Определение №01-107/2069 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № АО 04-03/18 О НАРУШЕНИИ АНТ... от 23 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

Определение

 

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № АО 04-03/18 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

 

 

23 марта 2018 года

г. Сыктывкар

 

 

№ 01-107/2069

 

 

Администрация МР «Койгородский»

 

Мира  ул., д. 4, с. Койгородок,

Койгородский р-н, 168170

 

Прокуратура Койгородского района

 

Советская ул., д. 47, с. Койгородок,

Койгородский р-н, 168170

 

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступили  материалы прокуратуры Койгородского района исх. № 277ж-2017 от 22.12.2017 (вх. № 6881 от 27.12.2017) о нарушении Администрацией муниципального района «Койгородский» (далее – МР «Койгородский») антимонопольного законодательства в части заключения договоров аренды транспортных средств без проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Аналогичные положения содержатся в Уставе МР «Койгородский».

Пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Пунктом 2 статьи 215 Гражданского кодекса установлено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса определено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Решением Совета МР «Койгородский» от 17.06.2015 № IV-37/308 «Об утверждении Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом МО МР «Койгородский» утверждено Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования муниципального района «Койгородский», в соответствии с которым:

5.1. Имущество муниципальной казны МО МР «Койгородский» может быть предоставлено администрацией МР «Койгородский»:

5.1.3. В аренду.

Таким образом, Администрация МР «Койгородский» является органом местного самоуправления, который вправе распоряжаться муниципальным имуществом, заключает договоры аренды в отношении муниципального имущества.

Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции к исключениям относится заключение договоров на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. В части 1 указанной статьи приведен исчерпывающий перечень случаев, когда заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Во всех остальных случаях заключение договоров в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности автобус КАВЗ 397653, идентификационный номер (VI№) Х1Е39765370043423 (далее – автобус КАВЗ 397653) принадлежит на праве собственности МР «Койгородский».

Между Администрацией МР «Койгородский» и индивидуальным предпринимателем <...> заключен договор аренды движимого имущества № 51 от 18.10.2016 в отношении автобуса КАВЗ 397653 сроком 01.10.2016 на 30 календарных дней.

Соглашением о расторжении договора от  31.10.2016 договор № 51 от 18.10.2016  расторгнут, автобус КАВЗ 397653 передан по акту приема-передачи от 31.10.2016.

Впоследствии между Администрацией МР «Койгородский» и индивидуальным предпринимателем <...> заключались аналогичные договоры аренды движимого имущества в отношении автобуса КАВЗ 397653.

Договор № 54 от 31.10.2016; срок с 31.10.2016 на 30 календарных дней. Договор расторгнут соглашением от 30.11.2016. Имущество возвращено по акту приема-передачи.

Договор № 59 от 30.11.2016; срок с 30.11.2016 на 30 календарных дней. Договор расторгнут соглашением о расторжении договора  от 30.12.2016. Имущество возвращено по акту приема-передачи.

Договор № 65 от 30.12.2016; срок с 30.12.2016 на 30 календарных дней. Договор расторгнут соглашением о расторжении договора от 31.01.2017. Имущество возвращено по акту приема-передачи.

Договор № 24 от 31.01.2017; срок с 29.01.2017 на 30 календарных дней. Договор расторгнут с 02.03.2017. Имущество возвращено по акту приема-передачи.

Договор № 26 от 28.02.2017; срок с 28.02.2017 на 30 календарных дней. Договор расторгнут с 30.03.2017. Имущество возвращено по акту приема-передачи.

Договор № 32 от 30.03.2017; срок с 30.03.2017 на 30 календарных дней. Договор расторгнут по соглашению с 29.04.2017.  Имущество возвращено по акту приема-передачи.

Договор № 40 от 28.04.2017; срок с 29.04.2017 на 30 календарных дней. Договор расторгнут с 29.05.2017. Имущество возвращено по акту приема-передачи.

Договор № 46 от 31.05.2017; срок с 29.05.2017 на 30 календарных дней. Договор расторгнут с 28.06.2017. Имущество возвращено по акту приема-передачи.

Договор № 53 от 30.06.2017; срок с 28.06.2017 на 30 календарных дней. Договор расторгнут с 28.07.2017. Имущество возвращено по акту приема-передачи.

Договор № 62 от 31.07.2017; срок с 28.07.2017 на 30 календарных дней. Договор расторгнут с 27.08.2017. Имущество возвращено по акту приема-передачи.

Договор № 69 от 31.08.2017; срок с 27.08.2017 на 30 календарных дней. Договор расторгнут с 26.09.2017. Имущество возвращено по акту приема-передачи.

Договор № 77 от 29.09.2017; срок с 26.09.2017 на 30 календарных дней.

Договор № 82 от 27.10.2017; срок с 26.10.2017 на 30 календарных дней. Договор расторгнут с 25.11.2017. Имущество возвращено по акту приема-передачи.

Договор № 88 от 22.11.2017; срок с 27.11.2017 на 30 календарных дней. Договор расторгнут с 25.12.2017. Имущество возвращено по акту приема-передачи.

Аналогичные договоры заключены Администрацией МР «Койгородский» в отношении другого транспортного средства.

Администрацией МР «Койгородский» с индивидуальным предпринимателем <...> заключен договор аренды движимого имущества № 49 от 20.09.2016, в отношении автобуса ПАЗ 4234-05, 2010 года выпуска, идентификационный номер (VIN) Х1М4234Н0А0000663, № двигателя IFS 3.8s3168 89002325 (далее – автобус ПАЗ 4234-05).

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности автобус ПАЗ 4234-05 принадлежит на праве собственности МО МР «Койгородский».

Согласно пункту 7.1 договора № 49 от 20.09.2016 срок аренды устанавливается с  19.09.2016 на 30 календарных дней.

Соглашением о расторжении договора от  19.10.2016 договор № 49 от 20.09.2016  расторгнут, автобус ПАЗ 4234-05 возвращен по акту приема-передачи от 19.10.2016.

Впоследствии между Администрацией МР «Койгородский» и индивидуальным предпринимателем <...> заключались аналогичные договоры аренды движимого имущества в отношении автобуса ПАЗ 4234-05:

- договор № 52 от 19.10.2016; срок с 19.10.2016 на 30 календарных дней. Договор расторгнут соглашением от 18.11.2016. Имущество возвращено по акту приема-передачи;

- договор № 57 от 18.11.2016; срок с 18.11.2016 на 30 календарных дней. Договор расторгнут соглашением о расторжении договора  от 18.12.2016;

- договор № 61/1 от 19.12.2016; срок с 18.12.2016 на 30 календарных дней. Договор расторгнут соглашением о расторжении договора от 17.01.2017. Имущество возвращено по акту приема-передачи;

- договор № 22 от 25.01.2017; срок с 17.01.2017 на 30 календарных дней. Договор расторгнут с 16.02.2017; Имущество возвращено по акту приема-передачи;

- договор № 25 от 28.02.2017; срок с 16.02.2017 на 30 календарных дней. Договор расторгнут с 30.03.2017; Имущество возвращено по акту приема-передачи;

- договор № 30 от 30.03.2017; срок с 18.03.2017 на 30 календарных дней. Договор расторгнут по соглашению с 17.04.2017;  Имущество возвращено по акту приема-передачи.

- договор № 40/1 от 28.04.2017; срок с 17.04.2017 на 30 календарных дней. Договор расторгнут с 17.05.2017. Имущество возвращено по акту приема-передачи;

- договор № 47 от 31.05.2017; срок с 17.05.2017 на 30 календарных дней. Договор расторгнут с 16.06.2017. Имущество возвращено по акту приема-передачи;

- договор № 54 от 30.06.2017; срок с 16.06.2017 на 30 календарных дней. Договор расторгнут с 16.07.2017. Имущество возвращено по акту приема-передачи;

- договор № 63 от 31.07.2017; срок с 16.07.2017 на 30 календарных дней. Договор расторгнут с 15.08.2017;

- договор № 70 от 31.08.2017; срок с 15.08.2017 на 30 календарных дней. Договор расторгнут с 14.09.2017. Имущество возвращено по акту приема-передачи;

- договор № 71 от 14.09.2017; срок с 14.09.2017 на 30 календарных дней; Договор расторгнут с 14.10.2017. Имущество возвращено по акту приема-передачи;

- договор № 79 от 16.10.2017; срок с 14.10.2017 на 30 календарных дней;

- договор № 85 от 13.11.2017; срок с 13.11.2017 на 30 календарных дней.  Договор расторгнут с 13.12.2017. Имущество возвращено по акту приема-передачи.

Согласно статье 422 Гражданского кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Договоры аренды заключены без проведения торгов. Совокупный срок договоров аренды составил более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев, Администрацией МР «Койгородский» предоставлены права аренды на муниципальное  имущество индивидуальному предпринимателю <...> на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов.

Договоры аренды № 51 от 18.10.2016, № 40 от 28.04.2017, 82 от 27.10.2017 в отношении автобуса КАВЗ 397653 могли быть заключены в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, т.к. срок по ним не превышал 30 дней в течение шести последовательных календарных месяцев. 

Аналогично по договорам № 49 от 20.09.2016, № 30 от 30.03.2017, № 71 от 14.09.2017 в отношении автобуса ПАЗ 4234-05 – такие договоры могли быть заключены в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, т.к. срок по ним не превышал 30 дней в течение шести последовательных календарных месяцев

Также, одним из исключений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающих заключение договоров аренды без проведения торгов является пункт 9 части статьи 17.1 Закона о защите конкуренции:

9) предоставление прав на муниципальное имущество в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона.

Глава 5 Закона о защите конкуренции регулирует порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.

По пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлено, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях, в том числе:

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется, в том числе:

4) в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Отношения, возникающие в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о развитии предпринимательства).

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее - государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также - корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ.

Согласно части 1 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Согласно части 2 стати 16 Закона о развитии предпринимательства условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Таким образом, наличие муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства определяющих условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, является необходимым условием при предоставлении государственной или муниципальной преференции в целях, установленных пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

При отсутствии соответствующих программ у органов власти и местного самоуправления отсутствуют правовые основания для предоставления государственных или муниципальных преференций в целях, установленных пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

При соблюдении указанных условий предоставление муниципальной преференции субъекту малого и среднего предпринимательства в соответствии с муниципальной программой может осуществляться без согласования с антимонопольным органом в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Постановлением Администрации МР «Койгородский» от 24.12.2013 № 77/12 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие экономики в МО МР «Койгородский» утверждена муниципальная программа «Развитие экономики в МО МР «Койгородский», подпрограммой к которой является Малое и среднее предпринимательство в МО МР «Койгородский».

В соответствии с данной подпрограммой «Малое и среднее предпринимательство в МО МР «Койгородский» предусмотрена имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:

- предоставление в аренду муниципального имущества МО МР «Койгородский», перечень которого предназначен для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на территории муниципального района «Койгородский»;

- содействие в приобретении права пользования субъектами малого и среднего предпринимательства незадействованным оборудованием и помещениями, находящимися на территории муниципального района.

Решением Совета МО муниципального района «Койгородский» от 18.02.2009 № III-15/171 «Об утверждении перечня имущества, находящегося в собственности МОМР «Койгородский», предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» утвержден соответствующий перечень, в который рассматриваемое имущество не включено.

Также, подпрограммой «Малое и среднее предпринимательство в МО МР «Койгородский»  не определены условия и порядок оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. В частности данной подпрограммой не предусмотрено в качестве имущественной поддержки предоставление муниципального имущества в аренду без проведения торгов.

Указанное не позволяло Администрации МР «Койгородский» передавать муниципальное имущество в аренду  индивидуальному предпринимателю без проведения торгов (за исключением договоров № 51 от 18.10.2016, № 40 от 28.04.2017, 82 от 27.10.2017 в отношении автобуса КАВЗ 397653, договоров № 49 от 20.09.2016, № 30 от 30.03.2017, № 71 от 14.09.2017 в отношении автобуса ПАЗ 4234-05).

Индивидуальному предпринимателю не могла быть предоставлена муниципальная преференция (в виде предоставления муниципального движимого имущества без проведения торгов) в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (в связи с отсутствием в соответствующей муниципальной программе условий и порядка оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства).

 Предоставление муниципального имущества индивидуальному предпринимателю на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов могло создать преимущественные условия деятельности такому хозяйствующему субъекту, могло привести к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов к муниципальному имуществу и, как следствие, к ограничению конкуренции на товарных рынках в границах МР «Койгородский».

В действиях Администрации МР «Койгородский» имеются признаки нарушения пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части заключения с индивидуальным предпринимателем договоров аренды без проведения торгов (за исключением договоров № 51 от 18.10.2016, № 40 от 28.04.2017, 82 от 27.10.2017 в отношении автобуса КАВЗ 397653, за исключением  договоров № 49 от 20.09.2016, № 30 от 30.03.2017, № 71 от 14.09.2017 в отношении автобуса ПАЗ 4234-05).

На основании изложенного издан приказ от 23.03.2018 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией МР «Койгородский», место нахождения: Республика Коми, Койгородский район, село Койгородок, улица Мира, дом 7, пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Назначить дело № АО 04-03/18 к рассмотрению на 03.05.2018 в 11 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 160 корпус «А», 3 этаж,  зал заседаний.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика Администрацию МР «Койгородский», место нахождения: Республика Коми, Койгородский район, село Койгородок, улица Мира, дом 7.
  3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя прокуратуру Койгородского района, место нахождения: Республика Коми, Койгородский район, село Койгородок, улица Советская, дом 47.
  4. Администрации МР «Койгородский» в срок до 27.04.2018 представить в адрес Коми УФАС России:
  5. письменную информацию о передаче либо непередачи автобуса КАВЗ 397653 в аренду после 25.12.2017; в случае передачи имущества в аренду – копии договоров аренды и копии постановлений Администрации МР «Койгородский», на основании которых заключены данные договоры; в случае, если имущество после указанной даты не передавалось в аренду – письменно указать об этом;
  6. письменную информацию о передаче либо непередачи автобуса ПАЗ 4234-05 в аренду после 13.12.2017; в случае передачи имущества в аренду – копии договоров аренды и копии постановлений Администрации МР «Койгородский», на основании которых заключены данные договоры; в случае, если имущество после указанной даты не передавалось в аренду – письменно указать об этом;

4.3. при наличии в период с 01.09.2016 по настоящее время муниципальных программам (подпрограммами), содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и муниципальных правовых актов, содержащих условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, принятых в целях реализации муниципальных программ (подпрограмм) – их копии;

    1. при наличии – письменную позицию по делу и (или) копии документов, имеющие значение для рассмотрения дела № АО 04-03/18.
  1. Прокуратуре Койгородского района в срок до 27.04.2018 представить в адрес Коми УФАС России при наличии – письменную позицию по делу и (или) копии документов, имеющие значение для рассмотрения дела № АО 04-03/18.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                            <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны