Решение №01-107/8514 решение по делу № АО 22-08/16 от 13 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 08 сентября 2016 года

 

В полном объеме решение изготовлено 13 сентября 2016 года

 

 

 

                                № 01-107/8514          
                                           г. Сыктывкар

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> (далее - Комиссия),  рассмотрев дело № АО 22-08/16 по признакам нарушения государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Коми «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее – ГБУЗ РК «Бюро СМЭ»), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Кирова, дом 25, части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании <…> – представителя ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» по доверенности от 24.08.2016,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № АО 22-08/16 в отношении ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» возбуждено по результатам внеплановой выездной проверки в отношении данного лица.

К участию в деле в качестве ответчика привлечено ГБУЗ РК «Бюро СМЭ», место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Кирова, дом 25.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 108.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Эдем», место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Орджоникидзе, дом 61б.

Исходя из норм гражданского законодательства за государственными учреждениями имущество закрепляется собственником государственного имущества на праве оперативного управления (пункт 1 статьи 123.21, статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации). Государственное учреждение распоряжается имуществом, принадлежащим ему с согласия собственника.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции:

- конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

-                      хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Особенности распоряжения государственным имуществом предусмотрены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, предусмотренных данной нормой.

В соответствии с частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Здание по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Эжвинская, дом 1/5, принадлежит на праве собственности Республике Коми, закреплено за ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» на праве оперативного управления (это следует из свидетельства о государственной регистрации права от 27.08.2013 серия <...> АБ № 013890).

Между Агентством Республики Коми по управлению имуществом, государственным учреждением Республики Коми «Бюро судебно-медицинской экспертизы», ООО «Эдем» заключен договор аренды № 2212 от 01.05.2007 в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Коми, - нежилых помещений №№ 1, 25 на первом этаже в здании по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Эжвинская, дом 1-а, площадью 25,4 кв. м., сроком с 01.05.2007 по 31.12.2017.

По дополнительному соглашению № 1 от 01.01.2012 к договору аренды № 2212 от 01.05.2007 был изменен арендодатель (с Агентства Республики Коми по управлению имуществом на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Бюро судебно-медицинской экспертизы») в связи с изменениями в законодательстве, регулирующем деятельность бюджетных учреждений.

По дополнительному соглашению № 2 от 01.07.2013 к договору аренды № 2212 от 01.05.2007 в связи с уточнением по результатам проведенной инвентаризации площади арендуемого имущества была изменена площадь арендуемого имущества с 25,4 кв. м. на 24,8 кв. м., также уточнена нумерация здания – дом № 1/5.

Договор аренды № 2212 от 01.05.2007 был заключен до вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, на основании которой договоры аренды в отношении государственного имущества заключаются по результатам торгов.

Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Исходя из изложенного договоры, которые были заключены до вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, признаются действующими до установленного в них срока.

Согласно пункту 32 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» в соответствии со статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора аренды на новый срок по существу является заключением нового договора. Поэтому стороны не связаны условиями ранее действовавшего договора аренды.

Однако, по дополнительному соглашению № 3 от 10.09.2013 в договор аренды № 2212 от 01.05.2007 внесены следующие изменения - пункт 6.4 принят в следующей редакции:

Если ни одна из сторон не заявила за месяц до истечения срока действия настоящего договора о нежелании срока его действия, то действие настоящего договора продлевается на срок, аналогичный сроку действия настоящего договора.

Дополнительное соглашение № 3 от 10.09.2013 к договору аренды № 2212 заключено после вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В пункте 1 Постановления Пленума ВАС от 17.11.2011 № 73 разъяснено, что в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.

В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 Гражданского кодекса), равно как и соглашение о продлении такого договора.

С момента вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции  заключение договоров аренды на новый срок без проведения торгов, в том числе заключение дополнительных соглашений, увеличивающих срок договоров, является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

В 2013 году уже действовали требования, установленные статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, о необходимости проведения торгов для заключения договоров аренды в отношении государственного имущества.

Заключение дополнительного соглашения № 3 от 10.09.2013 к договору аренды № 2212 от 01.05.2007, предусматривающего возможность продления договора аренды на новый срок в отношении государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГБУЗ РК «Бюро СМЭ», противоречит требованиям части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Заключение ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» дополнительного соглашения № 3 от 10.09.2013 к договору аренды № 2212 от 01.05.2007, предусматривающего возможность продления срока договора аренды № 2212 от 01.05.2007, могло привести к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов к государственному имуществу и, как следствие, к ограничению конкуренции на товарных рынках в границах МО ГО «Сыктывкар».

ООО «Эдем» осуществляет деятельность по организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг (код ОКВЭД 96.03).

Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми письмом от 31.08.2016 № МК-11-14/311-ТС (вх. № 4442 от 31.08.2016) представлены следующие сведения о количестве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, зарегистрированных на территории МО ГО «Сыктывкар» и заявивших при государственной регистрации (в качестве основного или дополнительного вида деятельности): по виду деятельности – организация похорон и предоставление связанных с ними услуг – 19 юридических лиц, 11 индивидуальных предпринимателей.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 № 14686/10, в тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Заключение ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» с ООО «Эдем» дополнительного соглашения № 3 от 10.09.2013 к договору аренды № 2212 от 01.05.2007, предусматривающего возможность продления договора аренды на новый срок в отношении государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГБУЗ РК «Бюро СМЭ»,  могло привести к предоставлению ООО «Эдем» исключительного права на пользование и распоряжение полученного в аренду государственного имущества и лишению иных потенциальных заинтересованных лиц возможности претендовать на получение прав в отношении указанного имущества на законных основаниях в ходе конкурентной борьбы. Для конкретного хозяйствующего субъекта – ООО «Эдем» – могли быть созданы преимущественные условия деятельности на товарном рынке услуг по организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг. Тем самым, это могло привести к ограничению конкуренции.

В рассматриваемом действии ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» имеется нарушение части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Между тем, ГБУЗ РК «Бюро СМЭ» письмом исх. № 01-09/1256 от 24.08.2016 (вх. № 4330 от 24.08.2016) представлена копия соглашения от 01.10.2013 о расторжении дополнительного соглашения № 3 от 10.09.2013 к договору аренды № 2212 от 01.05.2007.

В связи с чем, предписание выдаче не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ГБУЗ РК «Бюро СМЭ»  нарушившим часть 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части совершения действий в виде заключения с ООО «Эдем» дополнительного соглашения № 3 от 10.09.2013 к договору аренды № 2212 от 01.05.2007 без проведения торгов.
  2. Предписание не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии

 

                   <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

<…>

 

<…>

 

 

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны