Решение №01-107/5647 заключение об обстоятельствах дела АО 02-01/17 от 20 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № АО 02-01/17

 

 

15 июня 2017 года

 

 

 

                               № 01-107/5647           
                                           г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № АО 02-01/17 по признакам нарушения Администрацией муниципального района «Печора» (далее – Администрация МР «Печора», Администрация муниципального района), место нахождения: Республика Коми, город Печора, улица Ленинградская, дом 15, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении с муниципальным унитарным предприятием «Ритуал» (далее – МУП «Ритуал») соглашения о предоставлении субсидий в части оплаты услуг по доставке умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение без проведения торгов,

руководствуя статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № АО 02-01/17 возбуждено в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции после невыполнения Администрацией МР «Печора» предупреждения от 16.11.2016 № 01-107/10754 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выданного на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции по результатам проведенной в период с 18.07.2016 по 12.08.2016 плановой выездной проверки соблюдения Администрацией МР «Печора» требований Закона о защите конкуренции.

К участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация МР «Печора», место нахождения: Республика Коми, город Печора, улица Ленинградская, дом 15.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МУП «Ритуал», место нахождения: Республика Коми, город Печора, Печорский проспект, дом 12а.

Между Администрацией МР «Печора» и МУП «Ритуал» заключено соглашение № 2-1/16 от 29.12.2015 о предоставлении субсидий на возмещений затрат организации, осуществляющей погребение  умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей умершего и иных лиц, взявших на себя обязанность осуществлять погребение умершего, а также осуществлять доставку умерших (погибших) для проведения судебно-медицинской экспертизы за счет средств бюджета муниципального образования городского поселения «Печора» (далее – Соглашение о предоставление субсидий).

В соответствии со статьей 1 Соглашения о предоставление субсидий МУП «Ритуал» принимает на себя обязанности по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей умершего и иных лиц, взявших на себя обязанность осуществлять погребение умершего, а также осуществлять доставку умерших (погибших) в паталогоанатомическое отделение.

По пункту 2.1 Соглашения о предоставлении субсидий Администрация МР «Печора» в целях организации ритуальных услуг выделяет субсидии на покрытие убытков, возникающих вследствие предоставления услуг по погребению  умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей умершего и иных лиц, взявших на себя обязанность осуществлять погребение умершего по цене, равной разнице между фактической стоимостью данной услуги и утвержденной стоимостью на гарантированный перечень услуг по погребению, за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования городского поселения «Печора» на 2016 год на покрытие убытков по содержанию спецслужбы по вопросам похоронного дела. А также осуществлять доставку умерших (погибших) в паталогоанатомическое отделение по цене равной разнице между фактической стоимостью услуг и тарифом, утвержденным Советом городского поселения «Печора».

По пункту 3.1 Соглашения о предоставлении субсидий срок его действия с 01.01.2016 по 31.12.2016.

В соответствии с письмом Администрации МР «Печора» № 01-43-647 от 14.02.2017 (вх. № 565э от 15.02.2017, вх. № 822 от 17.02.2017) сумма субсидий, перечисленных в адрес МУП «Ритуал» за оказание услуг по доставке тел умерших в морг за 2016 год составила 4 567 947 руб. 78 коп.

По письменной информации Администрации МР «Печора» от 05.08.2016 № 01-09-9046 (вх. № 4062 от 10.08.2016) указанное Соглашение о предоставлении субсидий заключено именно Администрацией МР «Печора» в силу следующего. В соответствии с решением Совета городского поселения «Печора» от 19.10.2012 № 3-1/4 «О ликвидации администрации городского поселения «Печора», в соответствии с частью 4 статьи 37 Устава МР «Печора», принятого Советом народных депутатов муниципального образования «Город Печора» 21.02.2006, полномочия администрации городского поселения «Печора» по решению вопросов местного значения исполняются Администрацией МР «Печора» с 01.01.2013.

Согласно части 4 статьи 37  Устава МР «Печора» в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) Администрация муниципального района исполняет полномочия администрации городского поселения «Печора».

Согласно статье 2 Закона об общих принципах организации местного самоуправления вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу части 2 статьи 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 37 Устава МР «Печора» Администрация муниципального района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции. Администрация муниципального района является юридическим лицом.

По пункту 17 части 1 статьи 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района относятся  содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.

Аналогично по пункту 16 части 1 статьи 9 Устава МР «Печора» к вопросам местного значения муниципального района «Печора» относятся содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.

Аналогичные положения об отнесении указанных вопросов к ведению органов местного самоуправления закреплены соответствующими нормами Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении и похоронном деле), регулирующего отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливающего основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

По пункту 2 статьи 25 Закона о погребении и похоронном деле организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии с ранее действовавшим ГОСТ Р 53107-2008 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 № 516-ст и действовавшим до 01.01.2016, и действующим в настоящее время с 01.01.2016 ГОСТ 32609-2014 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения», утвержденным приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 551-ст «Об утверждении межгосударственного стандарта»:

к основным видам ритуальных услуг (пункт 2.3) относится, в том числе, транспортирование останков и праха умерших или погибших (подпункт 2.3.9). При этом в пункте 2.3.9 указано, что под транспортированием останков и праха умерших или погибших понимается перевозка тел, останков умершего или погибшего в места проведения патологоанатомического вскрытия - судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания, катафальные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, перевозка тел в другие города или государства.

Следовательно, к вопросам местного значения муниципального района по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения относится, в том числе организация транспортирования останков и праха умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия - судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания.

В статье 9 Закона о погребении и похоронном деле предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению. В указанной статье предусмотрено, что супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункт 1). Услуги по погребению, указанные в пункте 1, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 2).

Исходя из положений Закона о погребении и похоронном деле такая услуга, как транспортировка (перевозка) тел умерших (погибших) в морги города, не входит в гарантированный перечень услуг по погребению, может быть оказана любым хозяйствующим субъектом, занимающимся деятельностью в указанной сфере, на конкурентной основе.

Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о погребении и похоронном деле при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

 Согласно пункту 2 статьи 12 Закона о погребении и похоронном деле погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.

 При этом к услугам, оказываемым специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанным в пунктах 1 и 2 названной статьи, относится оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.

Из анализа указанных норм также следует, что услуги по транспортировке в морг тел умерших лиц не входят в перечень услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела при отсутствии у умершего родственников или иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение тела.

Перевозка тел граждан умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение к функциям специализированной службы по вопросам похоронного дела, не относится.

Как указано выше организация ритуальных услуг относится к вопросам местного значения, а значит, является функцией соответствующего органа местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 18 Закона об общих принципах организации местного самоуправления финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

По пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:

3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно общему правилу, установленному Законом о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – конкурсы, аукционы, запросы котировок, предложений (статья 24 Закона о контрактной системе).

Применение других способов закупок рассматривается как исключение и допускается только в случаях, непосредственно предусмотренных указанным законом.

По пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Сумма перечисленных субсидий по рассматриваемому соглашению именно на оплату услуг по транспортировке тел умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение по одной сделке превысила сто тысяч рублей (письма Администрации МР «Печора» от 05.08.2016 № 01-09-9046, от 14.10.2016 № 01-09-11132 (вх. № 5215 от 17.10.2016), от 14.02.2017 № 01-43-647, письма МУП «Ритуал» от 10.10.2016 № 286 (вх. № 5157 от 14.10.2016), от 08.02.2017 № 35 (вх. № 773 от 14.02.2017)) и составила 4 567 947 руб. 78 коп. Это подтверждается представленными сторонами копиями расчетов, актов, платежных поручений в материалы настоящего дела.

В связи с этим, Соглашение о предоставлении субсидий не могло быть заключено без проведения торгов на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Отношения между Администрацией МР «Печора» и МУП «Ритуал» - получателем субсидий по Соглашению о предоставлении субсидий подпадают под сферу действия законодательства о контрактной системе, их нельзя квалифицировать как «субсидия» (то есть применять порядок, предусмотренный статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Организация ритуальных услуг необходима для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органа местного самоуправления. Расходные обязательства по решению данных вопросов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации должны предусматриваться в бюджете на соответствующий финансовый год в качестве самостоятельных расходных обязательств, следовательно, расходы на них не должны компенсироваться посредством предоставления субсидий.

Постановлением Администрации МР «Печора» от 31.12.2015 № 1584 «О мерах по реализации решения Совета МР «Печора» от 14.12.2015 № 6-4/43 «О бюджете МР «Печора» на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» и решений Советов поселений «О бюджете муниципального образования … на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» утвержден порядок предоставления субсидий на возмещение затрат организаций, осуществляющих погребение умерших (погибших): не имеющих родственников либо законного представителя, в случае если умерший не подлежит обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае  рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего пенсионера, не подлежавшего обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, также осуществляющих доставку умерших, погибших в патологоанатомическое отделение за счет средств бюджета МО ГП «Печора».

В соответствии с данным порядком субсидии предоставлялись организации на возмещение затрат по доставке умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение. МУП «Ритуал», получающее субсидию в соответствии с данным порядком, самостоятельно не определяло вид, объем услуг. В целях подтверждения оказанных услуг и произведенных затрат МУП «Ритуал» предоставляли расчеты, акты оказанных услуг (в которых Администрация МР «Печора» указана как заказчик). Фактически со стороны Администрации МР «Печора» выполнялся заказ на определенный вид услуг – транспортирование трупов в морг, а МУП «Ритуал» оказывало эти услуги и предъявляло требование об их оплате за счет субсидий.

Отношения между Администрацией МР «Печора» и исполнителем услуг – МУП «Ритуал» носили возмездный и возвратный характер, так как бюджетные средства выделялись взамен оказанных услуг, поэтому такие отношения нельзя квалифицировать как предоставление субсидий.

Бюджетные средства, предоставленные в адрес МУП «Ритуал», явились оплатой за оказанные услуги для органа местного самоуправления (транспортировка тел умерших в морг) в целях решения им вопросов местного значения (оказание ритуальных услуг).

Поскольку оказанные услуги носили возмездный характер, их финансирование не соответствует понятию субсидий, приведенному в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции:

конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Администрация МР «Печора» не согласна с наличием в ее действиях нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (письмо от 14.02.2017 № 01-43-647). По ее мнению, необходимо установление обстоятельств, подтверждающих реальные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и такими  последствиями.

Также Администрация МР «Печора» указывала, что антимонопольный орган должен провести анализ состояния конкуренции на товарном рынке и доказать, что спорные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Комиссия не соглашается с доводами ответчика.

По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, и распространяется прежде всего на их акты и действия в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.11.2011 № 8799/11 по делу № А66-7056/2010, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Для квалификации действий по части 1 статья 15 Закона о защите конкуренции достаточно угрозы наступления соответствующих последствий.

Непроведение конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по транспортировке тел умерших в морги города для решения вопроса местного значения, не могло не повлиять на недопущение, ограничение, устранение конкуренции на соответствующем товарном рынке оказания таких услуг.

Таким образом, рассматриваемые действия Администрации МР «Печора» по заключению Соглашения о предоставлении субсидий в части оплаты услуг по доставке умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение без проведения торгов могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке оказания услуг по доставке умерших (погибших) в морг (патологоанатомическое отделение).

Заключение Администрацией МР «Печора» Соглашения о предоставлении субсидий в части оплаты услуг по доставке умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение без проведения конкурентных процедур могло привести к ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по перевозке умерших (погибших) в морг. Ограничение конкуренции выразилось в создании преимущественных условий деятельности МУП «Ритуал», исключении доступа иным хозяйствующим субъектам к доступу на указанный товарный рынок.

Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», в соответствии с которым:

1.3. По делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.7 настоящего Порядка.

10.7. По делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности:

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие);

- границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

11.3. В случае если в соответствии с пунктами 1.3, 10.3 - 10.9 настоящего Порядка отдельные этапы анализа состояния конкуренции не проводились, по итогам анализа составляется краткое описание полученных результатов (краткий отчет (обзор)).

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции:

1. Перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

2. Заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, по делам, возбужденным по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, анализ рынка проводится не в полном объеме (так, например, не определяется состав хозяйствующих субъектов), краткий отчет (обзор) составляется при вынесении заключения об обстоятельствах дела (при установлении нарушений антимонопольного законодательства) и решения о признании нарушения. Анализ рынка и составление краткого отчета (обзора) до возбуждения дела не требуется.

В связи с этим, до возбуждения дела анализ товарного рынка не проводился.

Краткий отчет (обзор) составлен при вынесении заключения об обстоятельствах дела, его результаты приведены ниже.

Также, Администрация МР «Печора» указывала (письмо от 14.02.2017 № 01-43-647), что бюджетные средства на цели доставки тел умерших в морг были предусмотрены в бюджете городского поселения «Печора» и выделены для конкретного юридического лица.

Ранее была представлена выписка из бюджетной сметы городского поселения «Печора» на 2016 год, в которой указано, что предусмотрены субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе на доставку тел умерших в морг, в размере 4 000 000 руб. При этом конкретное юридическое лицо в данной выписке не указано.

По пункту 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

  1. на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.

При этом цель предоставления муниципальной преференции должна соответствовать целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Предоставление субсидий хозяйствующему субъекту можно рассматривать в качестве предоставления муниципальной преференции. При этом цель предоставления преференции должна соответствовать части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Предоставление преференций возможно с предварительного согласия антимонопольного органа (статья 20 Закона о защите конкуренции), либо без предварительного согласия в случае, если такая преференция предоставляется в частности в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

У Администрации МР «Печора» запрошены дополнительные материалы (определением от 21.02.2017 № 01-107/1671 об отложение рассмотрения дела № АО 02-01/17): копия нормативного правового акта органов местного самоуправления муниципального района «Печора» или городского поселения «Печора» о бюджете на 2016 год, содержащего размер субсидий на доставку тел умерших в морг и ее конкретного получателя; копию акта, о котором идет речь в пункте 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Такие материалы Администрацией МР «Печора» не представлены.

Таким образом, в бюджете городского поселения «Печора» субсидии на цели транспортировки умерших в патологоанатомическое отделение именно для МУП «Ритуал» не предусматривались. Такого получателя субсидий для этих целей определила Администрация МР «Печора».

Результатом заключения Администрацией МР «Печора» Соглашения о предоставлении субсидий в части оплаты услуг по доставке умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение стало установление конкретного получателя бюджетных средств без проведения публичных процедур. Такие действия Администрации МР «Печора» могли привести к ограничению прав неопределенного круга лиц на получение муниципальных заказов по оказанию соответствующих услуг.

Действия Администрации МР «Печора» по заключению с МУП «Ритуал» Соглашения о предоставлении субсидий в части оплаты услуг по доставке умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение без проведения торгов явилось передачей прав унитарному предприятию на бесконкурсной основе на оказание соответствующих услуг, что нарушило принцип самостоятельности и состязательности хозяйствующих субъектов, желающих участвовать в конкурентной борьбе на соответствующем товарном рынке и исключило возможность последних оказывать указанные услуги.

Для МУП «Ритуал» были созданы преимущественные условия деятельности на соответствующем товарном рынке.

Администрация МР «Печора» сообщила, что иные хозяйствующие субъекты субсидии на доставку тел умерших (погибших) в морг не получали в связи с отсутствием заявлений иных лиц.

Однако, лишь при публичном объявлении торгов могут быть выявлены желающие осуществлять данный вид услуг за счет бюджетных средств. Непоступление таких заявлений не свидетельствует о том, что такие потенциальные хозяйствующие субъекты, оказывающие аналогичные услуги, не имеются, и не желают оказывать такие услуги.

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми по запросу Коми УФАС России предоставил информацию от 24.04.2017 № МК-11-14/550-ТС, что на территории МО МР «Печора» зарегистрировано 2 хозяйствующих субъекта (помимо МУП «Ритуал») и 7 индивидуальных предпринимателей, заявивших при государственной регистрации в качестве основного или дополнительного вида деятельности – деятельность по коду ОКВЭД 96.03 «Организация похорон и предоставление связанные с ними услуг.

Открытая процедура по отбору поставщиков таких услуг обеспечивает соблюдение интересов хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующем товарном рынке, и органа местного самоуправления, получающего такую услугу (в виде, в том числе, экономии бюджетных средств).

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», при заключении Соглашения о предоставлении субсидий установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 01.01.2016 по 31.12.2016.

2. Продуктовые границы товарного рынка - Услуги похоронных бюро (транспортирование трупов в патологоанатомическое отделение) - код ОКПД2 96.03.12.

3. Географические границы товарного рынка – административные границы городского поселения «Печора».

4. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления действий – создание преимущественных условий деятельности для МУП «Ритуал», ограничение конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.

Действие Администрации МР «Печора» в виде заключения с МУП «Ритуал» Соглашения о предоставлении субсидий в части оплаты услуг по доставке умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение без проведения торгов могло привести к ограничению конкуренции на товарном рынке услуг похоронных бюро (транспортирования трупов в патологоанатомическое отделение) - код ОКПД2 96.03.12, в том числе, путем создания преимущественных условий деятельности на таком товарном рынке МУП «Ритуал», ограничению доступа к такому товарному рынку иным хозяйствующим субъектам.

В действиях Администрации МР «Печора» по заключению с МУП «Ритуал» Соглашения о предоставлении субсидий в части оплаты услуг по доставке умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение без проведения торгов имеется нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В настоящее время срок действия Соглашения о предоставлении субсидий истек (соглашение заключалось на срок с 01.01.2016 по 31.12.2016).

 

 

Председатель Комиссии

 

                             <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

                                        <…>

 

 

 

 

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны