Решение №01-107/5835 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 23 августа 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми |
||
РЕШЕНИЕ |
||
Резолютивная часть решения оглашена 10 августа 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 23 августа 2018 года |
|
|
г. Сыктывкар
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № АО 06-04/18 по признакам нарушения Войсковой частью 5134, место нахождения: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Катаева, д. 48, индивидуальным предпринимателем <…>, место жительства: <…>, пунктов 1, 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при организации и проведении закупки способом запроса котировок на приобретение бланочной продукции государственного образца (извещение в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru № 0307100016617000015) (далее - закупка) в части координации организатором запроса котировок деятельности их участников, а также заключения соглашения между заказчиком и участником запроса котировок
УСТАНОВИЛА:
К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечена Войсковая часть 5134, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Катаева, дом 48.
К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечен индивидуальный предприниматель <…>, место нахождения: <…>.
К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Дижеком», место нахождения: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 47, оф. 81.
К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечена индивидуальный предприниматель <…>, место нахождения: <…>.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее также Коми УФАС России) рассматривалось дело о нарушении антимонопольного законодательства № А 12-11/17 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…>, ООО «Дижеком» пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) посредством участия в соглашении, которое привело (могло привести) к поддержанию цен на торгах при проведении Войсковой частью 5134 запроса котировок на приобретение бланочной продукции государственного образца (номер извещения 0307100016617000015).
Определением от 25.04.2018 № 01-107/2965 о выделении дела в отдельное производство, об отложении рассмотрения дела № А 12-11/17, дело № АО 06-04/18 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Войсковой частью 5134, индивидуальным предпринимателем <…> пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции выделено в отдельное производство.
Определением Коми УФАС России № 01-107/4091 от 13.06.2018 установлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции со стороны Войсковой части 5134.
В ходе рассмотрения дела АО 06-04/18 установлено следующее.
В связи с предстоящим 20.05.2017 выпуском курсантов у Войсковой части 5134 имелась потребность в приобретении бланочной продукции государственного образца. Ответственное должностное лицо Войсковой части 5134 в ходе личной встречи 02.05.2017 с индивидуальным предпринимателем <…> запросило у хозяйствующего субъекта коммерческое предложение для обоснования начальной (максимальной) цены закупки. После чего, по рекомендации индивидуального предпринимателя <…> должностное лицо Войсковой части 5134 запросило коммерческие предложения у индивидуального предпринимателя <…> и ООО «Дижеком».
Далее после 05.05.2017 должностное лицо Войсковой части 5134 договорилось с индивидуальным предпринимателем <…> о том, что он первую половину документов изготовит до 20.05.2017, а оплата будет произведена ему из резерва войсковой части позже. 15.05.2017 <…>. передал первую часть заказанных документов.
В дальнейшем, как следует из материалов антимонопольного дела, в связи с отсутствием бюджетных лимитов у единственного поставщика, Войсковой частью 5134 принято решение о проведении запроса котировок на бланочную продукцию, о чем было доведено до <…>. Должностное лицо Войсковой части 5134 гарантировало <…>, что если <…> не выиграет данную закупку, поставка части бланочной продукции будет оплачена этим должностным лицом Войсковой части 5134.
22.05.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) размещено извещение № 0307100016617000015 о проведении запроса котировок на приобретение бланочной продукции государственного образца.
Организатором запроса котировок явилась Войсковая часть 5134.
Начальная (минимальная) цена контракта: 109930 рублей.
Согласно извещению № 0307100016617000015:
- дата начала подачи котировочных заявок – 23.05.2017 с 9:00;
- дата окончания подачи котировочных заявок – 27.05.2017 до 17:45.
Из пояснений <…>, <…>, ООО «Дижеком», Войсковой части 5134, установлено, что, поскольку по состоянию на 26.05.2017 не было подано ни одной заявки по закупке № 0307100016617000015, должностное лицо Войсковой части 5134 лично передало образец заявки <…>, <…> и ООО «Дижеком» для оформления и направления ими заявок в войсковую часть.
26.05.2018 <…> в адрес Войсковой части № 5134 были переданы 3 конверта с котировочными заявками <…>, <…> и ООО «Дижеком».
По сведениям, представленным в материалы дела ответчиками, направление запечатанных в конверты котировочных заявок от всех хозяйствующих субъектов <…> связано с течением ряда обстоятельств, а также тем, что данные хозяйствующие субъекты имеют тесные деловые связи, в том числе по оказанию содействия в коммерческой деятельности.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 29.05.2017 для закупки по извещению № 0307100016617000015 заявки подали 3 участника: <…>, <…> и ООО «Дижеком». Заявки <…> и ООО «Дижеком» были отклонены по причине того, что предлагаемая хозяйствующими субъектами цена в котировочной заявке превышала начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении.
Из пояснений ООО «Дижеком» и <…> следует, что ранее указанные хозяйствующие субъекты не участвовали в подобных торгах; предложения об участии в торгах и подаче котировочных заявок на бланке, предложенном представителем Войсковой части 5134, поступило от представителей Войсковой части 5134; расчет ценовых предложений в котировочных заявках установлен в соответствии с прайс-листами хозяйствующих субъектов; сведениями о наличии максимальной цене контракта представители Войсковой части 5134 их не уведомляли, равно как и не сообщали о том, что какую-либо дополнительную информацию можно получить на сайте; кроме заполненной котировочной заявки на бланке, предложенном представителем Войсковой части 5134, иные документы у хозяйствующих субъектов не запрашивались.
Заявка <…> была признана соответствующей установленным требованиям. Ценовое предложение <…> равнялось начальной (максимальной) цене контракта.
По результатам закупки № 0307100016617000015 между <…> и Войсковой частью 5134 был заключен государственный контракт от 13.06.2017 на закупку бланков государственного образца для нужд Войсковой части 5134.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Согласно части 1 статьи 74 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, и в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока.
Согласно части 3 статьи 74 Закона о контрактной системе заказчик одновременно с размещением в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок вправе направить запрос о предоставлении котировок не менее чем трем лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.
Согласно части 5 статьи 74 Закона о контрактной системе запрос о предоставлении котировок может направляться с использованием любых средств связи, в том числе в форме электронного документа.
Согласно части 7 статьи 74 Закона о контрактной системе прием заявок на участие в запросе котировок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок.
Согласно части 1 статьи 77 Закона о контрактной системе любой участник закупки, в том числе участник, которому не направлялся запрос о предоставлении котировок, вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок. В случае, если заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении запроса котировок, участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в запросе котировок до истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
Согласно части 3 статьи 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации не допускаются. По требованию участника запроса котировок, подавшего заявку на участие в запросе котировок, заказчик выдает расписку в получении заявки на участие в запросе котировок с указанием даты и времени ее получения.
Согласно части 1 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками.
Согласно части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором содержатся информация о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения, предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги, информация о победителе запроса котировок, об участнике запроса котировок, предложившем в заявке на участие в запросе котировок цену контракта такую же, как и победитель запроса котировок, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий.
Согласно частям 13, 14 статьи 78 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене и с указанием наименования, характеристик поставляемого товара (в случае осуществления поставки товара), предложенных в заявке на участие в запросе котировок победителя запроса котировок или в заявке на участие в запросе котировок участника запроса котировок, с которым заключается контракт в случае уклонения такого победителя от заключения контракта.
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
По пункту 5 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
По пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
По пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
По пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Порядок проведения запроса котировок определен Законом о контрактной системе.
Извещение о проведении запроса котировок и документация о проведении запроса котировок были размещены в единой информационной системе в сфере закупок в порядке и сроки, предусмотренные, нормами Закона о контрактной системе и были доступны для всех потенциальных участников закупки.
Часть 3 статьи 74 Закона о контрактной системе предоставляет заказчику возможность направить запрос о предоставлении котировок не менее чем трем лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.
Таким образом, наличие предварительной договоренности между индивидуальным предпринимателем <…> и Войсковой частью 5134 о поставке бланочной продукции не исключало возможности и не создавало препятствия для участия в запросе котировок и иных участников рынка поставки бланочной продукции, не создавало им дискриминационных условий для участия в закупке.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке установлен Приказом ФАС России № 220 от 28.04.2010.
Согласно пункту 1.3. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в объеме, установленном пунктом 10.9 настоящего Порядка.
Согласно пункту 10.9. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:
а) определение временного интервала исследования.
б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции).
По результатам проведения анализа состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», при проведении запроса котировок на приобретение бланочной продукции государственного образца, установлено следующее.
1. Временной интервал исследования определен периодом с 22.05.2017 (дата размещения извещения и документации о закупке в единой информационной системе в сфере закупок) по 27.06.2017 (дата окончания поставки товара по государственному контракту от 13.06.2017).
2. Предмет запроса котировок: поставка бланочной продукции государственного образца (код ОКПД 32.99.99.000).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 29.05.2017, заявки <…> и ООО «Дижеком» были отклонены по причине того, что предлагаемая хозяйствующими субъектами цена в котировочной заявке превышала начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок.
Предложение <…> и ООО «Дижеком» в котировочных заявках цен, превышали начальную (максимальную) цену контракта, не соответствовало главной цели добросовестного участника в запросе котировок – победе в них, поскольку превышение установленной в извещении цены автоматически ведет к отклонению заявки.
Вышеизложенное свидетельствует, что <…> и ООО «Дижеком» не имели заинтересованности одержать победу в запросе котировок, своими действиями <…> и ООО «Дижеком» создали видимость конкуренции в торгах.
Решением Коми УФАС России № 02-01/4587 от 03.07.2018 индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, ООО «Дижеком» признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции путём заключения и участия в соглашении (договоренности), которое привело (могло привести) к поддержанию цен на торгах при проведении Войсковой частью 5134 запроса котировок на приобретение бланочной продукции государственного образца.
Иные хозяйствующие субъекты в закупке не участвовали.
В Коми УФАС России отсутствует информация о том, что кто-то из участников рынка поставки бланочной продукции отказался от участия в закупке в результате имеющейся договоренности между Войсковой частью 5134 и индивидуальным предпринимателем <…>.
В материалах дела отсутствуют доказательства создания <…> преимущественных условий участия в закупке в результате вышеуказанных действий.
Таким образом, в действиях индивидуального предпринимателя <…>, Войсковой части 5134 при проведении запроса котировок отсутствуют признаки нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3.4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дело № АО 06-04/18 в связи с отсутствием в действиях Войсковой части 5134, индивидуального предпринимателя <…> при проведении запроса котировок, признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии |
|
|
|
|
|
Члены Комиссии |
|
|
|
|
|
|
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.