Решение №01-107/7140 решение по делу № АО 38-12/15 от 4 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 02 августа 2016 года

 

В полном объеме решение изготовлено 04 августа 2016 года

 

 

 

                              № 01-107/7140            
                                           г. Сыктывкар

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> (далее - Комиссия),  рассмотрев дело № АО 38-12/15 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – Администрация МО ГО «Воркута»), место нахождения: Республика Коми, город Воркута, Центральная площадь, дом 7, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в закреплении за муниципальным унитарным предприятием «Котельные» муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – МУП «Котельные») объектов теплоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования городского округа «Воркута», на праве хозяйственного ведения на основании пункта 6 постановления от 09.08.2013 № 2726 «О создании муниципального унитарного предприятия «Котельные» муниципального образования городского округа «Воркута» и постановления от 16.08.2013 № 2787 «О передаче имущества, входящего в состав казны муниципального образования городского округа «Воркута», на баланс муниципального унитарного предприятия «Котельные» муниципального образования городского округа «Воркута» (в редакции постановления № 2993 от 17.09.2013 «О внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования городского округа  «Воркута» от 16.08.2013 № 2787») в нарушение требований статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьи 41.1  Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации МО ГО «Воркута» возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Основанием к возбуждению дела явились материалы прокуратуры города Воркуты, указывающие на признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части принятия Администрацией МО ГО «Воркута» актов, на основании которых МУП «Котельные» в нарушении требований статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), статьи 41.1  Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) муниципальные объекты теплоснабжения и водоснабжения были переданы в хозяйственное ведение.

К участию в деле в качестве заявителя привлечена прокуратура города Воркуты, место нахождения: Республика Коми, город Воркута, улица Ленина, дом 50а.

К участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» (далее - Администрация МО ГО «Воркута»), место нахождения: Республика Коми, город Воркута, площадь Центральная, дом 7.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МУП «Котельные», место нахождения: Республика Коми, город  Воркута, Бульвар Пищевиков, дом 2Б, в лице конкурсного управляющего <…>, адрес: <…>.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 части 1 статьи 11 Устава муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – Устав МО ГО «Воркута»), принятого советом муниципального образования городского округа «Воркута» 27.02.2006.

Частью 1 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления определено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 2 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 51 Устава МО ГО «Воркута» Администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Коми.

По пункту 5.1 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа «Воркута», утвержденного Решением Совета МО ГО «Воркута от 26.04.2013 № 255, Администрация МО ГО «Воркута» принимает решение о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление.

На основании изложенного, Администрация МО ГО «Воркута» является органом местного самоуправления, который вправе распоряжаться муниципальным имуществом. Администрация МО ГО «Воркута» правомочна принимать решение о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение.

На основании постановления Администрации МО ГО «Воркута» от 09.08.2013 № 2726 «О создании МУП «Котельные» МО ГО «Воркута» создано МУП «Котельные».

По пункту 4 постановления Администрации МО ГО «Воркута» от 09.08.2013 № 2726 «О создании МУП «Котельные» МО ГО «Воркута» целью деятельности МУП «Котельные» является организация бесперебойного коммунального обслуживания населения, устойчивой работы объектов теплоснабжения, водоснабжения и получения прибыли.

По пункту 5 постановления Администрации МО ГО «Воркута» от 09.08.2013 № 2726 «О создании МУП «Котельные» МО ГО «Воркута» предметом деятельности МУП «Котельные» является, в том числе:

- производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными;

- поставка тепловой энергии на розничный потребительский рынок муниципального образования городского округа «Воркута»;

- реализация тепловой энергии и теплоносителя (химочищенной воды), услуг и отходов производства по договорам с потребителями по ценам и тарифам, устанавливаемым в соответствии с действующим законодательством;

- обслуживание электрических сетей, зданий и сооружений, котельных.

В соответствии с пунктом 6 постановления Администрации МО ГО «Воркута» от 09.08.2013 № 2726 «О создании МУП «Котельные» МО ГО «Воркута» Администрация МО ГО «Воркута»:

- выступает учредителем МУП «Котельные»;

- формирует уставный фонд МУП «Котельные» путем передачи ему имущества, указанного в приложении к настоящему постановлению;

- закрепляет за предприятием на праве хозяйственного ведения имущество, указанное в приложении.

            В приложении к постановлению Администрации МО ГО «Воркута» от 09.08.2013 № 2726 «О создании МУП «Котельные» МО ГО «Воркута» указано такое имущество, как: дренаж, дренаж сетей теплонос., сети водопроводные, тепловые, теплофикационные, канализационные, здание теплопункта № 51.

На основании постановления Администрации МО ГО «Воркута» № 2787 от 16.08.2013 «О передаче имущества, входящего в состав казны МО ГО «Воркута», на баланс МУП «Котельные» (в редакции постановления МО ГО «Воркута» № 2993 от 17.09.2013 «О внесении изменений в постановление Администрации МО ГО «Воркута» от 16.08.2013 № 2787») в адрес МУП «Котельные» передано на праве хозяйственного ведения котельная Елецкий, котельная п. Заполярный, котельная Сивая Маска, котельная Советский.

По акту приема-передачи от 16.08.2013 имущество (объекты теплоснабжения и водоснабжения) передано в адрес МУП «Котельные».

По части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

По общим правилам статьи 17.1 Закона о защите конкуренции договор аренды в отношении муниципального имущества заключается по результатам торгов.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно части 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 29, частью 7 статьи 32 настоящего Федерального закона, частями 2, 2.1, 2.2 и 4.10 настоящей статьи, с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, а также в иных предусмотренных федеральным законом случаях.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Частями 2, 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении предусмотрено, что осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

По части 5 статьи 41.1 Закона о водоснабжении конкурс на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются системы и (или) объекты, указанные в части 1 настоящей статьи, является открытым.

Согласно части 1 статьи 9 Закона о водоснабжении отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.

Статья 28.1 Закона о теплоснабжении и статья 41.1 Закона о водоснабжении введены в действие Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Исходя из части 2 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 28.1 Закона о теплоснабжении и статья 41.1 Закона о водоснабжении вступила в силу с 08.05.2013.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Закона о водоснабжении, статьей 28.1 Закона о теплоснабжении.

Передача прав в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений.

Таким образом, с момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями закрепляться не могут.

Права на такое имущество могут передаваться исключительно путем заключения договора аренды или концессионного соглашения. Указанные договора (соглашения) заключаются посредством проведения торгов.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 № 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Таким образом, непроведение в случаях, предусмотренных законодательством, открытых торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов могут быть выявлены контрагенты, предлагающие наилучшие условия, что обеспечивает соблюдение интересов собственников помещений в многоквартирных домах (как потребителей тепловой энергии и воды), а также хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующем товарном рынке - рынке производства, передачи и распределения пара и горячей воды.

МУП «Котельные» осуществляли деятельность на товарном рынке производства, передачи и распределения пара и горячей воды (код ОКВЭД 40.3) на территории муниципального образования городского округа «Воркута».

Действия Администрации МО ГО «Воркута» в виде передачи МУП «Котельные» объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования городского округа «Воркута», на основании абзацев 3, 4 пункта 6 постановления от 09.08.2013 № 2726 «О создании муниципального унитарного предприятия «Котельные» муниципального образования городского округа «Воркута» и постановления от 16.08.2013 № 2787 «О передаче имущества, входящего в состав казны муниципального образования городского округа «Воркута», на баланс муниципального унитарного предприятия «Котельные» муниципального образования городского округа «Воркута» (в редакции постановления № 2993 от 17.09.2013 «О внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования городского округа  «Воркута» от 16.08.2013 № 2787») в нарушение требований статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, статьи 41.1 Закона о водоснабжения могли привести к предоставлению МУП «Котельные» исключительного права на использование полученного муниципального имущества и лишению иных потенциальных заинтересованных лиц возможности претендовать на получение прав в отношении рассматриваемого имущества на законных основаниях в ходе конкурентной борьбы. Доступ на товарный рынок производства, передачи и распределения пара и горячей воды для них был закрыт, а для конкретного хозяйствующего субъекта – МУП «Котельные» – созданы преимущественные условия деятельности на таком товарном рынке. Тем самым, это могло привести к ограничению конкуренции.

У Администрации МО ГО «Воркута» запрошена письменная информация о  хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность по теплоснабжению, водоснабжению в границах муниципального образований городского округа «Воркута».

Администрацией МО ГО «Воркута» представлен следующий перечень хозяйствующих субъектов (кроме МУП «Котельные») – ПАО «Т Плюс», ООО «Воркутинские ТЭЦ», АО по добыче угля «Воркутауголь», ООО «Водоканал».

Действия по передаче прав на объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения путем закрепления указанных объектов, находящихся в муниципальной собственности, за муниципальным предприятием без проведения торгов содержат нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Администрация МО ГО «Воркута» не согласна с наличием в ее действиях нарушения антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП «Котельные», считает действия по передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение правомерными на основании положений Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) и Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс).

Комиссией Коми УФАС России не принимается указанный довод Администрации МО ГО «Воркута» в силу следующего.

По пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

По пункту 1 статьи 295 Гражданского кодекса собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

По пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Согласно части 4 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

По пункту 4 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

По пунктам 1, 2 статьи 8 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

По пункту 4 статьи 8 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

По пунктам 1, 2 статьи 11 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Администрация МО ГО «Воркута» указывает, что МУП «Котельные» было создано, а имущество передано на праве хозяйственного ведения в соответствии с имеющимися у данного органа местного самоуправления в силу закона полномочиями по распоряжению имуществом.

Однако, нормы Гражданского кодекса, Закона об общих принципах организации местного самоуправления, Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях касающихся создания муниципального предприятия и передачи имущества в хозяйственное ведение такому предприятию являются общими по отношению к нормам Законов о тепло- и водоснабжении, касающимся способов передачи муниципальных объектов тепло- и водоснабжения.

Статьями 28.1 Закона о теплоснабжении и 41.1 Закона о водоснабжении установлены пределы полномочий по организации в границах городского округа теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также особенности передачи прав владения  и (или) пользования такими объектами.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения , централизованными системами водоснабжения, водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований статьей 28.1 Закона о теплоснабжении и 41.1 Закона о водоснабжении. 

Передача прав в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения, водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений, закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено. Это следует из норм законодательства о тепло- и водоснабжении.

Как следует из материалов дела, рассматриваемое муниципальное имущество в адрес Администрации МО ГО «Воркута» не возвращено.

Администрация МО ГО «Воркута» указывает, что не вправе изымать, переданное в хозяйственное ведение, рассматриваемое муниципальное имущество.

По пункту Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Поскольку в федеральном законе, в частности статье 295 Гражданского кодекса, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.

По пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Однако, как следует из материалов дела, право хозяйственного ведения на недвижимое имущество МУП «Котельные» не зарегистрировано. Таким образом, недвижимое имущество не находится в хозяйственном ведении предприятия, указанное имущество находится в пользовании МУП «Котельные».

В связи с чем, ссылка Администрации МО ГО «Воркута» на законодательство о государственных и муниципальных унитарных предприятиях в части передачи в хозяйственное ведение МУП «Котельные» недвижимого имущества не обоснована.

Также Администрация МО ГО «Воркута» указала на следующее. Законом о концессионных соглашениях предусмотрено нахождение объектов тепло- и водоснабжения у унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения. Так по пункту 4 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях в случае если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктами 1 и 11 (объекты тепло- и водоснабжения) части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.

Указанный довод также не принимается в связи со следующим. Данной нормой предусмотрена возможность нахождения объектов тепло- и водоснабжения в хозяйственном ведении унитарного предприятия, переданного ему собственником имущества до вступления в силу Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в Законы о тепло – водоснабжении, в соответствии с которыми передача прав в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений.

И действия органа местного самоуправления по передаче прав на объекты тепло- и водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности после вступления в силу Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» являются нарушением антимонопольного законодательства.

В данном случае рассматриваемые действия Администрации МО ГО «Воркута» являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Однако, предписание о совершении действий по отмене принятых Администрацией МО ГО «Воркута» актов и принятию мер по возврату имущества выдаче не подлежит в связи со следующим.

МУП «Котельные» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство (решение Арбитражного суда от 14.07.2015 по делу № А29-10948/2014).

По пункту 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

По пункту 2 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать Администрацию МО ГО «Воркута» нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части передачи МУП «Котельные» объектов тепло- и водоснабжения, водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования городского округа «Воркута», на основании пункта 6 постановления от 09.08.2013 № 2726 «О создании муниципального унитарного предприятия «Котельные» муниципального образования городского округа «Воркута» и постановления от 16.08.2013 № 2787 «О передаче имущества, входящего в состав казны муниципального образования городского округа «Воркута», на баланс муниципального унитарного предприятия «Котельные» муниципального образования городского округа «Воркута» (в редакции постановления № 2993 от 17.09.2013 «О внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования городского округа  «Воркута» от 16.08.2013 № 2787») в нарушение требований статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, статьи 41.1  Закона о водоснабжении без проведения торгов.
  2. Предписание не выдавать.

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

<…>

 

 

 

 

 

<…>

                                  

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны