Решение №01-107/1428 Решение по делу № АО 26-10/16 о нарушении антимонопольного з... от 16 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 02 февраля 2017 года

 

В полном объеме решение изготовлено 16 февраля 2017 года

 

 

 

                                          
                                           г. Сыктывкар

 

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  председателя комиссии <…> (далее - Комиссия),  рассмотрев дело № АО 26-10/16 по признакам нарушения Государственным учреждением – региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – Региональное отделение Фонда), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Ленина, дом 113, статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося во включении в один лот подгузников гигиенических и пеленок впитывающих одноразовых при проведении закупок в форме электронных аукционов, извещения в единой информационной системе в сфере закупок №№ 0207100000616000012, 0207100000616000013, 0207100000616000014, 0207100000616000015, в присутствии на заседании представителей Регионального отделения Фонда:

- <…> по доверенности № 145 от 20.12.2016;

- <…> по доверенности № 144 от 20.12.2016;

- <…> по доверенности № 146 от 20.12.2016;

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении Регионального отделения Фонда по результатам рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью «Гигиена-Сервис Мед» исх. № 216 от 20.06.2016, поступившего в Коми УФАС России из Федеральной антимонопольной службы исх. № РП/62483/16 от 09.09.2016 (вх. № 4805 от 22.09.2016), в части, касающейся, действий Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в виде объединения в один лот подгузников гигиенических и пеленок впитывающих одноразовых при проведении закупок на поставку технических средств реабилитации инвалидов извещения в единой информационной системе в сфере закупок №№ 0207100000616000012, 0207100000616000013, 0207100000616000014, 0207100000616000015.

К участию в деле в качестве заявителя привлечено общество с ограниченной ответственностью «Гигиена-Сервис Мед», место нахождения: Калужская область, Дзержинский район, город Кондрово, улица Красный Октябрь, дом 4.

К участию в деле в качестве ответчика привлечено Региональное отделение Фонда, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Ленина, дом 113.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции установлено, что целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

По  пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

По пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

В соответствии с пунктами 1 - 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно статье 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) к одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок относятся принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки (вы- явление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Региональное отделение Фонда явилось организатором закупок в форме электронных аукционов на поставку инвалидам абсорбирующего белья и подгузников, извещения в единой информационной системе в сфере закупок 0207100000616000012, 0207100000616000013, 0207100000616000014, 0207100000616000015.

Согласно аукционной документации закупки № 0207100000616000012 предметом закупки явились: подгузники гигиенические для детей весом  7-18 кг., подгузники гигиенические для детей весом  11-25 кг., подгузники гигиенические для детей весом  15-30 кг., подгузники для взрослых размер (S), подгузники для взрослых размер (М), подгузники для взрослых размер (L), подгузники для взрослых размер (XL), пеленки одноразовые впитывающие.

Согласно аукционной документации закупки № 0207100000616000013 предметом закупки явились: подгузники гигиенические для детей весом  15-30 кг., подгузники для взрослых размер (XS), подгузники для взрослых размер (S), подгузники для взрослых размер (М), подгузники для взрослых размер (L), подгузники для взрослых размер (XL), пеленки одноразовые впитывающие.

Согласно аукционной документации закупки № 0207100000616000014 предметом закупки явились: Подгузники гигиенические для детей весом от 4 до 9 кг., подгузники гигиенические для детей весом  7-18 кг., подгузники гигиенические для детей весом  11-25 кг., подгузники гигиенические для детей весом  15-30 кг., подгузники для взрослых размер (XS), подгузники для взрослых размер (S), подгузники для взрослых размер (М), подгузники для взрослых размер (L), подгузники для взрослых размер (XL), пеленки одноразовые впитывающие.

Согласно аукционной документации закупки № 0207100000616000015 предметом закупки явились: подгузники гигиенические для детей весом  7-18 кг., подгузники гигиенические для детей весом  11-25 кг., подгузники гигиенические для детей весом  15-30 кг., подгузники для взрослых размер (XS), подгузники для взрослых размер (S), подгузники для взрослых размер (М), подгузники для взрослых размер (L), подгузники для взрослых размер (XL), пеленки одноразовые впитывающие.

Федеральный закон № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно статье 11 Закона о социальной защите инвалидов индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Согласно статье 11.1 Закона о социальной защите инвалидов к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 214н от 24.05.2013 утверждена классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Разделом 22 указанной классификации является «Абсорбирующее белье и подгузники».

Указанным классификатором детские, взрослые подгузники, а также впитывающие пеленки объединены в одну группу.

Региональным отделением Фонда представлены письменные пояснения исх. № 11-19/1105-18829 от 15.12.2016 по делу № АО 26-10/16 о нарушении антимонопольного законодательства. Региональное отделение Фонда указывает, что потребность в подгузниках и пеленках была определена на основании заявлений инвалидов, которые подаются на основании рекомендаций индивидуальных программ реабилитации или реабилитации инвалидов, разрабатываемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Для полноценной адаптации в бытовых условиях инвалидам необходимы как подгузники, так и пеленки, которые смогут в полной мере удовлетворить их потребности , что также определено в индивидуальных программах реабилитации. При формировании описания объекта закупки Региональное отделение Фонда руководствовалось конкретными индивидуальными программами реабилитации инвалидов и индивидуальными потребностями большинства инвалидов на определенный период времени.

Небольшое количество поставщиков, принимающих участие в закупке, обосновано Региональным отделением Фонда отдаленностью районов Республики Коми друг от друга и от центральных регионов страны, а также неразвитой транспортно-дорожной сетью.

Региональным отделением Фонда представлены копии коммерческих предложений от Федерального государственного унитарного предприятия «Сыктывкарское протезно-ортопедическое предприятие» (далее – ФГУП «Сыктывкарское протезно-ортопедическое предприятие»), индивидуального предпринимателя <…>, общества с ограниченной ответственностью «Флагман Групп» (далее – ООО «Флагман Групп»), полученные перед проведением аукционов №№ 0207100000616000012, 0207100000616000013, 0207100000616000014, 0207100000616000015.

Согласно информации, содержащейся в коммерческих предложениях, ООО «Флагман Групп», ФГУП «Сыктывкарское протезно-ортопедическое предприятие», индивидуального предпринимателя <…> имеют возможность поставки товара необходимого в соответствии с требованиями документации аукционов №№ 0207100000616000012, 0207100000616000013, 0207100000616000014, 0207100000616000015.

Определением об отложении рассмотрения дела № АО 26-10/16 от 20.12.2016 № 01-107/12414 Коми УФАС России у ООО «Гигиена Сервис-Мед»  запрошены копии документов, подтверждающих невозможность участия ООО «Гигиена-Сервис Мед» в электронных аукционах №№ 0207100000616000012, 0207100000616000013, 0207100000616000014, 0207100000616000015, в том числе невозможность поставки пеленок одноразовых впитывающих и подгузников детских, путем закупки данного товара у других производителей и поставщиков, а также иные документы, подтверждающие ограничение конкуренции при проведении Региональным отделением Фонда электронных аукционов №№ 0207100000616000012, 0207100000616000013, 0207100000616000014, 0207100000616000015. Копия определения получена ООО «Гигиена Сервис-Мед» 09.01.2017. По состоянию на дату рассмотрения дела № АО 26-10/2016 о нарушении антимонопольного законодательства запрашиваемые документы обществом не представлены.

Согласно статье 13 Закона о контактной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами, выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.

Учитывая цели аукционов, связанные с обеспечением техническими средствами реабилитации инвалидов, а также цели регулирования отношений, закрепленных в части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия считает, что впитывающие пеленки, подгузники для взрослых, подгузники для детей различных размеров функционально связанны между собой и подлежат использованию на достижение одних и тех же целей.

Тот факт, что заявитель специализируется на производстве только одного вида товара из приведенных в вышеуказанных аукционах, и участие в аукционе предполагает необходимость приобретения товаров у других производителей, не свидетельствует об ограничении конкуренции включением в один лот товаров, объединенных единым функциональным назначением (реабилитация инвалидов).

Возможность поставки товаров, являющихся предметом спорной закупки, разными лицами само по себе не может являться доказательством ограничения числа участников закупки. Объединение в один лот подгузников для взрослых, впитывающих пеленок, которые применяются в одной области как средства ухода для инвалидов с ограниченными возможностями, в рассматриваемом случае, отвечает потребностям заказчика и обусловлено необходимостью достижения заказчиком требуемых результатов - обеспечение помощи инвалидам, в том числе физического и психологического комфорта, восстановление их оптимального физического, психического и/или социального уровни деятельности и поддержание их, путем предоставления им указанных реабилитационных средств.

При данных обстоятельствах  объединение подгузников для взрослых, подгузников для детей, впитывающих пеленок не нарушает требований статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку такое проведение обусловлено целями проведения закупки.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № АО 26-10/16 в связи с отсутствием в действиях Регионального отделения Фонда признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны