Решение №5478/04 1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Я Д... от 25 октября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

по Кировской области

 

ул. К.Либкнехта, 55, г. Киров, 610020

тел. (8332) 64-73-31, факс (8332) 64-96-26

e-mail: to43@fas.gov.ru

 

                                  №          

  на №                        от       

 

       
   
     
 

 

 

 

ИП <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 043/05/5-386/2019                                                                                                                                                    

                                                                                                                                            г. Киров

Резолютивная часть решения оглашена 14 октября 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 октября 2019 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе: <…>

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП <…>;

рассмотрев дело № 043/05/5-386/2019, возбужденное по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе») по факту размещения у входа в магазин <…>, расположенный по адресу: г. Киров, <…>, информации следующего содержания: «Я ДАЛА ТВОЕМУ ДРУГУ прекрасную возможность порадовать близких, ДАМ И ТЕБЕ…» с изображением девушки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») Кировским УФАС России была зафиксирована информация, размещенная на рекламной конструкции у входа в магазин <…>, расположенный по адресу: г. Киров, <…>, следующего содержания: «Я ДАЛА ТВОЕМУ ДРУГУ прекрасную возможность порадовать близких, ДАМ И ТЕБЕ…» с изображением девушки (акт фиксации рекламы от 09.08.2019).

Определением от 14.08.2019 было возбуждено дело №043/05/5-386/2019 в отношении ИП <…> по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 05.09.2019.

Определением от 05.09.2019 срок рассмотрения дела продлен до 13.11.2019, рассмотрение дела отложено на 14.10.2019 в связи с необходимостью получения дополнительных документов и сведений для рассмотрения дела по существу.

На заседание комиссии, состоявшееся 14.10.2019, ответчик - ИП <…>, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, представителя не направил, ходатайств не заявлял, запрашиваемые документы не представил.

Комиссия Кировского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Реклама в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, на привлечение внимания к которому направлена реклама, товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная на рекламной конструкции у входа в магазин <…>, расположенный по адресу: г. Киров, <…>, следующего содержания: «Я ДАЛА ТВОЕМУ ДРУГУ прекрасную возможность порадовать близких, ДАМ И ТЕБЕ…» содержит изображение девушки с оголенными плечами. Рекламная конструкция, на которой содержится указанная информация, выполнена в ярко-красном цвете, соблюдает общий стиль оформления магазина <…>.

 Информация, размещенная на рекламной конструкции у входа в магазин «Милая, это тебе!» направлена на привлечение внимания к магазину, находится на улице с высоким автомобильным и пешеходным трафиком, адресована неопределенному кругу лиц, расположена рядом с МКДОУ <…>, МОАУ СОШ с УИОП <…>, Кировским технологическим колледжем пищевой промышленности, и соответственно, доступна без ограничения для всех категорий граждан.

Своим содержанием, размещением и оформлением, указанная информация привлекает внимание граждан к магазину <…>, объектами рекламирования, в данном случае, являются магазин <…> и реализуемая в нём продукция (цветы), соответственно, такая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» признается рекламой.

Часть 6 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» содержит запрет на использование в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Согласно Новому толково-словообразовательному словарю (под редакцией Ефремовой Т.Ф. М.: Русский язык, 2000) значение слов:

- непристойный – крайне неприличный, бесстыдный, предосудительный;

- неприличный – не отвечающий, противоречащий правилам приличия;

- предосудительный – заслуживающий осуждения, порицания.

Таким образом к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

В рассматриваемой рекламе контрастно, крупным шрифтом выделена фраза: «Я ДАЛА ТВОЕМУ ДРУГУ», «ДАМ И ТЕБЕ…», расположенная в верхней и нижней части рекламы. Текст: «прекрасную возможность порадовать близких» выполнен на рекламе шрифтом более мелким, чем фраза: «Я ДАЛА ТВОЕМУ ДРУГУ», «ДАМ И ТЕБЕ…», и расположен в центральной части рекламы. Также в центральной части рекламы расположено изображение девушки с оголенными плечами, прикрывающей рукой приоткрытый рот.

Используемая в рекламе фраза: «Я ДАЛА ТВОЕМУ ДРУГУ, ДАМ И ТЕБЕ…» в совокупности с изображением девушки не отвечает приличиям, нормам морали и формирует негативный образ женщины в обществе. Рассматриваемая реклама обращена к низменным инстинктам человека, и формирует неверное представление о женщинах.

Совокупность таких элементов зрительного воздействия на потребителя, как изображение девушки, наличие яркой контрастной надписи: «Я ДАЛА ТВОЕМУ ДРУГУ», «ДАМ И ТЕБЕ…», направленных на привлечение внимания потребителей любого возраста, позволяют Комиссии Кировского УФАС России сделать вывод о том, что в указанной рекламе с точки зрения восприятия потребителя имеется непристойный, оскорбительный образ и выражение.

Данное обстоятельство также подтверждается позицией членов Экспертного совета по применению рекламного законодательства при Кировском УФАС России. В состав Экспертного совета при Кировском УФАС России входят представители научных организаций, общественных организаций, экспертов и специалистов в области лингвистики, психологии, журналистики. Согласно мнению членов Экспертного совета по применению рекламного законодательства при Кировском УФАС России, высказанному на заседании 11.09.2019, спорная реклама является непристойной и оскорбительной, может оказать развращающее влияние на подрастающее поколение и сформировать неверное представление о женщинах, а также нарушает морально-нравственные принципы. Данная позиция была озвучена с точки зрения восприятия рекламы в качестве потребителей и расценена как ненадлежащая.

Двусмысленное содержание текста «Я ДАЛА ТВОЕМУ ДРУГУ, ДАМ И ТЕБЕ», использованное в совокупности с изображением девушки, является непристойным и оскорбительным образом, в связи с чем в рассматриваемой рекламе установлен факт нарушения положений части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно статье 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель. Рекламная информация «Я ДАЛА ТВОЕМУ ДРУГУ прекрасную возможность порадовать близких, ДАМ И ТЕБЕ…» размещена слева от входной двери в магазин <…>, расположенный по адресу: г. Киров, <…>. Рекламная конструкция, на которой размещена ненадлежащая реклама, стилистически совпадает с общим оформлением магазина. На платье девушки, изображенной на рекламе, имеется знак «<…> Флорист». Также на входной двери магазина <…> присутствует информация о продавце: «ИП <…>», что указывает на заинтересованность продавца в продвижении товара посредством рекламы.

Исходя из содержания рекламы, её расположения и оформления, информации о продавце, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем спорной рекламы, исходя из понятия, установленного статьей 3 Федерального закона «О рекламе», является ИП <…>, который несет ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее – Правила).

Согласно пункту 44 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения в материалах дела содержится документальное подтверждение устранения нарушения Федерального закона «О рекламе» (акт фиксации рекламы от 11.09.2019), Комиссия решила ИП <…> не выдавать предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП <…>.

Руководствуясь статьями 1, 3, 5 и 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кировского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Я ДАЛА ТВОЕМУ ДРУГУ прекрасную возможность порадовать близких, ДАМ И ТЕБЕ…» с изображением девушки, размещенную на стене у входа в магазин <…>, расположенный по адресу: г. Киров, <…>, так как она противоречит требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП <…> не выдавать.

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП <…>.

 

  Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          <…>

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                                      <…>

 

 

                                                                                                                                   <…>

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны