Уведомление №01-107/8146 Заключение об обстоятельствах дела № АО 13-08/17 (в отношени... от 25 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № АО 13-08/17

 

 

24 августа 2017 года

 

 

№ 01-107/8146

 
г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии (далее - Комиссия), рассмотрев дело № АО 13-08/17 по признакам нарушения акционерным обществом «Корпорация по развитию Республики Коми» (далее – АО «Корпорация по развитию Республики Коми»), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 108а пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании:

«…» – представителя АО «Корпорация по развитию Республики Коми» по доверенности от 25.01.2017;

«…» – представителя общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Гранит» (далее – ООО «ЧОП «Гранит») по доверенности от 01.08.2017,

руководствуя статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения АО «Корпорация по развитию Республики Коми» пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела явилась жалоба ООО «ЧОП «Гранит», касающаяся организации и проведения АО «Корпорация по развитию Республики Коми» (далее – заказчик) запроса предложений на оказание услуг по физической охране объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности общества, номер извещения 31705036480 на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» (далее – закупка, запрос предложений).

К участию в деле в качестве заявителя привлечено ООО «ЧОП «Гранит», место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, ул. Калинина, д. 12/1.

К участию в деле в качестве ответчика привлечено АО «Корпорация по развитию Республики Коми», место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 108а.

ООО «ЧОП «Гранит» обжалуются бездействие закупочной комиссии по проведению запроса предложений в части не отклонения заявки ООО «ЧОП «ДОН», признанного победителем, как несоответствующей требованиям документации о закупке в части непредоставления справки об отсутствии правонарушений в связи с осуществлением лицензируемого вида деятельности за последние два года, заверенной ЦЛРР МВД по РК.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции установлено, что целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

АО «Корпорация по развитию Республики Коми» явилось заказчиком проведения запроса предложений.

Закупка проводилась на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц).

Приказом АО «Корпорация по развитию Республики Коми» от 23.04.2015 № 15 «О мерах исполнения Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011» утвержден состав закупочной комиссии (далее – закупочная комиссия).

Приказом АО «Корпорация по развитию Республики Коми» от 20.04.2017 № 09/17 «О внесении изменений в приказ АО «КР РК» от 23.04.2015 № 15 «О мерах исполнения Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011»» внесены изменения в состав закупочной комиссии.

Приказом АО «Корпорация по развитию Республики Коми» от 11.04.2017 № З-09/2017 «О проведении закупки» организован запрос предложений на право заключения договора оказания услуг по физической охране объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

В реестр государственной собственности Республики Коми по состоянию на конец 2016 г. было включено 13 действующих акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности Республики Коми, из них, акционерные общества с долей участия Республики Коми более 50%, в том числе - Акционерное общество «Корпорация по развитию Республики Коми». В связи с этим, на общество распространяются требования Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение об организации закупок АО «Корпорация по развитию Республики Коми» с изменениями и дополнениями версия № 3 утверждено Решением Совета директоров АО «КР РК» протокол № 16-2017 от 22.03.2017 и размещено на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» (далее – Положение о закупках).

Согласно подпункту 2.1.1. пункта 2.1. Положения о закупках настоящее Положение о закупке товаров, работ, услуг регламентирует процедуры закупки любых товаров, работ, услуг для нужд АО «Корпорация по развитию Республики Коми» стоимостью свыше 100 000,00 рублей с учетом НДС.

Извещение и документация по порядку проведения запроса предложений на право заключения договора оказания услуг по физической охране объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности общества (далее – документация о закупке) размещены сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» 20.04.2017.

Согласно документации о закупке начальная (максимальная) цена договора рассчитывается исходя из размера оплаты физической охраны одним сотрудником охранного предприятия и не может превышать 100,00 (сто рублей 00 копеек) за один человеко-час, в т.ч. НДС (если применимо).

Срок оказания услуг с 01.05.2017 по 30.04.2018.

Объекты, подлежащие охране:

Объекты – отдельно стоящие административные здания по следующим адресам:

- Респ. Коми, г. Сыктывкар, ул. Ленина,73, 1 пост круглосуточной физической охраны, 1 пост 12-ти часовой физической охраны;

- Респ. Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская,78, 1 пост круглосуточной физической охраны;

- Респ. Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная,108а, 1 пост круглосуточной физической охраны;

- Респ. Коми, г. Ухта, ул. 30 лет Октября,4, 1 пост круглосуточной физической охраны;

- Респ. Коми, г. Ухта, ул. Юбилейная,14, 2 поста круглосуточной физической охраны.

Согласно информации с сайта www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» договор по результатам закупки № 316/17 заключен 28.04.2017 с начальной (максимальной) ценой 81,50 рублей.

Как следует из письменной информации АО «Корпорация по развитию Республики Коми» (вх. от 21.08.2017 № 4520), по состоянию на 01.08.2017 заказчиком за оказанные услуги ООО «ЧОП «ДОН» оплачено 691 446,00 рублей, что подтверждается платежными поручениями.

В соответствии с подпунктом 3.4.1. пункта 3.4. Положения о закупках одним из способов закупки является запрос предложений.

В соответствии с пунктами 2), 9) части 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с подпунктом 9) пункта 2.1 требования к участникам запроса предложений документации о закупке к участникам запроса предложений предъявляется требование об отсутствии правонарушений в связи с осуществлением лицензируемого вида деятельности за последние два года.

Согласно подпункту 8) пункта 2.4.1. документации о закупке подаваемая заявка на участие в запросе предложений заполняется по установленной в приложении к настоящей документацией форме и должна содержать, в том числе справку об отсутствии правонарушений в связи с осуществлением лицензируемого вида деятельности за последние два года, заверенная ЦЛРР МВД по РК.

В соответствии с подпунктами 1), 2), 3) пункта 4.2. Положения о закупках при проведении закупки заказчик вправе установить квалификационные требования к участникам закупки, а именно:

наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;

положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг;

иные квалификационные требования, связанные с предметом закупки.

Согласно подпункту 8.3.2. пункта 8.3. Положения о закупках документацией о проведении закупки способом запроса предложений могут быть установлены дополнительные требования к содержанию предложения.

В соответствии с подпунктом 8.4.2 пункта 8.4 Положения о закупках комиссия отклоняет предложения в случаях:

1) непредставления документов, определенных документацией, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки или о товарах, о работах, об услугах соответственно на поставку, выполнение, оказание которых проводится закупка;

2) несоответствия участника требованиям, установленным в соответствии с разделом 4 настоящего Положения;

3) непредставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения предложения на участие в закупке способом запроса предложений, если требование обеспечения предложения указано в документации;

4) несоответствия предложения требованиям документации.

В соответствии с подпунктами 8.5.1, 8.5.2 пункта 8.5 Положения о закупках на основании результатов оценки предложений каждому предложению относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер <...> Предложению, в котором содержатся лучшие условия, присваивается первый номер <...>

Победителем в проведении закупки способом запроса предложений признается участник закупок, предложение которого наиболее полно удовлетворяет потребностям Заказчика, определенным в соответствии с критериями, указанными в документации о запросе предложений, предложению которого присвоен первый номер и имя которого указано в итоговом протоколе.

Порядок оценки заявок по критериям установлен в Приложении № 1 к настоящему Положению.

В случае если в нескольких предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, первый номер присваивается участнику закупок, предложение которого поступило ранее предложений других участников закупок.

Согласно итоговому протоколу по запросу предложений на право заключения договора оказания услуг по физической охране объектов недвижимого имущества, находящегося в собственности общества в соответствии с извещением № 31705036480 от 20.04.2017, размещенному на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» 30.04.2017 на участие в закупке было подано 4 заявки: ООО «ЧОП «ДОН», ООО «ЧОП «Гранит», ООО «ЧОО «А.К.П.», ООО «ЧОП «Центурион», из которых заявка ООО «ЧОО «А.К.П.» была признана несоответствующей документации по запросу предложений.

Заявка ООО «ЧОО «А.К.П.» признана несоответствующей документации по запросу предложений со следующим обоснованием «в связи с отсутствием справки об отсутствии правонарушений в связи с осуществлением лицензируемого вида деятельности за последние два года, заверенная ЦЛРР МВД по РК (нарушение подпункта 8 пункта 2.4.1 документации)», остальные заявки признаны соответствующими документации по запросу предложений.

В результате обозрения заявок, представленных АО «Корпорация по развитию Республики Коми» установлено, что в составе заявки ООО «ЧОО «А.К.П.» отсутствовала справка об отсутствии правонарушений в связи с осуществлением лицензируемого вида деятельности за последние два года, заверенная ЦЛРР МВД по РК.

В составе заявки участника ООО «ЧОП «ДОН», который был признан победителем запроса предложений, представлена копия справки от 21.12.2016 № 358/3-2228, выданная Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми Центр лицензионно-разрешительной работы за подписью Врио заместителя начальника Управления Начальника Центра лицензионно-разрешительной работы о том, что лицензия на осуществление частной охранной деятельности ООО «ЧОП «ДОН» выдана МВД по Республике Коми от 14.03.2005 № 155, осуществлено переоформление лицензии 19.07.2008, 17.12.2011, 04.09.2014, в настоящее время лицензия ЧО действует до 26.10.2019, за период осуществления охранной деятельности ООО «ЧОП «ДОН» лицензия не аннулировалась.

В письменных пояснениях АО «Корпорация по развитию Республики Коми» исх. от 26.07.2017 № 1131 (вх. от 26.07.2017т № 4098) указано, что на начальном этапе оказания услуг ООО «ЧОП «ДОН» была дополнительно представлена справка об отсутствии правонарушений в связи с осуществлением лицензируемого вида деятельности за последние два года, заверенная ЦЛРР МВД по РК. Заказчик предоставил копию справки от 02.06.2017 № 358/3/586, выданной Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми Центр лицензионно-разрешительной работы за подписью заместителя начальника Управления (далее – справка от 02.06.2017 № 358/3/586), что свидетельствует, по мнению АО «Корпорация по развитию Республики Коми», о том, что закупочной комиссией был признан победитель, соответствующий требованиям документации о закупке.

В справке от 02.06.2017 № 358/3/586 указано, что с 01.01.2017 у ООО «ЧОП «ДОН» нарушения отсутствуют, для получения информации по наличию (отсутствию) у организации нарушений за 2015-2016 года рекомендовано обратиться в отдел по исполнению административного законодательства МВД по Республике Коми.

ООО ЧОП «Гранит» в составе заявки представило копию справки от 26.04.2017 № 358/2-429, выданной Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми Центр лицензионно-разрешительной работы за подписью заместителя начальника Управления майора полиции о том, что у ООО «ЧОП «Гранит» и ООО «ЧОП «Гранит-1» с 01.01.2017 нарушения отсутствуют, для получения информации по наличию (отсутствию) у организации нарушений за 2015-2016 года рекомендовано обратиться в отдел по исполнению административного законодательства МВД по Республике Коми (далее – справка от 26.04.2017 № 358/2-429).

Также ООО ЧОП «Гранит» в составе заявки представило копию письменного запроса от 21.04.2017 № 421 в адрес УМВД по г. Сыктывкару с просьбой о выдачи справки об отсутствии правонарушений в связи с осуществлением лицензируемого вида деятельности за последние два года, на этом запросе написана справка отдела МВД по Республике Коми о том, что сведениями о привлечении к административной ответственности ООО ЧОП «Гранит» за период с 01.01.2015 по настоящее время не располагает и стоит штамп МВД России по г. Сыктывкару, содержащий подпись (далее – запрос от 21.04.2017 № 421).

Как следует из материалов дела, ООО ЧОП «Гранит» представило в составе своей заявки заверенную обществом копию указанной справки от 26.04.2017 № 358/2-429 и копию запроса от 21.04.2017 № 421, поэтому заявка ООО ЧОП «Гранит» подлежала отклонению, поскольку, требованиями документации о закупке установлено, что необходимо предоставить именно справку, а не ее копию.

ООО ЧОП «Центурион» в составе заявки представило справку от 26.04.2017 № 358/2-434, выданную Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми Центр лицензионно-разрешительной работы за подписью заместителя начальника Управления майора полиции о том, что у ООО ЧОП «Центурион» с 01.01.2017 нарушения отсутствуют, для получения информации по наличию (отсутствию) у организации нарушений за 2015-2016 года рекомендовано обратиться в отдел по исполнению административного законодательства МВД по Республике Коми.

Таким образом, во всех заявках (в заявке ООО «ЧОП «Гранит» представлена копия указанной справки), поданных для участия в запросе предложений, справка об отсутствии правонарушений в связи с осуществлением лицензируемого вида деятельности за последние два года, заверенная ЦЛРР МВД по РК, отсутствовала, однако, только заявка ООО «ЧОО «А.К.П.» была признана несоответствующей документации по запросу предложений, в связи с отсутствием вышеуказанной справки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Действия закупочной комиссии АО «Корпорация по развитию Республики Коми» противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, подпункта 8.4.2. пункта 8.4. Положения о закупках.

Необеспечение равных условий участникам закупки является нарушением антимонопольного законодательства.

Участникам закупки ООО «ЧОП «ДОН», ООО «ЧОП «Гранит», ООО «ЧОП «Центурион» были созданы преимущественные условия участия в запросе предложений: в отсутствие в составе заявок требуемой справки об отсутствии правонарушений в связи с осуществлением лицензируемого вида деятельности за последние два года, заверенной ЦЛРР МВД по РК они были допущены до участия в запросе предложений, когда как заявка ООО «ЧОО «А.К.П.» по этому основанию была отклонена.Указанные действия привели к ограничению конкуренции на товарном рынке охранных услуг и повлияли на результат запроса предложений.

Действия закупочной комиссии АО «Корпорация по развитию Республики Коми» в виде признания заявок ООО «ЧОП «ДОН», ООО «ЧОП «Гранит», ООО «ЧОП «Центурион» соответствующими требованиям документации о закупке противоречат пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 449 Гражданского Кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.

Договор по результатам закупки заключен, таким образом, предписание выдаче не подлежит.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», на запросе предложений на оказание услуг по физической охране объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности общества, номер извещения 31705036480, установлено следующее:

1. Временной интервал исследования определен периодом с 20.04.2017 (дата размещения извещения о проведении запроса предложений) по 30.04.2018 (дата исполнения обязательств по договору, заключенному по результатам закупки).

2. Предмет торгов: оказание услуг по физической охране объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности общества (80.10 ОКПД2).

 

 

 

Председатель Комиссии

 

«…»

 

 

 

Члены Комиссии

 

«…»

 

 

 

 

 

«…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны