Определение №01-106/4932 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № АО 10-07/18 О НАРУШЕНИИ АНТ... от 18 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

Определение

 

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № АО 10-07/18 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

 

 

17 июля 2018 года

г. Сыктывкар

 

 

№ 01-106/4932

 

 

Управление муниципальным имуществом, землями и природными ресурсами администрация МР «Княжпогостский»

 

Дзержинского ул., д. 81, г. Емва,

Княжпогостский р-н, 168020

 

ООО «Типография»

 

Октябрьская ул., д. 25, г. Емва,

Княжпогостский р-н, 168020

 

Индивидуальный предприниматель <…>

 

Индивидуальный предприниматель <…>

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛА:

 

Коми УФАС России во 2 квартале 2018 года проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации муниципального района «Княжпогостский» (далее – МР «Княжпогостский») (ИНН 1117003968, ОГРН 1021101067591). Предметом проверки явилось соблюдение проверяемым лицом, в том числе, требований статей 15 - 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу части 2 статьи 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 40 Устава муниципального образования муниципального района «Княжпогостский» (далее – Устав МР «Княжпогостский»), принятого Советом муниципального образования «Княжпогостский район» 30.08.2005:

1. Администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального района, наделенным Уставом муниципального района полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Республики Коми.

2. Структура администрации муниципального района утверждается Советом муниципального района по представлению руководителя администрации муниципального района. Функции и полномочия администрации муниципального района определяются положением об администрации, утверждаемым Советом муниципального района.

Согласно решению Совета МР «Княжпогостский» от 22.12.2017 № 234 «Об утверждении структуры администрации муниципального района «Княжпогостский» в структуру администрации муниципального района входит также Управление муниципальным имуществом, землями и природными ресурсами администрации муниципального района (наделено правами юридического лица) (далее также Управление муниципальным имуществом).

Согласно части 1 статьи 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе:

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В Уставе МР «Княжпогостский» содержатся аналогичные положения.

Решение Совета МР «Княжпогостский» от 29.10.2007 № 58 утверждено  Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального района «Княжпогостский», в соответствии с которым:

2.3. Управление муниципальным имуществом, землями и природными ресурсами администрации МР «Княжпогостский»:

2.3.1. Осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом в порядке, устанавливаемом действующим законодательством и настоящим Положением;

2.3.9. Принимает решение о передаче муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, залог в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением.

Решением Совета МР «Княжпогостский» от 21.12.2009 № 236 утверждено  Положение об управлении муниципальным имуществом, землями и природными ресурсами администрации МР «Княжпогостский», в соответствии с которым:

1.1. Управление муниципальным имуществом, землями и природными ресурсами администрации МР «Княжпогостский» (далее - Управление муниципальным имуществом) является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального района «Княжпогостский» с правами юридического лица.

1.8. Управление муниципальным имуществом является юридическим лицом.

2.1. Управление осуществляет следующие полномочия, в том числе:

20) заключает договоры о передаче муниципального имущества муниципального района «Княжпогостский» в доверительное управление, аренду, безвозмездное пользование, залог, а также иные договоры в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, Управление муниципальным имуществом является органом местного самоуправления муниципального района «Княжпогостский», который осуществляет функции управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:

9) в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона.

Глава 5 Закона о защите конкуренции регулирует порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.

По пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлено, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях, в том числе:

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется, в том числе:

4) в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Отношения, возникающие в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о развитии предпринимательства).

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее - государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также - корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ.

Согласно части 1 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Согласно части 2 стати 16 Закона о развитии предпринимательства условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Таким образом, наличие муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также актов в целях реализации таких программ, определяющих условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, является необходимым условием при предоставлении государственной или муниципальной преференции в целях, установленных пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

При отсутствии соответствующих программ и актов у органов власти и местного самоуправления отсутствуют правовые основания для предоставления государственных или муниципальных преференций в целях, установленных пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

При соблюдении указанных условий предоставление муниципальной преференции субъекту малого и среднего предпринимательства в соответствии с муниципальной программой может осуществляться без согласования с антимонопольным органом в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Постановлением Администрации МР «Княжпогостский» от 05.11.2013 № 788 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие экономики в Княжпогостском районе на 2014 - 2020 годы» утверждена муниципальная программа «Развитие экономики в Княжпогостском районе на 2014 - 2020 годы», подпрограммой к которой является подпрограмма Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района «Княжпогостский» (2014 - 2020 годы), в соответствии с которой реализуются основные мероприятия, в том числе:

Задача 2. Усиление рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства:

3) предоставление в аренду муниципального имущества МР «Княжпогостский», включенного в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), в целях предоставления его на долгосрочной основе во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе по льготным ставкам арендной платы).

Постановлением Администрации МР «Княжпогостский» от 02.07.2015 № 437 Постановление Администрации МР «Княжпогостский» от 05.11.2013 № 788 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие экономики в Княжпогостском районе на 2014 - 2020 годы» дополнено приложением № 2 - Порядком предоставления в аренду муниципального имущества муниципального района «Княжпогостский», включенного в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц в целях предоставления его на долгосрочной основе во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Согласно указанному Порядку муниципальное имущество, включенное в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, в целях предоставления его во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, может быть передано в аренду без проведения торгов по заявлению заинтересованного лица.

Управлением муниципальным имуществом заключены следующие договоры аренды муниципального имущества:

- № 02/ИП-2016 от 03.03.2016 с индивидуальным предпринимателем <…> в отношении недвижимого имущества – поста ГИБДД общей площадью 32,7 кв. м. по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район,  г. Емва, ул. Дорожная, сроком с 03.03.2016 по 02.03.2021, имущество передано по акту приема-передачи от 03.03.2016;

- № 16/ЮР-2016 от 26.07.2016 с ООО «Типография» в отношении недвижимого имущества – нежилых помещений № 2-7 на 1 этаже, № 14 на 2 этаже общей площадью 58,9 кв. м. в здании по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район,  г. Емва, ул. Октябрьская, д. 25, сроком с 26.07.2016 по 30.06.2017, имущество передано по акту приема-передачи от 26.07.2016; дополнительным соглашением № 1 от 17.11.2016 в договор аренды № 16/ЮР-2016 от 26.07.2016 внесены изменения – передано дополнительно нежилое помещение № 12 на 2 этаже (передача имущества оформлена актом приема-передачи от 17.11.2016); затем в отношении данного имущества заключен договор аренды № 12/ЮР-2017 от 29.06.2017 сроком с 01.07.2017 по 31.05.2018;

- № 10/ИП-2016 от 01.08.2016 с индивидуальным предпринимателем <…> в отношении движимого имущества – двух автобусов марки Луидор-225000, автобуса ПАЗ 320530, автобуса ПАЗ-320538-70, сроком с 01.08.2016 по 31.07.2017, имущество передано по акту приема-передачи от 01.08.2016; затем в отношении данного имущества заключен договор аренды № 2/30/ИП-2017 от 01.08.2017 сроком на 30 дней, затем договор аренды № 21/ИП-2017 от 18.08.2017 сроком с 31.08.2017 по 30.08.2020;

- № 15/ИП-2016 от 15.12.2016 с индивидуальным предпринимателем <…> в отношении недвижимого имущества – нежилые помещений общей площадью 46,4 кв. м. в здании по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район,  г. Емва, ул. Октябрьская, д. 25, сроком с 27.12.2016 по 26.11.2017; затем в отношении данного имущества заключен договор аренды № 23/ИП-2017 от 27.11.2017 сроком с 27.11.2017 по 31.10.2018; по соглашению о расторжении договора аренды от 02.02.2018 договор аренды № 23/ИП-2017 от 27.11.2017 расторгнут с 05.02.2018, имущество возвращено по акту приема-передачи от 05.02.2018.

Постановлением Администрации МР «Княжпогостский» от 17.08.2015 № 504 «Об утверждении перечня муниципального имущества МР «Княжпогостский», свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, порядка его формирования, ведения и обязательного опубликования и его формы ведения» утвержден соответствующий перечень муниципального имущества (далее – Перечень).

Муниципальное имущество, переданное по договорам аренды индивидуальному предпринимателю <…>, не было включено в соответствующий Перечень.

Муниципальное имущество, переданное по договору аренды индивидуальному предпринимателю <…>, было включено в Перечень после заключения договора аренды № 02/ИП-2016 от 03.03.2016 – 15.08.2016.

Муниципальное имущество, переданное по договорам аренды ООО «Типография», за исключением нежилых помещений №2 на 1 этаже, № 12 на 2 этаже, не было включено в соответствующий Перечень.

Муниципальное имущество – автобус ПАЗ-320538-70, переданное по договорам аренды индивидуальному предпринимателю <…> не было включено в соответствующий Перечень.

Указанное не позволяло Управлению муниципальным имуществом передавать муниципальное имущество в аренду  индивидуальным предпринимателям <…>, <…> (в части передачи в аренду автобуса ПАЗ-320538-70), <…>, ООО «Типография» (за исключением нежилых помещений №2 на 1 этаже, № 12 на 2 этаже) (далее также хозяйствующие субъекты) без проведения торгов.

Таким лицам не могла быть предоставлена муниципальная преференция (в виде предоставления муниципального имущества без проведения торгов) в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (в связи с отсутствием в соответствующем Перечне рассматриваемого муниципального имущества).

Предоставление муниципального имущества хозяйствующим субъектам  без проведения конкурсов или аукционов могло создать преимущественные условия деятельности таким лицам, могло привести к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов к муниципальному имуществу и, как следствие, к ограничению конкуренции на товарных рынках в границах МР «Княжпогостский».

Заключение договоров аренды № 02/ИП-2016 от 03.03.2016, № 16/ЮР-2016 от 26.07.2016 (за исключением аренды нежилого помещения №2 на 1 этаже), дополнительного соглашения № 1 от 17.11.2016 к договору аренды № 16/ЮР-2016 от 26.07.2016 (за исключением аренды нежилых помещений №2 на 1 этаже, № 12 на 2 этаже), № 12/ЮР-2017 от 29.06.2017 (за исключением аренды нежилых помещений №2 на 1 этаже, № 12 на 2 этаже); № 10/ИП-2016 от 01.08.2016 и № 21/ИП-2017 от 18.08.2017 (в части передачи в аренду автобуса ПАЗ-320538-70), № 15/ИП-2016 от 15.12.2016, № 23/ИП-2017 от 27.11.2017 в отношении муниципального без проведения торгов могло привести к предоставлению хозяйствующим субъектам исключительного права на пользование полученным в аренду муниципальным имуществом и лишению иных потенциальных заинтересованных лиц возможности претендовать на получение прав в отношении муниципального имущества на законных основаниях в ходе конкурентной борьбы. Доступ на товарные рынки, на которых действуют хозяйствующие субъекты, в границах МР «Койгородский» для них мог быть закрыт, а для указанных выше индивидуальных предпринимателей и ООО «Типография» созданы преимущественные условия деятельности на таких товарных рынках. Тем самым, это могло привести к ограничению конкуренции.

В действиях Управления муниципальным имуществом имеются признаки нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части заключения договора аренды № 02/ИП-2016 от 03.03.2016; договора аренды № 16/ЮР-2016 от 26.07.2016 и дополнительного соглашения № 1 от 17.11.2016 к нему (за исключением аренды нежилых помещений № 2 на 1 этаже, № 12 на 2 этаже), договора аренды № 12/ЮР-2017 от 29.06.2017 (за исключением аренды нежилых помещений № 2 на 1 этаже, № 12 на 2 этаже); договоров аренды № 10/ИП-2016 от 01.08.2016 и № 21/ИП-2017 от 18.08.2017 (в части передачи в аренду автобуса ПАЗ-320538-70), договоров аренды № 15/ИП-2016 от 15.12.2016 и № 23/ИП-2017 от 27.11.2017 без проведения торгов.

На основании изложенного издан приказ от 17.07.2018 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Управлением муниципальным имуществом, место нахождения: Республика Коми, Княжпогостский район, г. Емва, улица Дзержинского, дом 81, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Назначить дело № АО 10-07/18 к рассмотрению на 208.2018 в 11 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 160 корпус «А», 3 этаж,  зал заседаний.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика Управление муниципальным имуществом, землями и природными ресурсами администрации МР «Княжпогостский», место нахождения: Республика Коми, Княжпогостский район, город Емва, улица Дзержинского, дом 81.
  3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица индивидуального предпринимателя <…>.
  4. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица индивидуального предпринимателя <…>.
  5. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица ООО «Типография», место нахождения: Республика Коми, Княжпогостский район, город Емва, улица Октябрьская, д. 2
  6. Управлению муниципальным имуществом, землями и природными ресурсами администрации МР «Княжпогостский»  в срок до 17.08.2018 представить в адрес Коми УФАС России:
  7. копии документов, подтверждающие нахождение следующего имущества в собственности МР «Княжпогостский» (копии свидетельства о праве собственности, выписки из реестра муниципальной собственности или иные):
  • пост ГИБДД общей площадью 32,7 кв. м. по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район,  г. Емва, ул. Дорожная;
  • нежилые помещения №№ 2-7 на 1 этаже, №№ 12, 14 на 2 этаже в здании по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район,  г. Емва, ул. Октябрьская, д. 25;
  • автобус Луидор-225000, идентификационный номер (VIN) Z7C22500C0002608, автобус Луидор225000, идентификационный номер (VIN) Z7C22500C0002618, автобус ПАЗ 320530, идентификационный номер (VIN) XIM32053040007267,  автобус ПАЗ320538-70, идентификационный номер (VIN) XIM3205УZ70004771;
  • нежилые помещения №№ 19, 20, 21 в здании по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район,  г. Емва, ул. Октябрьская, д. 25;

6.2. в случае расторжения договора аренды № 02/ИП-2016 от 03.03.2016 с индивидуальным предпринимателем <…> – копии подтверждающих документов, а также письменную информацию о передаче (непередаче) имущества иному лицу (с приложением копии договора в случае передачи имущества иному лицу), в случае не расторжения такого договора – письменно указать на это;

6.3. в случае заключения дополнительных соглашений к договору аренды № 02/ИП-2016 от 03.03.2016 с индивидуальным предпринимателем <…> – копии таких соглашений, дополнений, изменений, при отсутствии таких дополнительных соглашений – письменно указать на это;

6.4. в случае расторжения договора аренды № 12/ЮР-2017 от 29.06.2017 с ООО «Типография» или возврата муниципального имущества по окончания срока действия данного договора аренды – копии подтверждающих документов, а также письменную информацию о передаче (непередаче) имущества на новый срок или иному лицу (с приложением копии договора в случае передачи имущества на новый срок или иному лицу), в случае не расторжения такого договора и заключения его на неопределенный срок – письменно указать на это;

6.5. в случае расторжения договора аренды № 21/ИП-2017 от 18.08.2017  с индивидуальным предпринимателем <…> – копии подтверждающих документов, а также письменную информацию о передаче (непередаче) имущества иному лицу (с приложением копии договора в случае передачи имущества иному лицу), в случае не расторжения такого договора – письменно указать на это;

    1. при наличии – письменную позицию по делу и (или) дополнительные копии документов, имеющие значение для рассмотрения дела № АО 09-07/18.
  1. Иные лица, участвующие в деле, к 17.08.2018 вправе представить в адрес Коми УФАС России при наличии письменную позицию по делу и (или) копии документов, имеющие значение для рассмотрения дела № АО 10-07/18.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                            <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны