Определение №01-107/5742 определение об отложении рассмотрения дела № АО 38-12/15 от 27 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

Определение

 

ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № АО 38-12/15

 

 

21 июня 2016 года

 

 

№ 01-107/5742

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № АО 38-12/15 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования городского округа «Воркута», место нахождения: Республика Коми, город Воркута, площадь Центральная, дом 7, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в части действий в виде передачи  муниципальному унитарному предприятию «Котельные» муниципального образования городского округа «Воркута» объектов теплоснабжения, водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования городского округа «Воркута», на праве хозяйственного ведения на основании пункта 6 постановления от 09.08.2013 № 2726 «О создании муниципального унитарного предприятия «Котельные» муниципального образования городского округа «Воркута» и постановления от 16.08.2013 № 2787 «О передаче имущества, входящего в состав казны муниципального образования городского округа «Воркута», на баланс муниципального унитарного предприятия «Котельные» муниципального образования городского округа «Воркута» (в редакции постановления № 2993 от 17.09.2013 «О внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования городского округа  «Воркута» от 16.08.2013 № 2787») в нарушение требований статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, установила:

К участию в деле в качестве заявителя привлечена прокуратура города Воркуты, место нахождения: Республика Коми, город Воркута, улица Ленина, дом 50а.

К участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» (далее - Администрация МО ГО «Воркута»), место нахождения: Республика Коми, город Воркута, площадь Центральная, дом 7.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное унитарное предприятие «Котельные» муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – МУП «Котельные»), место нахождения: Республика Коми, город  Воркута, Бульвар Пищевиков, дом 2Б, в лице конкурсного управляющего <…>, адрес: <…>.

В Коми УФАС России поступили материалы прокуратуры города Воркуты, указывающие на признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части принятия Администрацией МО ГО «Воркута» актов, на основании которых МУП «Котельные» в нарушении требований статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) муниципальные объекты теплоснабжения были переданы в хозяйственное ведение.

На основании постановления Администрации МО ГО «Воркута» от 09.08.2013 № 2726 «О создании МУП «Котельные» МО ГО «Воркута» создано МУП «Котельные».

В соответствии с пунктом 6 постановления Администрации МО ГО «Воркута» от 09.08.2013 № 2726 «О создании МУП «Котельные» МО ГО «Воркута» Администрация МО ГО «Воркута»:

- выступает учредителем МУП «Котельные»;

- формирует уставный фонд МУП «Котельные» путем передачи ему имущества, указанного в приложении к настоящему постановлению;

- закрепляет за предприятием на праве хозяйственного ведения имущество, указанное в приложении.

            В приложении к постановлению Администрации МО ГО «Воркута» от 09.08.2013 № 2726 «О создании МУП «Котельные» МО ГО «Воркута» указано такое имущество, как: дренаж, дренаж сетей теплонос., сети водопроводные, тепловые, теплофикационные, канализационные, здание теплопункта № 51.

На основании постановления Администрации МО ГО «Воркута» № 2787 от 16.08.2013 «О передаче имущества, входящего в состав казны МО ГО «Воркута», на баланс МУП «Котельные» (в редакции постановления МО ГО «Воркута» № 2993 от 17.09.2013 «О внесении изменений в постановление Администрации МО ГО «Воркута» от 16.08.2013 № 2787») в адрес МУП «Котельные» передано на праве хозяйственного ведения котельная Елецкий, котельная п. Заполярный, котельная Сивая Маска, котельная Советский.

По акту приема-передачи от 16.08.2013 имущество (объекты тепло- и водоснабжения) передано в адрес МУП «Котельные».

По части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно части 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 9 Закона о водоснабжении отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.

Статья 28.1 Закона о теплоснабжении и статья 41.1 Закона о водоснабжении введены в действие Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Исходя из части 2 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 28.1 Закона о теплоснабжении и статья 41.1 Закона о водоснабжении вступила в силу с 08.05.2013.

Таким образом, из анализа норм законодательства о водоснабжении и теплоснабжении следует, что с 08.05.2013 передача прав в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений.

Права на такое имущество могут передаваться исключительно путем заключения договора аренды или концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством о тепло- и водоснабжении. Указанные договора (соглашения) заключаются посредством проведения торгов.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 № 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Таким образом, непроведение в случаях, предусмотренных законодательством, открытых торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов могут быть выявлены контрагенты, предлагающие наилучшие условия, что обеспечивает соблюдение интересов собственников помещений в многоквартирных домах (как потребителей тепловой энергии и воды), а также хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующем товарном рынке - рынке предоставления тепловой энергии и рынке водоснабжения и водоотведения.

Действия по передаче прав на объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения путем закрепления указанных объектов, находящихся в муниципальной собственности, за муниципальными предприятиями без проведения торгов содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с изложенным, в действиях Администрации МО ГО «Воркута» по принятию рассматриваемых актов и передаче муниципальных объектов тепло- и водоснабжения в хозяйственное ведение МУП «Котельные» имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

По результатам заседания Комиссии, в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции установлена необходимость принятия и направления сторонам заключения об обстоятельствах дела.

С учетом изложенного, рассмотрение дела № АО 01-01/16 необходимо отложить.

В соответствии с частью 1.1 статьи 47 и частью 3 статьи  48.1 Закона о защите конкуренции Комиссия определила:

  1. Отложить рассмотрение дела № АО 38-12/15.
  2. Назначить рассмотрение дела № АО 38-12/15 на 02.08.2016 в 11 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний.
  3. Администрации МО ГО «Воркута» в срок до 20.07.2016 представить в адрес Коми УФАС России:

3.1. копию постановления Администрации МО ГО «Воркута» от 09.08.2013 № 2726 «О создании муниципального унитарного предприятия «Котельные» муниципального образования городского округа «Воркута» с копиями всех приложений, изменений к нему;

3.2. копию постановления Администрации МО ГО «Воркута» от 16.08.2013 № 2787 «О передаче имущества, входящего в состав казны МО ГО «Воркута», на баланс МУП «Котельные» МО ГО «Воркута» с копиями всех приложений, изменений к нему (включая копию постановления МО ГО «Воркута» № 2993 от 17.09.2013 «О внесении изменений в постановление Администрации МО ГО «Воркута» от 16.08.2013 № 2787»);

3.3. письменную информацию о всех хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность по теплоснабжению, водоснабжению в границах муниципального образований городского округа «Воркута»;

  1. письменную информацию о прекращении либо непрекращении прав владения, пользования, хозяйственного ведения в отношении рассматриваемых объектов тепло- и водоснабжения, в случае изъятия собственником рассматриваемого имущества у МУП «Котельные» - копии подтверждающих документов (копии документов о прекращении прав владения, пользования, хозяйственного ведения, копии актов приема-передачи и (или) копии иных документов).
  1. Конкурсному управляющему <…> в срок до 20.07.2016 представить в адрес Коми УФАС России:

4.1. письменную информацию о включении либо невключении рассматриваемых объектов тепло- и водоснабжения в конкурсную массу должника – МУП «Котельные» по состоянию на дату предоставления информации; в случае включения такого имущества в конкурсную массу – копии подтверждающих документов;

4.2. копии документов, подтверждающих государственную регистрацию права хозяйственного ведения на объекты тепло- и водоснабжения, переданные МУП «Котельные», при отсутствии такой регистрации - письменную поясняющую информацию.

5. Лица, участвующие в деле, ко дню рассмотрения дела вправе представить в адрес Коми УФАС России иные материалы, письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                         <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                     <…>

 

                                                                                                                                  <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны