Определение №01-107/2351 определение о назначении дела № АО 04-03/17 о нарушении анти... от 17 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

Определение

 

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № АО 04-03/17 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

 

16 марта 2017 года

 

 

№ 01-107/2351

г. Сыктывкар

 

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛА:

 

Коми УФАС России рассматривалось заявление ООО «Ремонтно-эксплуатационная компания обслуживания населения» (далее – ООО «РЭКОН») (вх. № 6981 от 08.12.2015), касающееся заключения Администрацией городского поселения «Войвож» (далее – Администрация ГП «Войвож)» с ООО «Водоканал-Войвож» договора аренды № 09 от 01.07.2015 в отношении объектов водоснабжения, водоотведения, находящихся в муниципальной собственности городского поселения «Войвож», без проведения торгов.

Между Администрацией ГП «Войвож» (арендодатель) и ООО «Водоканал-Войвож» (арендатор) заключен договор аренды № 09 от 01.07.2015, по которому арендатору в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ГП «Войвож», на период проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения передается за плату во временное владение и пользование имущество согласно приложению № 1.

В приложении № 1 к договору аренды № 09 от 01.07.2015 указано следующее имущество: здание водонасосной станции, вторичный отстойник очистной, горизонтальные песколовки очистные, канализационные сети очистные, контактный резервуар очистки, конденсаторная установка очистная, откачной резервуар, первичный двухъярусный отстойник, резервуар, водопроводы СТХ, напорно-канализационная линия, напорно-разводящая водопроводная сеть, самотечные линии очистные, уличная канализация СТХ, насосная станция второго подъема, насосная станция перекачки сточных вод, артезианские скважины, насосы.

Указанное имущество находится в собственности городского поселения «Войвож» (это следует из Распоряжения Правительства Республики Коми № 503-р от 23.12.2009, постановления Администрации муниципального района «Сосногорск» № 136 от 15.02.2010 «О передаче муниципального имущества в собственность муниципального образования городского поселения «Войвож», выписки № 6 от 01.07.2015 из реестра муниципального имущества муниципального образования городского поселения «Войвож»).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 41.1 Закона о водоснабжении осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Частью 5 статьи 41.1 Закона о водоснабжении установлено, что конкурс на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются системы и (или) объекты, указанные в части 1 настоящей статьи, является открытым.

Частью 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении предусмотрено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

Частью 8 статьи 41.1 Закона о водоснабжении определено, что конкурсная документация формируется в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и должна содержать сведения, определенные данной нормой.

По пункту 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) Закона объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Статья 41.1 Закона о водоснабжении введена в действие Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Исходя из части 2 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 41.1 Закона о водоснабжении вступила в силу с 08.05.2013.

Из приведенных выше норм следует, что после 08.05.2013 договор аренды в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности должен быть заключен по результатам торгов.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 № 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Таким образом, непроведение в случаях, предусмотренных законодательством, открытого конкурса (либо торгов), подразумевающего состязательность хозяйствующих субъектов, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса могут быть выявлены контрагенты, предлагающие наилучшие условия, что обеспечивает соблюдение интересов абонентов, а также хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующем товарном рынке - рынке водоподготовки, водоснабжения и водоотведения.

Действия по передаче прав на объекты холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, путем заключения договоров аренды без проведения торгов содержат признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Договор аренды № 09 от 01.07.2015 заключен без проведения торгов.

В связи с изложенным в действиях Администрации ГП «Войвож» по заключению без торгов договора аренды № 09 от 01.07.2015 в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности,  имелись признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

С 05.01.2016 в Закон о защите конкуренции Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены следующие изменения.

Частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 данной статьи, в случае выявления признаков нарушения, в том числе статьи 15 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом (часть 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

На основании изложенного, по результатам рассмотрения заявления ООО «РЭКОН» принято решение о выдаче в адрес Администрации ГП «Войвож» предупреждения в порядке статьи 39.1 Закона о защите конкуренции о принятии мер по расторжению договора аренды № 09 от 01.07.2015 и  возврату муниципального имущества от ООО «Водоканал-Войвож», переданного данному лицу по договору аренды № 09 от 01.07.2015.

О выполнении предупреждения необходимо было сообщить в Коми УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

После окончания срока выполнения предупреждения и непоступления информации о его выполнении в адрес Администрации ГП «Войвож» направлен запрос от 13.03.2017 № 01-120/2164 о предоставлении информации о выполнении либо невыполнении предупреждения. Информация о выполнении предупреждения в Коми УФАС России не поступила.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В рассматриваемых действиях Администрации ГП «Войвож» имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ от 16.03.2017 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией ГП «Войвож», место нахождения: Республика Коми, город Сосногорск, пгт. Войвож, улица Комсомольская, дом 15, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Назначить дело № АО 04-03/17 к рассмотрению на 20.04.2017 в 11 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 160 корпус «А», 3 этаж,  зал заседаний.

Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя ООО «РЭКОН», место нахождения: Республика Коми, город Сосногорск, пгт. Войвож, улица Восточная, дом 15, кв. 12.

Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика Администрацию ГП «Войвож», место нахождения: Республика Коми, город Сосногорск, пгт. Войвож, улица Комсомольская, дом 15.

Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица ООО «Водоканал-Войвож», место нахождения: Республика Коми, город Сосногорск, пгт. Войвож, улица Комсомольская, дом 15.

 Администрации ГП «Войвож»» в срок до 17.04.2017 представить в адрес Коми УФАС России:

5.1.письменную информацию о расторжении либо нерасторжении договора аренды № 9 от 01.07.2015, заключенного между Администрацией ГП «Войвож» и ООО «Водоканал-Войвож», и возврате либо невозврате муниципального имущества, в случае расторжения договора и возврата имущества – копии подтверждающих документов, включая акты приема-передачи;

5.2. копии всех дополнительных соглашений с приложениями, дополнительных изменений, дополнений к договору аренды № 9 от 01.07.2015, заключенному между Администрацией ГП «Войвож» и ООО «Водоканал-Войвож», при отсутствии таких дополнений к договору – письменно указать на это;

5.3. при наличии – письменную позицию по делу и (или) копии документов, письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела № АО 04-03/17.

ООО «РЭКОН» в срок до 17.04.2017 представить в адрес Коми УФАС России при наличии – письменную позицию по делу и (или) копии документов, письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела № АО 04-03/17.

ООО «Водоканал-Войвож» в срок до 17.04.2017 представить в адрес Коми УФАС России при наличии – письменную позицию по делу и (или) копии документов, письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела № АО 04-03/17.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                         <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны