Решение №01-107/5835 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 23 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 августа 2018 года

 

В полном объеме решение изготовлено 23 августа 2018 года

 

                                          

 

                                           
 

 

г. Сыктывкар

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> (далее - Комиссия),  рассмотрев дело № АО 06-04/18 по признакам нарушения Войсковой частью 5134, место нахождения: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Катаева, д. 48, индивидуальным предпринимателем <…>, место жительства: <…>, пунктов 1, 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при организации и проведении  закупки способом запроса котировок на приобретение бланочной продукции государственного образца (извещение в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru  № 0307100016617000015) (далее - закупка) в части координации организатором запроса котировок деятельности их участников, а также заключения соглашения между заказчиком и участником запроса котировок

 

УСТАНОВИЛА:

 

К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечена Войсковая часть 5134, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар,  улица Катаева, дом 48.

К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечен индивидуальный предприниматель <…>, место нахождения: <…>.

К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Дижеком», место нахождения: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 47, оф. 81.

К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечена индивидуальный предприниматель <…>, место нахождения: <…>.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее также Коми УФАС России) рассматривалось дело о нарушении антимонопольного законодательства № А 12-11/17 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…>,  ООО «Дижеком» пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) посредством участия в соглашении, которое привело (могло привести) к поддержанию цен на торгах при проведении Войсковой частью 5134 запроса котировок на приобретение бланочной продукции государственного образца (номер извещения 0307100016617000015).

Определением от 25.04.2018 № 01-107/2965 о выделении дела в отдельное производство, об отложении рассмотрения дела № А 12-11/17, дело № АО 06-04/18 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Войсковой частью 5134, индивидуальным предпринимателем <…> пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции выделено в отдельное производство.

Определением Коми УФАС России № 01-107/4091 от 13.06.2018 установлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции со стороны Войсковой части 5134.

В ходе рассмотрения дела АО 06-04/18 установлено следующее.

В связи с предстоящим 20.05.2017 выпуском курсантов у  Войсковой части 5134 имелась потребность в приобретении бланочной продукции государственного образца. Ответственное должностное лицо Войсковой части 5134 в ходе личной встречи 02.05.2017 с индивидуальным предпринимателем <…> запросило у хозяйствующего субъекта коммерческое предложение для обоснования начальной (максимальной) цены закупки. После чего, по рекомендации индивидуального предпринимателя <…> должностное лицо Войсковой части 5134 запросило коммерческие предложения у индивидуального предпринимателя <…> и ООО «Дижеком».

Далее после 05.05.2017 должностное лицо Войсковой части 5134 договорилось с индивидуальным предпринимателем <…> о том, что он первую половину документов изготовит до 20.05.2017, а оплата будет произведена ему из резерва войсковой части позже. 15.05.2017 <…>. передал первую часть заказанных документов.

В дальнейшем, как следует из материалов антимонопольного дела, в связи с отсутствием бюджетных лимитов у единственного поставщика, Войсковой частью 5134 принято решение о проведении запроса котировок на бланочную продукцию, о чем было доведено до <…>. Должностное лицо Войсковой части 5134 гарантировало <…>, что если <…> не выиграет данную закупку, поставка части бланочной продукции будет оплачена этим должностным лицом Войсковой части 5134.

22.05.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru  (далее – официальный сайт) размещено извещение № 0307100016617000015 о проведении запроса котировок на приобретение бланочной продукции государственного образца.

Организатором запроса котировок  явилась Войсковая часть 5134.

Начальная (минимальная) цена контракта: 109930 рублей.

Согласно извещению №  0307100016617000015:

- дата начала подачи котировочных заявок – 23.05.2017 с 9:00;

- дата окончания подачи котировочных заявок – 27.05.2017 до 17:45.

Из пояснений <…>, <…>, ООО «Дижеком», Войсковой части 5134, установлено, что, поскольку по состоянию на 26.05.2017 не было подано ни одной заявки по закупке № 0307100016617000015, должностное лицо Войсковой части 5134 лично передало образец заявки <…>, <…> и ООО «Дижеком» для оформления и направления ими заявок в войсковую часть.

26.05.2018 <…> в адрес  Войсковой части № 5134 были переданы 3 конверта с котировочными заявками <…>, <…> и ООО «Дижеком».

По сведениям, представленным в материалы дела ответчиками, направление запечатанных в конверты котировочных заявок от всех хозяйствующих субъектов <…> связано с течением ряда обстоятельств, а также тем, что данные хозяйствующие субъекты имеют тесные деловые связи, в том числе по оказанию содействия в коммерческой деятельности.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 29.05.2017 для закупки по извещению № 0307100016617000015 заявки подали 3 участника: <…>, <…> и ООО «Дижеком». Заявки <…> и ООО «Дижеком» были отклонены по причине того, что предлагаемая хозяйствующими субъектами цена в котировочной заявке превышала начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении.

Из пояснений ООО «Дижеком» и <…> следует, что ранее указанные хозяйствующие субъекты не участвовали в подобных торгах; предложения об участии в торгах и подаче котировочных заявок на бланке, предложенном представителем Войсковой части 5134, поступило от представителей Войсковой части 5134; расчет ценовых предложений в котировочных заявках установлен в соответствии с прайс-листами хозяйствующих субъектов; сведениями о наличии максимальной цене контракта представители Войсковой части 5134 их не уведомляли, равно как и не сообщали о том, что какую-либо дополнительную информацию можно получить на сайте; кроме заполненной котировочной заявки на бланке, предложенном представителем Войсковой части 5134,  иные документы у хозяйствующих субъектов не запрашивались.

Заявка <…> была признана соответствующей установленным требованиям. Ценовое предложение <…> равнялось начальной (максимальной) цене контракта.

По результатам закупки № 0307100016617000015 между <…> и Войсковой частью 5134 был заключен государственный контракт от 13.06.2017 на закупку бланков государственного образца для нужд Войсковой части 5134.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее  - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Согласно части 1 статьи 74 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, и в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока.

Согласно части 3 статьи 74 Закона о контрактной системе заказчик одновременно с размещением в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок вправе направить запрос о предоставлении котировок не менее чем трем лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.

Согласно части 5 статьи 74 Закона о контрактной системе запрос о предоставлении котировок может направляться с использованием любых средств связи, в том числе в форме электронного документа.

Согласно части 7 статьи 74 Закона о контрактной системе прием заявок на участие в запросе котировок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок.

Согласно части 1 статьи 77 Закона о контрактной системе любой участник закупки, в том числе участник, которому не направлялся запрос о предоставлении котировок, вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок. В случае, если заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении запроса котировок, участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в запросе котировок до истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Согласно части 3 статьи 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации не допускаются. По требованию участника запроса котировок, подавшего заявку на участие в запросе котировок, заказчик выдает расписку в получении заявки на участие в запросе котировок с указанием даты и времени ее получения.

Согласно части 1 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками.

Согласно части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором содержатся информация о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения, предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги, информация о победителе запроса котировок, об участнике запроса котировок, предложившем в заявке на участие в запросе котировок цену контракта такую же, как и победитель запроса котировок, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий.

Согласно частям 13, 14 статьи 78 Закона о контрактной системе  контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене и с указанием наименования, характеристик поставляемого товара (в случае осуществления поставки товара), предложенных в заявке на участие в запросе котировок победителя запроса котировок или в заявке на участие в запросе котировок участника запроса котировок, с которым заключается контракт в случае уклонения такого победителя от заключения контракта.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

По пункту 5 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

По пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

По пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

По пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции  соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Порядок проведения запроса котировок определен Законом о контрактной системе.

Извещение о проведении запроса котировок и документация о проведении запроса котировок были размещены в единой информационной системе в сфере закупок в порядке и сроки, предусмотренные, нормами Закона о контрактной системе и были доступны для всех потенциальных участников закупки.

Часть 3 статьи 74 Закона о контрактной системе предоставляет заказчику возможность направить запрос о предоставлении котировок не менее чем трем лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.

Таким образом, наличие предварительной договоренности между индивидуальным предпринимателем <…> и Войсковой частью 5134 о поставке бланочной продукции не исключало возможности и не создавало препятствия для участия в запросе котировок и иных участников рынка поставки бланочной продукции, не создавало им дискриминационных условий для участия в закупке.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке установлен Приказом ФАС России № 220 от 28.04.2010.

Согласно пункту 1.3. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в объеме, установленном пунктом 10.9 настоящего Порядка.

Согласно пункту 10.9. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования.

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции).

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», при  проведении запроса котировок на приобретение бланочной продукции государственного образца, установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 22.05.2017 (дата  размещения извещения и документации о закупке в единой информационной системе в сфере закупок) по 27.06.2017 (дата окончания поставки товара по государственному контракту от 13.06.2017).

2. Предмет запроса котировок: поставка бланочной продукции государственного образца (код ОКПД 32.99.99.000).

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 29.05.2017, заявки <…> и ООО «Дижеком» были отклонены по причине того, что предлагаемая хозяйствующими субъектами цена в котировочной заявке превышала начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок.

Предложение <…> и ООО «Дижеком» в котировочных заявках цен, превышали начальную (максимальную) цену контракта, не соответствовало главной цели добросовестного участника в запросе котировок – победе в них, поскольку превышение установленной в извещении цены автоматически ведет к отклонению заявки.

Вышеизложенное свидетельствует, что <…> и ООО «Дижеком» не имели заинтересованности одержать победу в запросе котировок, своими действиями <…> и ООО «Дижеком» создали видимость конкуренции в торгах.

Решением Коми УФАС России № 02-01/4587 от 03.07.2018 индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, ООО «Дижеком» признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции путём заключения и участия в соглашении (договоренности), которое привело (могло привести) к поддержанию цен на торгах при проведении Войсковой частью 5134 запроса котировок на приобретение бланочной продукции государственного образца.

Иные хозяйствующие субъекты в закупке не участвовали.

В Коми УФАС России отсутствует информация о том, что кто-то из участников рынка поставки бланочной продукции отказался от участия в закупке в результате имеющейся договоренности между Войсковой частью 5134 и индивидуальным предпринимателем <…>.

В материалах дела отсутствуют доказательства создания <…> преимущественных условий участия в закупке в результате вышеуказанных действий.

Таким образом, в действиях индивидуального предпринимателя <…>, Войсковой части 5134 при проведении запроса котировок отсутствуют признаки нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3.4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дело № АО 06-04/18 в связи с отсутствием в действиях Войсковой части 5134, индивидуального предпринимателя <…> при проведении запроса котировок, признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны