Решение №02-16/1057 РЕШЕНИЕ от 14 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

РЕШЕНИЕ

14 февраля 2023 года

(изготовление решения в полном объеме)

07 февраля 2023 года

(оглашение резолютивной части)

 

№ 02-16/1057

г. Сыктывкар

<…>

<…>

<…>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе:

председатель Комиссии: <…>;

члены Комиссии: <…>; <…>,

рассмотрела дело № 011/05/7-963/2022, возбужденное в отношении <…>, индивидуального предпринимателя <…> по факту распространения рекламы табака, размещённой на рекламных конструкциях в г. Сыктывкаре на перекрёстке Октябрьского проспекта и ул. Чкалова, а также по направлению к месту нахождения магазина, осуществляющего продажу табака, с признаками нарушения требований п. 8 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии:

- представителя <…>,

в отсутствие заявителя, <…>, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Коми УФАС России поступило заявление <…> от 12.10.2022 (вх. № 5497-э от 12.10.2022) о нарушении рекламного законодательства.

В заявлении указано, что в г. Сыктывкаре на пересечении Октябрьского проспекта и ул. Чкалова размещен штендер с информацией следующего содержания: «ТАБАК ОПТОМ И В РОЗНИЦУ 18+ продажа несовершеннолетним запрещена БЕЗ ОБЕДА И ВЫХОДНЫХ ЖДЕМ ВАС С 07.00 ДО 18.00» в нарушение рекламного законодательства в части запрета рекламы табака.

В ходе рассмотрения заявления установлено, что в г. Сыктывкаре на перекрёстке Октябрьского проспекта и ул. Чкалова, а также по направлению к месту нахождения магазина, осуществляющего продажу табака, размещены штендеры с информацией следующего содержания:

- «ТАБАК ОПТОМ И В РОЗНИЦУ ЖДЕМ ВАС 07.00-18.00 100 МЕТРОВ»,

- «ТАБАК ОПТОМ И В РОЗНИЦУ 18+ продажа несовершеннолетним запрещена БЕЗ ОБЕДА И ВЫХОДНЫХ ЖДЕМ ВАС С 07.00 ДО 18.00».

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения на штендерах;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – табаку, формирование или поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Таким образом, информация, размещённая на указанных штендерах, является рекламой (далее – рассматриваемые рекламы).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» в целях сокращения спроса на табак, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны запрещается реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции.

В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» запрет рекламы табака, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

В силу п. 8 ст. 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований п. 8 ст. 7 Закона о рекламе.

В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям п. 8 ст. 7 Закона о рекламе, несёт рекламодатель и рекламораспространитель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Как установлено в ходе рекламного дела, по адресу: ​г. Сыктывкар, ул. 28 Невельской Дивизии, гараж № 5, располагается магазин «Табак», в котором осуществляется торговая деятельность.

Из содержания информации, размещенной на витрине магазина, в котором осуществляется торговая деятельность по продаже табака, следует, что торговую деятельность осуществляет ИП <…>. Также на указанной витрине указан телефонный номер <…>.

Согласно информации, представленной ООО «Т2 Мобайл», абонентский номер, указанный на витрине магазина, принадлежит <…>.

Из имеющихся материалов усматривалось, что рекламодателями и рекламораспространителями рассматриваемых реклам являются ИП <…>, <…>.

На основании вышеизложенного, Коми УФАС России было возбуждено рекламное дело № 011/05/7-963/2022 в отношении ИП <…> и <…>.

Определениями № 03-01/8491 от 07.11.2022, № 03-01/9539 от 07.12.2022, № 03-01/10164 от 28.12.2022 Коми УФАС России у ИП <…>, <…> были запрошены письменная информация и копии документов, необходимые для рассмотрения настоящего дела.

Согласно устным пояснениям представителя ИП <…>, данным в ходе рассмотрения рекламного дела, а также письменным пояснениям, представленным в материалы рекламного дела, информацию о рассматриваемых рекламах представить не имеется возможности ввиду того, что прошло много времени. Договоренность о производстве и распространении реклам была устная, официальной переписки или акта выполненных работ не имеется. Содержание рассматриваемых реклам определял контрагент, контакты которого были найдены в сети «Интернет». На текущий момент контакты контрагента отсутствуют. Точный период распространения реклам неизвестен, однако ориентировочно это период с сентября 2022 года. ИП <…> использует помещение торгового объекта «Табак» на основании договора аренды нежилого помещения от 01.01.2022, заключенного между ИП <…> и ИП <…>. Реклама, размещенная на рекламных конструкциях в г. Сыктывкаре на перекрёстке Октябрьского проспекта и ул. Чкалова, а также по направлению к месту нахождения магазина, осуществляющего продажу табака, относится к торговому объекту «Табак», расположенному по адресу: г. Сыктывкаре, ул. 28 Невельской дивизии, гараж № 5, в котором осуществляет деятельность ИП <…>.

Согласно пункту 1.1 договора аренды нежилого помещения от 01.01.2022, заключенного между ИП <…> и ИП <…>, ИП <…> передает, а ИП <…> принимает во временное владение и пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Сыктывкар, 28 Невельской дивизии, гараж № 5.

Таким образом, из имеющихся материалов дела следует, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемых реклам является ИП <…>, осуществляющая торговую деятельность в магазине «Табак», по адресу: ​г. Сыктывкар, ул. 28 Невельской Дивизии, гараж № 5.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, размещённой на официальном сайте ФНС России, предметом деятельности ИП <…> является торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах.

Таким образом, рассматриваемые рекламы размещены и распространены с целью получения ИП <…> прибыли от экономической деятельности, что отвечает предмету предпринимательской деятельности.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований, установленных п. 8 ст. 7 Закона о рекламе, произошло по вине ИП <…>.

Из материалов рекламного дела усматривается, что ИП <…> не предпринято должных мер, направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы, что и привело к нарушению.

Таким образом, ИП <…> нарушены требования п. 8 ст. 7 Закона о рекламе.

Согласно устным пояснениям представителя ИП <…>, данным в ходе рассмотрения рекламного дела, рассматриваемая реклама продолжает распространяться.

Таким образом, из материалов рекламного дела следует, что на дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения распространения рассматриваемой рекламы.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

Согласно материалам рекламного дела, Определением № 03-01/10164 от 28.12.2022 рассмотрение дела № 011/05/7-963/2022 отложено на 07.02.2023. Коми УФАС России у ИП <…>, <…> были запрошены письменная информация и копии документов, необходимые для рассмотрения настоящего дела.

Согласно сведениям сайта Почты России письмо с указанным определением на дату рассмотрения дела <…> не получено. Возвращено отправителю.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»:

В целях соблюдения установленных статьей 29.6 Кодекса об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку Кодексом об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года № 343.

С учетом части 1 статьи 25.15 Кодекса об административных правонарушениях, применяя по аналогии закона часть 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации <…> считается уведомленным в установленном порядке о времени и месте рассмотрения рекламного дела.

Как следует из устных пояснений представителя ИП <…>, данным в ходе рассмотрения рекламного дела, <…> деятельность в торговом объекте с ИП <…> не ведет. Сведениями об указании его телефонного номера на витрине торгового объекта не располагает.

Комиссия неоднократно запрашивала определениями у <…> необходимые для рассмотрения рекламного дела документы и письменную информацию. Однако запрошенные у <…> документы и письменная информация в Коми УФАС России не поступили.

Из имеющихся материалов, не следует, что <…> является рекламодателем, рекламораспространителем рассматриваемых реклам. Материалами рекламного дела вина <…> в нарушении рекламного законодательства при распространении рассматриваемых реклам не установлена, не подтверждена.

Достаточных оснований полагать, что <…> нарушены требования п. 8 ст. 7 Закона о рекламе, у Комиссии не имеется. Оперативно-розыскными полномочиями антимонопольный орган не наделен.

В связи с чем рассмотрение дела в отношении <…> подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 40, 42-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать рекламы, размещённые на рекламных конструкциях в г. Сыктывкаре на перекрёстке Октябрьского проспекта и ул. Чкалова, а также по направлению к месту нахождения магазина, осуществляющего продажу табака, следующего содержания: «ТАБАК ОПТОМ И В РОЗНИЦУ ЖДЕМ ВАС 07.00-18.00 100 МЕТРОВ», «ТАБАК ОПТОМ И В РОЗНИЦУ 18+ продажа несовершеннолетним запрещена БЕЗ ОБЕДА И ВЫХОДНЫХ ЖДЕМ ВАС С 07.00 ДО 18.00», ненадлежащими, поскольку они распространены с нарушением требований п. 8 ст. 7 Закона о рекламе.

2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в пункте 1 Решения ненадлежащей рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. В отношении <…> дело № 011/05/7-963/2022 прекратить.

Решение в полном объеме изготовлено 14 февраля 2023 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

 

______________ <…>

     

Члены Комиссии

 

______________ <…>

     
   

______________ <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны