ООО «Краснополянский Тепловик» в письме Кировскому УФАС России от 15.02.2018 г. №44 сообщило, что Обществу не известна точная дата включения электроэнергии на котельные и кем это было осуществлено, так как вышеуказанные коммутационные аппараты не охраняются и имеют свободный доступ, самовольное включение электроэнергии на спорные котельные Общество не осуществляло.

Следовательно, установить фактическую дату восстановления электрической энергии на объекты: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная газовая котельная МКР ДСК комиссии Кировского УФАС России не представляется возможным.

15.03.2018 г. ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» письмом №2604 направило в адрес ПАО «МРСК Центра и Приволжья» уведомление о необходимости возобновления подачи электрической энергии на объекты: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная газовая котельная МКР ДСК, принадлежащие ООО «Краснополянский Тепловик» в связи с устранением оснований для введения ограничения режима потребления электрической энергии.

16.03.2018 г. ПАО «МРСК Центра и Приволжья» составлены акты о возобновлении режима потребления электрической энергии на объекты: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная газовая котельная МКР ДСК, в которых указано, что технические мероприятия не проведены, вследствие включенных коммутационных аппаратов РТП 520, РЛ 1106.

Из представленных в материалы дела документов следует, что Распоряжением администрации Краснополянского городского поселения Кировской области от 26.09.2017 г. №67 (далее – распоряжение) с 26.09.2017 г. установлено начало отопительного сезона. Указанным распоряжением ООО «Краснополянский Тепловик» рекомендовано, в первую очередь включать системы отопления детских и лечебных учреждений, во вторую – системы отопления жилых домов, затем учебных заведений, зрелищных предприятий и прочих административных зданий, в последнюю очередь – промышленных предприятий, складов, гаражей и так далее.

В ходе рассмотрения дела №06/02-18 представители Заявителя также сообщили, что отключение электроэнергии негативно сказалось на подготовке к отопительному сезону 2017-2018 г., так как привело к переносу сроков выполнения плановых работ, которые необходимо ежегодно выполнять при подготовке к отопительному сезону.

ООО «Краснополянский Тепловик» представило в материалы дела план мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2017-2018 г., а также сообщило, что работы по подготовке к отопительному сезону, в том числе: промывка и опрессовка оборудования котельных и сетей теплоснабжения, а также испытание и проверка приборов автоматики и электрооборудования невозможно выполнить при отсутствии электрической энергии.

 Вместе с тем, в материалы дела были представлены следующие документы:

  • копия акта готовности объектов теплоснабжения: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная газовая котельная МКР ДСК  к эксплуатации в отопительном периоде 2017-2018 г. от 04.09.2017 г.
  • копия акта технической готовности объектов теплоснабжения: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная газовая котельная МКР ДСК  к отопительному сезону 2017-2018 г. от 04.09.2017 г.
  • копия паспорта готовности к отопительному периоду 2017-2018 г. от 04.09.2017 г.

Из данных документов следует, что объекты теплоснабжения, посредством которых обеспечивается подача тепловой энергии конечным потребителям, были подготовлены к отопительному сезону 2017-2018 г.г.

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии установлены Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (ред. от 11.05.2017 г.) (далее – Правила № 442).

Согласно пункту 2 Правил №442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении потребителем своих обязательств, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке в размере, установленном в договоре.

Подпунктом «а» пункта 4 Правил №442 установлено, что при наступлении указанных обязательств ограничение режима потребления электрической энергии вводится по инициативе гарантирующего поставщика, перед которым не исполнены обязательства на основании его письменного уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления, переданного в сетевую организацию.

Пунктом 7 Правил №442 предусмотрено, что инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения:

  • наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;
  • основания введения ограничения режима потребления;
  • вид подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю);
  • сроки вводимого ограничения режима потребления (при введении частичного ограничения режима потребления - также уровень ограничения);
  • сведения об уведомлении потребителя о планируемом ограничении режима потребления.

Согласно пункту 12 Правил №442 при введении ограничения режима потребления исполнителем (субисполнителем) составляется акт о введении ограничения режима потребления, содержащий следующую информацию:

  • вид ограничения режима потребления (частичное или полное);
  • дата и время вводимого ограничения режима потребления;
  • уровень вводимого ограничения режима потребления (при частичном ограничении);
  • наименование потребителя, точки поставки, в отношении которых вводится ограничение режима потребления;
  • адрес, по которому производится ограничение режима потребления;
  • технические мероприятия на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя), посредством которых реализовано введение ограничения режима потребления, в том числе место установки отключенных коммутационных аппаратов (при их наличии);
  • номер и показания приборов учета на дату введения ограничения режима потребления;
  • причины, по которым не было введено ограничение режима потребления (в случае, если ограничение режима потребления не было введено).

Из представленных в материалы дела документов, а также исходя из вышеприведенных норм права, комиссия Кировского УФАС России делает вывод о том, что процедура уведомления ООО «Краснополянский Тепловик» о планируемом введении ограничения режима потребления и введения ограничения режима потребления электрической энергии ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» соблюдена.

Вывод о том, что ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» соблюден порядок уведомления ООО «Краснополянский Тепловик» о планируемом введении ограничения режима потребления электрической энергии указан в постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 г. по делу №А28-126/2018.

 

 

В ходе рассмотрения дела №06/02-18 представители ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» указали, что спорные котельные не относятся к объектам, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, следовательно действия по введению режима ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных котельных, ввиду наличия задолженности, соответствуют требованиям действующего законодательства.

            Комиссия Кировского УФАС отклоняет данный довод ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» относительно правомерности введения полного ограничения режима потребления электрической энергии на котельные ООО «Краснополянский Тепловик» на момент начала отопительного сезона по следующим основаниям.

Наличие и размер непогашенной задолженности на момент направления уведомления от 01.06.2017г. № 70307-063-00097 заявителем не оспорены.

Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В соответствии с пунктом 8 Правил №442 ограничение режима потребления, кроме вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах "г" и "з" пункта 2 настоящих Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации.

Приложением к Правилам №442 определены категории потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Как следует из пункта 18 Правил №442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается. При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

Акт согласования технологической и (или) аварийной брони в отношении объектов ООО «Краснополянский Тепловик» не составлялся и не согласовывался в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке. Доказательств обратного в материалы дела сторонами не представлено.

Вместе с тем, в пунктах 95-97 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 г. №808, предусмотрен специальный порядок введения ограничения режима потребления тепловой энергии в отношении социально значимых категорий потребителей, к которым относятся, в том числе: медицинские учреждения, учебные заведения, а также граждане-потребители тепловой энергии.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен особый порядок введения ограничения теплоснабжения в отношении указанной категории потребителей и ущемление их прав не допускается.

При рассмотрении дела №06/02-18 комиссией Кировского УФАС России было установлено, что посредством котельных, на которые ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» ввело ограничение режима потребления электрической энергии, ООО «Краснополянский Тепловик» оказывает услугу теплоснабжения потребителям, добросовестно и своевременно оплачивающим приобретаемую тепловую энергию.

Заявителем в материалы дела был представлен перечень абонентов, подача тепловой энергии которым осуществляется посредством котельных: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная газовая котельная МКР ДСК, не имеющих задолженности по оплате услуг по теплоснабжению, в том числе: медицинские учреждения, учебные заведения, граждане-потребители тепловой энергии, а также юридические лица, осуществляющие свою деятельность в предпринимательских целях.

Кроме того, администрация Краснополянского городского поселения Вятскополянского района в письме от 28.03.2018 г. №374 сообщила, что альтернативные источники централизованного теплоснабжения на территории пгт. Красная Поляна, за исключением блочных газовых котельных, принадлежащих ООО «Краснополянский Тепловик» отсутствуют.

Следовательно, ограничение подачи электрической энергии на спорные котельные в период начавшегося отопительного сезона, нарушило (могло нарушить) права потребителей, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги по теплоснабжению.

Таким образом, отсутствие электроснабжения на объектах: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная газовая котельная МКР ДСК в период с 26.09.2017 г. по 16.03.2018 г. нарушает (могло нарушить) права конечных потребителей тепловой энергии добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате коммунальной услуги теплоснабжения.

 

В ходе рассмотрения дела №06/02-18 представители ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» также указали, что на момент начала отопительного сезона – 26.09.2017 г. электроснабжение объектов Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная газовая котельная МКР ДСК фактически осуществлялось.

Комиссия Кировского УФАС отклоняет данный довод по следующим основаниям.

ООО «Краснополянский Тепловик» в письме Кировскому УФАС России от 22.01.2019 г. №010-19 сообщило, что на момент начала отопительного сезона – 26.09.2017 г. объекты: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная газовая котельная МКР ДСК были отключены от электроснабжения, что подтверждается ведомостями учета параметров отопления, из которых следует, что коммунальная услуга теплоснабжения абонентам была предоставлена лишь 29.09.2017 г. (копии указанных ведомостей учета параметров отопления были приложены к материалам дела №06/02-18).

Кроме того, представителем ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в материалы дела были представлены обходные листы точек учета электрической энергии, в которых указано, что на момент осмотра – 29 сентября 2017 г. объекты: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная газовая котельная МКР ДСК отключены от электроэнергии.

Вместе с тем, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в письме Кировскому УФАС России от 20.02.2019 г. №КирЭ/19-01/57 сообщило, что данные обходные листы не могут подтверждать наличие или отсутствие подачи электрической энергии на объекты Заявителя по состоянию на 29.09.2017 г. ввиду того, что сотрудник ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на момент обхода обладал информацией о введенном ограничении режима потребления электрической энергии, в связи с чем, на объекты не выезжал, показания приборов учета не снимал.

При этом, вне зависимости от того, что фактически подача электрической энергии была восстановлена в начале отопительного периода (точная дата восстановления электрической энергии не установлена), подача электрической энергии на объекты: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная газовая котельная МКР ДСК по инициативе гарантирующего поставщика была осуществлена только 16 марта 2018 г., что привело (могло привести) к отсутствию отопления в отопительный период 2018-2019 г.г. у потребителей добросовестно и своевременно оплачивающих приобретаемую тепловую энергию.

 

При рассмотрении дела №06/02-18 представители ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» также ссылались на то, что Заявитель не обращался к гарантирующему поставщику с заявлением о возобновлении подачи электрической энергии до начала отопительного периода 26.09.2017 г.

Комиссия Кировского УФАС также отклоняет данный довод ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по следующим основаниям.

Из положений Правил №442 следует, что инициатор введения ограничения обязан передать сетевой организации уведомление об устранении оснований для введения ограничения режима потребления в отношении потребителя и об отмене ограничения.

Отмена ограничения режима потребления, введенного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем своих обязательств, осуществляется путем восстановления режима потребления электрической энергии (мощности) до уровня, который был на дату и время введения ограничения режима потребления.

 

При рассмотрении дела №06/02-18 представители ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» также ссылались на то, что ответственность за прекращение или ограничение теплоснабжения потребителей тепловой энергии, наступившее в результате ограничения режима потребления электрической энергии, должна быть возложена на организацию, обслуживающую соответствующие котельные.

Как указывает ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» заявитель в соответствии с проектной документацией на строительство объектов: блочная газовая котельная МКР ДСК, газовая котельная МКР «Молодежный» должен был обеспечить вторую категорию обеспечения надежности электроснабжения, установить автономный источник энергии, согласовать акт технологической и (или) аварийной брони, но вышеуказанные действия заявителем не выполнены.

Комиссия Кировского УФАС России также отклоняет данный довод ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 08.07.2002 № 204 (далее – Правила устройства электроустановок) в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории:

  • электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения;
  • электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей;
  • электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

Согласно п. 1.2.20 Правил устройства электроустановок электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

В соответствии с п. 1.2.21 Правил устройства электроустановок для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток.

Таким образом, наличие альтернативного источника питания для электроприемников третьей категории не является обязательным.

В материалы дела были представлены следующие документы по технологическому присоединению к электрическим сетям:

  • договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 29.07.2010 г. №10-14/224/10, заключенный между ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре», в соответствии с которым технологическому присоединению подлежала блочная газовая котельная МКР ДСК с третьей категорией надежности электроснабжения;
  • договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 29.07.2010 г. №1431, заключенный между ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре», в соответствии с которым технологическому присоединению подлежала газовая котельная МКР «Молодежный» с третьей категорией надежности электроснабжения.
  • акты об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №10-14/224/10, №1431 от 25.10.2010 г. в которых указано, что технологическое присоединение спорных котельных осуществлено по третьей категории электроснабжения.

Также, в соответствии с п. 1.3., 2.3. дополнительного соглашения к Договору электроснабжения от 30.11.2010 г. схема внешнего электроснабжения объектов: блочная газовая котельная МКР ДСК, газовая котельная МКР «Молодежный» в точке поставки удовлетворяет требованиям третьей категории надежности снабжения покупателем электрической энергии.

Следовательно, между ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» и ООО «Краснополянский Тепловик»  заключен договор электроснабжения, в котором указано, что снабжение объектов потребителя электрической энергией осуществляется по третьей категории надежности электроснабжения.

 

Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.07.2018 по делу № А28-126/2018 действия ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по введению ограничения режима потребления электрической энергии по объектам: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная газовая котельная МКР ДСК в период с 26.09.2017 г. по 16.03.2018 г. признаны незаконными. Суд пришел к выводу, что ограничение режима потребления электрической энергии в отношении указанных объектов, посредством которых обеспечивается подогрев теплоносителя и отопление социально значимых объектов и жилых домов, влечет отсутствие отопления в период начавшегося отопительного сезона.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 г. №А28-126/2018 решение арбитражного суда Кировской области от 18.07.2018 г. по делу №А28-126/2018 оставлено без изменения.

Решением Региональной службы по тарифам Кировской области 32/1-ээ-2014 от 01.10.2014 ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» с 01.10.2014 г. присвоен статус гарантирующего поставщика в административных границах Кировской области, за исключением зоны деятельности гарантирующего поставщика ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ».

Проведенным анализом состояния конкуренции на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии Кировской области за 2017 год, установлено, что Кировский филиал ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» занимает доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в границах зоны деятельности  Кировского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в пределах Кировской области (за исключением зоны деятельности ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ") с долей 100 %.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Таким образом, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» занимает доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в границах зоны деятельности  Кировского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в пределах Кировской области (за исключением зоны деятельности ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ") с долей 100 %.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Учитывая факт того, что представленными в материалы дела документами подтверждается готовность котельных к отопительному периоду (акт готовности объектов теплоснабжения к отопительному периоду 2017-2018 г. от 04.09.2017 г.; паспорт готовности к отопительному периоду 2017-2018 г. от 04.09.2017 г.), комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рассматриваемыми действиями ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по введению ограничения режима потребления электрической энергии на объектах: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная газовая котельная МКР ДСК, ущемляются (могут ущемляться) интересы конечных потребителей услуги теплоснабжения с начала отопительного периода (с 26.09.2017 г.).

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ у ответчика сменилась организационно правовая форма с 11.01.2019 г. (в настоящее время – акционерное общество).

В действиях АО «ЭнергосбыТ Плюс» по введению ограничения режима потребления электрической энергии на объекты: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная газовая котельная МКР ДСК в период с 26.09.2017 г. по 16.03.2018 г., результатом которых является (может являться) ущемление интересов добросовестных потребителей услуг теплоснабжения (в том числе хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности и неопределенного круга потребителей – граждан), содержится нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вывод о том, что в действиях гарантирующего поставщика по введению полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении котельных содержится нарушение антимонопольного законодательства, подтверждается также судебной практикой. Так, Второй арбитражный апелляционный суд в постановлении от 18.03.2014 г. по делу №А31-5512/2013 указал, что подача электроэнергии является важным и необходимым элементом технологического процесса теплоснабжения жителей и учреждений социальной сферы, в том числе добросовестно оплачивающих данную услугу. В результате введенного режима ограничения потребления электрической энергии были грубо нарушены права граждан на получение качественных коммунальных услуг. Суд пришел к выводу о том, что в действиях Общества по введенному ограничению режима потребления электрической энергии на котельные содержится нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно постановлению Арбитражного суда Волго-вятского округа от 13.03.2015 г. по делу №А43-8463/2014 органицация-потребитель электрической энергии обязана обеспечивать подачу абонентам, подключенным к сетям организации, которые своевременно оплачивают использование топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах. Действия гарантирующего поставщика по ограничению поставки электрической энергии могли привести к невозможности выполнения организацией своих обязательств перед потребителями тепловой энергии. Суд пришел к выводу, о том, что в данных действиях содержится нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая, что на момент вынесения решения нарушение антимонопольного законодательства добровольно устранено, комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований в выдаче предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Кировского УФАС России

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях АО «ЭнергосбыТ Плюс» (ИНН 5612042824; ОГРН: 1055612021981)  факт нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во введении ограничения режима потребления электрической энергии на объекты: Газовая котельная МКР «Молодёжный», блочная газовая котельная МКР ДСК в период с 26.09.2017 г. по 16.03.2018 г., результатом которых является (может являться) ущемление интересов добросовестных потребителей услуг теплоснабжения (в том числе хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности и неопределенного круга потребителей – граждан).

2. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения административного производства, предусмотренного частью 2 статьи  14.31 КоАП РФ.

 

 

                   

                                                                                                   

       Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны