Определение №01-107/7037 определение об отложении рассмотрения дела № АО 11-05/16 от 1 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

Определение

ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № АО 11-05/16

 

 

29 июля 2016 года

 

 

№ 01-107/7037

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии <…> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № АО 11-05/16 по признакам нарушения Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Коммунистическая,  дом 8, государственным унитарным предприятием Республики Коми «Региональный Центр ценообразования в строительстве», место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Куратова, дом 83, некоммерческой организации «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», место нахождения: город Москва, улица Строителей, дом 6, корпус 4, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), установила:

К участию в деле в качестве ответчиков привлечены:

- Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (далее – Минстрой Республики Коми), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Коммунистическая,  дом 8;

- государственное унитарное предприятие Республики Коми «Региональный Центр ценообразования в строительстве» (далее – ГУП РК «РЦЦС»), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Куратова, дом 83;

- некоммерческая организация «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (далее – НО «НАСИ»), место нахождения: город Москва, улица Строителей, дом 6, корпус 4.

Минстроем Республики Коми, НО «НАСИ» заявлены ходатайства от 01.07.2016 № 17-18-08/2646 (вх. № 3408 от 05.07.2016), от 26.05.2016 (вх. № 2864 от 06.06.2016) соответственно о приостановлении рассмотрения дела № АО 11-05/16 в связи с рассмотрением в Арбитражном суде города Москвы дела № А40-219564/2015 о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы от 31.08.2015 по делу № 1-16-179/00-22-14.

По мнению ответчиков результаты рассмотрения судом указанного дела могут иметь значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № АО 11-05/16.

Согласно части 3 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия может приостановить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае и на срок:

1) рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;

2) проведения экспертизы.

Исходя из указанной нормы Комиссия вправе (и не обязана) приостановить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

По пункту 11 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы: смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» утверждено  Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, в соответствии с которым:

7. Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27(1) - 31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.

28. Раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» должен содержать текстовую часть в составе пояснительной записки к сметной документации и сметную документацию.

30. Сметная документация, предусмотренная в пункте 28 настоящего Положения, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.

Сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета. Разработка и применение индивидуальных сметных нормативов, предназначенных для строительства конкретного объекта по предусматриваемым в проектной документации технологиям производства работ, условиям труда и поставок ресурсов, отсутствующим или отличным от технологий, учтенных в сметных нормативах, содержащихся в федеральном реестре сметных нормативов, осуществляется по решению Правительства Российской Федерации.

Указанная сметная документация составляется с применением базисного уровня цен и цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления). Под базисным уровнем цен понимаются стоимостные показатели сметных нормативов, действовавшие по состоянию на 1 января 2000 г.

Приказом Госстроя от 04.12.2012 № 76/ГС «Об утверждении Классификации сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» утверждена Классификация сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Сметные нормативы подразделяются на следующие группы:

1. Государственные сметные нормативы;

2. Отраслевые сметные нормативы [сметные нормативы по отраслям и видам строительства];

3. Территориальные сметные нормативы;

4. Индивидуальные сметные нормативы.

Аналогичная классификация была также установлена ранее действовавшей Классификацией сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденной приказом Минрегиона России от 20.08.2009 № 353.

Приказ Госстроя от 04.12.2012 № 76/ГС «Об утверждении Классификации сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» утратил силу. Взамен принят приказ Минстроя России от 08.06.2015 № 413/пр «Об утверждении Классификации сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников», предусматривающий аналогичную  приказу Госстроя от 04.12.2012 № 76/ГС классификацию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2010 № 1006 в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», были внесены изменения, согласно которым сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» сметная стоимость инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежит проверке на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в порядке, установленном соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» утверждено Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (введенное в действие с 1 января 2010 г.), в соответствии с которым:

18. Предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.

22. Организация по проведению проверки оформляет заключение о недостоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, если:

б) расчеты, содержащиеся в сметной документации, произведены не в соответствии со сметными нормативами, включенными в федеральный реестр сметных нормативов.

Аналогичное правило о необходимости при составлении сметной документации на объекты, финансируемые за счет бюджетных средств, применять сметные нормативы, включенные в Федеральный реестр сметных нормативов, содержится в нормативных правовых актах Республики Коми в отношении расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Коми от 13.11.2014 № 445 «О Министерстве архитектуры и строительства Республики Коми» было утверждено Положение о Министерстве архитектуры и строительства Республики Коми, действовавшее до 01.01.2016, в соответствии с которым:

9. Для реализации задач, указанных в разделе II настоящего Положения, Министерство исполняет следующие государственные функции:

17) обеспечивает разработку проектов нормативов, предназначенных для определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в Республике Коми, учитывающих региональные условия выполнения работ (территориальный сметный норматив), и представляет их в установленном порядке Правительству Республики Коми;

18) обеспечивает в установленном порядке мониторинг цен производителей и поставщиков строительных ресурсов, применяемых на территории Республики Коми, и представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации информацию о стоимости строительных ресурсов на территории Республики Коми для включения в интерактивную информационно-справочную базу данных о стоимости основных (ценообразующих) строительных материалов, изделий, конструкций, механизмов и оборудования.

Территориальные сметные нормативы, подлежащие включению в Федеральный реестр сметных нормативов, разрабатываются в особом порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минрегион России, Госстрой, Минстрой России):

- в период с 13.06.2008 по 30.03.2013 действовал порядок, утвержденный Приказом Минрегиона России от 11.04.2008 № 44 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности» (далее - Порядок разработки нормативов от 11.04.2008);

- в период с 31.03.2013 по настоящее время действует порядок, утвержденный Приказом Госстроя от 04.12.2012 № 75/ГС «Об утверждении Порядка разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» (далее - Порядок разработки нормативов от 04.12.2012).

Согласно пункту 27 Порядка разработки нормативов от 11.04.2008 территориальные сметные нормативы должны быть разработаны в соответствии с государственными сметными нормативами.

Согласно действующему Порядку сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета от 04.12.2012, разработка проектов сметных нормативов осуществляется в соответствии с действующими нормативными и методическими документами, внесенными в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, т.е. в том числе в соответствии с государственными сметными нормативами.

Согласно пункту 27 Порядка разработки нормативов от 11.04.2008 проекты территориальных и отраслевых сметных нормативов до их утверждения подлежат согласованию с Минрегионом России на предмет их соответствия утвержденным в установленном порядке государственным сметным нормативам.

Представление проектов территориальных сметных нормативов на согласование в Минрегион России могло осуществляться только органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 28).

Согласование нормативов осуществлялось Минрегионом России в форме проверки (экспертизы) на предмет соответствия государственным сметным нормативам (пункт 27), комплектности представленных материалов (пункт 15), правильности расчетных обоснований (пункт 15).

По итогам проверки (экспертизы) проектов территориальных сметных нормативов оформлялось экспертное заключение (положительное, отрицательное) (пункт 19).

В случае оформления положительного экспертного заключения Минрегион России вносил территориальные сметные нормативы в Реестр нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, действующих на территории Российской Федерации (пункт 34); в случае оформления отрицательного экспертного заключения – направлял заявителю уведомление об отказе во внесении нормативов в соответствующий реестр сметных нормативов (пункт 30).

Действующий Порядок разработки нормативов от 04.12.2012 содержит аналогичные положения. Вместе с тем, в указанном Порядке изменилась процедура предоставления проектов территориальных сметных нормативов на согласование в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой), а именно – теперь проекты территориальных сметных нормативов на согласование может предоставить любое заинтересованное лицо.

В соответствии с письмом Минархстроя Республики Коми от 17.12.2014 № 11-14-18/9518 (вх. ФАС России от 25.12.2014 № 121207/14), организацией, уполномоченной на разработку территориальных сметных нормативов Республики Коми, индексов измерения сметной стоимости и средних сметных цен является ГУП «РК «РЦЦС».

Так, в соответствии с пунктом 1 приказа Минархстроя Республики Коми от 07.04.2014 № 138-ОД «О разработке и актуализации территориальных сметных нормативов» ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве» наделен полномочиями по разработке проектов нормативов, предназначенных для определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в Республике Коми.

Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2010 № 522 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми» и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Коми» утвержден Порядок проведения проверки сметной стоимости инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств республиканского бюджета Республики Коми согласно приложению № 6, в соответствии с которым:

 1. Настоящий Порядок регулирует вопросы проведения проверки сметной стоимости инвестиционных проектов, связанных со строительством, реконструкцией, техническим перевооружением (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства), финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств республиканского бюджета Республики Коми (далее - проверка сметной стоимости).

17. Предметом проверки сметной стоимости являются изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, порядку определения сметной стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, пусконаладочных и монтажных работ на территории Республики Коми в текущем уровне цен, утвержденному Министерством и размещенному в установленном порядке на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной (сметной) документацией.

22. Организация по проведению проверки оформляет заключение о недостоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, если:

2) расчеты, содержащиеся в сметной документации, произведены не в соответствии со сметными нормативами, включенными в федеральный реестр сметных нормативов, и с порядком определения сметной стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, пусконаладочных и монтажных работ на территории Республики Коми в текущем уровне цен, утвержденным Министерством и размещенным в установленном порядке на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приказом Минархстроя Республики Коми от 30.03.2015 № 71-ОД «Об утверждении Порядка определения стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, пусконаладочных и монтажных работ на территории Республики Коми в текущем уровне цен» утвержден Порядок определения стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, пусконаладочных и монтажных работ на территории Республики Коми в текущем уровне цен согласно приложению № 1, согласно которому:

4. Основанием для определения сметной стоимости работ в текущем уровне цен (расчетных индексов) является смета (акт выполненных работ), разработанная на основе территориальных сметных нормативов Республики Коми и государственных сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов.

8. Для осуществления расчетов сметной стоимости работ в текущем уровне цен методами, указанными в п. 7 Порядка, используется информация о стоимости ресурсов в текущем уровне цен и об индексах изменения стоимости строительно-монтажных работ (далее - База данных) для строительной зоны расположения объектов строительства, реконструкции и ремонта.

9. Формирование и реализация Базы данных возлагается на ГУП РК «РЦЦС».

10. Для определения стоимости строительства, реконструкции и ремонта объектов в текущем уровне цен, финансируемых за счет бюджетных средств, доходов от платных услуг, а также в рамках государственно-частного партнерства, применение ресурсного или ресурсно-индексного методов является обязательным.

16.2. Индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ к ТЕР-2001, для 5 строительных зон Республики Коми, разрабатываются ежеквартально ГУП РК «РЦЦС».

При составлении сметной документации в базисном уровне цен на объекты строительства, финансируемые за счет бюджетных средств, в обязательном порядке применяются сметные нормативы, включенные в Федеральный реестр сметных нормативов.

Территориальные сметные нормативы, индексы изменения сметной стоимости и средние сметные цены Республики Коми обязательны к применению, являются официальной информацией, поскольку служат для определения сметной стоимости строительства на объектах, финансируемых за счет бюджетных средств Российской Федерации и Республики Коми. Доступ к ним не должен быть ограничен.

Территориальные сметные нормативы Республики Коми в редакции 2008-2009 годов, утвержденные приказами Минархстроя Республики Коми в 2010-2011 годах, были размещены на сайте органа спустя год-полтора с даты их утверждения, изменения в территориальные сметные нормативы Республики Коми в редакции 2008-2009 годов, утвержденные приказом Минархстроя Республики Коми от 12.07.2011 № 191-ОД, были опубликованы спустя полгода с даты их утверждения,  изменения в территориальные сметные нормативы Республики Коми в редакции 2008-2009 годов, утвержденные приказом Минархстроя Республики Коми от 21.03.2012 № 94-ОД были размещены 18.07.2012. При этом файлы опубликованы с ограничением функции поиска по тексту, с дополнительным текстом поверх нормативов, препятствующим копированию текста.

Изменения в территориальные сметные нормативы Республики Коми в редакции 2008-2009 годов, внесенные в Федеральный реестр сметных нормативов приказом Госстроя от 07.11.2013 № 418/ГС, на сайте Минархстроя Республики Коми не опубликованы.

Индексы изменения сметной стоимости и средние цены Республики Коми на сайте Минархстроя Республики Коми и на сайте ГУП РК «РЦЦС» не размещены.

По информации Минстроя Республики Коми от 01.07.2016 № 17-18-08/2646 (вх. № 3408 от 05.07.2016) с 10.05.2015 по настоящее время на территории Республики Коми действуют территориальные сметные нормативы (ТСН РК), утвержденные приказом Минархстроя Республики Коми от 03.02.2015 № 27-ОД.

Указанные территориальные сметные нормативы, внесенные в Федеральный реестр сметных нормативов приказом Минстроя России от 31.12.2014 № 937/пр, были размещены 12.02.2015. При этом файлы опубликованы с ограничением функции поиска по тексту, с дополнительным текстом поверх нормативов, препятствующим копированию текста.

Неразмещение информации, неактуальное ее опубликование с ограничением функции поиска по тексту, с дополнительным текстом поверх нормативов препятствующим копированию текста, может ограничивать возможность использования этих документов третьими лицами.

Согласно статье 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Закон об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов) одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является  свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.

В соответствии со статьей 1 Закона об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов:

информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности;

государственные органы - органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 11 Закона об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов установлено, что основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются, в том числе:

1) достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

2) соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией;

В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети «Интернет» в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение указанной нормы Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации издан приказ от 27.06.2013 № 149 «Об утверждении Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети «Интернет» в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования» (далее – Приказ об утверждении Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами в сети «Интернет»), по пункту 1 которого общедоступная информация, размещаемая государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) в форме открытых данных, должна иметь формат, допускающий ее автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного использования.

По пункту 2 Приказа об утверждении Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами в сети «Интернет» общедоступная информация в форме открытых данных размещается на сайте в сети Интернет, в том числе на сайте государственного органа и органа местного самоуправления (далее - сайт), в формате CSV или XML либо в ином формате, позволяющем осуществлять автоматизированную обработку информации, который соответствует национальным и международным стандартам структурирования информации.

По пункту 9 Приказа об утверждении Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами в сети «Интернет» государственный орган (орган местного самоуправления) обеспечивает условия свободного доступа пользователей к общедоступной информации, размещенной на специальной странице сайте в форме открытых данных.

Организация свободного доступа к общедоступной информации в форме открытых данных осуществляется в соответствии с требованиями:

б) пользование общедоступной информацией в форме открытых данных не может быть обусловлено требованием использования пользователями определенных веб-обозревателей или установки на технические средства пользователей специального программного обеспечения.

            Разработка территориальных сметных нормативов, индексов и средних сметных цен Республики Коми осуществлялась на основании следующих договоров:

- Договор № СД-02/2008 между ГУП РК «Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве» и НО «НАСИ», по которому ГУП РК «Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве» обязуется сопровождать (актуализировать) ТСНБ КОМИ ТЕР-2001 (база данных новой редакции территориальной сметно-нормативной базы Республики Коми), по завершении работ передать экземпляр переведенной ТСНБ КОМИ ТЕР-2001 в формате программного продукта НО «НАСИ», реализовывать ТСНБ КОМИ ТЕР-2001 в форме печатных сборников и в электронном формате НО «НАСИ», в течение 5 дней с момента регистрации ТСНБ КОМИ ТЕР-2001 заключить с НО «НАСИ» договор, определяющий порядок взаимодействия сторон по распространению ТСНБ КОМИ ТЕР-2001 разработчикам сметных программ и конечным пользователям.

- Договор возмездного оказания услуг № РК-03/2009 от 15.12.2009 между ГУП РК «Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве» и НО «НАСИ», по которому ГУП РК «Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве» обязуется распространять ТСНБ ТЕР-2011, базовые и текущие сметные цены на материалы, изделия и конструкции, сметные расценки на эксплуатацию машин и автотранспортных средств, сметные цены на перевозки грузов для строительства (ТССЦ) и индексы к ТСНБ ТЕР-2001 в формате и составе продуктов, имеющих свидетельство ФГУ «ФЦЦС» о включении программного продукта и перечень программ, осуществляющих внедрение эталонной сметно-нормативной базы на основании договоров, заключенных с правообладателями эталонной базы (НО «НАСИ») или уполномоченной им организацией.

- Договор, заключенный посредством акцепта публичной оферты НО «НАСИ» о заключении договора на оказание услуг по предоставлению информации и созданию базы данных (мониторинг цен на строительные ресурсы) (новая редакция) от 03.02.2014, по которому индексы пересчета сметной стоимости или сборник средних сметных цен разрабатываются на основании базы данных, исключительные права на которые принадлежат НО «НАСИ». По результатам договора формируются базы данных, содержащие индексы пересчета и средние сметные цены, обладателями исключительного права на которые становятся совместно акцептант (ГУП РК «Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве») и НО «НАСИ». Дальнейшее распространение созданных баз данных с индексами пересчета сметных цен и средними сметными ценами осуществляется по согласованию с НО «НАСИ» как с правообладателем.

- Лицензионный договор от 23.04.2014 № 4/ТСНБ между ГУП РК «Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве» и ООО «ИнАС+», по которому исключительные права на любые созданные ГУП РК «Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве» и ООО «ИнАС+» в рамках договора ТСНБ (база данных, содержащая территориальные сметные нормативы) является произведением, производным от ФСНБ (база данных «Федеральная сметно-нормативная база ценообразования в строительстве ФСНБ-2001», извлечения из которой утверждены в виде государственных сметных нормативов приказом Минстроя России от 30.01.20014 № 31-пр, правообладателем которой является НО «НАСИ»), является произведением, производным от ФСНБ и является результатом интеллектуальной деятельности, созданным сторонами, исключительны права на созданные ТСНБ в рамках договора, как результат интеллектуальной деятельности будут принадлежать правообладателю ФСНБ (т.е. НО «НАСИ»), извлечения из ТСНБ принадлежат ГУП РК «Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве».

- Лицензионный договор от 15.10.2014 № ТГН-45/2014 между ГУП РК «РЦЦС», НО «НАСИ» и ООО «Госнорматив», по которому ГУП РК «РЦЦС» и НО «НАСИ», являясь правообладателем ТСНБ ТЕР-2001 (утвержденная в установленном порядке эталонная база данных территориальных сметных нормативов Республики Коми, созданная и актуализированная лицензиарами на основе эталонной базы, принадлежащей НО «НАСИ»), предоставляют ООО «Госнорматив» простую лицензию на право ее использования. ООО «Госнорматив» распространяет базы данных в формате и составе программных продуктов, разработчики и распространители которых имеют оформленное право воспроизведения Эталонной базы, принадлежащей НО «НАСИ».

Как следует из текса вышеуказанных договоров территориальные сметные нормативы Республики Коми и изменения к ним разрабатывались не в соответствии с государственными сметными нормативами, а на основе эталонной базы ФСНБ-2001, содержащей государственные сметные нормативы, исключительные права на которую принадлежат НО «НАСИ». Исключительные права на сформированные по таким договорам базы данных с территориальными сметными нормативами принадлежат совместно ГУП РК «РЦЦС» и НО «НАСИ».

Соответственно, распространение территориальных сметных нормативов, индексов изменения сметной стоимости и средних сметных цен Республики Коми, возможно только по согласованию с НО «НАСИ» (как с правообладателем), что влечет за собой ограничение возможности свободного использования данной информации третьими лицами, и как следствие, ограничение конкуренции на рынках компьютерных сметных программ и составления проектно-сметной документации.

ГУП РК «РЦЦС» письмом № 01-744 от 01.07.2016 (вх. 3 3361 от 01.07.2016) представлена следующая информация.

До заключения лицензионного договора от 15.10.2014 № ТГН-45/2014 между ГУП РК «РЦЦС», НО «НАСИ» и ООО «Госнорматив»,  ГУП РК «Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве» реализовывало территориальные сметные нормативы и информацию о средних сметных ценах на ресурсы путем заключения лицензионных договоров. Индексы изменения сметной стоимости реализовывались физическим и юридическим лицам путем отправки информации на бумажном носителе после оплаты услуг.

ГУП РК «РЦЦС» представлены копии следующих лицензионных договоров:

-от 16.12.2009 № 1/ТСНБ с ООО «ИнАС+»;

-от 16.12.2009 № 3 с ООО НТЦ «Гектор»;

-от 16.12.2009 № 4/ТСНБ с ЗАО «Визардсофт»;

-от 16.12.2009 № 5/ТСНБ с ООО «Компания Инфострой»;

- от 23.12.2009 № 6/ТСНБ с ООО «ГосСтройСмета»;

- от 23.01.2010 № 7/ТСНБ с ООО «Дата Базис»;

-от 23.04.2010 № 8/ТСНБ с ООО НПКП «Багира»;

-от 05.10.2011 № 10/ТСНБ с ООО АРОС Спб»;

-от 30.05.2011 № 11/ТСНБ с ООО «Эрикос-ЦСП»;

-от 11.03.2012 № 12/ТСНБ с ООО НПП «АВС-Н»;

-от 24.06.2014 № 14/ТСНБ с ООО Адепт»;

по которым лицензиар (ГУП РК «Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве») предоставляет лицензиату на право использования на территории Российской Федерации ТСНБ ТЕР-2001 (утвержденной в установленном порядке сметно-нормативной базы Республики Коми ТЕР -2001) и дополнения к ней в формате программного продукта (программа для ЭВМ, предназначенная для проведения расчетов стоимости строительной продукции и услуг с использованием сметной нормативной базы) лицензиата следующими способами:

- переработка ТСНБ ТЕР-2001 и дополнений к ней путем перевода в формат программного продукта;

- воспроизведение экземпляров ТСНБ ТЕР-2001 в целях их последующего распространения (использования) в составе указанного программного продукта;

-распространение лицензиатом ТСНБ ТЕР-2001 и дополнений к ней исключительно в целях составления и ведения сметной и производственной документации с использованием программного продукта лицензиата.

ГУП РК «РЦЦС» представлены копии следующих лицензионных договоров:

-от 12.05.2010 № 8/ТСЦ с ООО НПКП «Багира»;

-от 11.09.2013 № 1426/ТСЦ с ЗАО «Визардсофт»;

-от 12.05.2014 № 508-ТСЦ с ООО «Адепт»;

-от 08.07.2014 № 789/ТСЦ с ООО «Компания Инфострой»;

- от 20.08.2014 № 1085/ТСЦ с ООО «Гектор»;

по которым лицензиар (ГУП РК «Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве») предоставляет лицензиату на право использования на территории Российской Федерации базы данных, содержащей текущие: сметные цены на материалы, изделия и конструкции, сметные расценки на эксплуатацию машин и автотранспортных средств для новой территориальной сметно-нормативной базы Республики Коми (ТСЦ) в формате программного продукта лицензиата следующими способами:

- переработка ТСЦ, путем перевода в формат программного продукта;

- воспроизведение экземпляров ТСЦ с целью их последующего распространения (использования) в составе указанного программного продукта;

-распространение лицензиатом ТСЦ исключительно в целях составления и ведения сметной и производственной документации с использованием программного продукта лицензиата.

Базы данных с территориальными сметными нормативами Республики Коми, индексами изменения сметной стоимости и средними сметными ценами распространялись тем разработчикам сметных программ, которые заключили лицензионные договоры с ГУП РК «Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве».

У таких хозяйствующих субъектов требуется запросить необходимую информацию.

Доказательств для полного, всестороннего, объективного рассмотрения дела недостаточно.

Также, ГУП РК «РЦЦС» сообщено, что полномочиями по разработке проектов нормативов, предназначенных для определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в Республике Коми, учитывающих региональные условия выполнения работ (территориальный сметный норматив), наделено автономное учреждение Республики Коми «Управление государственной экспертизы Республики Коми» в соответствии с Приказом Минстроя Республики Коми от 08.04.2016 № 197-ОД О разработке и актуализации территориальных сметных нормативов».

Комиссия считает необходимым привлечь к участию в деле № АО 11-05/16 в качестве заинтересованного лица автономное учреждение Республики Коми «Управление государственной экспертизы Республики Коми».

В связи с изложенным, рассмотрение дела № АО 11-05/16 необходимо отложить.

В соответствии с частями 1, 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия определила:

  1. Отказать в удовлетворении ходатайств Минстроя Республики Коми, НО «НАСИ» от 01.07.2016 № 17-18-08/2646 (вх. № 3408 от 05.07.2016), от 26.05.2016 (вх. № 2864 от 06.06.2016) о приостановлении рассмотрения дела № АО 11-05/16.
  2. Отложить рассмотрение дела № АО 11-05/16.
  3. Назначить рассмотрение дела № АО 11-05/16 на 07.09.2016 в 11 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний.
  4. Признать явку представителя ГУП РК «РЦЦС» на очередное заседание Комиссии обязательной.
  5. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица автономное учреждение Республики Коми «Управление государственной экспертизы Республики Коми» (далее – АУ РК «Управление государственной экспертизы Республики Коми»), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Ленина, дом 48.

6.                 Минстрою Республики Коми в срок до 01.09.2016 представить в адрес Коми УФАС России:

6.1. копии актов, действовавших в период с 01.01.2008 до 07.04.2014 (до приказа Минархстроя Республики Коми № 138-ОД от 07.04.2014 «О разработке и актуализации территориальных сметных нормативов»), на основании которых ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве» был наделен полномочиями по разработке проектов территориальных сметных нормативов;

6.2. письменный перечень актов Республики Коми, действовавших (действующих) в период с 01.01.2008 по настоящее время, регламентирующие порядок разработки, утверждения, размещения в сети «Интернет» территориальных сметных нормативов;

6.3. копию ответа Минстроя Республики Коми на письмо Минстроя России от 24.12.2015 № 42171-ЛС/05.

7. ГУП РК «РЦЦС» в срок до 01.09.2016 представить в адрес Коми УФАС России:

7.1. копию ответа на письмо Минстроя России от 24.12.2015 № 42171-ЛС/05 (вх. № ГУП РК «РЦЦС» от 28.12.2015 № 01-3707);

7.2. копию договора от 31.01.2012 № 12А18 между ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве» и ООО «Коттедж»;

7.3. копию договора от 09.01.2013 № 13А22 между ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве» и ООО «Коттедж»;

7.4. копию договора от 24.07.2014 № 14/ТСНБ между ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве» и ООО «Адепт»;

7.5. письменную информацию о действии в настоящее время договоров, указанных в пунктах 6.3-6.7 определения Коми УФАС России от 11.05.2016 № 05-03/4114 о назначении дела № АО 11-05/16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, либо прекращении их действия (с приложением копий подтверждающих документов в случае расторжения таких договоров).

8. АУ РК «Управление государственной экспертизы Республики Коми» в срок до 01.09.2016 представить в адрес Коми УФАС России:

8.1.копию положения (устава), либо иного документа, регламентирующего деятельность АУ РК «Управление государственной экспертизы Республики Коми»;

8.2. при наличии - копии договоров, заключенных АУ РК «Управление государственной экспертизы Республики Коми» с НО «НАСИ», ООО «ИнАС+» либо с ООО «Госнорматив» с копиями всех приложений, дополнений, изменений к ним (включая копии  актов приема-передачи);

8.3. копии документов, касающихся реализации (распространения) АУ РК «Управление государственной экспертизы Республики Коми» территориальных сметных нормативов, средних сметных цен, индексов изменения сметной стоимости, разработчикам сметных программ;

8.4. сведения о заключенных АУ РК «Управление государственной экспертизы Республики Коми» договорах с хозяйствующими субъектами, а также НО «НАСИ», ООО «Госнорматив», ООО «Госстройсмета», ООО «Стройинформиздат», ФАУ «ФЦЦС» (ФГУ «ФЦЦС»), связанные с разработкой и распространением электронных баз данных, содержанием которых являются территориальные сметные нормативы, средние сметные цены, индексы изменения сметной стоимости, подлежащие применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджета субъекта Республики Коми;

8.5. копию переписки АУ РК «Управление государственной экспертизы Республики Коми», в том числе в электронном виде, в период с 01.01.2014 по настоящее время с НО «НАСИ», ГУП РК «РЦЦС», Минрегионом России, Госстроем, Минстроем России, ФАУ «ФЦЦС» (ФГУ «ФЦЦС») и его филиалами, ООО «Госнорматив», ООО «ИнАС+», ООО «Коттедж» по вопросам, касающимся разработки, согласования, применения, распространения территориальных сметных нормативов, индексов изменения сметной стоимости, средних сметных цен, в том числе поступившие коммерческие предложения от ФАУ «ФЦЦС» (ФГУ «ФЦЦС») и его филиалов, НО «НАСИ», ООО «Госнорматив».

9. Лица, участвующие в деле, в срок до 01.09.2016 вправе представить в адрес Коми УФАС России иные материалы, письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                         <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                     <…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны